Почему мы пишем стихи.
Когда то судьба дала мне счастье быть соседом, приятелем и собеседником удивительной женщины, филолога, слависта, ессеиста, знатока творчества Чехова, Булгакова, Достоевского, Мандельштама, других классиков русской чешской и польской литературы, Майи Лазаревны (М.Л.) Каганской. После эмиграции в Израиль в 1976г, она стала всемирно известным литературным критиком. Наши беседы переростали в полемику, т.к. мы оба обладали парадоксальным мышлением и упрямством. В ход шли цитаты из книг и журналов, в конце концов я всегда был бит и уползал зализывать раны. Кроме одного: М.Л., будучи тонким и глубоким исследователем творчества О.Мандельштама, А. Ахматовой, М.Цветаевой, Ф.Сологуба, категорически не принимала массового стихотворчества. Она говорила, что всех, кто начинает писать стихи, следует убивать из рогатки. Когда я возражал, что состав преступления не соответствует наказанию, она говорила:
-Ничего, настоящий поэт выживет. Поэтом человек рождается. Он, как псих, не чувствует боли, живет между небом и землей, его поступками управляет Б-г. Отсюда происходят поэтические пророчества. Поэт готов на самоубийство. Ведь Мандельштамовское "Мы живем, под собою не чуя страны", это натуральный акт самоубийства. Все остальное- рифмачество, сродни графомании.
-Я думаю, ты не права, а как же детская поэзия, Барто, Чуковский, юмор, басни, как же дедушка Крылов, а песни?
-Это совсем другое дело. В этих направлениях литературного творчества используется свойство рифмованных ритмических структур легко запоминаться. Песенные стихи даже песнями не называются, а текстами. Оперные тексты- либретто. В текстах используется слоговый ритм, Иногда текст, при отсутствии точной рифмы, по ритму является готовым музыкальным произведением. В детских стихах используется только точная рифма. Гладкий ритм. В баснях, при не очень высоким требованиям к рифме и ритму, требуется афористичность языка, близкого к пословицам и поговоркам. Ты должен понять, что массовые попытки стихосложения, когда любой ценой хотят зарифмовать какую нибудь пошлость, страдает язык, он становится покалеченным и обедненным. Т.н. стихотворцы стараются применять штампы, кровь-любовь, розы- слезы. И опереточные страсти!"
И хоть Майя Лазаревна меня удавила своим несомненным превосходством, я остался при своем мнении. И сегодня, отдавая дань её светлой памяти, я время от времени продолжаю писать стихи.
Светлой памяти М.Л.К-ской
Когда друзей по миру разнесло
А мысли разрывают душу
Моих стихов взрывное колдовство
Одно лишь может этот мир разрушить
Мой скрытый мир, тебя мне не унять
Живешь ты по своим законам
Фантазии и память, мне твердят опять
Что заколдован круг и в грудь закован.
Но стих кресалом пробивает круг
О чем поет сперва и сам не знает,
Увидев свет, преодолев испуг
К компютеру спешит, на диске оседает.
Я вглядываюсь в буквы на экране,
Знакомы с детства мне ученья знаки
Слова и мысли заклинаний
Как гренадеров ряд, готов к атаке.
И напряжение уходит в память мира
Пройдет волна другая подоспеет
А стих случайный, стих задира
Так никогда во мне и не истлеет.
Другие статьи в литературном дневнике: