Виллы Палладио

Казароза: литературный дневник

Вилла Ротонда
Наиболее значительная часть наследия Палладио — многочисленные спроектированные им виллы в окрестностях Венеции и Виченцы. Виллы были приспособлены для ведения сельского хозяйства и отвечали потребностям аристократии области Венето, вкладывавшей капиталы в земельные угодья. Композиция каждого ансамбля строго симметрична — от парадного сада и подъездов через главный портик или аркаду, предшествующую парадным залам, к лоджии или портику противоположной стороны дома, выходящей во второй сад. Колонный портик с фронтоном в духе римской архитектуры придавал жилищу человека «храмовидный» характер, тем самым возвышая и личность владельца, и будто сам круг его жизни. В виллах Палладио особенно замечательно проявилось его умение искусно сочетать архитектуру и природу, превращая пейзажное окружение в естественную среду обитания человека (для венецианцев это было особенно значимым, так как сама Венеция лишена зелени).


Шедевром Палладио является вилла Альмерико-Вальмарана («Ла Ротонда» (или «Капра») в Виченце (1551—1567, достроена Винченцо Скамоцци) — первая светская постройка эпохи Возрождения, увенчанная куполом. Здание выстроено в пропорциях золотого сечения по типу бельведера с круглым залом, увенчанным куполом, со световым фонарем и расположенными вокруг него по сторонам фасадов легкими ионическими 6-колонными портиками с лестницами.


Палладио остроумно и тактично обходится с мотивами древнеримской архитектуры, изученной им в Риме и по трактату Витрувия, обыгрывая сочетания колонн разной высоты и разных ордеров, нередко объединяя этажи здания массивными колонными («большой ордер»), накладывая портики и арки на простые геометрические архитектурные объемы и этим подчеркивая чистоту форм и гармонию их соотношений. Помимо своих исследовательских работ в Риме, Палладио проводил обмеры античных памятников в Вероне, Сплите, Ниме.
В 1994 году виллы Палладио в Виченце и окрестностях были объявлены ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия человечества. В их числу относятся Годи-Малинверни в Лонего ди Луго, 1537—1542, 1549—1552; Вальмарана-Брессан в Вигадолло ди Монтичелло Конте Отто, 1541—1543 гг.; Пизани-Ферри в Баньоло ди Лониго 1542—1544, ок. 1561/1562-1566/1569 гг.; Гаццотти-Марчелло в Бертизана, ок. 1542—1547; 1550—1555 гг.; Сарачено-Ломбарди в Финале ди Агульяро,. ок. 1545—1548; Кьерикати-Риго в Ванчимульо, 1547/1548-1554, 1574—1580 гг.; Кальдоньо в Кальдоньо, ок. 1548/1549-1552, 1569—1570 гг.; Барбаро-Вольпи в Мазер, 1549—1558 гг. фрески кисти П. Веронезе, 1560—1562 гг.; Пойяна в Пойяна Маджоре, ок. 1549—1556 гг.),— все близ Виченцы; Пизани-Плакко в Порта Падова, Монтаньяна (Падуя), 1552/1553-1555 гг.; Корнаро-Габле в Пьомбино, в 30 км от Венеции, 1552—1553 гг.; Сарего в Санта-София ди Педемонте (Верона), 1552/1553 (?) — 1569 гг.; Бадоэр во Фратта Полезина (Ровиго), в долине р. По, 1556/1557-1563; Фоскари («Ла Мальконтента») в Мальконтента ди Мира, близ Венеции, 1558 г; Дзен в Чессальто в Донегал ди Чассальто (Тревизо), ок. 1558—1566 (?) гг.; Эмо-Каподилиста в Фанцоло де Веделаго (Тревизо), ок. 1559—1565 гг.; Форни-Коста в Монтеккьо Прекальчино (Виченца), 1560-е (?), и ряд других (некоторые разрушены в последующие века).


http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/842388
http://kannelura.info/?p=955





Другие статьи в литературном дневнике: