А. Блок и А. Пушкин. К 140 летию А. Блока.

Любовь Барсукова: литературный дневник

Главную связь А. Блока с Пушкиным. мы особенно видим тогда, когда говорим о том, какое весомое значение отводится теме родины в творчестве А. Блока и А Пушкина , да и в творчестве любого подлинного поэта. В переломную эпоху А.Блок все чаще обращается к Пушкину. Его статья «О на­значении поэта» — это своего рода завещание грядущим поколениям, целиком построенное на пушкинских идеях, на размышлениях самого Блока о Пушкине:
- Настоящий художник не уходит из жизни бесследно. Мы умираем, а искусство остается.


Где особенно ярко проявляется эта творческая и духовная связь двух поэтов?


Известен афоризм: «Если раскалывается мир, трещина проходит через сердце поэта».
«Это все о России»,— говорил А. Блок о своем творче­стве. И Пушкин, и Блок в своих размышлениях о судьбах России не могли пройти мимо переломных со­бытий ее истории, наиболее трагическим из которых является русский бунт.
Например: Поэма «Двенадцать» А.Блока начинается с символических контрастных цветообразов: «черный вечер/белый снег...». «Капитанская дочка» А. Пушкина начинается с того же: белый снег, стихия, метель, в которой вдруг «чернеется» Пугачев...


У Пушкина стихия охватывала все вокруг. У Блока стихия ветра охватывала весь мир.


История творится жестоко, и Блок это показал в поэме. Нет оправдания невинно пролитой крови — и об этом Блок сказал. И подобно тому, как «бессмысленный и беспощадный» бунт у Пушкина карается и гасится властью почти так же беспощадно и кроваво,— стихию бунта жестко и неотвратимо сменяет «державный шаг» «двенадцати», впереди которых — не с ними, а впереди и как бы над всем происходящим — Иисус Христос.


В романе Пушкина главные герои живут «по закону Господнему». У Блока же не просто поколебленными, но порушенными оказываются самые глубинные основы бытия, без которых человеку жить нельзя. Вот когда остается надеяться на того, кто приходит в конце поэмы «нежной поступью надвьюжной» и встает над стихией зла как последняя надежда на воскрешение добра и Бога в душах людей.


В статье Леонида Гроссмана "Блок и Пушкин" автор говорит о том, что:


"Последний период жизни Блока проходит под знаком Пушкина. К этому времени относится "Возмездие" -- поэма наиболее близкая к классической традиции,-- речь Блока о Пушкине и стихотворение его, посвященное "Пушкинскому Дому".
29 января (11 февраля) 1921 г., в 84-ую годовщину смерти Пушкина, Блок произносит в Доме Литераторов свое слово "О назначении поэта". За полгода до смерти, как некогда Достоевский, он воздает свою хвалу поэту в таком же синтетическом тоне, в каком была произнесена автором незаконченных "Карамазовых" знаменитая речь 8 июня 1880 г.


"Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними это легкое имя -- Пушкин.
Пушкин так легко и весело умел нести свое творческое бремя, несмотря на то, что роль поэта не легкая и не веселая, она трагическая; Пушкин вел свою роль широким, уверенным и вольным движением, как большой мастер; и однако, у нас часто сжимается сердце при мысли о Пушкине: праздничное и триумфиальное шествие поэта, который не мог мешать внешнему, ибо дело его внутреннее -- культура, это шествие слишком часто нарушалось мрачным вмешательством людей, для которых печной горшок дороже бога.
Мы знаем Пушкина -- человека, Пушкина -- Друга монархии, Пушкина -- друга декабристов. Все это бледнеет перед одним: Пушкин -- поэт".


Не ограничиваясь этой речью, Блок тогда же (5 февраля 1921 года) обращается к тени поэта в своем посвящении "Пушкинскому Дому". В первых же строфах возникает вечно знакомый образ: "всадник бронзовый, летящий на недвижном скакуне"...

Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе.
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе.

Не твоих ли звуков сладость
Вдохновляла в те года?
Не твоя ли, Пушкин, радость
Окрыляла нас тогда?

Вот зачем такой знакомый
И родной для сердца звук --
Имя Пушкинского Дома
В Академии Наук.

Вот зачем в часы заката,
Уходя в ночную тьму,
С белой площади Сената
Тихо кланяюсь ему


Эти строфы считаются последним стихотворением Блока (во всяком случае -- одним из его последних стихотворений). В его заключительных строфах чувствуется грусть расставанья и все оно звучит, как прощальный привет земному. Образ Пушкина и явление пушкинской культуры, как великий стимул бодрости духа и указание для его дальнейших творческих устремлений,-- с таким заветом отошел от нас Блок.



Другие статьи в литературном дневнике: