Пеон первый

Арабский Алфавит: литературный дневник

На днях зашла речь о пеоне первом - редком размере в русской поэзии.
http://www.stihi.ru/rec.html?2016/04/24/8860


Квятковский в своем словаре в качестве примера приводит первую строфу "Марша Буденого" Асеева (изменив авторскую графику)
http://scanpoetry.ru/poetry/8930


Но если посмотреть следующие строфы, выясняется, что это стихотворение написано по сути в семистопном хорее. Так его метр трактует и В. Холшевников.


Тот же Холшевников приводит в качестве первого пеона стихотворение Бальмонта "Придорожные травы":
Однако, на мой взгляд, для пеона в этом стихотворении слишком много сверхсхемных ударений. Считаю, здесь было бы правильней говорить о пеонической тенденции в сверхдлинном хорее.


Два примера приводит Никита Брагин http://stihi.ru/2006/06/05-692


«Ирисы» Надежды Львовой:


Ирисы печальные, задумчивые, бледные,
Сказки полусонные неведомой страны!
Слышите ль дыхание ликующе-победное
Снова возвратившейся, неснившейся весны?


и связанное с ними стихотворение Нэйл:


http://www.stihi.ru/2005/07/23-982


Ирисы печальные, задумчивые… Синие
сказки, и послания неведомой страны,
И рисунка дивного таинственные линии ~
Словно начертание предсказанной тропы.


(правда, третья строка здесь - не пеонная :)


Как первый пэон обычно рассматривается также стихотворение "Золотой и синий" Бальмонта


Солнечный подсолнечник, у тына вырос ты.
Солнечные издали нам ви;дны всем цветы.
На полях мы полем здесь наш красивый лён.
К голубому льну идёт золотистый сон.


С Неба оба нам даны на земных полях.
Ярки в цвете, тёмны вы в сочных семенах.
Утренний подсолнечник, ты — солнце на земле.
Синий лён, ты — лунный лик, ты свет луны во мгле.


<1905>


Но и здесь, по-моему, слишком много сверхсхемных ударений для чистого пеона.


Намного строже выдержан пеон в "Стихах Калерии" из "Дачников" Горького:


Осени дыханием гонимы,
Медленно с холодной высоты
Падают красивые снежинки,
Маленькие, мертвые цветы...


Кружатся снежинки над землею,
Грязной, утомленной и больной,
Нежно покрывая грязь земную
Ласковой и чистой пеленой...


Черные, задумчивые птицы...
Мертвые деревья и кусты...
Белые безмолвные снежинки
Падают с холодной высоты...


1904


(см. http://www.artword.info/Musica_delle_parole.html )


Сверхсхемное ударение встречается только в строчке "Нежно покрывая грязь земную".


Примеры на первый пеон давал и Даниил Андреев в своих штудиях
http://rodon.org/andreev/nms.htm#VI


Там уже проносятся скользящие байдарки,
Яхты накреняются, - как ласточки легки...
Ластятся прохладою ласкающие парки,
Яркими настурциями рдеют цветники.




Свой образец первого пеона дает Михаил Гофайзен


пэон первый


отрочеством к старости от младости к усталости от
завязи до падалицы странниками странницами
жизнями изнеженные временем заснеженные
тянемся подснежники да дюнами прибрежными


сполохами шорохами с порохом без пороха ли
пристанями илистыми листьями за листьями и
мыслимо-немыслимыми взорами за птицами мы
с ветреными лицами над душами-криницами


пасынки меж пасынками насыпями насыпями
калики прохожие ли карлики безбожные ли
шпалами фисташковыми землями ромашковыми
горем горемычные столичные станичные


встречными не встреченные рельсами обвенчанные
зарослями ливневыми выцветшими линиями
тянемся попутные беспутные и путные
явленные отчеством в озёра одиночества


http://goo.gl/Qlex9U




О пеонах писала, в частности, Л. И. Ляпина:


Ляпина Л.И. Русские пеоны / Русское стихосложение. М., 1985







Другие статьи в литературном дневнике: