Умер немецкий писатель Гюнтер Грасс

Олег Краснощёков: литературный дневник

Нобелевский лауреат, автор множества произведений, в числе которых знаменитый «Жестяной барабан», скончался сегодня утром, 13 апреля у себя дома на севере Германии, в городе Любеке.


Знаменитому писателю было 87 лет. Год назад он перестал писать книги. Так что роман «Слова Гриммов», вышедший в 2010 году и рассказывающий о жизни легендарных сказочников братьев Вильгельма и Якоба Гриммов, стал, увы, теперь уже точно последней его книгой. Грасс впрочем до самой кончины рисовал – в основном акварельные и графические работы - и писал стихотворения. Последнее стихотворение Грасса, опубликованное ровно три года назад, в апреле 2012-го, вызвало скандал. Оно называлось "Что должно быть сказано", и там Гюнтер Грасс, всегда презрительно относившийся к политкорректности, просто громил политику Израиля по отношению к Ирану, а заодно откостерил и родную Германию за намерение продать израильтянам субмарины. Разумеется, Грасса закидали камнями - Израиль объявил писателя персоной нон-грата, а немецкий истеблишмент – антисемитом.


Но таков уж был Гюнтер Грасс, один из крупнейших и значительнейших людей 20-го, да и в общем-то 21 века, встать на путь примирительного лавирования и оговорок – это было не для него.


Чего стоит хотя бы его прямолинейные признания: в книге «Луковица памяти» (2006 году) он написал, что в 15 лет записался в гитлерюгенд, а через два года, в 1944-м, пошел по призыву служить в танковую дивизию СС. В 45-м был ранен в сражении с нашими войсками, и на этом для него война кончилась. Да, это было, правда, Грасс писал, что ни разу не выстрелил в человека. Мальчишеская романтика Грасса, конечно, со временем сменилась крушением иллюзий и зрелым взглядом на историю нацизма, хотя он всегда оставался немного «левым». После войны Грасс выучился на каменотеса (торговля, занятие его родителей, юного Гюнтера не прельщала), потом - на скульптора и художника. Женился, как и положено «богеме», рано, в 26 лет, и уехал с женой в Париж – а куда же еще ехать художнику с амбициями и талантом? Возможно, мы бы сейчас говорили о нем, как о ваятеле или живописце, но тогда же, в 50-х, Грасс занялся литературой – рассказы, стихи и пьесы писались легко и само собой.


Самый знаменитый его роман-притча «Жестяной барабан» (1959 год) на самом деле был его дебютом! Это сюрреалистическая история мальчика, который отказался расти в эпоху, когда немецкий национал-социализм стал набирать силу. Разумеется, этот роман стал в том числе и попыткой Грасса разобраться с собственным юношеством. Спустя 20 лет режиссер Шлендорф снял по этой книге кино, получивщее «Оскар» и «Золотую пальмовую ветвь» Канн.


Гюнтер Грасс написал еще несколько замечательных романов – «Кошки-мышки», "Собачьи годы", "Под местным наркозом", потом "Вымыслы" и "Крысу", затем роман "Мое столетие" и много других произведений. И в 1999 году, когда ему было 72 года удостоился Нобелевской премии за то что «его игривые и мрачные притчи освещают забытый образ истории»..


Возможно, многое в жизни и творчестве немецкого писателя Гюнтера Грасса можно объяснить тем, что в нем половна крови была славянской – по матери-кашубке (этнос севера Польши), он и родился-то (16 октября 1927 года) в Данциге, ставшем потом польским Гданьском. В любом случае, он все про себя знал и отдавал во всем себе отчет – как и в том, что возраст и здоровье не дадут ему создать полноценное произведение. Поэтому и закончил с писательством. Редкое мужество, между прочим.


Источник: http://www.kp.ru/daily/26366.5/3247607/



Другие статьи в литературном дневнике: