Замок — механическое запорное устройство.
Применяется для запирания дверей, крышек, ёмкостей и пр., а также для обеспечения блокировки предметов с целью предотвращения их похищения. В зависимости от принципа действия привода различают замки механические и электрические.
В зависимости от крепления различают замки навесные, накладные, врезные(встроенные) и другие (напр. для ювелирных изделий).
Слово замок заимствовано из польского zamek, которое через чеш. z;mek восходит к старонемецкому sl;; «замок, запор», а оно, в свою очередь, к латинскому cl;sa «запор, форт, укрепление»
Во всем мире так – не успела появиться частная собственность, как появляются ключи и замки. Считается, что самый древний ключ археологи обнаружили в гробнице фараона Рамсеса II Великого (XIII в. до н. э.). Был он деревянный и очень простой: с зубцами, от штифтового замка.
Фараон, конечно, монарх, и ему, как всякому самодержцу, очень даже было что запирать. Но точно такие же ключи и замки находят в слоях множества городов и самых малых поселений, которым по 2–3 тысячи лет. От желтых прибрежных вод Китая до Атлантики. Защищая свою собственность, люди изготавливали запорные устройства множества разновидностей, делали их из камыша, волокна, дерева, металла. Замки и ключи упоминаются даже в мифах Вавилона и Египта, в Ветхом Завете и книгах пророков.
Открыть все замки и отпустить душу
В Библии, в Книге пророка Исайи (Ис. 22:22) сказано: «И ключ дома Давидова возложу на рамена его» (8 в. до н.э.). О запирании и отпирании дверей ключом говорится в Книге Судей Израилевых (Суд. 3:23–25), написанной на 600 лет раньше. Ключи и замки, а также их изображения использовались во множестве религиозных обрядов, верований и суеверий по всему миру. Так, например, в некоторых культах считалось, что душа умершего, покидая дом, протаскивается Владыкой через створки всех закрытых дверей. Чтобы облегчить душе умершего путь в Царствие Небесное, до похорон хозяева старались держать открытыми все двери в доме. В некоторых странах похожее суеверие требовало открывать все замки вплоть до замочков на мебели. А в Китае в день смерти человека родственники, не очень полагаясь на открытые замки, для верности пробивали дыру в кровле дома.
Церковь не только никогда не возражала против замков, но и активно применяла их в своем обиходе. Двери монастырей, выступающих порой в качестве крепости, запирались на мощные запоры. Церковное добро надежно хранилось в сундуках и подполах «за семью замками».
В книге Нехемии, глава 3, указывается, что при ремонте старых врат Иерусалима – приблизительно в 445 до н. э. – «поставили их двери, и их замки, и их засовы».
В Индии, в эпоху императора Аннама, сокровища запечатывали в большие деревянные чурбаны, которые помещали на небольшие островки или погружали в пруды, находившиеся на территории внутренних дворов дворца. Здесь они были защищены королевскими «ангелами-хранителями» – крокодилами, которых кормили впроголодь. Зайти в воду означало верную гибель. Сокровища можно было получить только единственным путем – усыпить или убить крокодилов.
Многим знакома легенда о Гордиевом узле, который был разрублен Александром Македонским одним ударом меча. Этот пресловутый узел выполняла роль замка на колеснице фригийского царя Гордия. По предсказанию оракулов, тот, кто сможет развязать узел, покорит всю Азию. Великий полководец не справился с хитрым плетением узла и решил проблему в свойственной ему манере, не забыв впоследствии покорить и Азию. Так, в 333 году до н.э. появился первый «медвежатник», открывший способ отпирания первых в истории замков. А речь сегодня пойдет о них – о замках.
Замки: от простого к сложному
Замки и ключи – ровесники ранних цивилизаций. Древние запорные устройства имели множество разновидностей.
Вообще говоря, замки прежних времен принципиально не отличались от нынешних, конечно, с учетом материалов, имеющихся в наличии у тогдашних мастеров.
Древнеегипетские замки изготавливались из твердой древесины и закреплялись на двери с внутренней стороны, блокируя засов. Так запирали гробницы фараонов от посторонних глаз. Интересно, что у египетского замка не было замочной скважины, а открывался он через отверстие в двери. Причем, через него нужно было просунуть руку с деревянным ключом.
Вероятно, деревянные конструкции работали «до первого дождя», спасало только то, что в Египте ливень – нечастный гость. Узкая замочная скважина была придумана древними греками, которые, кстати говоря, первыми стали применять металл. Хитрости греческих замков были основаны на веревочных узлах, которыми фиксировались в закрытом положении. Развязать этот узел мог только тот, кто его завязал. Но история показывает, что, имея острый нож, можно было не мучиться с замками.
Древние римляне отнеслись к замкам со всей серьезностью – патрициям было что прятать не только от рабов, но и друг от друга. Они внесли много усовершенствований в конструкцию замка. Но главным образом – в механизм секретности, добавили пружины, удерживающие штифты в гнездах засова. Ключи от замков римляне старались носить с собой, а поскольку их одеяния карманов не предусматривали, ключи закреплялись на специальном браслете. Наверное, это было эффектное зрелище – гордый собой патриций в белоснежной тунике неторопливо ехал на колеснице на очередное пиршество, позвякивая внушительным набором ключей.
А прохожие оглядывались – какой богатый человек, какая у него роскошная одежда и великолепная колесница и как много у него добра, запертого на замки!
Когда Рим пал, замки в числе других трофеев достались завоевателям. В дальнейшем европейцы старались использовать принцип римских замков, но таких сложных конструкций уже не делали. Развитие замочного дела приостановилось почти на 1000 лет. Внимание будущих французов, а пока подданных династий Меровингов и Каролингов, уделялось, конечно же, эстетике. Изящные железные замки открывались плоскими ажурными бронзовыми ключами, отполированными до блеска, и эта мода просуществовала довольно долго – до конца XIV века.
В замках эпохи Возрождения под сложными геральдическими орнаментами и пышными, отвлекающими внимание деталями рисунка скрывались замочная скважина и защелка замка. Примерно тогда же появляются вертикальные замочные скважины. Некоторые замки, изготовленные по особому заказу, открывались сразу тремя или пятью ключами. Чтобы пресечь доступ к замку посторонним, в замках часто устанавливались специальные травмирующие устройства, например, стальные дротики, неожиданно впивающиеся в руку незваного гостя, или прижимный механизм, способный изувечить пальцы. Можно себе представить, с каким хитрым лицом средневековый слесарь устанавливал такие «сюрпризы», и с каким злорадным удовольствием хозяин убеждался, что «подарочек» получен. Обеспеченные горожане не скупились на молчаливых железных охранников, и, кстати говоря, роскошно отделанные замки иногда сами по себе являлись ценностью, которую следует охранять.
Чтобы подтвердить значимость замкового дела, Император Карл IV ввел звание мастера по замкам. Тем самым в средневековой Европе законодательно закреплялись традиции данной профессии, утверждались стандарты мастерства и профессиональной этики. Интересно, что именно в Праге, на родине Императора, сегодня существует один из крупнейших Музей замков. Гильдии мастеров по замкам существовали в каждом большом городе. А в 1650 году в своде законов Людовика XIV замочное дело было названо четвертым искусством.
Первые механические замки из дерева были, вероятно, созданы несколькими цивилизациями одновременно. Письменные источники свидетельствуют, что их применяли около 4000 лет назад в Египте. В этих деревянных замках, которые крепили вертикально к двернуму косяку, находились подвижные штыри, или «пальцы», которые благодаря собственному весу опускались в отверстия в крестовине, или «засове», и запирали дверь. Замок открывался деревянным ключом с выступами или зубцами, которые поднимали ряд пальцев, освобождающих засов, так что его можно было отодвинуть. Этот метод запирания был предтечей современных штифтовых замков.
