***

Борис Голутвин: литературный дневник

[Раньше в твоих глазах отражались костры,
Теперь лишь настольная лампа - рассеянный свет.
Что-то проходит мимо - тебе становится не по себе.
Это был новый день - в нём тебя нет.


Раньше в твоих глазах отражалась ночь.
Теперь, когда за окнами ночь - твои глаза спят.
И вот на рассвете ты не заметил, как начался новый день.
Ты до сих пор в старом - там нет никаких преград. В. Цой. "Раньше в твоих глазах..."]


Я часто слышу разговоры о том, что настоящее почти во всём проигрывает прошлому - прошлому, в котором остались воспоминания о «самых лучших днях», проведённых человеком. Память, переживания вчерашнего, сравниваемые с днём сегодняшним, создают однозначное впечатление того, что ТАМ было меньше плохого и больше хорошего, в отличии от того, с чем мы постоянно, изо дня в день, сталкиваемся ЗДЕСЬ. Раз овладевшая нами подобная иллюзия не может не сказываться на нашем же понимании и отношении к действительности, которая нас окружает: старшее поколение вспоминает о «хлебе», подразумевая социальную защищённость человека государством, какую-никакую, но всё же заботу о нём, младшее поколение грезит о «свободе и зрелищности», столь же относительных, как и в стародавние времена, да и само «деление» на «взрослых и маленьких» неизбежно приводит к извечной проблеме «отцов и детей», где никто никому не хочет уступать в «правах», напрочь забывая об обязанностях, а о необратимых последствиях такой неуступчивости не задумываясь и вовсе. Так создаются искусственные преграды и трудности в диалоге поколений, так прерывается преемственность их, хотя, по существу, достаточно лишь уметь видеть, слушать и слышать друг друга, что, правда, подчас и становится «камнем преткновения».
Сегодня наверное только ленивые «взрослые» не ругают молодёжь, за все «смертные грехи» , оправдывая, впрочем, довольно сомнительное воспитание, желанием уберечь свои чада от тех ошибок, которые они совершали «по молодости, по глупости», опять-таки, - ровно с тем же успехом, что и их родители, вдобавок не особенно стесняясь несоответствия требований, предъявляемые к детям и личного примера. Наверное, это действительно сложно увидеть, что молодёжь помогает пожилым и детям, что уступает место, в общественном транспорте, читает классическую литературу, а не бульварное чтиво и «геппатитную» прессу, отказывается от пагубных привычек, предпочитая ведение здорового образа жизни, а не прозябания в зависимости от никотинового, алкогольного и информационного дурмана. Видеть, как ведут себя те же «взрослые», в том же общественном транспорте, да просто на улице, дома, уже на том только основании, что они «взрослые», «имеющие право» затыкать рот детям, не желая слушать и слышать неудобные и неприятные вопросы, вместо того, чтобы обговорить сложившуюся ситуацию, не слишком придавая значения тому, что дети очень быстро перенимают всё плохое: нехорошие привычки, слова, etc, но ещё быстрее они начинают «командовать» теми, кто младше, кто слабее, перенося эту «поведенческую модель» из семьи в детский сад, школу, институт (армию), работу, семью, и круг замыкается по новому. Безусловно, в воспитании должно присутствовать и наказание, но дети обязательно должны знать за что они наказываемы, и быть уверенными в том, что это наказание справедливо и соответствует содеянному. Но ведь подобное осталось в прошлом, а в настоящем ему нет места, не так ли?



Другие статьи в литературном дневнике: