30 ноября - день рождения Джонатана СвифтаЭпиграф Чтобы войти в историю, нужно сначала самому придумать такие истории, которые затронут чувства и проникнут в умы. Причем, не только современников, но и потомков. Что ж, Джонатан Свифт оказался именно такой личностью, благодаря которой, как круги по воде, стали расходиться идеи, мысли, слова, действия. 30 ноября 1667 года в Дублине, в семье чиновника, родился Джонатан Свифт. Отец его умер еще до рождения сына, и Джонатан воспитывался дядей Годвином. После школы он оканчивает Тринити-колледж Дублинского университета, а спустя два года уезжает в Англию и служит там секретарем у дипломата Уильяма Темпла, помогая готовить тому мемуары. У Темпла Свифт работал до самой смерти дипломата, лишь в начале 1690-х годов ненадолго покинул своего покровителя. В этот период Свифт оканчивает Оксфорд и становится священником. Литературный талант Свифта сначала, как у многих, проявился через стихотворное творчество. В 1696 году начинает писать притчи «Сказка бочки» и «Битва книг» и анонимные сатирические памфлеты. После смерти своего покровителя, не найдя другой работы, становится служителем церкви Святого Патрика в Дублине, в 1702 году получив степень доктора богословия. Спустя два года издает свои первые повести-притчи, но анонимно. Книга сразу же пользуется успехом. Впоследствии, Джонатан Свифт почти до конца жизни издавался анонимно: не то, что так было принято в то время или ему не хотелось получить признание, однако его литературные темы и стиль – ироничный и зачастую убивающий словом – не позволяли открыть имя автора. Вот это я понимаю: обезопасить себя никнеймом. Через десять лет Свифта повышают до декана в соборе Святого Патрика, и он активно включается в политическую жизнь Ирландии, ратуя за независимость страны от Англии. В своем произведении «Письма суконщика» Свифт призывает к бойкоту английских товаров. И эта книга была издана анонимно, что помогло Свифту избежать наказания и гнева Лондона. Джонатан Свифт становится неофициальным героем и лидером Ирландии. Примерно в это же время писатель начинает «Путешествия Гулливера», которые будут изданы в 1726 году - опять же под псевдонимом. Несмотря на цензуру, книга стала популярной и много раз переводилась и переиздавалась, а в наши дни стала классикой и не раз экранизировалось. Интересно, что именно Свифт в «Путешествиях Гулливера» придумал слова «лилипут» и yahoo. Здесь же автор упомянул спутники Марса, которые были на самом деле открыты лишь век спустя. В 1729 году Свифт стал почётным гражданином Дублина. В последние годы писатель страдал от серьёзного душевного расстройства, в 1742 году после инсульта потерял речь и отчасти умственные способности, за что был признан недееспособным. Три года спустя, 19 октября 1745 года, Джонатан Свифт скончался в Дублине. В этом книжном сезоне, прослушав ТОП-10 книг, которые произвели впечатление на украинского философа Андрея Баумейстера, очередь дошла до тетралогии из четырёх путешествий доктора из Нотингемпшира, непоседливого Одиссея туманного Альбиона, путешественника, ищущего себе проблемы на голову. И вот от вечера к вечеру мы с мамой прослушали все аудио-книги. Второе путешествие демонстрирует Гулливеру и нам, что можно оказаться маленьким и хрупким человечком в Бробдингнеге - стране великанов, и теперь тебя могут преследовать самые большие опасности и неприятности, например, местная собака, стая ос, обезьяна. Но сначала Гулливер становится ручным зверьком фермера, показывающего его на ярмарках за деньги, и только его дочь относится к в 12 раз меньшему, чем жители этой страны, человечку милосердно и с заботой. И снова путешественник попадает к государю страны великанов, с которым у него происходят многочисленные обсуждения политики, устройства государственной и судебной системы Англии , нравов и обычаев. Король великанов — один из немногих благородных персонажей в книге Свифта, иронически комментирует его рассказы, а на бахвальное предложение Гулливера использовать порох для завоевательных войн, он с возмущением отверг и запретил под страхом смерти всякое упоминание об этом дьявольском изобретении. В уста монарха вложена, ставшая знаменитой, фраза: «Всякий, кто вместо одного колоса или одного стебля травы сумеет вырастить на том же поле два, окажет человечеству и своей родине бо;льшую услугу, чем все политики, взятые вместе.» Третье путешествие столкнуло нас и путешественника с летающим островом - Лапута, познакомив с, во всех смыслах, летающими в облаках жителями. Лапутяне - преимущественно математики, астрономы, музыканты и техники, презирают практическую реализацию своих теорий, поэтому слуги, которые обслуживают своих хозяев, постукивая по голове хозяина надутым бычьим пузырём с горохом, обращает его внимание на окружающий мир. Из-за пренебрежения практикой, дома и костюмы лапутян построены очень плохо, ибо учёные-теоретики делают раскройки при помощи компаса и квадранта. Однако астрономы Лапуты создали мощные телескопы и открыли два спутника Марса на орбитах, равных 3 и 5 диаметрам Марса с периодом обращения соответственно 10 и 21,5 часов (Это было удивительным, хотя с точки зрения вычислений, и неверное открытие литератором спутников Марса – Фобоса и Деймоса). Лапутяне постоянно находятся в тревоге, что на Землю упадёт Луна, или Солнце взорвётся и т. д. Жёны учёных презирают своих мужей, которые не обращают на них внимания, и стремятся большую часть времени проводить «внизу» — на планетарно-островной части этой империи – Бальнибарби. Здесь же путешественник посетил научные институты по исследованию всякой всячины, в основном непригодной для прогресса и окружающей жизни, чем обсмеял Королевское общество Англии. Последней, завершающей эпопеей для героя, стала высадка его на необитаемом острове захватившими судно пиратами. Так он оказался в стране разумных и добродетельных лошадей – гуигнмов, выучивает их язык, восхищается их мироустройством и благородством. Противопоставлены им омерзительные йеху - люди-животные. В Гулливере, несмотря на его ухищрения, узнают йеху, но, признавая его высокое для животного умственное и культурное развитие, содержат отдельно на правах скорее почётного пленника, чем раба. Общество гуигнгнмов описано в самых восторженных тонах, а нравы йеху представляют собой сатирическую аллегорию человеческих пороков. В конце концов Гулливера, к его глубокому огорчению, изгоняют из этой Утопии, и он возвращается домой. Однако вернувшись из этого лошадиного рая в человеческое общество, герой вместе с автором испытывает сильнейшее отвращение ко всему человеческому, встреченному им, и ко всем людям, в которых он постоянно прозревает пороки йеху. На таком благодатном материале был создан не менее удивительный фильм «Дом, который построил Свифт» Марка Захарова, цитаты из которого тоже уже стал классикой. • Свифт нанял актёров, чтобы те несли людям его мысли. Но наш губернатор оказался хитрее — он нанял зрителей. • — Я — Гулливер!!! • — Я читаю только специальную литературу. • — Какой же вы великан? • Ежедневный прием алкоголя очищает твою башку от ненужных мыслей. • Это не кровь! Это клюквенный сок! • Эти эрудиты так и норовят в каждой эпохе нацарапать что-нибудь на стене. А потом историки гадают, откуда в 18 веке мог появиться фломастер! • — Куда вы их теперь? • Видите вон тот дуб? Пообщайтесь с ним, ему, наверно, тоже пятьсот лет. • — Вы, случайно, не из Ноттингемшира? • — Вы кто такие? • — Потише, потише, сэр. Здесь не пивная. Пришли на поединок, так ведите себя прилично.
© Copyright: Брущенко Алёна Бруна, 2022.
Другие статьи в литературном дневнике:
|