Заглянул вчера на главную страницу. Форумы упразднены. Правильное решение или глупость? В последние месяцы там делать было нечего, сплошной флуд и "игрища нанайских мальчиков". Значит правильно? Не знаю. Иногда форум бывал интересным и полезным. Но сейчас меня этот вопрос озаботил лишь потому, что я вышел из спора с Арбатским (дней десять тому), его не завершив. Собственно и спора-то не было. Обычные его манипуляции. Чем они его забавляют? Тем, что выводят оппонентов из себя? Хм, только не меня, я ведь тоже в курсе этих приёмчиков, но почему-то в этот раз прибегать к ним не хотелось. А опровергнуть весь его умный флуд было проще простого. Вот например, он пишет о критике Шостаковича в 1936 (знаменитый "Сумбур вместо музыки"), как о чём-то само собой разумеющемся, вон и Белинский мол Гоголя прорабатывал. Ничего особенного, чуть-чуть поругали. Критика, да не та. Неподписанная никем редакционная статья в "Правде" в 1936 почище указа какого принималась. А уж кто её заказчик был, к бабке не ходи, всем ясно было. Одному Арбатскому якобы не известно об этом факте, хотя в любой книге можно найти упоминание о посещении Сталиным спектакля "Леди Макбет Мценского уезда" 26 января. А 28-го - статья в "Правде". И не только по поводу оперы (хотя прежде всего из-за неё сыр-бор), но и в связи с балетом "Светлый ручей". С одной стороны "сумбур" (сталинское, кстати, словечко), с другой - украшательство и показуха (как будто либретто "Светлого ручья" чем-то хуже более поздних "Кубанских казаков"). А потом все постановки оперы и балета снимаются (ничего себе просто критика) и вызывают в ЦК, и ведут беседу... Повезло в тот раз Шостаковичу, хотя друзья говорили, что он был близок к самоубийству. Сталинскими премиями Арбатский его попрекнул... Хм, явно у Кожинова передрал эту манеру, мол раз художник откушал сталинского пряника, неча пищать из-за кнута. Премиями попрекнул, а о 1948 годе почему-то позабыл, о новых проработках и угрозах (месть за 9-ю симфонию). А можно ведь вспомнить и о ближайших родственниках и друзьях, ушедших в гулаговское небытие, как он это всё пережил и не сломался...
И ещё одна ложь (хотя всю ложь без материалов форума под рукой разве упомнишь?), якобы после смерти тирана ничего Шостакович гениального больше не создал. Ты смотри какой музыковед, наш пострел всюду поспел. Одно из лучших своих произведений, восьмой квартет, Шостакович написал в 1960. 13 симфонию пока не относят к шедеврам, но это только вопрос времени, конъюнктурно-политическая пена мешает.
И нельзя забывать, что самый продуктивный творческий возраст между 20-ю и 50-ю. С 1958-го Шостакович начинает серьёзно болеть, ему уже 54...
Чувство гадливости вызывает этот аккуратненький архивист-пиарщик, а всё ж, ты смотри, ответить ему захотелось. Но не статьёй. Тратить время на опровержение его грамотного флуда? Не дождётся.
Кстати, примерно также обстоит дело и с его заметками о Бабеле. Там вообще - полное соитие с Кожиновым, перевод стрелки на политическое лицо Бабеля, хотя речь шла только об уничтожении Сталиным великих деятелей культуры.
Правда Кожинов и вовсе утверждает, что язык Бабеля - не есть русский, а значит и писатель он никакой :)
Это не русский язык?
"Мы вбежали во двор, прошли сумрачный коридор и попали в квадратную комнату, пристроенную к алтарю. Там хозяйничала Сашка, сестра 31-го полка. Она копалась в шелках, брошенных кем-то на пол. Мертвенный аромат парчи, рассыпавшихся цветов, душистого тления лился в ее трепещущие ноздри, щекоча и отравляя. Потом в комнату вошли казаки. Они захохотали, схватили Сашку за руку и кинули с размаху на гору материй и книг. Тело Сашки, цветущее и вонючее, как мясо только что зарезанной коровы, заголилось, поднявшиеся юбки открыли ее ноги эскадронной дамы, чугунные стройные ноги, и Курдюков, придурковатый малый, усевшись на Сашке верхом и трясясь, как в седле, притворился объятым страстью. Она сбросила его и кинулась к дверям." ("Конармия")
И это не русский?
"...Багрицкий, плотояднейший из фламандцев. Он пахнет как скумбрия, только что изжаренная моей матерью на подсолнечном масле. Он пахнет, как уха из бычков, которую на прибрежном ароматическом песку варят малофонтанские рыбаки в двенадцатом часу июльского неудержимого дня. Багрицкий полон пурпурной влаги, как арбуз, который когда-то в юности мы разбивали с ним о тумбы в Практической гавани у пароходов, поставленных на близкую Александрийскую линию." ("В Одессе каждый юноша...")
Или его раздражает язык "Одесских рассказов"? Ну-с, тогда корни сего раздражения надо искать в собственной глупости, а поскольку Кожинов не глуп, то в чём-то ином, не хотелось бы произносить слово "антисемитизм", но другое на ум не приходит. Мандельштама он, скрепя сердце, к русским поэтам причисляет, мол в конце концов русская поэзия "наплыла на Мандельштама", а Бабель - нет, не русский, потому как коллективизацию одобрямши. Мужика русского не жалел, значит и писатель дрянцо. А если не дрянцо, то хотя б не русский.
И Арбатский ему вторит, мол такой-сякой Бабель имел наглость, почуяв опасность, вывезти за границу свою жену, а позднее ещё и мать с сестрой. Вот сволочь. Только почему-то забыл Арбатский упомянуть, что жена Бабеля выехала во Францию в 1925, а мать с сестрой в Бельгию - в 1926. Это ж какую такую опасность Бабель тогда учуял?! До 1939, года его ареста, оставалось 13-14 лет. Это уже не просто ложь, а липа, фуфло. Смердит. Гадко смердит...
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.