Мирные усилия и их результаты.

Борис Рубежов Пятая Страница: литературный дневник


Публикация из сети.


Прекращение огня между Израилем и ХАМАСом – провал России


http://izrus.co.il/dvuhstoronka/article/2011-08-22/15319

Очередной виток напряженности между Израилем и сектором Газа наглядно продемонстрировала системные просчеты ближневосточной политики Москвы. Но вместо того, чтобы признать собственные ошибки, спецпредставитель президента обрушился на ХАМАС, причем, как выяснилось, необоснованно…
Поведение ХАМАСа на фоне эскалации 18-21 августа стало первым явным проявлением прагматичных тенденций в подходе политического руководства этой организации в секторе Газа к проблеме израильско-палестинского конфликта. Политические лидеры не только сдерживали пыл своих полевых командиров, не допуская их участия в обстрелах Израиля, но и инициировали диалог с другими организациями на предмет скорейшего прекращения огня.


"Неожиданный" прагматизм

Захватив власть в секторе Газа путем военного переворота в 2007 году, ХАМАС последовал по пути, который в начале 90-х уже прошла его извечная соперница – организация ФАТХ. Имея под своей властью более 1.5 млн. населения, свою историческую задачу по созданию Исламского государства во "всей Палестине" лидеры ХАМАСа были вынуждены перевести в разряд традиционных деклараций. В борьбе за политическое выживание для них куда важнее стали не абстрактные лозунги, а практическое обеспечение жизнедеятельности сектора Газа: забота о сборе налогов, выплата зарплат госслужащим, поддержание торговли, удовлетворение социальных нужд населения.


То, что ХАМАС постепенно дрейфует от идеалов "чистого ислама" в сторону политического прагматизма стало очевидно еще в августе 2009 года. Тогда правительство сектора Газа самым жестким образом расправилось с одной из местных джихадистских группировок "Джунд Ансар Алла". Та выступала за немедленное введение законов шариата и объявление джихада всем неверным и вероотступникам вокруг – Израилю, Египту, Иордании. Руководство ХАМАСа предпочло уничтожить идейных союзников, исходя из сугубо политических соображений. За это, кстати, оно навлекло на себя гнев международного джихадистского движения (в том числе моджахедов Кавказа) обвинившего ХАМАС в вероотступничестве и пособничестве "врагам ислама".


На фоне же августовского кризиса 2011 года прагматизм политических лидеров ХАМАСа в секторе Газа стал еще более очевидным. Они сделали простой расчет: полномасштабный конфликт с Израилем не сулит им никаких дивидендов, зато ощутимо усугубит экономическую ситуацию в Газе, что лишь неизбежно вызовет недовольство населения. Кроме того, местные лидеры ХАМАСа продемонстрировали, что способны чутко реагировать на изменения региональной ситуации. Лишившись покровительства Ирана и Сирии (из-за нежелания поддерживать алавитского президента Асада в конфронтации с суннитским населением), а также стремясь установить нормальные отношения с новым руководством Египта, ХАМАС позволил официальному Каиру быстро уговорить себя на прекращение огня с Израилем.


Не тот посредник


Казалось бы, такое поведение лидеров ХАМАСа стало наилучшим подтверждением тезиса Москвы о разделении этой организации на прагматиков и радикалов. Еще в июне 2007-го глава МИД России Сергей Лавров объявил: "В секторе Газа бесчинства совершал не ХАМАС, а радикальное крыло ХАМАСа. Политическое руководство ХАМАСа в лице Халеда Машаля из Дамаска, где он сейчас находится, неоднократно заявляло о стремлении к переговорам с Махмудом Аббасам". И хотя этот тезис отнюдь не российское "ноу-хау" (первым о прагматизме местного руководства ХАМАСа в 2002 г. заговорил бывший высокопоставленный офицер MI-6 Алистер Крок, в то время являвшийся советником по вопросам безопасности посланника ЕС на Ближнем Востоке Мигеля Моратиноса), Россия стала единственным немусульманским государством, заложившим его в основу своей политики на палестинском направлении. Теперь же, когда настал столь подходящий момент, и руководство ХАМАСа, наконец, проявило тот самый прагматизм, Москва не сумела этим воспользоваться для закрепления собственного статуса в ближневосточном урегулировании.


А ведь именно эту цель преследовала Россия, признав победу ХАМАСа на парламентских выборах в январе 2006 года. "Мы стараемся не закладывать все яйца в одну корзину, а работать со всеми участниками процесса", - заявил в июле того же года Владимир Путин, тем самым желая показать, что Москва выгодно отличается от Вашингтона более эффективным подходом к ближневосточному урегулированию. А в феврале 2007-го Лавров отметил по тому же поводу: "Наличие у России продвинутых каналов общения со всеми ближневосточными протагонистами позволяет ей находится с ними в непосредственном контакте, доносить до них те сигналы, которые многие наши внерегиональные партнеры по известным причинам не могут транслировать напрямую".
При этом, объясняя установление связей с палестинскими исламистами, в 2006-2007 годах российские официальные лица декларировали две главные задачи: способствовать "политизации" ХАМАСа, дабы он отказался от методов террора, признал Израиль, и подключился к процессу урегулирования; подтолкнуть эту организацию к примирению с ФАТХом. Но, как известно, за пять лет весьма плотных контактов, включавших несколько визитов делегаций ХАМАСа в Москву и встречи главы Политбюро этой организации Халеда Машаля с Дмитрием Медведевым и Сергеем Ларовым, Россиине удалось выполнить ни одну из заявленных задач.


Несмотря на это, когда ситуация в регионе стала меняться, вследствие "арабских революций", Москва, опасаясь утратить здесь всякое влияние, поспешила проявить посредническую активность в примирении палестинских организаций. В мае их представителей, включая заместителя главы Политбюро ХАМАСа Мусы Абу-Марзука, пригласили в Москву. Это событие было представлено россиянами, как огромное достижение их региональной политики. "Проведение такой встречи в российской столице является очевидным успехом российской ближневосточной дипломатии. Фактически Россия впервые за многие годы реально перехватывает у партнеров инициативу в ближневосточном урегулировании", - заявил тогда анонимный московский чиновник Интерфаксу.


Однако, 19-20 августа, когда руководству ХАМАСа реально потребовался посредник для согласования с Израилем условий прекращения огня, оно обратилось отнюдь не к россиянам. В итоге эту посредническую миссию взяли на себя египтяне и спецпосланник генсека ООН на Ближнем Востоке Роберт Сери. Как это водится у арабов, "вечная дружба" с русскими вновь оказалась не более, чем иллюзией Москвы. Когда у них возникает необходимость в решении конкретных политических вопросов, они обращаются к американцам, египтянам, ООН, но только не к Москве.


Неверный выбор


И дело не только в том, что еще с советских времен арабы привыкли "забесплатно" пользоваться этой дружбой, на практике не считаясь с интересами Кремля. Причина постоянных провалов Москвы на Ближнем Востоке, от нахального разрыва отношений Каиром в 1970-х годах в пользу стратегического партнерства с Вашингтоном и до утраты позиций в Ливии в результате свержения Каддафи, кроется значительно глубже. За сотни лет соседства с мусульманским миром, и с царских времен участвуя в ближневосточной политике, Российское Государство так и не научилось адекватно оценивать процессы, происходящие на этом пространстве, отличать политические мифы от реальности, а мнимых союзников от надежных и перспективных партнеров. Именно в этом кроется главная причина того, что Москва обычно вынуждена довольствоваться второстепенной ролью в региональной политике, в том числе в арабо-израильском урегулировании (даже затратив огромные ресурсы на сохранение позиций в этой части мира в разгар "холодной войны", она все время проигрывала Вашингтону).
И эта закономерность в очередной раз проявилась на фоне эскалации 18-21 августа. С момента установления связей с ХАМАСом в 2006 году Москва делала ставку на эмигрантских деятелей этой организации – руководителей Политбюро, живущих в Дамаске. Именно их в июне 2007-го Лавров противопоставлял "радикальному крылу ХАМАСа" в секторе Газа. Хотя еще в первой половине прошлого десятилетия аналитики израильских спецслужб обращали внимание на то, что именно лидеры ХАМАСа в Газе проявляют склонность к прагматизму в тактических вопросах, тогда как их соратники в Дамаске неизменно придерживаются крайне радикальных позиций. Причины очевидны: лидеры в Газе живут "среди народа", их политический статус зависят от популярности в глазах местного населения, поэтому они вынуждены считаться с интересами и нуждами "улицы". А члены Политбюро в Дамаске с начала 90-х не бывали на палестинских территориях, оторваны от здешней реальности, не ощущают настроений масс. Зато они полностью зависят от благосклонности сирийских и иранских покровителей, и вынуждены учитывать куда больше интересы Дамаска и Тегерана, нежели жителей сектора Газа. Именно это еще в первой половине 2000-х послужило причиной возникновения трений между "внутренним" и зарубежным руководством ХАМАСа. Но после того, как из-за связей с Мусульманскими братьями, выступающими против режима Асада, ХАМАС не встал на его сторону в конфронтации с противниками режима, члены Политбюро в значительной мере утратили былые козыри. Тем более, став три года назад полноправными властителями сектора Газа, тамошние лидеры давно не нуждаются в "руководящих указаниях" соратников в Дамаске. Те интересовали их в основном как связующее звено с сирийскими и иранскими спонсорами. Но когда Тегеран и Дамаск обиделись на ХАМАС из-за событий в Сирии, члены Политбюро лишились своего особого статуса в иерархии организации. Но Москва этого как будто не заметила, и на межпалестинские консультации в конце мая были приглашены именно эмигрантские деятели ХАМАСа, а не представители Газы. В итоге же получилось, что тот прагматизм, который столь старательно россияне приписывали Халеду Машалю и Мусе Абу-Марзуку, проявили вовсе не они (у них не было в этом необходимости), а Исмаил Хания и Махмуд аз-Захар, управляющие сектором Газа.
Мало того, что цели, продекларированные при установлении связей с ХАМАСом не достигнуты, а ему самому посредническая помощь россиян оказалась не нужна, так еще и все пять лет Москва имела дело "не с тем" ХАМАСом, почем зря употребив при этом даже авторитет президентаМедведева. Но вместо того, чтобы признать собственные просчеты, Кремль обиделся на палестинских исламистов.


Эти чувства весьма откровенно выразил глава комитета Совета Федерации по международным делам, спецпредставитель президента по сотрудничеству со странами Африки Михаил Маргелов, причастный и к формированию позиции Кремля по различным аспектам ближневосточной политики. 19 августа он возложил ответственность за эскалацию именно на ХАМАС, обвинив его и в том, что он препятствует созданию Палестинского государства. Маргелов пошел еще дальше, отметив, что, таким образом, ХАМАС "обрекает себя на политическое убожество и лишается прав считать себя политическим движением". Однако, судя по поведению политического руководства этой организации в секторе Газа, Москва вновь ошиблась в оценке ситуации.



Другие статьи в литературном дневнике: