11. 11 - ДР Достоевского

Брущенко Алёна Бруна: литературный дневник

Я – Достоевского извечный персонаж:
Едино-многолик, терпимо-беспощаден,
Я – божьих истин неподкупный страж,
Высокопарный слог в пронзительной площаде.
Умильная слеза, надрывное рыданье,
Покой и благодать, порока круговерть,
Святые образа и скверны изрыганья,
Пречистое «отдать», премерзкое «презреть»,
Сломиться и сломить, убить, быть убиенным,
Слыть Каином и знать, что агнец-Авель жив
В тебе самом, и ты всего лишь был забытым,
Утерянным венцом, слепцом в обилии кривд.
Я – Достоевского извечный персонаж.
Паденье вниз, страдания чрез меру,
Стремление – размыть греховный кряж,
Стяжанье духа, истины и веры.


В прошлом году дата 11 ноября совпала с 200-летием со дня рождения классика, который оставил неизгладимое впечатление во многих поколениях мыслителей и философов, учёных и писателей, тех, кто чувствует жизнь и кто проверяет её разумом и логикой.


Начиная с 14 лет, читала Фёдора Михайловича запоем и много. Из самых ярких впечатлений, после чего и родились строки в 1992 году, которые написала в качестве эпиграфа, это "Братья Карамазовы", "Бесы", "Игрок", "Идиот".


В этом году наконец-то пропустила сквозь себя "Преступление и наказание" Федора Михайловича. Впрочем, не читала, а слушала аудио-постановку с чудесным Сергеем Чонишвили в роли Родиона Раскольникова, Львом Дуровым в роли Мармеладова и других актёров, которые по-юнговски точно и психологически болезненно вскрыли нарыв: "Я - тварь дрожащая или право имею?".


Для меня самым поразительным стало жизнебытописание Достоевским российской реальности 19 века, с бедностью на грани и за гранью сохранение человеческого облика.


Как всегда, мастер слова и препарирование души человеческой противопоставлял падения в мрак преступления и возвышение до пиков любви и сострадания близкому. И как это может быть заключено в одном человеке... И как это болезненно...
И всё же катарсис присутствует в этом произведении, и любовь духа побеждает бесчеловечную по своей низости действительность. А ещё словила себя на мысли, что век 20-21 умалил внутренние ориентиры человека до такого примитивного потребительства и себялюбия, что такие герои, как Родион, скорее всего непонятны современному читателю. Увы...


Если апеллировать к "Розе мира" Даниила Андреева, то по его мнению путь писателя Достоевского сравнивается по значению с Дантовским. Только русский мастер слова не живописал райские благодетели, а сосредоточился на проведении своих героев через круги ада сомнений, бунтов, восстаний против законов бытия и даже Бога.


Однако заглянув за кулисы собственных мотиваций, находим в письме Ф. М. Достоевского А. Н. Майкову: «Главный вопрос… которым я мучился сознательно или бессознательно всю мою жизнь, – существование Божие».


И эту сложнейшую дилемму писатель со временем опишет в своем символе веры: «Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной».


Словом, всех нас с днём рождения Великого Психолога, владеющего словом и смыслами, пробирающими душу до глубин и выставляющим напоказ бесов бессознательного, который предшествовал Фрейду и Юнгу и уже бурил такие копи человеческой психики своим анализом и синтезом, что мама родная.


А какие книги Достоевского перевернули вас?
Что вспоминаете и теперь? Почему любите или не любите дорогого нашего классика?



Другие статьи в литературном дневнике: