О верлибре и силлаботонике. Беговая дорожка

Арабский Алфавит: литературный дневник

Не так давно на БЛК была дискуссия против верлибра (почему я и полез в "Итоги года" с верлибрами - по принципу: не запугаете, писали, пишем и будем писать верлибром и ничуть не боимся конкуренции с метрической поэзией). В том разговоре было озвучено мнение, дескать верлибром писать легче, как бегуну легче бежать без препятствий. Может быть, рифмы и метр и можно сравнить с препятствиями. Только они же делают беговую дорожку ДВИЖУЩЕЙСЯ.


Рифма и метр сами рождают эмоциональный ток, который толкает текст вперед, создает соразмерную человеческой природе пульсацию (у всех ведь есть сердце, которое в нормальном случае бьется регулярно) и тем самым, еще до всякого словесного наполнения, уже рождает отклик на психофизиологическом уровне: ощущение РОДСТВА текста - и тела.


Верлибру непросто тягаться с такой "движущей" силой. Нужны другие средства воздействия. А их каждому автору приходится искать самому. Если русской силлаботонике можно научиться на СОВОКУПНОСТИ великих примеров и на телегах теоретической и практической литературы, то поддержкой в таком объеме русский верлибр и близко не располагает.
Не удивительно, что и на стихире под видом верлибров слишком часто печатается проза в столбик...



Отступление в рамках диалога с Алексом Рудовым.
Про креативную функцию рифмы и метра писали многие, в том числе и на Стихире: Александр Спарбер, Полина Синева, Марина Ратнер и др.



Другие статьи в литературном дневнике: