30 ноября - день рождения Джонатана Свифта

Брущенко Алёна Бруна: литературный дневник

Эпиграф
Развлечение - это счастье тех, кто не умеет думать... Когда на свет появляется истинный гений, то узнать его можно хотя бы потому, что все тупоголовые объединяются в борьбе против него. Дж.Свифт


Чтобы войти в историю, нужно сначала самому придумать такие истории, которые затронут чувства и проникнут в умы. Причем, не только современников, но и потомков. Что ж, Джонатан Свифт оказался именно такой личностью, благодаря которой, как круги по воде, стали расходиться идеи, мысли, слова, действия.


30 ноября 1667 года в Дублине, в семье чиновника, родился Джонатан Свифт. Отец его умер еще до рождения сына, и Джонатан воспитывался дядей Годвином. После школы он оканчивает Тринити-колледж Дублинского университета, а спустя два года уезжает в Англию и служит там секретарем у дипломата Уильяма Темпла, помогая готовить тому мемуары. У Темпла Свифт работал до самой смерти дипломата, лишь в начале 1690-х годов ненадолго покинул своего покровителя. В этот период Свифт оканчивает Оксфорд и становится священником.


Литературный талант Свифта сначала, как у многих, проявился через стихотворное творчество. В 1696 году начинает писать притчи «Сказка бочки» и «Битва книг» и анонимные сатирические памфлеты. После смерти своего покровителя, не найдя другой работы, становится служителем церкви Святого Патрика в Дублине, в 1702 году получив степень доктора богословия. Спустя два года издает свои первые повести-притчи, но анонимно. Книга сразу же пользуется успехом. Впоследствии, Джонатан Свифт почти до конца жизни издавался анонимно: не то, что так было принято в то время или ему не хотелось получить признание, однако его литературные темы и стиль – ироничный и зачастую убивающий словом – не позволяли открыть имя автора. Вот это я понимаю: обезопасить себя никнеймом.


Через десять лет Свифта повышают до декана в соборе Святого Патрика, и он активно включается в политическую жизнь Ирландии, ратуя за независимость страны от Англии. В своем произведении «Письма суконщика» Свифт призывает к бойкоту английских товаров. И эта книга была издана анонимно, что помогло Свифту избежать наказания и гнева Лондона. Джонатан Свифт становится неофициальным героем и лидером Ирландии. Примерно в это же время писатель начинает «Путешествия Гулливера», которые будут изданы в 1726 году - опять же под псевдонимом. Несмотря на цензуру, книга стала популярной и много раз переводилась и переиздавалась, а в наши дни стала классикой и не раз экранизировалось.


Интересно, что именно Свифт в «Путешествиях Гулливера» придумал слова «лилипут» и yahoo. Здесь же автор упомянул спутники Марса, которые были на самом деле открыты лишь век спустя. В 1729 году Свифт стал почётным гражданином Дублина. В последние годы писатель страдал от серьёзного душевного расстройства, в 1742 году после инсульта потерял речь и отчасти умственные способности, за что был признан недееспособным. Три года спустя, 19 октября 1745 года, Джонатан Свифт скончался в Дублине.


В этом книжном сезоне, прослушав ТОП-10 книг, которые произвели впечатление на украинского философа Андрея Баумейстера, очередь дошла до тетралогии из четырёх путешествий доктора из Нотингемпшира, непоседливого Одиссея туманного Альбиона, путешественника, ищущего себе проблемы на голову. И вот от вечера к вечеру мы с мамой прослушали все аудио-книги.
Мы становились великаном-Гулливером в стране Лилипутии, в которой живут маленькие, в 12 раз меньше людей, человечки — лилипуты, захватившие великана (конечно не без его согласия) в плен. Описывая нравы, Свифт саркастически карикатурно подтрунивает над самомнением этого народа и его императора, которого величают как «отрада и ужас вселенной… монарх над монархами, величайший из всех сынов человеческих, который своею стопой упирается в центр земли, а главою касается солнца».
Сразу могу сказать, что это повествование – сатира в чистом виде, и даже не зная события и реальных персонажей, которых пародировал автор, можно догадаться о том, в какие проблемы современности мечет свои словесные копья Джонатан, скрываясь под псевдонимом. Так в первой части выведены политические конкуренты Англии того периода тори и виги в Лилипутии стали высококаблучниками и низкокаблучниками, религиозные разногласия между католиками и протестантами изображены знаменитой аллегорией бессмысленной войны остроконечников и тупоконечников, спорящих, с какого конца надо разбивать варёные яйца. Очень яркая сцена, когда Гулливер спас от пожара резиденцию императрицы, испражнившись, отчего впал в немилость и против него начались интриги. Королевский двор выдвинул против него обвинение в измене, в связи с его отказом участвовать в завоевании другого королевства - Блефуску и нарушением закона, запрещающего справлять нужду в пределах королевского дворца, и император соглашается, что Человека-гору надо убить, заморив его голодом, а для начала — ослепить его.


Второе путешествие демонстрирует Гулливеру и нам, что можно оказаться маленьким и хрупким человечком в Бробдингнеге - стране великанов, и теперь тебя могут преследовать самые большие опасности и неприятности, например, местная собака, стая ос, обезьяна. Но сначала Гулливер становится ручным зверьком фермера, показывающего его на ярмарках за деньги, и только его дочь относится к в 12 раз меньшему, чем жители этой страны, человечку милосердно и с заботой. И снова путешественник попадает к государю страны великанов, с которым у него происходят многочисленные обсуждения политики, устройства государственной и судебной системы Англии , нравов и обычаев. Король великанов — один из немногих благородных персонажей в книге Свифта, иронически комментирует его рассказы, а на бахвальное предложение Гулливера использовать порох для завоевательных войн, он с возмущением отверг и запретил под страхом смерти всякое упоминание об этом дьявольском изобретении. В уста монарха вложена, ставшая знаменитой, фраза: «Всякий, кто вместо одного колоса или одного стебля травы сумеет вырастить на том же поле два, окажет человечеству и своей родине бо;льшую услугу, чем все политики, взятые вместе.»


Третье путешествие столкнуло нас и путешественника с летающим островом - Лапута, познакомив с, во всех смыслах, летающими в облаках жителями. Лапутяне - преимущественно математики, астрономы, музыканты и техники, презирают практическую реализацию своих теорий, поэтому слуги, которые обслуживают своих хозяев, постукивая по голове хозяина надутым бычьим пузырём с горохом, обращает его внимание на окружающий мир. Из-за пренебрежения практикой, дома и костюмы лапутян построены очень плохо, ибо учёные-теоретики делают раскройки при помощи компаса и квадранта. Однако астрономы Лапуты создали мощные телескопы и открыли два спутника Марса на орбитах, равных 3 и 5 диаметрам Марса с периодом обращения соответственно 10 и 21,5 часов (Это было удивительным, хотя с точки зрения вычислений, и неверное открытие литератором спутников Марса – Фобоса и Деймоса). Лапутяне постоянно находятся в тревоге, что на Землю упадёт Луна, или Солнце взорвётся и т. д. Жёны учёных презирают своих мужей, которые не обращают на них внимания, и стремятся большую часть времени проводить «внизу» — на планетарно-островной части этой империи – Бальнибарби. Здесь же путешественник посетил научные институты по исследованию всякой всячины, в основном непригодной для прогресса и окружающей жизни, чем обсмеял Королевское общество Англии.


Последней, завершающей эпопеей для героя, стала высадка его на необитаемом острове захватившими судно пиратами. Так он оказался в стране разумных и добродетельных лошадей – гуигнмов, выучивает их язык, восхищается их мироустройством и благородством. Противопоставлены им омерзительные йеху - люди-животные. В Гулливере, несмотря на его ухищрения, узнают йеху, но, признавая его высокое для животного умственное и культурное развитие, содержат отдельно на правах скорее почётного пленника, чем раба. Общество гуигнгнмов описано в самых восторженных тонах, а нравы йеху представляют собой сатирическую аллегорию человеческих пороков. В конце концов Гулливера, к его глубокому огорчению, изгоняют из этой Утопии, и он возвращается домой. Однако вернувшись из этого лошадиного рая в человеческое общество, герой вместе с автором испытывает сильнейшее отвращение ко всему человеческому, встреченному им, и ко всем людям, в которых он постоянно прозревает пороки йеху.


На таком благодатном материале был создан не менее удивительный фильм «Дом, который построил Свифт» Марка Захарова, цитаты из которого тоже уже стал классикой.


• Свифт нанял актёров, чтобы те несли людям его мысли. Но наш губернатор оказался хитрее — он нанял зрителей.


• — Я — Гулливер!!!
— Мисс Джонсон, ваше преподобие, у нас радость: доктор тронулся!


• — Я читаю только специальную литературу.
— Вы великий человек, сэр, не испорченный культурой.


• — Какой же вы великан?
— Это я опустился.


• Ежедневный прием алкоголя очищает твою башку от ненужных мыслей.


• Это не кровь! Это клюквенный сок!


• Эти эрудиты так и норовят в каждой эпохе нацарапать что-нибудь на стене. А потом историки гадают, откуда в 18 веке мог появиться фломастер!


• — Куда вы их теперь?
— В тюрьму! Такое искусство надо беречь и охранять


• Видите вон тот дуб? Пообщайтесь с ним, ему, наверно, тоже пятьсот лет.
— Пятьсот? Я помню его ещё жёлудем…


• — Вы, случайно, не из Ноттингемшира?
— Да, а что?
— Я так и подумала


• — Вы кто такие?
— Мы гости сэра Свифта, нас в дом его любезно пригласили, чтоб вместе с ним его же помянуть.
— Так, значит вы все дармоеды?
— А как же, сударь, а вы-то разве нет?


• — Потише, потише, сэр. Здесь не пивная. Пришли на поединок, так ведите себя прилично.




Другие статьи в литературном дневнике: