Полные суровых дум и возвышенных дел покидают мир, отвергают пошлое; рассуждая о высоком, возмущаются и порицают — надменные и только. Так любят поступать мужи, в горах и долинах, презирающие современников, высыхающие, словно дерево, или уходящие в пучину.
Произносят речи о милосердии и справедливости, о преданности и доверии, почитательности и скромности, о том, как отказываться от и передавать , — совершенствуются сами, и только. Это любят мужи, успокаивающие мир, — те, кто обучает и поучает, странствующие ученики.
Произносят речи о великих подвигах, громкой славе, о церемониях между государем и советником, об исправлении между высшими и низшими — ради управления и только. Это любят мужи придворные, что благоговеют перед государем, укрепляют царство, захватывают и добиваются заслуг. пристанище на болотах и озерах, поселяясь в безлюдных местах, удят рыбу, наслаждаются праздностью, предаются недеянию, и только. Это любят мужи на реках и морях, удалившиеся от мира, те, кто предается праздности.
Вдыхая <прохладу>, выдыхая <тепло>, дыхание, освобождаясь от старого, воспринимая новое, висят на деревьях, медведи, вытягиваются, птицы, — ради долгих лет жизни, и только. Это любят мужи, проводящие путь, питающие тело, долголетия Пэн Цзу.
Но все прекрасное последует за тем, кто стать возвышенным без суровых дум, совершенствоваться без милосердия и справедливости, править, не добиваясь заслуг и славы, пребывать в праздности, не к рекам и морям, живя долго, не проводя пути, забывать обо всем и всем обладать, становиться безмятежным без предела. Таков путь неба и земли, таковы и свойства мудрого. Поэтому и говорится: «Безмятежность и безразличие, покой и уединение, пустота и недеяние — таково равновесие неба и земли, сущность природных свойств».
Поэтому и говорится: «Мудрый в покое». В покое, поэтому ровен и свободен. Ровный и свободный становится безмятежным и безразличным. К ровному, свободному, безмятежному и безразличному не вторгнутся ни горе, ни беда, его не захватят врасплох вредные пары. Поэтому свойства его целостны, а разум не страдает. Вот и говорится: «Жизнь мудрого человека — движение природы, смерть его — изменение вещи». В покое свойства такие же, как у холода; в движении такие же волны, как у жара. не опередит другого ни ради счастья, ни из-за беды. Лишь восприняв, откликнется; лишь вынужденный шевельнется; лишь поневоле поднимется; отбросив знания и житейскую премудрость, следует естественным законам, поэтому нет ни стихийных бедствий, ни бремени вещей, ни людских укоров, ни кары душ предков. Он живет, будто плывет по течению; умирает, словно уходит отдыхать; не мыслит и не заботится, не предвидит и не рассчитывает; светлый, но не блестит; доверяет, не назначая срока. Он спит без сновидений, бодрствует без печали, его разум чист, его душа не устает. Пустой и отсутствующий, безмятежный и безразличный, соединяется с природными свойствами. Поэтому и говорится: «Печаль и веселье зло свойствам, радость и гнев к ошибкам в пути, любовь и ненависть ущерб свойствам». Поэтому сердце, свободное и от печали, и от веселья, — это высшее в свойствах; быть единым и неизменным, — это высшее в покое; не противиться — высшее в пустоте; не общаться с вещами — высшее в безразличии, не выражать недовольства — высшее в чистоте. Поэтому и говорится: « утруждать тело без отдыха, это износу; расходовать свое семя без предела, это изнурению, изнурение к истощению». Вода, — чистая, нет примеси; ровная, не движется; не проточная, стоячая не может чистоты. образ природных свойств. Поэтому и говорится: «Простой и чистый, без примеси, неизменный в покое и единстве, безразличный, предающийся недеянию — в движение приводится природой». Таков путь, питающий разум. Ведь обладатель меча из Гань Юэ, не смея к нему прибегать, вложил его в ножны и спрятал. высшее сокровища. Разум движется одновременно во четырех направлениях и ничем не ограничивается. Наверху — достигает неба, внизу — обвивается вокруг земли. для развития и питания тьмы вещей нельзя считать образцом. Имя такого — равный предку. Чистейший и простейший путь сохраняет лишь разум. Сохраняет и не утрачивает , единый с разумом. Пронизанный единой сущностью соединяется с правилами природы. Простая поговорка гласит: «Толпа дорожит выгодой, честный муж дорожит именем, добродетельный ставит высоко волю, мудрый же ценит сущность». Поэтому про чистого скажу, что он ни с чем не смешивается; про простого скажу, что он не наносит урона своему разуму; того же, кто способен воплотить в теле чистоту и простоту, назову настоящим человеком.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.