под его управлением состоялись премьеры

Маргарита Нота Сан: литературный дневник

Эдуард Францевич Направник (чеш. Eduard N;pravn;k; 12 (24) августа 1839, Бышть, близ Кёниггреца, Королевство Богемия, Австрийская империя — 10 (23) ноября 1916, Петроград, Российская империя) — чешский и российский композитор, дирижёр. В течение почти пятидесяти лет он занимал пост главного дирижёра Мариинского театра, под его управлением состоялись премьеры практически всех создававшихся в то время русских опер. Жена — оперная певица Ольга Шредер.


В 1861 году, получив предложение от известного русского мецената князя Юсупова занять место капельмейстера его домашнего оркестра, Направник отправился в Россию, которая с этого времени стала его второй родиной.
Высокую оценку дал ему композитор и музыкальный критик А. Н. Серов, сказавший, что «оркестр творит чудеса по отчетливости и оттенкам».


Направник стал первым дирижёром опер: «Вражья сила» Серова (1871), «Каменный гость» Даргомыжского (1872), «Псковитянка» (1873), «Майская ночь» (1880); «Снегурочка» (1882), «Борис Годунов» (1874); «Опричник» (1874), «Кузнец Вакула» (1876), «Орлеанская дева» (1881), «Пиковая дама» (1890), «Иоланта» (1892) Чайковского, «Демон» (1875). Под руководством Н. была возобновлена в 1871 опера «Руслан и Людмила». «Большое художественное значение имели и другие постановки Направника — тетралогия „Кольцо Нибелунга“ Вагнера (1900-05), оперы „Фиделио“ Бетховена (1905), „Орфей и Эвридика“ Глюка (1911)» (цитируется по: Театральная энциклопедия.
Примиряющая развязка конфликта дон Жуана с обществом представлена в драматической поэме 1862 года «Дон Жуан» А. К. Толстого. К этому произведению написана музыка Эдуардом Направником.


Направник умер в 1916 году в Петрограде, похоронен там же на Новодевичьем. кладбище. После революции 1917 года его семья переехала в Бельгию.



Другие статьи в литературном дневнике: