К. А. Свасьян. Европа. Два некролога.

Борис Голутвин: литературный дневник


"Немецкий вопрос" оказывается изоморфным «еврейскому вопросу». Это сродство тем настойчивее бросается в глаза, чем легкомысленнее пытаются обойти его вниманием. Немецкая ненависть ко всему еврейскому между 1933 и 1945-м, компенсируемая еврейской ненавистью ко всему немецкому после 1945-го, заслоняет уникальный факт их уродненности на фоне универсальной ненавистности обоих народов, которые ненавидят друг друга и равно ненавидимы другими.


В строго этнологическом, может этнософическом смысле существует не только ненависть немцев к евреям и евреев к немцам, но и ненависть к евреям и ненависть к немцам, как таковым, — масштаб этот не применим ни к одному другому народу 112. Но если юдофобия большей частью принадлежит прошлому 113, то время германофобии переживает как раз апогей.
112 В обозримом будущем сюда могла бы попасть и русофобия.


еврейский вопрос существует даже не столько там, где о нем говорят, сколько там, где о нем вообще перестают говорить. Антисемитизм сегодня — это не только, когда при случае и без случае вспоминают евреев, но и когда о них вообще не вспоминают. По некой изощренной диалектике событий еврею хорошо, когда ему плохо, и плохо, когда ему хорошо. Бог сионизма борется с дьяволом антисемитизма, но и целиком зависит от последнего; без этого дьявола он рискует остаться не у дел, никому не нужным. Если бы дьявола не существовало, нужно было бы его выдумать — еврейская корректура к Вольтеру.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 28.04.2019. ***
  • 26.04.2019. ***
  • 25.04.2019. ***
  • 23.04.2019. К. А. Свасьян. Европа. Два некролога.
  • 21.04.2019. ***
  • 09.04.2019. ***
  • 05.04.2019. ***
  • 04.04.2019. ***
  • 01.04.2019. ***