Расстрига Лесков

Александръ Поповъ: литературный дневник


«Мне очень понравился тон и необыкновенное мастерство языка. Сказка очень хороша, но она, если бы не излишек таланта, была бы лучше» - писал 17.11. 1890 г Лев Толстой Николаю Лескову, которого, как писателя, очень ценил. Два великих художника близко сошлись в последнее десятилетие XIX века. В сознании многих они - антиподы: раскольник Толстой, и патриархально-религиозный бытописатель народной жизни Лесков. На самом деле всё было куда сложнее…
Свой путь в литературе Николай Семёнович Лесков начал в 1863 году с повестей «Житие одной бабы», «Овцебык», и романа «Некуда». Позже Лесков скажет, что его первый роман «носит все знаки поспешности и неумелости». Тем не менее, резонанс романа, сатирически-остро изображающего нигилистическую коммуну, и противопоставляющего ей христианство и патриархальные ценности, оказался очень большим. Роман вызвал настоящую ярость со стороны леворадикалов, а за своим автором на долгие годы закрепил репутацию убеждённого реакционера. Левая пресса тут же заголосила, что роман фальшив, ибо написан по указке и под надзором Третьего отделения. «Левые» очень скоро получили новый повод для ненависти: из печати вышла повесть «Обойдённые», жёстко полемизирующая с «Что делать?» Чернышевского. На фоне этих баталий новые повести, впоследствии получившие высочайшие оценки читателей и критиков – «Воительница», «Леди Макбет Мценского уезда» и др. остались практически незамеченными. К этому моменту устоялся индивидуальный стиль писателя, расцвёл его самобытный и неповторимый язык. В дальнейшем, словно подтверждая свою репутацию, Лесков ищет своих героев среди провинциального духовенства. Правда, теперь в изображении народного бытия пасторальные интонации всё чаще уступают место критическим.
Это был поворотный пункт и в его творчестве, и в отношениях с властью. Писатель противопоставлял «истинное», народное, почвенное официальному христианству. Это был шаг в сторону будущей дружбы с Толстым. Другой повод для нападок, причём сразу и «слева», и «справа» в 1881г. дал легендарный «Левша», попавший под перекрестный огонь. Либералы и левые обвинили писателя в национализме, правые сочли описание жизни народа слишком мрачным.
Спустя много лет вспоминая своих «Соборян», Лесков говорил: «Теперь я не стал бы их писать. Но я охотно написал бы «Записки расстриги»… Клятвы разрешать; ножи благословлять; отъём через силу освящать; браки разводить… оказывать протекции у Создателя или проклинать и делать еще тысячи пошлостей и подлостей, фальсифицируя все заповеди и просьбы «повешенного на кресте праведника», — вот что я хотел бы показать людям… Но это, небось, называется «толстовство». А то, нимало не сходное с учением Христа, называется «православие».



Другие статьи в литературном дневнике: