В духе времени

Валентина Агапова: литературный дневник

В девяностых годах прошлого века в стране произошла смена формаций. Произошла она, как это обычно и бывает, насильственным, хотя и почти бескровным, путём. Необычного здесь только то, что «река жизни» повернула вспять. Впрочем, как знать, вдруг, когда-нибудь, капитализм у нас окажется прогрессивнее социализма.


Одним из этапов становления социализма в стране советов в тридцатые годы была коллективизация, и на её основе – ликвидация кулачества. Людей сгоняли с родных мест, высылали в суровые края, мало пригодные для жизни. Теперь безвинно пострадавшие реабилитированы и даже частично возмещён причиненный им ущерб. А тогда даже пионерские организации, дети были вовлечены в эту хозяйственно-политическую акцию. Имя Павлика Морозова, как участника борьбы с кулачеством, долгие годы было символом пионерской честности, правдивости.


Теперь, при капиталократии, имя мальчика вновь всплыло, но уже как символ доносительства на родителей. Вновь и вновь треплют это имя, взваливая на мальчишку вину всей тяжести классовой борьбы тех лет.


Да, взрослые учили детей быть правдивыми. Да, пионеров тоже призывали ратовать за колхозы и против кулаков. Да ребёнок видел, что его отец – председатель сельсовета, позарившись на большие деньги, помогает фальшивыми удостоверениями бывшему кулаку, который стрелял и ранил райкомовского работника. Да, паренёк видел, как прячет зерно в яму во дворе его деда деревенский кулак. И Павлик рассказал об этом. Наверное, он понимал, что, скрывая преступление, тем самым непосредственно принимаешь в нём участие.


И отца, и кулака посадили. Что же дальше? Родной дед вместе со старшим внуком зверски убивают Павлика. Убивают и его братишку Федю, что бы не осталось свидетеля. Христианство требует участия к страданию. К детям участия нет. Те, кто винит сейчас мальчика, по сути дела оправдывает его убийц. Впрочем, сейчас это в духе времени. Ежегодно в России от насилия взрослых погибает до двух тысяч детей (Радио, 17 марта 2009 года. Приведя эту цифру, президент говорил о необходимости ужесточения наказания за насилие над детьми).


В средствах массовой информации ежедневно смакуются подробности катастроф, аварий, убийств. Словно ничего больше в жизни нет – только смерть, только страх…


Может быть, когда-нибудь капитализм окажется прогрессивнее социализма, обретёт человеческое лицо… Может быть… Пока же на нас взирает морда со звериным оскалом, у которой вместо глаз сияют серебряники.



Другие статьи в литературном дневнике: