Милан кундера жить в правде

Валлаби: литературный дневник

МИЛАН КУНДЕРА


НЕВЫНОСИМАЯ ЛЕГКОСТЬ БЫТИЯ


"Покуда люди еще молоды и музыкальная композиция их жизни звучит всего лишь первыми тактами,
они могут писать ее вместе и обмениваться мотивами, но когда они встречаются в более зрелом
возрасте, их музыкальная композиция в основном завершина, и каждое слово, каждый предмет означает
нечто композиции одного и другого различное".


КРАТКИЙ СЛОВАРЬ НЕПОНЯТНЫХ СЛОВ
ЧАСТЬ 2-Я ЖЕНЩИНА


"Быть женщиной для Сабины - участь какой она не выбирала. А то, чего мы не выбираем, нельзя считать
ни нашей заслугой, ни нашим невезением.
Сабина пологает, что уготованную участь надо принимать с должным смирением. Бунтовать против того,
что ты родилась женщиной, так же нелепо, как и кичиться этим".


ВЕРНОСТЬ И ПРЕДАТЕЛЬСТВО
"Сабину завораживала не верность, а предательство. Слово "верность" напоминало ей отца".

"Предательство. С раннего детства отец и господин учитель говорили нам, что ничего худшего мы даже
представить себе не можем. Но что такое предательство?
Предательство - это желание нарушить строй.
Предательство - это значит нарушить строй и идти в неведомое. Сабина не знает ничего более прекрасного,
чем идти в неведомое".
"Первое предательство непоправимо. Оно вызывает цепную реакцию дальнейших предательств,
из которых каждое все больше и больше отдаляет нас от точки нашего исходного предательства".


СВЕТ ИТЬМА
"Жить для Сабины - значит видеть. Видение ограничено двумя крайностями:
сильным слепящим светом и полной тьмой. Тем, возможно, определяется и Сабинина неприязнь к какому-либо
экстремизму".

"Крайности - это границы, за которыми кончается жизнь, и страсть к экстремизму, в искусстве и политике;
суть замаскированная жажда смерти".

КРАСОТА
"- Невольная красота. Да. Можно было бы и по-другому сказать: красота по ошибке. Прежде чем красота
совсем исчезнет из мира, еще какое-то время она просуществует по ошибке. Красота по ошибке - это
последняя фаза в истории красоты".
"С той поры она знала, что красота - это отверженный мир. Мы можем встретить ее лишь тогда, когда
гонители по ошибке забудут о ней. Красота спрятана за кулисой первомайского шествия. Если мы хотим найти
ее, мы должны разорвать холст декорации".



"Для Сабины "жить в правде", не лгать ни себе, ни другим, возможно лишь при условии, что мы живем
без зрителей. Вминуту, когда к нашему поведению кто-то приглядывается, мы волей-неволей приспо
приспосабливаемся к наблюдающим за нами глазам и уже все, что мы бы ни делали, перестает быть правдой.
Иметь зрителей, думать о зрителях - значит жить во лжи. Сабина ни в грош не ставит литературу, где
авторы обнажают всю подноготную своей жизни и жизни друзей. Человек, утрачивающий свое сокровенное,
утрачивает все, думает Сабина. А человек, который избавляется от него добровольно, не иначе как монстр.
Поэтому Сабина вовсе не страдает отттого, что ей приходиться утаивать свою любовь. Напротив, лишь так она
может "жить в правде"".



Другие статьи в литературном дневнике: