Пасквиль на непорядочных издателейНачну с преамбулы, чтобы заранее расставить точки над всеми "i" и перечеркнуть все "t". Во-первых, данный пасквиль - это не хныканье того, кого не печатают. У меня с изданием моих "нетленок" в Украине проблем нет. Во-вторых, речь пойдёт не о всех издателях поголовно, а только о тех, кто страсть как любит "кидать" и "разводить лохов". Есть и порядочные (иначе моя бредовая писанина никогда не была бы официально опубликована на бумаге). В общем, этот пасквиль - предупреждение благородным эльфам и душевным дриадам о том, с помощью каких стандартных методов на них охотятся злобные тролли-издатели. На этом преамбулу заканчиваю, начинаю пасквиль. Итак, эльфы или дриады накропали что-то хорошее и вывесили произведения на литературном портале в надежде найти хоть кого-нибудь, кто опубликует. Некоторые так и пишут на своих страницах, мол, ищу издателя для такого-то моего романа. И письмо от издателя рано или поздно придёт, не сомневайтесь! "Ах, какое у вас сногсшибательное произведение! Предлагаю вам напечатать его на бумаге - в нашем журнале, который читают не только в СНГ, но и в Аргентине, Новой Зеландии, Бразилии (где много диких обезьян) и на Аляске!" Вы уже прыгаете от радости, отправляете файл с полным текстом произведения ("Наше издательство принципиально рассматривает только полные тексты!") и с нетерпением ждёте решения. Ответ придёт очень скоро, гораздо быстрее, чем вы рассчитывали: "Ваше произведение включено в издательские планы! Мы высылаем вам контракт!" И вот вы уже ругаете почту за медлительность, проверяете ящик четыре раза в день и с величайшим нетерпением выглядываете в окно, не идёт ли почтальон. Идёт! Вот оно, заказное письмо в красивом конверте! Кремовая бумага с логотипом издательства, класс! К контракту прилагается письмо вроде: "Поверьте, я двадцать лет работаю главным редактором, и такие произведения, как ваше, приходят к нам очень редко!" А ещё там будет: "Скоро ваш роман будет продаваться во многих странах!" А также: "Надеемся на долгосрочное сотрудничество!" Ну и так далее. Теперь, прежде чем прочитать контракт (в двух экземплярах, уже подписанный издателем! осталось только свой автограф нарисовать!), возьмите валерьянку. Или, ещё лучше, какое-нибудь средство посильнее. Если стоите, то присядьте, чтобы не упасть. На всякий случай посмотрите, нет ли поблизости предметов, о которые можно больно стукнуться. Потому что в контракте обнаружится, что публикация состоится... за ваш счёт! И сумма такова, что вам целый год доведётся жить на хлебе и воде, не покупать одежду и не платить за квартиру. Или влезть в долги по самые уши. Всё! Крушение надежды. Накрылась ваша розовая мечта медным тазом. Что? Вы можете позволить себе выложить солидную сумму в у.е.? Хотите отменить покупку автомобиля? Ваше произведение так расхвалили, что нужно попробовать, а вдруг и впрямь известными станете? Вы меня удивляете. Неужели вас ничему не научили истории с афёрами, финансовыми пирамидами и прочими лохотронами? Вы всерьёз верите, что, отдав деньги незнакомым троллям, вы вскоре проснётесь знаменитыми? Как же так, спросите вы в недоумении, вот же сайт журнала, у него большие тиражи, да и в поисковых системах он всегда на высоких позициях рейтингов?.. Отвечаю по порядку. Вы можете проверить, действительно ли тираж таков, каким объявляется? Вы уверены, что троллями не будет изготовлено всего лишь столько экземпляров, сколько наивных авторов-эльфов поверили обещаниям? Получат начинающие писатели по штуке на нос, поставят их себе на полки и будут показывать друзьям, пребывая в несокрушимой уверенности, что они уже знаменитости и что их сейчас читают где-то в далёкой Аргентине, в Новой Зеландии и на Аляске. С Гондурасом впридачу. Теперь о сайтах. Если бы всё было так просто, то словосочетание "найти издателя" сводилось бы к набору этих слов в поисковой системе. И все яндексы-рамблеры тут же выдавали бы имена-пароли-явки. Запомните: тролли-аферисты оптимизируют страницы своих сайтов таким образом, чтобы они попадали на вершины рейтингов автоматически! Чтобы по-детски простодушные дриады поверили, что журнал и впрямь серьёзный, достойный доверия. Технологически это совсем несложно, любой опытный вэб-мастер справится. Кроме рассылки своей рекламы авторам на литературных порталах, тролли применяют ещё один метод для "развода" начинающих и неопытных: литературные клубы и сообщества. Например, на блогах Мэйл.ру или на яндексовском Я.ру. Многие такие сообщества созданы издательскими агентами. Они зазывают, мол, приходите, размещайте здесь свои стихи и прозу! Мы приметим таланты! Ага, приметят... А какая у троллей лексика при общении с авторами! Пока эти издатели разговаривают с новичками, речи их слаще мёда. Однако, когда они натыкаются на опытного автора, который их насквозь видит и неслабо обламывает, из их уст тут же сыплются сплошные криминальные жаргонизмы! Яркий показатель того, с кем именно вы имеете дело. "У вас слишком много понтов!" - заявляет работница конторы "издательский дом Л$g$Nd@" в литературном клубе на Я.ру. Ага, блин, понты могут быть только у "братвы", которая книжки печатает, а автор - "лох" и ничтожество, он должен сидеть тише мыши и не рыпаться. В натуре! Что же случится с текстом романа, который вы по неопытности отправили троллям целиком или разместили в подобном "литературном клубе"? Могут напечатать под чужим именем, как пить дать! И не докажете потом, что авторские права принадлежат вам, хоть на стенку лезьте! Если же "повезёт" и весь роман не украдут, то интересные идеи и сюжетные ходы "позаимствуют" наверняка. Вероятно, вы о плагиате никогда и не узнаете. Издадут подлые тролли вашу нетленку двадцатитысячным тиражом где-нибудь на Урюкинских Холмах, доработанную и подписанную именем Васи Пупкина. Вы ведь физически не можете быть в курсе всего, что публикуется. Разве что случайно к вам книжка попадёт - и волосы дыбом встанут. Ведь весь расчёт именно на вашу неопытность - об авторских правах не позаботились, легкомысленно отдали текст, поверив в солидность и непорочность конторы. Доверять троллям нельзя никогда и ни при каких обстоятельствах! Все ваши возражения мне известны. Вы, конечно, ответите, что далеко не все авторы-эльфы (не погрязшие в детективах и похабщине, а действительно эльфы) попадают в крупные солидные издательства, жизни не хватит на ожидание и бесконечные рассылки файлов в редакции, а книгу напечатать хочется уже сейчас, лучше потратиться на публикацию и так далее. Поэтому далее рассказ пойдёт о том, что будет в издательстве, берущем с авторов деньги. Заказывали вы редактирование вашей рукописи или нет - тролли её стоимость всё равно приплюсуют. В лучшем случае вас спросят, нужна ли такая услуга и постараются убедить, что таки нужна. Причём качество и профессионализм редактирования... того... не гарантированы. Редактировать будут, скорее всего, вольнонаёмные фрилансеры, "свободные художники", или же студенты филологических факультетов, желающие подработать. Нужна ли книге вёрстка? Если она будет толстая и в твёрдой обложке, то нужна, чтобы распределить страницы по маленьким тетрадкам. Но если книга будет в мягкой обложке и скреплена термосклейкой... то с вас всё равно возьмут деньги за вёрстку! Хотя никто ни на какие тетрадки листы не сортирует. Текст сохраняется в формате PDF с нужным размером страницы, в типографии его напечатают с двух сторон листа, приклеят пачку листов торцом к обложке и подрежут, подравняв края - всё!!! Именно поэтому книги в мягких обложках такие дешёвые. В Украине вёрстка стоит от 100 до 800 у.е., между прочим. Понаблюдайте: работник издательства, высчитывая стоимость вашего заказа, будет смотреть куда-то в блокнот с прейскурантами, прикрывая его рукой. А когда вы попросите взглянуть на получившуюся смету и удивитесь, мол, неужели термосклейка и впрямь такая дорогая, то этот работник воскликнет, мол, ошибочка вышла, извините! И такие "ошибочки" - по каждому пункту ваших расходов. Все расценки раздуты минимум втрое. Почему книги печатают в типографии, а не на хорошем принтере? Ведь принтер часто даёт качество ничуть не хуже, нежели у популярных книг с миллионными тиражами? Типографский метод печати дешевле и несравнимо быстрее. Но это когда тираж более 1000 штук и печать офсетная, традиционная. Если же тираж меньше 1000 штук, то никто и пальцем не пошевелит, чтобы сделать формы для офсетной печати. Вашу книгу тупо нашлёпают на ризографе краской на основе глицерина. Ризограф - это такой аппарат, похожий на ксерокс, но печатает по принципу шелкографии с использованием пластиковой плёнки вместо шёлка. Краска размазывается, ибо листы отлепляются от плёнки естественным путём - под воздействием гравитации. Летом краска разжижается на жаре, зимой густеет на морозе. Горе вам, если в книге есть рисунки или какие-либо тёмные области! Всё пойдёт наперекосяк, ибо на тёмных областях лист прилипает к плёнке сильнее (краски-то больше!) и отваливается как попало. Если хотите знать моё мнение, то печать на хорошем принтере - не самый худший из вариантов! Такую книжку приятней взять в руки хотя бы из-за хорошего качества бумаги, по которой буквы не расплылись. Но речь сейчас не о том. Вы же являетесь неопытным автором и поэтому не знаете, что печать на ризографе не такая уж и дорогая. Будете думать, что заплатили огромные деньги за действительно трудоёмкий процесс... Поговорим и о коде, который отличает официально опубликованную книжку от напечатанной дома на принтере. ISBN во многих странах обязателен для любого тиража книг (например, в Украине.) Здесь уж ничего поделать нельзя. Присвоить книге этот серийный номер имеет право только издатель. Если книга переиздаётся - нужен новый ISBN. Книжный рынок защищает себя от самиздата. Но есть некоторые печальные моменты. Например, в Украине издатель покупает ISBN в Книжной палате по 3-4 у.е. за штуку, а продаёт авторам по 100 у.е. Спрашивается, зачем им вообще книги издавать? Спекулировали бы ISBN и дальше, не тратясь на издательские расходы (компьютеры, профессиональный софт, офис, персонал и т.п.) Когда же вы, в конце концов, напечатаете книжку по разумным расценкам, то сразу же после этого покупайте раскладной стульчик, валенки, большой термос и очень тёплый кожух. На стульчике будете сидеть, валенки и кожух наденете, чтобы не замёрзнуть, а в термос зальёте кофе или чай. Бутерброды тоже обязательны. Потому что вы отправляетесь продавать вашу книгу в подземный переход. Или на станцию метро. Книжные магазины принадлежат крупным издательствам, и ни один из них не будет торговать печатной продукцией конкурентов. Если какой тролль и возьмёт под реализацию, то похоронит на складе, запылит, помнёт и вымажет грязью. Так что не теряйте времени - сразу идите в подземный переход! Вам ещё не расхотелось быть писателем? Тогда поговорим о том, что должны сделать добрые эльфы и дриады, чтобы не стать жертвами злобных троллей. Авторские права. До размещения текста романа (или, лучше, небольших его фрагментов) в интернете необходимо выполнить такую последовательность действий: 1. Распечатываете роман на принтере. 2. Относите на почту и отправляете сами себе ценной посылкой. 3. Получаете посылку и храните, не распечатывая. Теперь почтовый штамп на упаковке будет доказательством того, что текст романа был у вас раньше, чем у кого-либо другого. Соответственно, вы - законный автор. После этого (и только после этого!) можно заливать роман (или, как рекомендовано выше, только фрагменты) в сеть. Сначала на те литературные порталы, которые имеют лицензию электронных СМИ. Затем на другие. В любом случае, полезно разместить вашу публикацию не на одном, а на нескольких сайтах. Где-то заглючит - в другом месте останется. Кроме того, чем больше людей ознакомится с текстами, тем лучше - ваше авторство станет общеизвестным фактом. Правда, для этого нужно везде подписываться настоящими именем и фамилией. Псевдонимы и ники весьма вредны для авторства. Как потом докажете, что Ко$he4K@ или Z@i4иК - это именно вы? Особенно если какой-нибудь мерзкий тролль взломает ваши пароли, что вовсе не редкость. Троянские вирусы воруют секретную информацию за доли секунды. После получения посылки с распечаткой и заливки текста на несколько литературных сайтов под настоящими именем у вас появится хоть какой-то шанс доказать своё авторство. Издание. Приносите в издательство готовые к печати файлы в формате PDF - свёрстанный текст и обложку, тоже в PDF, с цветоделением CMYK и разрешением минимум 300 dpi. Конечно, доведётся потратить пару месяцев на то, чтобы научиться верстать и делать дизайн обложки в фотошопе, но что такое пара месяцев!.. Удешевить книжку можно, сделав её чёрно-белой. (В том числе и обложку.) Цветная полиграфия всегда была и будет дорогой. Не беспокойтесь - кто любит литературу, а не пёстрые картинки в гляцевых журнальчиках, тот понимает: не всё то золото, что блестит. Когда тролли вам говорят, что выгоднее делать крупные заказы, поскольку себестоимость экземпляра будет меньше, то это чистой воды провокация. Они хотят, чтобы вы угрохали все свои сбережения, забив квартиру книжками до самого потолка. Поскольку проблемы с реализацией возникнут обязательно, то эту гору печатной продукции покроет пыль и погрызут мыши, прежде чем вы успеете хоть четверть продать. Или же всё сгниёт на складах книжных магазинов, которые и не подумают выставлять ваш роман на витрины. (В подземных переходах тираж разойдётся гораздо быстрее!) Короче, чтобы не разориться троллям на радость, печатайте маленькие тиражи! Не голодайте, не влезайте в долги! Продадите скромное количество книжек быстрее - быстрее появятся деньги на дополнительный тираж. Коротко говоря, средства должны оборачиваться быстро, а расходы - оставаться разумными. И ещё. Толстый том сделать дешёвым не получится, как ни старайтесь. А вот книжечку на 120-150 страниц - запросто. Скобочное крепление книжки, хоть и не такое "солидное", зато очень надёжное! Несравненно надёжней термосклейки - и в десять раз дешевле! Намёк понятен? Теперь о тех издательствах, которые позиционируются как солидные и печатают за свой счёт. Некоторые производят отбор рукописей весьма своеобразно. Например, некое очень вроде бы солидное и известное, название которого Л#$&*2$@$, требует от авторов аннотацию (впрочем, не только они). Мол, если вы хороший писатель, то и аннотацию напишете хорошо, а без неё мы вообще на ваш роман не посмотрим. То есть нужно написать не просто краткое содержание книги, а сделать это шедеврально, блеснуть стилем. А если это сборник стихов, то, надо полагать, нужно аннотацию зарифмовать, если это песни и романсы - то спеть и сплясать. Можете себе представить Достоевского, у которого издатель требует аннотацию к "Преступлению и наказанию"? Или, к примеру, у Толстого - к "Войне и миру"? Или Пушкина, усердно рифмующего предисловие к "Руслану и Людмиле"?... Автор не должен плясать перед издателем ни под каким предлогом. Знаю, что вы возразите - на одного уважающего себя автора найдётся тысяча свою личность неуважающих, готовых напечататься любой ценой. Однако, как правило, и качество произведений у таких авторов гораздо ниже. Да, коллеги по перу и бойцы клавиатур, избаловали издателей мы сами! Но это всё ведёт к тому, что качество современной печатной литературы падает. Всё чаще и чаще люди жалеют о деньгах, потраченных на книжку. Всё больше взоров обращается к классике. Ведь если громадным тиражом напечатан фэнтези-роман, где есть подобный диалог: "А что ты там в кустах делаешь, сынок? - С@#, папа!", то что хорошего можно ждать?.. Издатели не просто избалованы, они вообще обнаглели. Писатели для них - пыль под ногами. Редакторам очень нравится, когда авторы им звонят и интересуются, принята ли их рукопись, не потерялась ли и т.п. Нередки случаи, когда редактор даже не удосуживается поставить писателя в известность, что его текст принят. На сайтах они указывают адреса электронной почты для отправки рукописей, но потом сами признаются, что "туда редко что-то доходит". Так зачем, спрашивается, сообщать почту, которую никто не смотрит? Снова ради издевательства? Рукописи они принимают по объёму, а не по качеству. Для карманных книжек - от 400 килобайт, для твёрдых переплётов - от 600 килобайт. Будь вы хоть трижды гений, но если краткость является сестрой вашего таланта, то вас не напечатают. Даёшь погонные килобайты текста! Выполним и перевыполним план! Ура, товарищи!.. А ещё совершенно волшебной является причина для отказа, которая формулируется примерно так: книжка не принята, потому что не попала по серию. То есть, издательство печатает серию, например, "боевая фантастика". А вы накропали нетленку, которая боевой фантастикой не является. И никого не волнует, что ваша книжка несравненно лучше штампованной развлекаловки про бравых русских спецназовцев-звездолётчиков, которые сражаются за батюшку-императора и ставят на уши Солнечную систему, загрязняя радиоэфир матами. С бездарной композицией и стилистикой, с банальным сюжетом - зато попадает под серию. Невольно возникает мысль: как же удалось "попасть под серию" Достоевскому и Пушкину? Вот не попали бы - и лишилась бы мировая литература великого достояния. А сколько современных достоевских и пушкиных пропадает только потому, что, видите ли, не та нафиг серия? Теперь кому-то ещё непонятно, почему современная русская литература деградирует семимильными шагами? Ещё об объеме как критерии. На буржуйском Западе всё не так - там на объём текста смотрят в самую последнюю очередь - если говорить о серьёзных издателях. И считают количество слов, а не печатных знаков - например, романом считается произведение от 40 000 слов - а это примерно 280 килобайт на английском языке или около 300 килобайт на русском. То есть в два раза меньше, чем нужно для романа в СНГ. Правда, и на Западе есть такие тролли-редакторы, кто желает видеть плящущих перед ними эльфов - тщеславие у "вершителей литературных судеб" одинаковое везде Тролли есть тролли.
© Copyright: Поляк Андрей, 2008.
Другие статьи в литературном дневнике:
|