Первые металлические замки
Первые цельнометаллические замки изготовили английские ремесленники где-то в 870-900 гг. Это были обыкновенные железные засовы с выступами вокруг замочной скважины, для того, чтобы предотвратить взлом. Использовать неподвижные выступы в замке первыми стали римляне. А делали их для того, чтобы чужой ключ не мог повернуться в замке. Система выступов более тысячи лет применялась как основной замочный механизм. На выступах изображались узоры и насечки
Самый первый замок
Первый деревянный замок, Хорсабад, был обнаружен в Персии на охранных вратах дворца Саргона II, который царствовал с 722 по 705 гг. до н. э. По внешнему виду и по принципу работы он был очень похож на тот деревянный пальцевый замок, который вы видите на рисунке. Выступы на бородочной части ключа соответсвуют брускам, или пальцам, на засове. При вставлении ключа выступы поднимали пальцы, засов возвращался в исходное положение, и дверь или ворота открывались.
О происхождении и развитии искусства изготовления навесных замков известно очень мало. Китайские ученые Хсинг-Хуэй и Хуан Хун Сен-Янь защитившие в 2004 году докторские диссертации на эту тему, провели анализ различных навесных замков по типам и форме дуги и охранной пружины. Несмотря на отсутствие исторических записей, по их мнению, навесные замки изготовлялись еще в Древнем Китае, то есть как минимум пару тысячелетий назад.Правда, некоторые западные ученые считают, что замки в Китае появились немного позже, чем в Западной Европе. Считают, что конструкция навесных замков появилась примерно во II-III вв. в Римской Империи. Присутствует существенное сходство между замками изготовленными в Древнем Китае и в Скандинавии датируемыми концом эпохи викингов, несмотря на то, что влияние Римской Империи на их культуру исключено.
Но навесные замки с охранной пружиной на дуге впервые использовались императорами и богатыми чиновниками эпохи Цзинь (265-420 н.э.)Лейт. Вполне возможно, что появление замков в Китае в это время связано с налаживанием торговых отношений с Индией и Ираном, в которых получали распространение некоторые римские технологии.
Так в Китай попали навесные замки, где уже были адаптированы к китайской культуре. Навесные замки, помимо средства защиты от воров, были привлекательными и интересными символами и подчеркивали социальный статус владельца.
В культурах разных стран навесным замкам часто придавали формы различных амулетов, животных и оберегов. Считалось, что они способны привлекать счастье, удачу и богатство в дом
Удивительно, но идея создания замка появилась одновременно в двух бесконечно удалённых по тем временам точках планеты – в Китае и в Египте. Наряду с возникновением колеса изготовление замка стало знаковым историческим фактом, оказавшим значительное влияние на ход истории в целом и жизнь человека в частности.
Замок и колесо вместе взятые фактически стали символами свободы человечества, передвижения, поиска и исследований. В самом деле, кому будет необходимо колесо, если на нём нельзя уехать, надолго покинув жильё без присмотра?
Возникновение замка зародило истоки новой отрасли – точной механики, хотя сначала замок был не металлическим, а деревянным. В древние времена, когда уже появились первые замки из железа, они подразделялись в основном на два типа: навесные (т. н. дорожные, которые брали с собой в дорогу, чтобы запереть кладь в сундуке или ящике) и накладные (которые накладывались на полотно двери и являлись стационарными)
Постепенно замки и ключи превратились в неповторимые произведения искусства. К тому же во все века они были ещё и олицетворением богатства (замок и ключ имелись только у того, у кого было что и от кого запирать). К примеру, в Египте значимость главы семейства определялась по количеству ключей, находившихся в его пользовании. На то время ключи (как и замки) были большими, и их носили на плечах рабы. В мифологии держателями ключей от замков рая, ада, врат морей и земной тверди являлись боги и богини. До сих пор, как и в древности, подношение ключа знатному гостю считается почётной церемонией.
Мастера Рима научились делать миниатюрные замочки для шкатулок. Ключи от них носили на пальцах, как кольца. Причем, и замки, и ключи уменьшились настолько, что изготавливать их стали ювелиры. А замок, предназначенный для защиты драгоценностей, сам нередко был объектом покушения воров. Римские ремесленники ответили на это изобретением замка с поворачивающимся ключом. Надежность замков повышали также тайные предохранители.
В Средние века конструкция замков еще более усложняется, их делают из металла. Замковая пластинка, которая закрывала укрепленный на двери механизм, покрывалась всевозможными орнаментами. Часто под орнамент для красоты подкладывали кожу, ткань или пергамент. Украшения в виде веток, цветов, диковинных животных образовывали канал для ключа, помогавший попадать ключом в скважину даже в темноте.
Конструкции замков и ключей испытывали значительное влияние готической архитектуры: их орнаментация, даже во времена Возрождения, становилась все более изысканной. Признанных мастеров приглашали изготавливать замки для знати по всей Европе. Именно поэтому трудно установить, был ли какой-нибудь древний замок изготовлен в той же стране, где и применялся.
Медные и железные висячие замки широко применялись уже в Древнем Китае. Конструкция замка с нажимным ключом была проста: засов удерживался в запирающей позиции выступающими пружинами. Чтобы открыть замок, нужно было прижать или распрямить пружины ключом, благодаря чему засов отходил в сторону. Висячие замки этого типа популярны на востоке и в настоящее время.
В Древнем Риме тоже использовали навесные замки с пружинным механизмом, которые защелкивались и открывались поворотом ключа. Именно римляне придумали неподвижные выступы в замке для того, чтобы чужой ключ не мог в нем повернуться. На выступах делали насечки и нарезали узоры. Система выступов существовала как основной замочный механизм более тысячи лет.
Висячие замки были чрезвычайно популярны, их использовали купцы в качестве «дорожных» замков для защиты товара от разбойников на древних торговых путях, морях и реках. Имея размеры от маленьких до огромных, они представляли собой различные геометрические фигуры, религиозные символы, животных, рыб, птиц, сердца
Первые цельнометаллические замки создали между 870 и 900 гг. английские ремесленники. Это были обыкновенные железные засовы с выступами вокруг замочных скважин для предотвращения взлома.
Медные и железные висячие замки, которые обнаруживают в Европе и на Дальнем Востоке, широко применялись римлянами и китайцами. Им оказывали особое предпочтение потому, что они были портативными. Они открывались ключами, которые можно было поворачивать, ввинчивать и нажимать. Конструкция замка с нажимным ключом была проста: засов удерживался в запирающей позиции выступающей пружиной или пружинами. Чтобы открыть замок, нужно было прижать или распрямить пружины ключом, благодаря чему засов освобождался и отходил в сторону. Висячие замки этого типа наиболее часто используются на востоке в настоящее время.
На Руси висячие пружинные замки использовали с X века. В XVIII веке эти замки вывозили за границу. В Западной Европе их называли русскими. Пружинные висячие замки применяют и по сей день.
В России были популярны навесные замки. Их появление на свет тоже было связано с необходимостью защитить имущество. Такие замки брали с собой в дорогу торговые караваны, чтобы шальной приблудный цыган не вытащил чего-нибудь ненароком из обоза.
В целях большей эффективности появились замки на буквах, или кодовые замки, для открытия которых не требовалось ключей, а нужно было набрать определенные буквы или цифры на вращающихся дисках. На рисунке вы видите висячий замок, относящийся к концу XIX века.
В России традиционно изготавливали только навесные замки. Тяжелые и грубоватые, с простыми механизмами, они были легкой добычей злоумышленников.
Исключением из общего правила и одним из лучших образцов замочного ремесла был «Русский висячий замок.Он был тщательно выкован вручную умельцами в конце XIX века ( в ранее царствование последнего царя, Николая II (1895-1918г)), и отличающийся уникальным механизмом секретности. Ключ не вставлялся, а ввинчивался в замок благодаря особой резьбе. В запертый замок вставлялась затычка, прикрывающая замочную скважину, а ключ ввинчивался в специальный футляр
Стремление иметь собственный замок, и не один, имеет глубокие корни. Сохранение ценного, припрятывание интимного, пресечение незаконного – именно эти главные функции выполнял замок.
Кстати говоря, со времен Александра Македонского криминальная профессия «медвежатника» – специалиста по вскрытию замков – набрала неплохие обороты. «Медвежатники» вооружены полным набором подручных средств, начиная от простых отмычек и заканчивая компьютерными программами, способными влезть в систему безопасности любой организации.
Екатерина Великая, царица России с 1762 по 1796 гг., имела одну из самых замечательных коллекций замков своего времени. Она восхищалась тонким мастерством ремесленников, которые придумывали изящные узоры на замках и создавали висячие замки причудливых форм, чтобы удовлетворить прихоть дамы или любимого дитяти. Говорят, что одного знаменитого русского кузнеца спасло от ссылки в Сибирь то, что он сделал цепочку для Екатерины. Она была так поражена его мастерством, что помиловала его. С этим случаем, говорят, связано высказывание: «чтобы отпереть тюрьму. надо 89 ключей».
А вот самый простой за всю историю человеческой цивилизации замок для запирания дверей дома сохранился в русских деревнях до сих пор. Это простая палка, которой подпирают дверь. Проходящий честный человек видит — хозяина нет дома, и идет своей дорогой.
Прилипал хватало
Павел Иванович Мельников-Печерский писал: «Кому неизвестны павловские изделия? Почти всякий из нас обедает с павловским ножом и вилкою, чинит перо павловским ножичком, носит платье, скроенное павловскими ножницами, запирает свои пожитки павловским замком, с некоторых пор и бриться стали павловскими бритвами.
Сподручно сбывать свои произведения досужим павловцам: Нижегородская ярмарка под боком, к тому же соседи их, вязниковские и гороховецкие офени, снуя век свой вдоль и поперек по русской земле, доходят до Иркутска и Кяхты, разнося в коробках своих павловские изделия и известность села Павлова».
Казалось бы, и хорошо: товар отменного качества, не хуже заграничного, привозного, клейма мастеров узнаваемы. Живи, Павлово, работай и продавай свои поделки.
Но нет. Как в каждом деле, вокруг мастеров, «вошедших в славу», образуется целый слой прилипал-скупщиков. Не возражал бы мастер, если бы скупщик по-честному с ним рассчитывался и помогал сбывать наработанные изделия, но скупщики нередко пытались нажиться на мастерах. В одной из докладных записок о нуждах павловских кустарей их уполномоченный Александр Генрихович Штанге подробно раскрывал козни скупщиков. Записка оказалась настолько интересной, что была опубликована в ноябрьской книжке петербургского журнала «Северный вестник». «…Скупщики прибегали к всевозможным уловкам. Едва только товар кустаря начинает «входить в славу», а требования на него иногородних покупателей усиливаются, как скупщик-комиссионер вместо товара посылает покупателям известие, что кустарь этот прекратил производство, а то и просто умер, и предлагает взамен требуемых «такие же» изделия других мастеров. Затем он начинает подыскивать мастеров-однофамильцев: заказывает им изделия «под манер» требуемых, похуже и подешевле, а если не найдет однофамильца-кустаря, то клеймит товар именем какого-нибудь родственника-прикащика и т.;п., лишь бы только фамилия была та же. Мне пришлось несколько раз слышать следующий рассказ: «Существует недалеко от Павлова кустарь Николай Малов. Изделия его стали требоваться. И что же? Один из скупщиков разыскал кустаря, малый сын которого называется Николаем, и стал клеймить изделия «под манер» маловских именем его сына, и получилось то же клеймо - «Николай Малов».
Додумывались ведь до чего: если фамилия «поддельщика» совпадала с фамилией мастера, то подделывать клейма было просто. А если мастер еще и имя свое на замки начинал ставить, возникали затруднения. Как только в семье «поддельщика» рождался сын, давали ему имя, совпадавшее с именем мастера, и подделка клейм продолжалась.
Сбить качество, извлечь большую выгоду, превратить мастера в простого ремесленника – как нам все это сейчас знакомо…
Мнимые мастера Истории с подделками отдавали криминалом и порой заканчивались странно. Так, заводчики братья Завьяловы обнаружили партию ножей, которые были помечены их клеймом. Но братья божились, что таких ножей в их артели не делали. Откуда же они взялись? След вывел на одну купчиху, которая ранее жила в Павлове. Она «баловала» такими подделками. Мастеровые это хорошо знали и не раз предупреждали, что дело может для нее кончиться плохо.
Купчиха переехала в Нижний, и на время о ней забыли. И вот появились новые подделки. Братья Завьяловы решили действовать по закону и донесли на купчиху куда следует. И кто следует произвел обыск в квартире купчихи. Действительно, у нее были найдены клейма, «совершенно тождественныя с настоящими».
А вот дальше странность и начинается. Слышавший об этом деле Николай Филиппович Лабзин написал: «Дальнейший разбор привел это дело к такому окончанию, которое не только не удовлетворило справедливых претензий бр. Завьяловых, но даже заставило их сожалеть о том, что начали дело». Что это были за таинственные обстоятельства? Не иначе за купчихой стояли высокие покровители, вмиг «усмирившие» недовольных братьев. Или по заказу той же купчихи «наехали» на мастеровых тогдашние «братки». А иначе что же так испугало братьев, на стороне которых был закон? И все-таки большинство фальсификаторов и «поддель-щиков» предпочитали не переступать черту закона, понимая временность своего «противузаконного» занятия. Пришлось мне видеть поддельный нож. На первый взгляд, все на месте: клеймо известного мастера, два кружочка – медали, полученные им на выставках. Их изображения четко не проглядываются, да и понятно, нож-то был в употреблении, металл стерся. И тут знакомый коллекционер протянул лупу. Ба, да в кружочках ничего и нет, кроме какой-то буквенной абракадабры, которая без увеличительного стекла может сойти за изображение медали. И сходила. что ему штраф, если он имел хорошую еженедельную прибыль, - так только, острастка. Затихнет такой мошенник на время да и вернется к старому. Придумает что-нибудь еще.;К суровой ответственности такого мошенника привлечь было трудно, но штрафануть могли. А как, например, такой случай. Жили в Павлове три брата. Во время переписи села обнаружилось, что их предки носили фамилию Завьяловы. Торговцы и надоумили братьев «вступить с ними в соглашение относительно продажи им права употреблять их клеймо «братья Завьяловы», или просто «Завьяловы», или «Завьялов» для штемпелевания тех же изделий, которые вырабатывают настоящие братья Завьяловы в Ворсме». Мнимые Завьяловы никогда не занимались выделкой ножей: один из них работал молотобойцем, другой по ремеслу был замочником, а третий ничем определенным не занимался. Они продали право на свои клейма торговцам, получая ежегодно за это денежки. Так что настоящему трудовому человеку никогда не жилось спокойно. Прилипал хватало. А тот криминальный след, о котором мы вам рассказали, виден до сих пор. Следы остаются Коллекцию подделок можно собрать и сегодня, правда, для этого нужно разыскать десятки сохранившихся замков. Но коллекционеры помогут нам это сделать. Вот замок с клеймом мастера по фамилии Варыпава. Что-то кажется знакомым? В прошлом выпуске «Краеведа» мы рассказывали о Федоре Михайловиче Варыпаеве. Это его искаженная фамилия на замке-подделке. А вот еще, но искусно замаскированная. Первые буквы «СП» – это, видимо, село Павлово, сокращение «МИ» – отчество мастера. Федор Михайлович был грамотным человеком и в своих клеймах ошибок не допускал. Мастера Никанора Рыжинкава в Павлове тоже не существовало. Был Никанор Рыженьков.
Причем место для нее явно есть.;А вот подделка под другого Рыженькова – Александра. В фамилии нет начальной буквы Р. Можно было бы сказать – не пробилась, бывает. Но замков с фамилией «Ыженьков» много. И это не случайно. Варыпаева появилось изображение государственного герба, это не остановило тех, кто продолжал подделки. Точно воспроизводить герб, конечно, боялись. На замках стали появляться какие-то чертики, летающие кувшины, даже чудища. Клейма были мелкие и на беглый взгляд походили на гербы.;М.;Когда на замках Ф. Клеймо солидное, с гербом. Но чье? Попробуйте определить. Привычка подделки клейм оказалась живучей. Мы хорошо помним то время, когда на базарные лотки хлынула продукция всемирно известных фирм. Ее было много. Удивляла, правда, дешевизна. Только когда мы сравнивали написание фирмы с этикеткой, то понимали, что надо быть бдительными: нас начали дурачить. http://svpressa.ru/culture/article/95139/
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.