Фамилию «Чаадаев» едва ли не каждый впервые встречает на школьных уроках литературы при изучении стихов Пушкина. В воображении, конечно, возникает фигура Чаадаева–декабриста. Ещё бы – такие слова! «И на обломках самовластья / Напишут наши имена!» В сознании многих это мнение, увы, сохраняется навсегда. Однако это недоразумение, прекрасно разобранное М.О. Гершензоном - лишь первое звено в цепи загадок и интересных фактов, связанных с этим человеком.
Друг Пушкина, Грибоедова, Волконского, боевой офицер, герой войны 12-го года, красавец, Кавалер ордена Св. Анны… Ему прочили самую успешную военную карьеру, а он неожиданно для всех взял, да и подал в отставку! Причиной этого шага, видимо, стало восстание Семёновского полка, в котором когда-то служил и Чаадаев. Семёновцев возмутили жестокость и грубость командира полка - полковника Григория Шварца. Некоторые из товарищей нашего героя были зачинщиками волнений. После наведения порядка он получил иезуитский приказ - отвезти материалы следствия Государю. По мнению современников, Чаадаев счёл себя скомпрометированным и оскорблённым, потому и оставил службу.
С фигурой Чаадаева связана ещё одна «школьная» легенда, гласящая, что именно он - прототип Чацкого. Всё, кажется, сходится - и фамилии, и то, что Чаадаев с Грибоедовым были друзьями ещё со времени учёбы в Московском Университете. Чаадаев (как и Чацкий) много путешествовал, и, вернувшись, был точно так же объявлен душевнобольным. Сходится почти всё. Кроме одного. Грибоедов свою бессмертную комедию писал с 1816 по 1824 год, тогда, как Чаадаев вернулся из Европы лишь в 1826-м. А первое «Философическое письмо», послужившее причиной травли и объявления автора сумасшедшим, было написано им и того позже – аж в 1829-м! Что это: случайное совпадение, гениальное прозрение автора «Горя от ума»?
Конечно, главное дело, которому Пётр Яковлевич Чаадаев посвятил себя, была религиозно-историческая философия. Собственно, написано им в этой области не очень много. Да и как мог он сосредоточиться на такой деятельности в условиях ожесточённой травли со стороны как правительства, так и значительной части общества? Как бы то ни было, размышления Чаадаева о судьбах России и Европы, о религиозном контексте, в котором должны развиваться и государство, и общество, стали той почвой, на которой через несколько десятков лет выросла могучая традиция русской религиозной философии. Мысли Чаадаева заложили основу двух противоположных направлений мысли – славянофильства и западничества.
В трудах Чаадаева можно найти немало удивительных пророчеств. Не являясь сторонником социализма, он, тем не менее, писал: «Социализм победит, но не потому, что он прав, а потому, что неправы его противники!»
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.