поэт Семён КирсановКОЛЛЕКЦИЯ Семен КИРСАНОВ
«Литературная энциклопедия», т. 5, 1931 «...Не трудно сделать жизнь значительно трудней...» Коллекционер Семен КИРСАНОВ ПОСЛЕДНИЙ СОВРЕМЕННИК Итак, повернем истории карусель, 1 Я свой корабль МАЙ. – Вот это выспался! «Аано дао А я стараюсь А дальше Растительности декабрь, 1927 г. 5
Я живу в пятисотом веке, От безмолвия охриплый, В библиoтеке имени Ленина Много в хранилищах темных скрыто Оком плафона глядит циклоп Много было боев и осад! Если бы жил и нес Иловайский 6 ИСТОРИЯ МИРА «В Нильской долине, иссохшей потом, –––––––––– В бурсе, за это б трудилась лоза, ИСТОРИЯ ПИСЬМЕННОСТИ «...известна легенда, будто –––––––––– И только среди людей и дат, Историки, сжатые в книжный плен, Июнь. 1928 3 Хуже чем боль, чем смерть, чем декофт. Я от тоски превратился в тень. Блестит земля, стеклянный лоск Где ты, о, Коган? Приди, начинай! 11 Память о нем – до-красна горит Нет великих! Вернуть нельзя. Колонною стражею загнанный вглубь, Солнечные системы пластинок Лестничкой лезу на высоту, Белей снег гор ли Из гор май вырван Мы банк в бок дули О том, Том Джони, быть вам в Чоне, Кружится пластинка, шуршит, шуршит, Взял другую, она залегла Вы ушли, Владмир Владимыч! Вы дамы ждете А Лиля Юрьевна: 15 В морозах топчется Москва, Бредет мороз Не трудно Колонный зал, Музей – Тверже шаг держи колонна, Другая черная змея За горло ручки заводной! «Мери-наездница, Врешь, пластинка! Читал не так, Нужен звон, а не мертвый лоск, Я докажу, то что сказал, В Колонном зале Июнь. 1928 4 Врос Легко Ночь, Чайную дозу шприцем вкрутив, «О ПЯТИСОТЛЕТКЕ» Цифры, что кадры Пате текут, «План пелиан паан лааано Будет в первом квартале плана За радио углем кинемся вместе Душу мою Хватаю газету! ЮГОВОСТОЧНЫЙ ПЛАНЕТНЫЙ ПУТЬ «В ответ захватчикам мы зовем И небо века уже сопит На шпалы дней столетья рельс Знамен ракетный фейерверк 5 Какие, правда, Пошли вдвоем. Схватил машину, Эх, мимо Марсов, Не хотите, Льет на землю А они: Мчи машина Коло храма Стягивай Дальше! 1929
1 …Итак, повернем истории карусель... Это четверостишье часто цитируется в перефразированном виде. Начало этому, должно быть, положил В.Маяковский в своем выступлении 23 сентября 1929 года на Втором расширенном Пленуме Правления РАПП: «...Я могу привести прекрасное стихотворение эпиграфом, восьмистишье Вольпина: – Поэтому, как говорил Жан-Жак Руссель, заворачивай истории крусель. – Не Руссель, товарищ, а Руссо. – В таком случае, не карусель, а колесо.» Кстати, не совсем логично в контексте выступления звучит само слово «эпиграф». Возможно, к осени 1929 года Маяковский уже был знаком с «Последним современником» и, приведя стихи Вольпина, машинально, по аналогии с поэмой Кирсанова, назвал их «эпиграфом». Вольпин Вольпин Михаил Давыдович (1902-1988) – советский поэт, сценарист. В двадцатые годы писал тексты для «Окон РОСТА», печатал в периодике сатирические стихотворения, работал для театров в соавторстве с В.Типотом, И.Ильфом и Е.Петровым, В.Ардовым и Н.Эрдманом. Несмотря на то, что с 1933 по 1937 год был в сталинских лагерях, с 1938 года вместе с Н.Эрдманом писал комедии и сценарии художественных и мультипликационных фильмов. Сценарист таких фильмов, как «Смелые люди», «Царевна-лягушка», «Морозко», «Огонь, вода и медные трубы», «Капризная принцесса», «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил», мультфильма «История одного преступления». В 1988 году погиб в автомобильной катастрофе. Михаил Вольпин всегда славился как мастер экспромта. Например, в 1974 году во время празднования десятилетия московского Театра на Таганке на подарок А.Вознесенского – щенка-волкодава – отреагировал экспромтом: Не зря театру в юбилей Поэты дарят кобелей. Театру, трудная судьба чья Была воистину собачья. 2 …и сжавши ртуть в комок... Речь идет о сильном морозе – ниже сорока градусов. В наше время мы практически не сталкиваемся с метеорологическими термометрами на основе ртути, но такой прибор более точен, чем обычный спиртовый термометр. Правда, он ограничен в своем нижнем диапазоне, поскольку ртуть плавится при -38,8°С. 3 …друзьями брошенный Мальмгрен... Мальмгрен (Malmgren) Финн (1895-1928) – шведский геофизик, исследователь Северного Ледовитого океана. В 1928 году был участником арктической экспедиции У. Нобиле на дирижабле «Италия». Погиб при попытке пройти по дрейфующим льдам с места катастрофы дирижабля к Шпицбергену, для того чтобы сообщить о катастрофе «Италии» и организовать спасение оставшихся в лагере. По версии следовавших с ним итальянцев Мариано и Цаппи, из-за полученой ранее конфузии плеча, поврежденной ноги и сильнейшей простуды Мальмгрен не мог двигаться дальше, отдал теплую одежду и продукты напарникам, а сам лег умирать в вырубленной в многолетнем льду нише. Оставшиеся в живых полярники были спасены советским ледоколом «Красин». Эти события отображены в фильме М. Калатозова «Красная палатка» (1971). Смерть Мальмгрена овеяна всевозможными подозрениями: его, обессилившего, могли просто бросить, забрав теплую одежду и остатки еды, а то и съесть (слишком уж цветущий вид был у спасенного офицера Цаппи!). Кроме того, непонятно, как Мальмгрен мог «забыть» отдать доверенные ему письма участников экспедиции, почему не написал ни единой прощальной строки своим родным?.. Эта тема активно распространялась в советской прессе того периода в первую очередь потому, что итальянцы (ядро экспедиции) воспринимались исключительно как «фашисты». В. Маяковский в июле 1928 года отреагировал на эти события стихотворением «Крест и шампанское»: …Мы ждем от Нобиле живое слово: Чего сбежали? Где Мальмгрен? Он умер? Или бросили живого?.. Образ Мальмгрена появляется и в современной поэзии, например, у Б. Ахмадулиной: О, смилуйтесь, хоть вы не обещали. Совсем одна, словно Мальмгрен во льду, заточена, словно мигрень во лбу. Друзья мои, я требую пощады! («…Я думаю: как я была глупа…», 1967) 4 …Спасли... Не Красин ли?.. Имеется в виду ледокол «Красин». Корабль «Святогор» был построен в 1916 году по заказу России в Ньюкасле (Великобритания). Во время гражданской войны был затоплен на фарватере в устье Северной Двины, чтобы преградить путь кораблям интервентов вверх по реке. Был поднят англичанами и в 1922 году продан Советской России за 20 000 фунтов стерлингов. В 1927 году постановлением ВЦИК РСФСР ледоколу было присвоено имя «Красин» (в честь политического деятеля, инженера Л.Б. Красина (1870-1926). В 1928 году ледокол сыграл главную роль в спасении полярной экспедиции генерала Умберто Нобиле. 5 ...