Тихоновцы и сергиане во время Великой ОтечественноТихоновцы и сергиане во время Великой Отечественной войны оказались по разные стороны фронта, предательство и героизм. О том какую позицию занимала Русская церковь во время войны мнения разделились. Одни, опираясь на факты и фото доказывают предательскую сущность священства, открыто перешедшего на сторону врага. Другие публикации повествуют о героизме фронтовиков-священников и вкладе церкви в дело победы над фашизмом. Могу сказать, что и те, и другие правы, были и предательство, и героизм. Вот только церкви были разные: одни переметнулись на сторону врага, а другие с оружием в руках защищали Родину. После Октябрьской революции русская церковь раскололась на несколько церквей и виной тому были не большевики, как это принято считать. Они наоборот не препятствовали проведению Поместного собора и избранию патриарха Тихона в ноябре 1917 года. Рассмотрим истинные причины раскола. Главная причина – избрание Тихона (Беллавина) патриархом, в то время когда были более достойные кандидаты, которые были раньше его хиротонисаны. Вы скажете тайное голосование и выбор по жребию. Да, но при этом именно ему была устроена мощная рекламная кампания, поскольку его либеральные антимонархические взгляды с примесью масонского гуманизма очень даже устраивали членов Синода, не остались не замеченными, поэтому члены Синода включили его в список претендентов на патриарший престол. „Вестник“ писал, что „архиепископу Тихону всегда были присущи либеральные воззрения“, а период его епископства в Америке (в 1898–1907 гг.) „наложил ещё более глубокую печать демократизма на его мировоззрение“ („Богословский вестник“, 1917, июнь–июль, С. 136) Именно ему во втором туре были отданы голоса трёх архиереев, и он победил с 481 голосом против 303 голосов претендента Самарина. Я не буду повторяться, об этом вы можете подробно почитать в статье: "Гражданской войны могло и не быть, если бы в 1917 году Тихон (Беллавин) не был избран патриархом" https://ok.ru/dzen/article/aMcO-lt5JBk2ZRTo Весь епископат просто возненавидел это либерала-черносотенца. Многие епископы, не признав в нём патриарха, ушли от него в раскол. Церковь начала дробиться. А ведь этого могло и не произойти, если бы избрали патриархом сразу Сергия (Страгородского). Освобождение московской кафедры для Тихона (Беллавина) То, что Тихон будет избран патриархом было известно за полгода до его избрания, так что жеребьёвка была формальной. А как, извините, позорно освобождали место для Тихона, убирая с кафедры московского митрополита Макария (Невский), который был удалён с Московской кафедры определением Святейшего синода от 20 марта (2 апреля) 1917 года №1661. Удаление митрополита Макария стало результатом давления со стороны обер-прокурора Святейшего синода Владимира Львова. Львов явился к Макарию в сопровождении военной охраны и угрозами вынудил его подписать прошение об уходе на покой. В случае упорства Макарию угрожали отправить его в Петропавловскую крепость. Причиной такого шага было обвинение в неспособности управлять епархией из-за преклонного возраста, хотя в действительности это было произвольное решение, принятое без учета церковных канонов. Дальнейшая карьера Макария закончилась переводом его в Николо-Угрешский монастырь, где он провел остаток жизни, лишённый денежного пособия. Макарий признавал совершённое по отношению к нему не каноничным и делал устные заявления Священному синоду, потом письменное патриарху Тихону, разослал всем епископам Московской церкви послание, в котором объяснял обстоятельства своего отстранения и обосновывал его неканоничность. Но всё это не имело никаких положительных последствий. Но если вы почитаете его житие, то оказывается, что это большевики его отправили в монастырь за то, что он не присягнул безбожной власти и остался верен государю императору. Как вы понимаете житие писали люди далёкие от тех событий, никаких большевиков у власти в марте 1917 года не было, произошла Февральская революция, которая свергла царизм. Церковная революция Период с февраля по октябрь 1917 года петербургские историки Шкаровский и Кашеваров назвали "церковной революцией". Одним из ключевых результатов этого периода стало внедрение выборного начала в церковную жизнь, особенно при назначении высших иерархов, которые теперь избирались на епархиальных съездах. Церковный историк В. Цыпин писал, что: «Во многих епархиях выборы проходили в нецерковной обстановке, обновленческие настроения охватили часть мирян