Литературная жизнь предполагает некоторое противостояние идей. Поле литературной «битвы» как нельзя лучше подходит под наименование «поле брани», ибо её здесь достаточно.
Противостоят в литературной борьбе чаще всего не на линиях добра-зла, правды-лжи, таланта-бездарности, а на линии возраста.
Как страшно пережить свой талант, с ужасом понимая, что его, собственно говоря, никогда и не было, и в литературе ты оказался по обкомовской разнарядке, комсомольской путёвке и т.д. И вся литературная жизнь была во имя «родной партии» или чего-нибудь ещё, только не ради литературы же. Конечно, можно себя утешать словесами об «учительстве жизни», «передаче опыта» и прочее. Будто жизненный опыт писателя – а всяк пишет в основном про себя самого – может быть интереснее любого другого.
Нет, господа-товарищи! Опыт жизни отдельно взятого писателя хорош в основном лишь как материал для сплетен. Вот, предположим, совершил некий писатель нечто выдающееся и что? Кто-то научается необходимости или невозможности подобные поступки совершать? Если кто и научается, так только тот, кто недавно родился. (И значение умного наставления для детской литературы огромно!). Но для взрослого читателя, особенно современного, ничему не желающего учиться, писатель в роли учителя - фигура прекомичная. Да и как иначе, если у нас, скажем, вопросы целомудрия поднимают бабушки, давно вышедшие из соответствующего возраста, а вопросы трудолюбия – пенсионеры? А если писатель и соответствует полу, возрасту и знаниям читателя, тот всё равно не будет смотреть на него, как на учителя. Нынче каждый сам себе учитель. (Да и писатель сам себе читатель…) Писатель вам не сверхчеловек, и не надо глядеть на него как известное копытное на новые ворота, ожидая, что он чему-то научит. Будто окромя его, РОДИМАГО, и научить-то некому…
Если автор чему-то и учит, то лишь в той степени, в которой всякий другой человек. (Потому так важно детскому писателю быть хорошим человеком!) Но «Жить по книгам – только портить кровь!» (Б.Гребенщиков). Умный человек по книгам жизнь познавать не станет. Книги воспитывают душу – это да. Но, к сожалению, жизнь наша не из одних переживаний состоит. Да и учиться никто ничему не хочет, в смысле – мозги напрягать. И голова нужна для того, чтобы «в неё кушать». Особенно это касается молодёжи, которая жаждет развлекаться.
Масскультура развращает, бросая семена растления? Безусловно! Но ведь любое семя всходит лишь на пригодной к тому почве. А дурная почва для дурных семян создаётся
родителями. Неужели те все поголовно негодяи? Необязательно. Те тоже несчастны и развращены. А если мы копнём поглубже, то придём к интересному выводу:
Человеку не нужны ни «почва», ни результат какой-либо деятельности. Осёдланный «прогрессом», человек «стремится»… А вот куда и зачем, его – не интересует! Он стремится ради стремления, и свою суету называет жизнью. Как ни странно, но и при прошлой власти и при нынешней – суета одна и та же. Только раньше считалось, что если тебе хоть раз в жизни не набили как следует морду, то ты и «жизни не знаешь». А теперь – если не «рубишь» много «бабла», то ты и не живёшь. Как будто жить и тратить большие деньги это одно и то же. То есть, если раньше требовалось умение терпеть отпихивание тебя от кормушки, то теперь требуется, чтобы ты сам отпихивал других от неё. Во главе угла остаётся всё равно та же самая кормушка. И плотское начало только усугубляется.
Человека хотят учить выжившие (чаще всего из ума) «учителя жизни», а тот учиться у них не желает, он хочет иметь свой опыт, а не заёмный. Он предпочитает свою волю, прёт напролом за сладким куском и превращается в свинью. Почему? Потому что самонадеян. И с 1991 года самонадеянность (особенно верхов) переросла всякие границы.
Если вдуматься в то, какой ущерб приносит своему месту обитания и себе современный человек, если только всмотреться в этого городского зомби, чаще всего с музыкальными затычками в ушах, то становится непонятно: кто и с какого бодуна придумал антропоцентризм?
При нынешнем плюрализме в отдельно взятых головах можно разно относиться к происхождению человека – от Адама или от Дарвина. (В смысле – от обезьяны). Но, как ни относись к реальности бытия Первочеловека, разве сопоставимы Адам и какой-нибудь бульдогообразный охранник или похожий на борзую управляющий одной из многочисленных «ГопСтопЖратьПитьКомпании»? Посмотришь на иного современника и подумаешь: «Да, твой предок точно скакал по деревьям. И не так давно…»
Но автор далеко отошёл от избранной темы – тульской литературной жизни. В принципе, литературной жизни в Туле нет. Потому что литературы в Туле нет. «А где иначе – так далеко!» (Е.Летов).
Уже вижу наливающиеся кровью глаза тульского литератора, читающего эти строки. Но с параноическим упорством повторяю: художественной литературы в Туле нет! Есть разрозненные литераторы, среди которых много хороших, даже очень хороших. Есть объединенные литераторы, даже в два союза, где они тоже разные. Но среди разрозненных -хороших всё-таки больше. Интеллигентские междусобойчики, что вне Союзов писателей, называются литобъединениями. Они вряд ли станут чем-то большим, пока того не соизволят возжелать члены Союзов Писателей, (те из коих сыпется неистраченный порох). Остаётся уезжать в Москву и делать там карьеру. Не примут почвенники - примут авангардисты, была бы умелая хватка, умение держать нос по ветру и изрядная доля цинизма. Ну а если не хочется? Если видал этот «Третий Вавилон» в гробу? Остаётся сидеть и тихо загнивать, не имея средств на издание книг, не имея возможности - если издадут – распространять свои книги, поелику коммерсанты люди шибко умные и скорее поставят на прилавок бездарную попсу, чем настоящую литературу.
Вообще же необходимы место не только литсобрания, но и собрания книг тех, кто на них приходит. Необходима библиотека тульской литературы. И она, похоже, создаётся.
Вот когда каждый читатель будет знать, коли ему интересно, кто, что, как и о чём написал, можно будет сказать, что есть не только хорошие или плохие книги тех или иных авторов, но есть и литература. Ибо она видна только в литературном процессе.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.