декабрь, 1927 г. Дата под первой частью поэмы заслуживает особого внимания. В завязке поэмы явно прослеживается влияние событий, связанных с экспедицией У. Нобиле и ее спасением (Мальмгрен, «Красин»). Но события эти происходили ... в июне 1928 года! Так, кстати, датированы вторая и третья часть «Последнего современника», что полностью исключает возможность опечатки («1927» вместо «1928»). Возможно у Кирсанова возник замысел поэмы о далеком будущем в декабре 1927 года? Но почему именно тогда? «Холодно-стеклянный» мир грядущего представлен поэтом фактически как сатирическая антиутопия, причем дух и реалии этого мира очень уж напоминают будущеe из романа Замятина «Мы»... А на русском языке роман Замятина печатался как раз в 1927 году, в Праге, в эмигрантском журнале «Воля России». Можно предположить, что в декабре к Кирсанову попали пражские журналы с романом «Мы», тогда-то и появилась идея новой поэмы, тогда же, возможно, были написаны первые наброски о «стране Стеклянных Дуг». Но активная работа над поэмой «Последний современник» началась не ранее июня 1928 года. 6 ...Если бы жил и нес Иловайский... Иловайский Дмитрий Иванович (1832-1920) – русский историк. Автор широко распространенных в конце XIX века учебников по всеобщей и русской истории для средней школы. Надо признать, что отношение к этим учебникам было неоднозначное – с одной стороны они имели глубоко консервативный характер, были написаны с позиций защиты монархизма, с предвзятостью и тенденциозностью. Потому-то и вышла в 1911 году книга-пародия «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом». С другой стороны, многие ценили работы Иловайского за живость языка, яркость изложения, за передачу истории через личности, творившие ее. Эти качества отмечает, например, Марина Цветаева в автобиографическом очерке «Дом у Старого Пимена» (1934), где пишет о своем сводном деде – Д.И. Иловайском. 7 ...под руководством раба Хвевраля... Невольно возникает ассоциация с заметками Маяковского из «Записной книжки Лефа»: «...12 марта в «Правде» появилась поэма Орешина «Распутин», в «Известиях» появилась она же, но в сокращенном виде. В «Правде» кончалась словами: «И царя со всею знатной дрянью сшибли Октябрем». В «Известиях»: «И царя со всею знатной дрянью сшибли Февралем». Все удивительно в этой двухвостой поэме. Почему «октябрь» и «февраль» оказались одним и тем же, почему вместо двух разных революций какой-то один общий комбинированный «дуплет» получается, почему на одного поэта целые две революции и две газеты пришлись и почему этот один – Орешин». («Новый Леф», 1927, №4). 8 ...рвал бы с себя Покровский... Покровский Михаил Николаевич (1868-1932) – русский историк-марксист. С мая 1918 года – заместитель наркома просвещения РСФСР, по совместительству – председатель президиума Социалистической (с 1924 – Коммунистической) академии, ректор Института красной профессуры, председатель Общества историков-марксистов, заведующий Центрархивом. Сторонник и пропагандист воинствующего большевизма и беспрекословного исполнения партийных директив; считал, что исторические знания следует использовать в борьбе с политическими противниками. «История есть политика, опрокинутая в прошлое» – вот его главный лозунг. 9 ...От Ваппа остались: «Война и мир»... ВАПП – Всероссийская ассоциация пролетарских писателей была создана в октябре 1920 года, а в 1928 году реорганизована и переименована в РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей). Сначала ассоциацию возглавляли Г. Лелевич, С. Родов и И. Вардин, позже – Л. Авербах, Ю. Либединский, В. Киршон и В. Ермилов. ВАПП заявляла о себе не только как о пролетарской писательской организации, но и как о проводнике главной линии партии в литературе. В статьях журнала «На посту» вапповцы постоянно нападали на «попутчиков» и всю непролетарскую литературу в целом, в том числе классово-чуждыми считали и группу Леф, произведения своих же писателей всячески возвеличивали вне зависимости от их художественных достоинств. 10 ...ни поужинать в «Доме Герцена»!.. Дом Герцена (Тверской бульвар, 25) – особняк Яковлевых в центре Москве, где родился русский писатель А.И.Герцен. Советской властью дом был передан писательским организациям – МАПП, ВАПП, ЛОКАФ, «Кузница». С 1933 года — здание Литературного интситута. В 20-х годах в ресторане «Дома Герцена» бывали многие литераторы, проводили дискуссии, читали стихи. Бывали здесь и лефовцы, но Маяковский, хотя и слыл завсегдатаем этого заведения, отозвался о нем так: «Прав один рифмач упорный, В трезвом будучи уме, На дверях мужской уборной бодро вывел резюме: «Хрен цена вашему дому Герцена». Обычно заборные надписи плоски, но с этой — согласен! В. Маяковский» («Дом Герцена», июль 1928) 11 ...Где ты, о, Коган?.. Коган Петр Семенович (1872-1932) – историк литературы, критик, профессор I и II МГУ, с 1921 года – президент Государственной Академии художественных наук, противник модернизма и эстетизма. Был популярным лектором по истории современной литературы, хотя не пользовался уважением ни у вапповцев, ни у лефовцев. «Петра Семеновича Когана Маяк. презирал, как воплощение всяческой тупости. Издевался над ним в стихах» (Дневник К. Чуковского от 24.06.1964). И подтверждение тому: Чтобы разнеслась бездарнейшая погань, Раздувая темь пиджачных парусов, Чтобы врассыпную разбежался Коган, Встреченных увеча пиками усов... (В. Маяковский. «Сергею Есенину», 1926) 12 ...доклад «Гораций и Уткин»!.. Уткин Иосиф Павлович (1903-1944) – поэт, автор поэмы «Повесть о рыжем Мотеле, господине инспекторе, раввине Исайе и комиссаре Блох» (опубликована в 1926 году), сборников стихов, в которых революционный пафос сочетался с бытовыми чертами провинциального еврейства. Официальная критика называла Уткина «поэтом мелкой буржуазии» за то, что его лирика была пронизана сентиментальностью и романсной чувствительностью. В конце 20-х Уткина сравнивали чуть ли не с Байроном. Известна эпиграмма О.Мандельштама на И.Уткина: Один еврей, должно быть, комсомолец, Живописать решил дворянский старый быт: На закладной под звуки колоколец Помещик в подорожную спешит. 13 ...о Гельцер... Гельцер Екатерина Васильевна (1876–1962) – легендарная русская балерина. На сцене Большого театра с 1894 года, там же продолжала работать и после октября 1917 года. Любимица московских театралов была сторонницей сохранения в неприкосновенности балетов наследия, «чистых» танцев классического балета, хотя, в то же время, охотно выступала в драматических спектаклях А.А.Горского, а в 1920-х годах в новых балетах, поставленных для нее мужем В.Д.Тихомировым. Еще в 1915 году София Парнок посвятила Екатерине Гельцер стихотворение («И вот она! Театр безмолвнее / Невольника перед царем...»). Нельзя не упомянуть строк Ивана Бунина из «Окаянных дней» (1925-1927 гг.), где говорится о солдатском лазарете времен Первой мировой войны: «Солдатики» были объектом забавы. И как сюсюкали над ними в лазаретах, как ублажали их конфетами, булками и даже балетными танцами! И сами солдатики тоже комедничали, прикидывались страшно благодарными, кроткими, страдающими покорно: «Что ж, сестрица, все Божья воля!» — и во всем поддакивали и сестрицам, и барыням с конфетами, и репортерам, врали, что они в восторге от танцев Гельцер (насмотревшись на которую однажды один солдатик на мой вопрос, что это такое по его мнению, ответил: «Да черт... Чертом представляется, козлекает...»). 14 ...что кирпичей в мажанге... Имеется в виду Ма-Джонг (мажонг) – китайская логическая игра Mah Jong, суть которой состоит в том, чтобы разобрать определенным образом сложенную многослойную конструкцию из фишек, снимая только парные. В полный традиционный набор для игры входит от 136 до 144 костей. Игра появилась в Китае в конце XIX века, а в 20-х годах ХХ столетия маджонговая «лихорадка» охватила весь мир. Ма-Джонг был любимой игрой лефовцев, о чем вспоминают многие современники. Упоминается маджонг и в посвящении Алексея Крученый Борису Пастернаку в сороковых годах: …Но ханжа, но маньяк – дряхлых трынок, ты маджонга пил коньяк. 15 ...А Лиля Юрьевна: – Зачем?.. Вряд ли есть необходимость рассказывать о Лиле Юрьевне Брик – «музе Маяковского». В контексте поэмы Кирсанова «Последний современник» стоит присмотреться к стихотворению Алексея Крученых, посвященному Л.Ю.Брик и написанному в октябре 1929 года: Л.Ю.Б. Лечу! Тороплюсь! Волнуюсь! Жмаю сердца таксомотор — как будто меня щекочет ЛУЭС — прорвать последний затор! Как будто с Марса сорвался и упал в Гендриков переулок, о, славься, славься, славься сегодняшний день — новорожд — счастливый турок!.. (30.X.29 г.) 16 ...в сенях стоит Варвара... Степанова Варвара Федоровна (1894-1958) – художник, мастер конструктивизма. Жена и соратница А. М. Родченко, вместе с которым активно участвовала в деятельности ЛЕФа. В раннем периоде своего творчества (в то время – «заумь» и беспредметные стихи) использовала псевдоним «Варст». 17 ...– Где Ося? – Спит в каюте, в одной из трех кают... Брик Осип Максимович (1888-1945) – литературовед, драматург, критик, сценарист. Вместе с Маяковским редактировал журналы «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ». С 1926 с женой Лилей Брик жил у Маяковского в его трехкомнатной квартире в Гендриковском переулке (правильней – Гендриков переулок). Существуют противоречивые мнения о связи О.Брик с ЧК и ГПУ. С начала двадцатых годов, например, С.Есенину приписывают такую эпиграмму: Вы думаете: здесь живет Брик, Исследователь стиха. Ошибаетесь: здесь живет шпик И следователь ЧК.
сделать жизнь значительно трудней... Этот парафрз из стихотворения Маяковского «Сергею Есенину» звучит едва ли не пророчески как и по отношению к самому Маяковскому, так и к СССР в целом. Следует помнить, что это был 1929 год... 19 ...«Мери-наездница, у крыльца с лошади треснется цаца!» Раннее стихотворение Семена Кирсанова «Мери-наездница» (опубликовано в 1925 г.) очень любил и ценил Маяковский. Первые две строфы звучат в нем так: Мери-красавица у крыльца С лошадью справится – ца-ца! Мери-наездница до конца С лошади треснется — ца-ца! 20 ...«В ответ захватчикам мы зовем немедленно подписаться на тысячу триста III-ий заем индустриализации». Государственный внутренний 6% выигрышный заем индустриализации народного хозяйства СССР проводился трижды – с 1927 по 1929 год. В 1929 году велась активная агитация среди населения за подписку на III-й заем индустриализации. Особо широкий размах эта кампания приобрела после 10 июля, когда маньчжурские войска захватили Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД), нарушив существовавшие советско-китайские соглашения о совместном ее управлении. Любопытен тот факт, что уже 6 августа в газете «Правда» появилась статья М. Горького со следующими словами: «...На социалистическое соревнование, введённое нами в работу строительства новой жизни, враги ответили нам разбойничьим налётом на Дальнем Востоке. Мы отвечаем ускоренной подпиской на заём индустриализации».
© Copyright: Олег Анатольевич Борисов, 2010.
Другие статьи в литературном дневнике:
|