Печати
Печати. Печати — ценный материал для археологии, истории искусств, изучения религии и мифологии, правовых и социальных отношений в обществе; нередко еврейские печати помогают датировать археологические находки, решать вопросы палеографии и ономастики (см. Имена).(еврейский аспект)
Функциональная роль
Печати появились в глубокой древности и использовались для идентификации собственности и предотвращения краж; с их помощью маркировали глиняные пробки на сосудах с маслом или вином; их оттиски ставили на лоскутки ткани, привязывавшиеся к упакованным товарам.
Со временем печати приобрели и магическое значение. С появлением письменности при первых династиях Месопотамии печати стали штамповать на глиняных табличках с надписями.
В Египте печати использовались для маркировки папирусных свитков. В различных регионах, включая *Эрец-Исраэль древнеханаанского периода, на глиняную посуду печати ставили перед обжигом.
Матрицы (геммы-инталии) обычно вырезались из полудрагоценных камней: яшмы, оникса, аметиста или сердолика. Рельеф мог нарезаться инструментами типа дрели, простого бурава или резца.
Древнейший период
В древнейший период на Ближнем Востоке были распространены три вида печатей: цилиндрические; печати-скарабеи и скарабеевидные; конические.
Цилиндрические печати с нарезами по длине цилиндра (3–5 см высоты) возникли в Месопотамии эпохи шумеров и затем распространились в других странах региона, в том числе в Древнем Египте; на них гравировались символы богослужения, мифологические и охотничьи сцены; на некоторых были клинописные надписи.
Такие матрицы для получения оттиска прокатывали по сырой глине. На территории Эрец-Исраэль найдены глиняные сосуды с оттисками цилиндрических печатей, относящиеся к 3–2 тысячелетию до н. э.
Вероятно, часть печатей была завезена из Месопотамии, но большинство сделано на месте или в соседней Сирии.
Различают цилиндрические печати, изготовленные в митаннийском, сиро-ханаанском и смешанном стилях. Часть печатей вырезана на красном камне гематите.
Печати-скарабеи размером приблизительно 18 ; 22 мм имеют овальную форму; изготовлялись главным образом из аметиста или из искусственного материала, близкого по составу к фаянсу.
Эти печати были двусторонними; на лицевой стороне было изображение священного символа Древнего Египта — жука-скарабея, на тыльной — иероглифами обозначалось имя царя, чиновника или частного лица, титулы, затем следовали благословение и (или) заклинание.
Нередко на тыльной стороне изображались фигуры людей, животных и птиц, а также растительный и геометрический орнамент.
Небольшая часть найденных в Эрец-Исраэль печатей-скарабеев изготовлена не в Египте, а на месте или в других странах ближневосточного региона, но под несомненным влиянием египетских печатей.
Необычайно крупные печати-скарабеи, найденные здесь, были изготовлены в Египте, по всей вероятности, в гиксосский период (18–17 вв. до н. э.).
Начиная с этого времени, надписи на печатях копируются, и имена царей — особенно Тутмоса III и Рамсеса II — гравируются через много лет и даже веков после их правления.
Вероятно, многие из этих печатей, перестав играть функциональную роль, использовались как украшения.
Позднее широкое распространение получают скарабеевидные печати; они подобны печатям-скарабеям, но на них нет прорисовки очертания жука на лицевой стороне.
Чаще всего эти печати использовались для идентификации собственности, что широко практиковалось в Эрец-Исраэль, Финикии и Сирии в 9–5 вв. до н. э.
Главный элемент печати — надпись финикийско-еврейским шрифтом на иврите, финикийском или арамейском языке; в сфрагистике эти печати с надписями обычно называют «еврейскими печатями» независимо от языка надписи и места, где они найдены.
Часто надписи сопровождаются декором в «среднефиникийском» стиле с мифологическими персонажами, изображениями животных и растений и геометрическим орнаментом.
Возможно, со временем мифологические фигуры утратили религиозный смысл и стали общим на Ближнем Востоке декоративным мотивом.
Среди изображений на печатях встречаются человеческие фигуры, химеры типа грифона или сфинкса, крылатых змеев (драконов), а также крылатое солнце и т. п.
В Эрец-Исраэль археологами найдено громадное количество таких печатей, значительная их часть местного изготовления, хотя немало ввезено из соседних стран.
Месопотамское влияние заметно в вислой печати (булла) 6 в. до н. э. (в Музее Эрец-Исраэль в Тель-Авиве).
На ней изображены два человека в ассирийских одеждах, один из них держит в руке лук и стрелы; в овальной рамке еврейско-финикийская надпись сар hа-ир, то есть `градоначальник`.
Имя собственное в надписи (как правило, не декорированной) сопровождалось обычно именем отца, вводимым обычно словом бен (`сын`): «Ремальяху, бен Нерияху» и т. п. Встречаются и женские печати: «Авигайль, жена Асаяху», «Алия, служанка Ханан’эля» и др.
На большинстве личных печатей имя дополнялось указанием общественного положения или должности и иногда именем царя: «Шема, слуга Иоровама» (то есть царя Иоровама II), «Яазаньяху, слуга царя», «Геальяху, сын царя», «Гдальяху, дворцовый слуга» и т. д.
Имена, встречающиеся на печатях, расширяют представление о круге еврейских имен, не упомянутых в Библии. Например, Яазаньяху (см. выше), Онияху.
Об использовании печатей и важном их значении говорится в библейских книгах. Письма и документы полагалось запечатывать (I Ц. 21:8; Ис. 29:11); Печати ставились и на глиняных табличках или глиняной посуде (ср. Иов 38:14). «Перстень царя» был печатью, символизировавшей царскую власть (Эсф. 8:2,8). Упоминаются печать и шнур, которые Тамар потребовала у Иехуды в залог (Быт. 38:18, 25).
Вавилонский и персидский периоды (7–4 в. до н. э.)
В вавилонский и персидский периоды (7–4 вв. до н. э.) повсеместно, в том числе в Эрец-Исраэль, стали употребляться конические печати с круглым или восьмигранным, иногда выпуклым основанием, изготовленные обычно из светлого халцедона.
Их родина — Месопотамия; в изображении обязательны ритуальные мотивы; позднее на поверхности рукоятки появляются декоративные рисунки.
При раскопках в Эрец-Исраэль было найдено множество сосудов 11–6 вв. до н. э. с оттисками печатей. На некоторых — имена царских чиновников, например: «Эльяким, слуга Иохина» (см. Иехояхин).
Интерес представляют кувшины, на ручках которых оттиснуто слово «царю» и название одного из городов: Хеврон, Сохо, Зиф и Мамшит. Предполагается, что такими печатями маркировался царский налог...
Найдены две печати периода Второго храма; это глиняные плакетки примерно 3 и 5 см в диаметре.
Надписи выполнены квадратным еврейским шрифтом; на одной — название города
Гезер, а на второй — сорт вина тамад и имя виноторговца Хошеа, выгравированное между линиями свастики. Вероятно, эти печати служили для маркировки кувшинов.
Гезер располагался на северной окраине местности Шефела, примерно в 30 км к западу от Иерусалима и находился на важном торговом пути из Египта в Месопотамию.
История
Первое письменное свидетельство о существовании Гезера относится ко времени правления фараона Тутмоса III (XV век до н. э.). В то время город подчинялся фараонам и платил им дань. Желая освободиться от слишком тяжёлых налогов, жители неоднократно понимали бунты, которые вскоре подавлялись фараонами. На рельефах из храма Амона-Ра в Карнаке изображены пленники из Гезера, взятые во время похода в Сирию 1468 г. до н. э.. Надпись на могиле из храма Тутмоса IV гласит о пленниках из города, название которого реконстуировано как Гезер.
Согласно Библии Гезер был покорён Иисусом Навином, когда тот убил гезерского царя Горама. Город отошёл левитам от надела колена Ефремова, которые, впрочем, не изгнали живших там ханаанеев, а мирно жили вместе с ними. Затем город снова перешёл к египтянам. Египетский фараон Сусаким (Шешонк I) передал его царю Соломону в качестве приданого своей дочери. Соломон укрепил полученный город, сделав его столь же укреплённым, как Хацор и Мегиддо. Вскоре после смерти Соломона Гезер был разрушен Сусакимом во время его похода против израильского царя Иеровоама в 924 г. до н. э.
Во времена Римской империи Гезер был малонаселённым и оставался необитаемым до I в..
В 1177 г. близ Гезера произошла битва при Монжизаре, в которой крестоносцы под предводительством Балдуина IV победили войско Саладина.
Другие статьи в литературном дневнике: