183Еще к предыдущей заметке. О Довлатове и Зощенко. Сатирический абсурдизм рожден, конечно, не ими. Это прием, просто прием, и используется он давно. Глянем вглубь: Гаргантюа, Швейк, Дон Кихот... не будем забираться в Древний Рим. Творчество Довлатова и Зощенко целиком построено на этом абсурдизме, но ведь и Швейк тоже! Почему же Швейка я люблю, а этих — нет? Разница проста и существенна: Швейк написан с любовью и добрым лукавством, а здесь нет ничего, кроме тотального равнодушия и даже (у Зощенко) плохо скрываемой ненависти. Тогда для чего это написано? Свести счеты? Удовлетворить писательские позывы? Заработать, в конце концов? Я не знаю. Но отказываю им в своей читательской любви. Нет любви у автора — нет любви у читателя. Потому что творчество без любви автоматически становится ложью, и даже не святой. © Copyright: Анна Литцен, 2025.
Другие статьи в литературном дневнике: |