Эдельштейн, Георгий Михайлович

Маргарита Нота Сан: литературный дневник


Юрий (Георгий) Михайлович Эдельштейн (20 июля 1932, Киев) — протоиерей Русской православной церкви, участник диссидентского движения в СССР. Член Московской Хельсинкской группы.
Родился в Киеве в семье смешанного происхождения (еврейские, польские корни). Молодым человеком, около 20 лет, принял крещение в Русской православной церкви.
В 1965 году Эдельштейн, будучи ещё мирянином и аспирантом Московского областного педагогического института,участвовал в редактуре текста открытого письма Патриарху Алексию I, которое подробно рисовало картину противозаконного подавления органами государственной власти СССР прав и свобод верующих граждан страны. В итоге подписавшие письмо священники Николай Эшлиман и Глеб Якунин под давлением властей были «за вредную для Церкви и соблазнительную деятельность» уволены за штат «с запрещением в священнослужении, до полного раскаяния»; священник Глеб Якунин был восстановлен в служении в 1987 году, священник Николай Эшлиман лишился возможности восстановления, поскольку вступил в повторный брак.
(ВИКИПЕДИЯ)


" Рассказывают, лет пятьсот назад во Флоренции рядом жили католик и иудей. Каждый пытался склонить другого в «истинную веру», В конце концов иудей готов был сдаться, но сначала решил, что поедет в Рим, чтобы самому увидеть папский престол.
Соседи встретились вновь через полгода. Иудей рассказал, что был в Риме, виден Папу, беседовал с кар» диналами: «Кардиналы - это шайка разбойников, а Папа их предводитель. Поэтому я пошел в xpai$ m просил окрестить меня, Я понял, что если даже таким лкщям не удалось разрушить Церковь» Она, безусловно, от Бога»...


...От автора
В ноябре 1979 года архиепископ Курский и Белгородский Хризостом рукоположил меня во иерея и послал на отдаленный сельский приход со словами: "Четырнадцать лет там не было службы. Храма нет, и прихода нет. И жить негде. Восстановите здание церкви, восстановите общину — служите. Не сможете, значит, вы не достойны быть священником. Просто так махать кадилом всякий может, но для священника этого мало. Священник сегодня должен быть всем, чего потребует от него Церковь". — "А лгать для пользы Церкви можно?" — "Можно и нужно".
Двадцать пять лет размышляю я над этими словами. Все, что написано в этой книге, — результат этих размышлений.


...Говорят, что за последние пятнадцать лет в Московской Патриархии произошли огромные изменения. Я, сельский священник1, вижу только внешние изменения. Нам дозволено восстанавливать храмы, публиковать книги, заниматься благотворительностью, посещать заключенных и болящих, но исцеление и возрождение каждой Поместной Церкви, так же, как и каждого человека, может и должно начаться только с покаяния, о чем свидетельствует проповедь Иоанна Крестителя, Спасителя и святых апостолов. До сего дня мы не покаялись ни в чем. И чем дальше, тем нелепее звучит даже призыв к покаянию. Со всех сторон я слышу: "Нам не в чем каяться". Отказ от покаяния — характерная черта не только Московской Патриархии. Оказывается, не в чем каяться и Русской Православной Церкви Заграницей2, не в чем каяться "катакомбникам". Мы все видим соломинку в глазе брата, но не видим бревна в своем глазу.
Я убежден, что преступно замалчивать недуги своей Церкви. Каждый христианин знает, что "молчанием предается Бог". Мы призваны не только веровать, но и исповедовать, т. е. вслух свидетельствовать перед всем миром. Примером для каждого говорящего и пишущего о Церкви должны служить евангелисты. Они не побоялись сказать всю правду, которая, казалось бы, неизбежно вредила проповеди христианства. Они рассказали, что апостол Иуда продал Учителя за тридцать сребреников, что апостол Петр предал Христа и трижды отрекся от него, что первовер-ховный апостол Павел много лет был гонителем христиан, что Христа окружали мытари и грешники. Вся античная критика христианства была построена на анализе текстов Нового Завета, но евангелисты не побоялись этого. Они знали, что отец всякой лжи — дьявол, что всякий, кто лжет, становится его сыном и творит его волю. И поэтому христианство восторжествовало в мире.
Мне хочется обратиться ко всем своим собратьям-священнослужителям, ко всем православным христианам в России и за рубежом с несколькими важнейшими для меня вопросами."
Российский государственный гуманитарный университет
СЕРИЯ ИСТОРИЯ И ПАМЯТЬ
 
Москва 2005(Записки сельского священника Г. Эдельштейн)



Другие статьи в литературном дневнике: