Остзанен Якоб Корнелис, также Якоб ван Амстердам -Могущественный и цветущий Амстердам не без достаточного основания хвалился своими заслугами в области живописи, если уже в столь давнее время мог назвать своим собственным гражданином такого великого мастера кисти, каким был достохвальный и знаменитый живописец Якоб Корнелисс из Остзанена в Ватерланде. Узнать год его рождения я не мог, но все-таки я знаю, что в 1512 году он был вторым учителем Яна Скорела. Следовательно, в это время Якоб Корнелисс был уже довольно хорошим живописцем и имел больших детей; его дочери было около двенадцати лет, из чего мы можем, хотя бы приблизительно, заключить о его возрасте или о времени его рождения. Местом его рождения была деревня Остзанен в Ватерланде. Он рос среди крестьян, и что побудило его заняться искусством, остается мне неизвестным, но все же я знаю, что он был гражданином Амстердама и там окончил свою жизнь. В той же церкви были еще очень искусно написанные им «Семь дел милосердия». Но по большей части все эти произведения погибли во времена иконоборчества. Некоторые фрагменты вышеупомянутого запрестольного образа, и теперь еще достойные внимания, вместе с другими картинами находятся у Корнелиса Сюйкера в Харлеме, в лавке под вывеской «Большая Медведица». Среди других весьма замечательных вещей там была его превосходная и тщательно исполненная картина «Обрезание Христа», помеченная 1517 годом, что может служить указанием на время, когда творчество Корнелисса достигло своего апогея. В Алкмаре, у вдовы ван Зонневельдт, происходившей из рода ван дер Ниборг, находилась одна его картина, которая превосходила все остальные. Это — «Снятие со креста», где были изображены святые жены и другие люди, оплакивавшие лежащего усопшего Христа. Тут зритель мог видеть и необыкновенно красивые лица, и весьма тщательно написанные нагое тело и одежды. Не менее хороша была картина и по своей композиции, и по живописи, и по изображению душевных движений. Пейзаж, написанный также очень красиво и старательно, был исполнен его учеником Яном Скорелом. Мне помнится, что в Амстердаме, недалеко от плотины, я видел остатки разбитого запрестольного образа его работы, изображавшего Распятие, где был представлен тот момент, когда Христа поднимали на крест; это произведение было замечательно по своему старательному и искусному исполнению. У Корнелисса был брат, хороший живописец, по имени Бюйс, и сын, носивший имя Дирк Якобс. От этого последнего осталось в Амстердаме, на постоялых дворах, где собиралась городская корпорация стрелков, много портретов, писанных с натуры. Между прочим, там был портрет, на котором одна рука была написана с таким совершенством и до такой степени живо, что почти каждый приходил от нее в изумление и хвалил. За право вырезать эту руку из картины Якоб Рауварт предлагал большие деньги. Этот Дирк Якобс умер в 1567 году почти семидесяти лет от роду. Сам Якоб Корнелисс умер в глубокой старости. Иногда можно встретить некоторые его гравюры, вырезанные на дереве, а именно: девять гравюр круглой формы, изображающих Страсти Господни, замечательных как по своей удачной композиции, так и по исполнению; затем другой ряд гравюр четырехугольной формы, также изображающих Страсти Господни, и, наконец, девять прекрасных гравюр, изображающих всадников — девять очень красивых и веселых рыцарей. Примечания © Copyright: Казароза, 2016.
Другие статьи в литературном дневнике:
|