Знакомый незнакомец. К Дню рождения Н. И. Бухарина

Любовь Барсукова: литературный дневник

Николай Иванович Бухарин — экономист, философ и социолог, до ареста один из руководителей Советского государства: член ЦК и Политбюро ЦК ВКП(б), один из вождей Коммунистического Интернационала, член Президиума Исполкома Коминтерна, член ЦИК СССР, редактор газеты «Правда», главный редактор газеты «Известия», действительный член АН СССР. В 1907—1911 гг. учился на юридическом факультете Императорского Московского университета. После революции преподавал исторический материализм на факультете общественных наук Московского университета.

Н. И. Бухарин родился 27 сентября ( по новому стилю 9 октября) 1888 года в Замоскворечье, на Большой Ордынке.


Его мать, Любовь Ивановна, в девичестве Измайлова, — учительница. Происходила из военной среды, была умной волевой женщиной, окончила институт благородных девиц. Отец, Иван Гаврилович Бухарин — школьный учитель. Он был отличным знатоком русского языка и особенно математики; умел умножать в уме, не записывая, многозначные числа. Честнейший и мягкий по характеру человек, он был из тех интеллигентов, которые полагали, что можно быть на царской государственной службе и не брать взяток. Это осложняло его жизнь, когда он служил податным инспектором в г. Бельцы (Бессарабская губерния), выделяло его в чиновничьей среде, где считали его чуть ли не юродивым и относились к нему снисходительно.


Николай Иванович ранние годы провел в уездном городишке Бельцы. С детства он был увлечен окружавшей его природой, с жадностью впитывал цветы и звуки, краски и лучи, мир животных — птиц и насекомых. Эти детские впечатления обогатили его и легли в основу развившейся в будущем глубокой художественной натуры. Начав читать с 4-х лет, он читал все, что попадалось: прозу и поэзию, литературу светскую, научную и богословскую, увлекался греко-латинской мифологией и героикой. Не проходили мимо его восприятия подвиги, слова о свободе, намеки на возможность иной жизни. Читая, он много размышлял и дошел, как он сам вспоминал, «своим умом до полнейшего безверия»; по-мальчишески озорно богохульствуя, он удивлял и пугал окрестных ребятишек.


Отец говорил о Николае: «способности были немалые, но характер податливый, мягкий — зато веселый и общительный». Увлекался Николай рисованием . Много читал, анализировал прочитанное, на все возникающие вопросы искал ответ самостоятельно — в библиотеках, в словарях, у философов.


Окончив гимназию с золотой медалью, в 1907 г. Николай Иванович поступил на экономическое отделение юридического факультета Московского университета и учился, совмещая учебу с партийной работой (в большевистскую организацию вступил в 1906 г., в 17-летнем возрасте).
Начиная с 1909 г. его неоднократно арестовывали. Любопытно, что даже при аресте Московское охранное отделение 25 июня 1909 г. среди особых примет арестованного отмечает: «Выражение лица — веселое».


В конце 1910 г., за несколько месяцев до выпускных экзаменов, Николай Бухарин был арестован (в 1911 г. исключен из университета) и после шести месяцев заключения в тюрьме выслан из Москвы в Архангельскую губернию, откуда ему удалось бежать — он попадает в Германию, в Ганновер. В период шестилетнего пребывания в эмиграции Николай Иванович жил и работал среди социал-демократов Германии, Австрии, Швейцарии, Швеции, Норвегии, Дании и Америки. Он в совершенстве овладел иностранными языками — немецким, английским и французским. Он читал Гейне и Канта по-немецки, Мольера и Монтескье по-французски, древнеримских поэтов на латинском, трагедии Эсхила на древнегреческом.


Энциклопедическая образованность, великолепная память, склонность к анализу и обобщениям позволили ему впоследствии, в тюремных условиях, при полной безысходности и нависшей смертельной угрозе выстоять, отвлечься и сохранить свое человеческое достоинство.
Незаурядным, высокоодаренным человеком был Николай Иванович. Он мог посвятить свою жизнь искусству, стать профессиональным художником, но стал политическим деятелем, всецело преданным революции. Однако его эмоциональная натура постоянно, в течение всей его жизни, проявлялась в живописи.


В 1928–29 гг. Бухарин решительно выступил против сталинской насильственной коллективизации, которую оценил как «военно-феодальную эксплуатацию крестьянства». Он был объявлен оппортунистом, лидером «правого уклона». Развернутая кампания против «правых» закончилась трагически. Бухарин был арестован 27 февраля 1937 г. и расстрелян 15 марта 1938 г. Только после полной политической, партийной и академической реабилитации в 1986 г., спустя полвека, имя Николая Ивановича было возвращено отечественной истории: изданы его сочинения, «рассекречены» его труды, созданные во внутренней тюрьме на Лубянке в 1937 г. и извлеченные из личного архива Сталина.


Случилось так, что философские труды Николая Ивановича стали известны в то время, когда уже не существовало ни СССР, ни ВКП(б), ни массового интереса к марксизму. Бухарин не был поэтом, но он знал и любил поэзию во всем ее многообразии, ратовал за свободу творчества. В поэзии он ценил богатство мыслей, часто даже философских (выделял бельгийского поэта Э. Верхарна), проблем, культуры.


Цикл стихотворений, созданный Бухариным в тюремных условиях, в застенках Лубянки, стал неожиданным открытием для тех, кто получил доступ в сверхсекретные правительственные архивы. Тетрадь стихов содержится в Особой папке «ЦК КПСС Политбюро» и озаглавлена «Преображение мира» (65 стр.). Тематически стихи разделены на 6 серий, которые объединены автором как «стихи о веках и людях». Почти все стихи датированы, часто с пометкой «ночью». Первое из стихотворений, «Праматерь-природа», написано в ночь на 26.VI 1937 г.; в эту же ночь создано второе стихотворение, «Новые птицы» (песня о Северном полюсе).


Цикл стихотворений, созданный Бухариным в тюремных условиях, в застенках Лубянки, стал неожиданным открытием для тех, кто получил доступ в сверхсекретные правительственные архивы. Тетрадь стихов содержится в Особой папке «ЦК КПСС Политбюро» и озаглавлена «Преображение мира» (65 стр.). Тематически стихи разделены на 6 серий, которые объединены автором как «стихи о веках и людях». Почти все стихи датированы, часто с пометкой «ночью». Первое из стихотворений, «Праматерь-природа», написано в ночь на 26.VI 1937 г.; в эту же ночь создано второе стихотворение, «Новые птицы» (песня о Северном полюсе). Отдельная серия посвящена труду и начинается стихотворением «Освобождение труда» — от труда рабов древнего мира до прославления социалистического труда: «Геройский да здравствует труд!» (ночь — утро 10.VII 1937 г.).
В стихотворении «Столица мира» (утро 12.VII 1937 г.) автор вспоминает:
<…> Исчезли сорок сороков
Погибли переулочки,
Глухие закоулочки,
Дома богоугодные,
Дворяне благородные <…>


В эту же серию входят: «Рождение человечества» (12.VII 1937 г.), «Смерть и жизнь» (13.VII 1937 г.), стихи, посвященные Ф. Ницше («Безумный пророк»), Генриху Гейне («Лира иронии»), Вильяму Шекспиру («Великий неизвестный»). Великим мастерам культуры посвящены стихи: «Мастер» (Леонардо да Винчи), «Светлая радость» (А. Пушкину), «Храм Славы человечества» (Л. ван Бетховену), Иоганну Вольфгангу Гете.


Есть стихи о политических событиях («Окровавленная Испания», «Тернистые пути» — о Китае), философские, направленные против капитализма и, конечно, фашизма, которому Бухарин давал беспощадную оценку: «Фашизм есть величайшее падение культуры, ее варваризация».


Сюжеты возникали и сменялись в разгоряченном мозгу узника с необыкновенной скоростью и лились как «из рога изобилия».


Так, в ночь на 15.VII и утром 16.VII 1937 г. написаны стихотворения, посвященные Г. Гейне, Леонардо да Винчи, А. Пушкину, Ф. Ницше. Неуемный мечтатель продолжал жить в узнике Лубянки, что видно из его стихов. В большом стихотворении, посвященном проблеме Евразии в связи с геополитическим расположением страны («Европа и Азия»), в поисках пути соединения «европеизма» с культурами восточных народов, Николай Иванович создает картину гуманного социализма: «Фронтом единым пойдут Новый Запад и Новый Восток!». В эту же тетрадь входят стихотворения «Слава жизни», «Творцы машин» и др., а заканчивается она стихотворением «Ночь» (18. XI 1937, л. 126 об.). Это стихотворение — последнее в деле 428.
По свидетельству дочери Н. И. Бухарина Светланы Николаевны Гурвич-Бухариной, существует и вторая тетрадь стихов : кроме стихов, написанных чисто и четко, в ней много черновых набросков, есть три рисунка человеческих лиц, выполненных тонким пером, чернилами.


Разумеется, стихи Николая Ивановича нельзя оценивать по общепринятым критериям — как вклад в поэзию. У него не было и не могло быть такой задачи, да и времени не было шлифовать свои рифмованные строчки. У него было другая «задача»: находясь за решеткой, оклеветанный, обуреваемый жаждой жизни и хорошо сознающий неотвратимость гибели, он старался не потерять себя, сохранить свое человеческое достоинство и отвлечься от нависшей смертельной угрозы; он бессонными ночами, после изнуряющих допросов, пользуясь своей необыкновенной эрудицией, знаниями, великолепной памятью, обдумывал и рифмовал отдельные эпизоды из истории человечества, подсказанные ему его аналитическим умом.


Дочь Н. И. Бухарина Светлана, ознакомившись со стихами отца, записала: Стихи, написанные в тюрьме, по ночам!!! — не вершина поэтического мастерства (да и не о нем может идти речь). Но — вершина души, интеллекта, революционного романтизма (сохранил!) и трагедии более высокой и жуткой, чем гибель Гамлета в открытом бою. Читать их можно с гордостью и страданием.


А Отто Лацис, который одним из первых ознакомился с тюремными стихами Николая Ивановича, заметил: Стихи читать тяжко. Лучшие из них, лирические, — стон бесконечно измученного человека.


ГНИЛЫЕ ВОРОТА
Еще только воровство может спасти собственность,
только клятвопреступление — религию,
только прелюбодеяние — семью,
только беспорядок — порядок.
К. Маркс


Ничто не пахнет так мерзко, как сгнившая лилия. Шекспир


***----***----***
ТАНЕЦ ГОРИЛЛ
Крики, хрипы, лязг и визги,
Грохот, хохот, барабан,
Дробь и брань, и крови брызги —
У горилл гремит канкан.
Посреди — костер огромный,
Треск и шип, и хруст хрящей,
Кто-то злой и кто-то темный
Дров приносит, груз костей.
Книги бросил на растопку,
Черной гарью дым взвился,
От земли, кроваво-топкой
Шар зловещий поднялся.
Волосатых рук сплетенье,
Топот ног и звоны шпор,
Скрежет, чавканье, сопенье,
Похотливый разговор.
Вот уж звезды догорели,
И костер давно потух.
Heil кричит на мертвом теле
Раскричавшийся петух…
15-VIII-37 г.


***----***----***


Среди болот загнивших мира,
Средь дыма черного и вражеских траншей,
Безумных оргий пьяного сатира —
Зловонный урожай червей.
Верлена нежной скрипки пенье,
То тленья смертный аромат,
Мистические озаренья,
Что «Падалью» Бодлера говорят.


И странная экзотика Рэмбо,
И черт у Мережковского серьезный,
И утонченные кошмары По,
То пятна чумные болезни грозной,
То на гнилых стволах роскошные грибы,
Что яд сочат на пиршество судьбы…


А рядом арлекины и шуты,
Ватаги наглых акробатов,
Бездушья сутенеры и коты,
Сосущие отовсюду сок дукатов,
Поодаль истощенные мозги
Академических окаменевших мумий,
Напыщенной и важной мелюзги,
Тщеславия ходячего безумье.


Повсюду гниль и гнили слизь.
Альковное, салонное искусство
С притоном, с кабаком в один клубок сплелись
В бессилии больного чувства.
И вот теперь фашист-герой
С пустою тыквой-головой,
Элементарный как полено,
С собой Приносит перемену:
Жуя жвачку воловью Болото осушает… новой кровью.
20-VII-37 г. [Бухарин 2008, с. 1000–1001


***----***----***
Отдельные стихи из «Томика стихов» были опубликованы в (первая публикация), , и .


Очерк написан на основе книги Э. Б. Гурвича о Н.И. Бухарине



Другие статьи в литературном дневнике: