В сонетах последующих веков были перебраны, кажется, все возможные рифменные схемы.
Приведу некоторые "нетипичные" случаи.
Фёдор Сологуб
"Сонет триолетно-октавный"
Нисходит милая прохлада,
В саду не шелохнётся лист,
Простор за Волгой нежно-мглист
Нисходит милая прохлада
На задремавший сумрак сада,
Где воздух сладостно-душист.
Нисходит милая прохлада,
В саду не шелохнется лист.
В душе смиряется досада,
И снова облик жизни чист,
И вновь душа беспечно рада,
Как будто соловьиный свист
Звучит в нерукотворном храме,
Победное колебля знамя.
19 июля 1920
(см. Гаспаров М. Л. "Русские стихи 1890-х—1925-го годов в комментариях"
и Федотов О.И. "Основы русского стихосложения". Ч 3. Строфика)
Некоторые рефренные сонеты описала В.Д. Крупинина
"Рефрен в сонете: игра с мгновением или бег по кругу?"
lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2012/1906/32882_9509.doc
abcd abcd efef gg
Рюрик Ивнев
Улыбнулся улыбкой мертвецкой
На пьяную шутку убийцы.
О, Боже, Боже, как сладок запах крови.
И я душой прокаженной этот запах ловлю.
И сумерки бани турецкой
Сквозь сумерки звезд мне видятся,
И ты мою кровь приготовил
Для черного слова – люблю.
Мутный фонарь, икая,
Выплевывал бельма из глаз.
К убийце душой приникая
Крестился в последний раз.
И видел – вздымались, как трубы,
Красных рук широкие губы.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.