К 155 летию со дня рождения Велимира Хлебникова

Любовь Барсукова: литературный дневник

Велимир Хлебников (Виктор Владимирович )-- поэт, ведущий теоретик футуризма. Сегодня, 9 ноября ему исполнилось бы 155 лет со дня рождения и хочется с благодарностью вспомнить гениального поэта с необычной судьбой, ставший для поэтического мира кумиром и недосягаемой звездой, заново открывший русский язык.
Родился поэт 9 ноября 1885 года, а умер в 1922 году, прожив всего 37 лет.


Он, словно метеорит, блеснувший на поэтическом небосводе. Легенда поэзии Серебряного века, поэт для поэтов. Новатор, философ, математик, фантаст и учёный, публицист... Поэт отсчитывал начало своего творчества с необычайно мощного по социальному заряду 1905 г.: "Мы бросились в будущее... от 1905 года" (хотя некоторые свои литературные опыты он посылал М. Горькому еще в 1904 г.). Его эксперименты в области языка поражают, парадоксальность зашкаливает. Ему удалось то, что мало кому удавалось – соединить научно-экспериментальный подход с творческим.


Будучи поэтом по своей природной сути, он постигает Время сквозь мифопоэтическую призму и превращает предмет исследования в свою главную и пожизненную тему наряду с другим постоянным героем своей поэзии -- Словом, языком. Слово в его философско-поэтической системе перестаёт быть только средством передачи культурной традиции в ее смысловых и эстетических значениях, а становится собственно-значимой и самоценной чувственной данностью, вещью и, следовательно, частью пространства. Именно таким образом, через Время (прошлое, равно как и настоящее), зафиксированное Словом (овеществленным, материализованным) и превращенное в пространственный фрагмент, осуществлялось искомое философское единство "пространства-времени". Открывается как бы единая "книга бытия", книга Природы -- это есть утопическая мечта Xлебникова, поэтическому воплощению которой он посвятил всю свою жизнь.


Его художественный вклад в теорию и практику советской поэзии чрезвычайно значителен (словотворчество и рифмотворчество, разработка интонационного стиха, многоголосие ритмов, философская проблематика, гуманистический пафос, жанровые новообразования и др.).
Маяковский, считавший стихи X. образцом "инженерной", "изобретательской" поэзии, понятной "только семерым товарищам-футуристам", говорил, что стихи эти "заряжали многочисленных поэтов". Действие хлебниковского "заряда", в силовое поле которого попали Маяковский, Н. Асеев, Б. Пастернак, О. Мандельштам, М. Цветаева, Н. Заболоцкий и мн. др., распространяется и на современную советскую поэзию (В. Высоцкий, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, представители т. н. "рок-поэзии" и др.).


Источник: "Русские писатели". Биобиблиографический словарь.
Том 2. М--Я. Под редакцией П. А. Николаева.
М., "Просвещение", 1990



Другие статьи в литературном дневнике: