Отзывов на прошедший концерт и на видео идет поток. Уже даже жалею, что приучила своих зрителей писать отзывы в личку. Жалею, что Костя не видит их. Очень благодарна за каждое доброе слово и за ваше внимание. А Константину – за надежность вот этой творческой поддержки, за море вдохновения и просто за счастье этого общения.
Из моря отзывов два пересеклись, и мне это пересечение запало в душу, хочу на него откликнуться (я спросила разрешения, мне разрешили). Одна давняя ценительница моего творчества пишет: «Вот ты говоришь, что если стихотворение хорошо сделано, то оно будет восприниматься зрителем «как будто это обо мне», я так и слышу, но в твоих стихах постоянно спотыкаюсь о два слова». Мне стало любопытно, спрашиваю её: какие же это два слова. «Огонь, - говорит, - и шов, зашивать, штопать раны. Огонь у меня ассоциируется с разрушением, ужасом, лесными пожарами, трагедией. А швы накладывать – это же всегда больно. А у тебя и то и другое слово – как будто в положительном контексте. И я каждый раз на них зависаю».
Смотрите, какая интересная штука – стихи. Помните это?
Между
тем, что я думаю,
тем, что я хочу сказать,
тем, что я, как мне кажется, говорю,
тем, что я говорю,
и тем, что вы хотите услышать,
и тем, что как вам кажется, вы слышите,
тем, что вы хотите понять
тем, что вы понимаете,
стоит десять вариантов возникновения
непонимания.
Но всё-таки давайте попробуем...
(с) Эдмонд Уэллс
У каждого из нас свои ассоциации буквально с КАЖДЫМ словом, с каждой строкой стихотворения. И читатель увидит свой слой, он может полностью отличаться и от того, что имел в виду автор, и от того, что поняли другие читатели.
Вот тут как раз время вспомнить про второй отзыв. Мой друг написал: мол, вот ты пишешь, что люди стали больше молчать, сторониться любви и искренности в отношениях и избегать огня, а по-моему, как раз только огнем они и занимаются, безо всяких отношений. Я перечитала пару раз, не вполне поняла. Говорю: «Что ты имеешь в виду под «занимаются огнем»?». А он мне: «Ну что ты как маленькая, огонь – это же секс, что же еще». Вот тут уже я зависаю, пару минут перевариваю информацию и перечитываю свои стихотворения, «приложив» к слову «огонь» значение «секс». Выходит некое совершенно другое понимание собственных текстов. Удивляюсь. Радуюсь опять этой многослойности. Понимаю, почему друг так отреагировал: не сложилась у него картинка в восприятии. А потому что для меня символ огня в стихах – далеко не всегда секс. Чаще душевное тепло, жар сердца, пылкость натуры, способность быть увлеченным жизнью и другим человеком, согревать других людей. Огонь – это для меня в первую очередь про костер, который и согревает, и пищу готовит, и глаз радует. Первая ассоциация с этим словом у меня, пожалуй, из стихотворения Заболоцкого, знакомого с детства:
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Вот вам три понимания всего лишь ОДНОГО слова в стихотворении. Три грани огня. А ведь в стихах – много строк… И каждая – со множеством смысловых слоев. Кто-то заденет один слой, а кто-то увидит совершенно другой.
Так же и со словом «шов». Спрашиваю друга: «У тебя какие ассоциации со словом «шов»?» Он говорит: «Ой, ностальгия такая…» Я удивляюсь: «Почему ностальгия?» - «Да я же года три в военном училище учился, там подворотнички надо было пришивать. Вот сидишь вечно, пришиваешь, а пока пришиваешь – болтовня с друзьями, хохот на всю казарму, анекдоты травили… Ох, счастливое время было!».
Помните, какая ассоциация с этим словом была у другой читательницы? Боль, шов от операций, от ран.
Моя же собственная ассоциация со швом, шитьем, зашиванием – в первую очередь творческая. Я делаю мягкие игрушки, там постоянно что-то нужно пришить или зашить. Соединять детали изделия. Из частей создавать целое. Только что валялись на столе какие-то кусочки не понятно чего, а потом вдруг оказалось, что это ушки, лапки, хвостик – и вот передо мной уже сидит зайчик или медвежонок, остается только глазки пришить – и он оживет, засветится изнутри (огнем ;), как будто бы у него есть душа.
Поэтому когда я пишу о швах, о зашивании ран – это как правило не столько о боли, сколько о соединении деталей в целое, о ремонте – сердца, души, человека как целостности.
Вот такой вам пример соприкосновения всего с двумя образами.
Спасибо, что пишете, отзываетесь, даете обратную связь. Это всегда интересно и, надеюсь, каждому из нас полезно. Никому не помешает время от времени вспоминать, какие мы все разные. У каждого свое восприятие, свой внутренний мир. Свой огонь и свои швы. Своя память и свои фильтры восприятия. Поэтому и понимание стихов у каждого свое. И точно так же – понимание любого разговора, жеста и даже просто взгляда или молчания.
Помните еще одно мое стихотворение? Его часто таскают к себе на страницы. Оно так и называется «Молчание». Написано было довольно давно. Оно как раз о том, что даже просто за молчанием может стоять всё, что угодно. И каждый это молчание воспринимает по-разному. У меня есть тревожная черта – я переношу чужое молчание тяжело. Если кто-то из друзей надолго «теряется», молчит, то я переживаю – всё ли с ним в порядке, а еще – не обиделся ли он на меня. Мне действительно становится страшно: потерять отношения, потерять близкого человека из своего круга.
А одна моя подружка (не буду показывать пальцем, но она поймет и улыбнется) на молчание всегда реагирует обидой. Если я заработаюсь и замолчу на пару-тройку недель, она потом разговаривать со мной не будет. Моё молчание для нее – свидетельство равнодушия и нежелания общаться. И она на это жутко обижается. Хотя у меня просто не было новостей, а ее новости я видела вКонтакте – всё было хорошо, и не было повода звонить или писать. Вот сейчас у меня был концерт, и я пропала на несколько дней. Уже предвкушаю ее реакцию. Снова придется оправдываться.
На это стихотворение о молчании я получаю большое количество отзывов, и все в личку, тихонько. Люди даже стесняются говорить вслух о том, что для них все это тоже важно. Что стенка из молчания губит отношения – любовные, дружеские, коллегиальные, разные. Что в этом молчании люди придумывают самых разных чудовищ от обиды и равнодушия до дурного умысла. Вот когда мы выбирали стихи для прошлого концерта, то из множества текстов этот меня тоже попросили прочитать. Значит, он опять важен. Значит, опять попала в точку.
А ведь с самыми близкими нашими людьми мы можем молчать и не терять при этом отношений. И дружба не разрушится, и любовь не уйдет. Можем даже просто молча гулять по городу, например, щелкая затворами фотоаппаратов, не проронив часами ни слова, а ощущая при этом надежную, крепкую душевную связь. Да мало ли важных событий происходит в нашей жизни молча или почти молча. Вернемся вот хотя бы к одному из значений символа «огонь» (см.выше).
Я все же предпочитаю о стенку молчания расшибить лоб, но прийти к разговору, если человек мне дорог. Чаще всего молчание оказывается просто ситуативным (собственно, как и мое собственное молчание). Но если нет, если там обида, то лучше ее проговорить и выпустить эмоции.
Вот видите как: не только слова несут каждому человеку разный смысл, но даже отсутствие слов, молчание для каждого из нас индивидуально.
Здорово же, правда?
Настоящее искусство умеет отражать. Оно является зеркалом. Отражение в зеркале зависит от того, кто перед ним стоит, кто в него смотрится. И, конечно же, от самого зеркала – не кривое ли оно, не разбитое ли. Вот и стихи, как волшебное зеркало, отражают целые миры.
Приходите на концерты, дорогие мои читатели. И отзывайтесь, не бойтесь, делитесь эмоциями. Ведь в таком обмене, в разговорах вокруг каждого отдельного словечка тоже всегда свои смыслы. Спасибо вам, что видите их, замечаете их и не боитесь отражаться. Вдохновения вам и счастья.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.