и клириков. В церковной печати раздавались призывы ввести белый епископат и даже вовсе отменить институт монашества. При таком помрачении церковного сознания многие из достойных иерархов оказались неизбранными». Каждая епархия стала ареной борьбы за власть, где победителями выходили прогрессивные силы, поддерживавшие обновления и сотрудничавшие с большевиками. Прогрессисты организовывали церковные управления, вытесняя сторонников патриарха Тихона. Обновленческий епископ Александр Введенский, один из лидеров обновленческого движения, лично встречался и консультировался с председателем Коминтерна и Петроградского Совета Григорием Зиновьевым. Это сотрудничество стало частью стратегии обновленцев, нацеленной на привлечение власти и влияния в церковных делах. Вот к чему привело избрание Тихона (Беллавина) патриархом, и всё это происходило до Октябрьской революции. Церковные расколы Однако патриарх Тихон не сделал выводов, не стал объединять церковь, а открыто выступил против Советской власти, анафематствуя её 19 января 1918 года. «Тихоновцы» встали на путь борьбы. Вот анафема, наложенная на врагов церкви и государства патр. Тихоном 20 января 1918 года. Со стороны патриарха это был совершенно необдуманный поступок - идти против власти, призывать к вооружённой борьбе с пролитием крови. И это при том, что власть ему дала советская власть. Он благословил чехословацкий мятеж и вторжение интервентов, которых церковники встречали благодарственными молебнами. А церковь продолжала раскалываться. Часть епископов во главе с Антонием (Храповицким) уехала за границу, прихватив с собой церковные ценности и основала там свою Заграничную церковь. Так называемые «обновленцы» стали сотрудничать с Советской властью, они зарегистрировали свою церковь – ВЦУ и стали забирать храмы. Часть епископов зарегистрировала ещё одну церковь – ВВЦС – «григориане». Они тоже забирали храмы, причём были столкновения с «обновленцами». Три церкви были официально зарегистрированы: ВВЦС, ВЦУ и с 1927 года Московский патриархат во главе с Сергием (Страгородским). Часть епископов ушли в раскол («иосифляне», «викториане», представители ИПХ, ярославская епархия), они были против Тихона и против Советской власти. В распоряжении «тихоновцев» оказалось большинство монастырей, которые стали опорными пунктами для белогвардейцев. «Тихоновцы» были врагами советской власти, преступниками, оборотнями в рясах, с которыми власть боролась и наказание их было по уголовным статьям, а не за веру во Христа. Основная масса верующих объединилась вокруг Сергия (Страгородского), который в 1943 году был избран патриархом, а церковь стала официально называться Русской православной церковью. Во время ВОВ Как вы понимаете во время Великой Отечественной войны «тихоновцы» и «сергиане» оказались по разные стороны баррикад. Одни с радостью встретили фашистов, а другие с оружием в руках встали на защиту Родины. В первый же день войны, за 11 дней до знаменитой сталинской речи, без всякого нажима властей, сугубо по своей инициативе, Патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) написал свое знаменитое «Послание пастырям и пасомым христианской православной Церкви»: В годы Великой Отечественной войны Русская православная церковь заняла активную патриотическую позицию: она поддерживала верующих и армию, способствовала подъему боевого духа и оказала значительную материальную помощь фронту. Церковь помогла укрепить национальное единство, а также способствовала восстановлению церковной политики государства, что вылилось в возрождение Патриаршества в 1943 году. На канале можно почитать статью: «Как повела себя Русская церковь в годы Великой Отечественной войны» https://lhistory.ru/statyi/russkaya-pravoslavnaya-cerkov-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny Там так же есть фото предателей с немцами, описывается, как они радовались фюреру, приняв его за мессию. Они ведь считали, что поддерживают крестовый поход против коммунизма. Неприятно о них писать и говорить. Мы остановимся на наших героях-священниках, которые, не щадя живота своего, воевали на фронтах. Священство и верующие объединились вокруг патриарха Сергия. Уже с первых дней войны многие церкви стали местом сбора денежных средств и ценностей, передававшихся на нужды фронта и помощь раненым. На эти средства были произведены танковая колонна имени Дмитрия Донского (40 единиц) и воздушная колонна «Александр Невский». Кроме того, шли постоянные сборы шли на приобретение тёплых вещей для бойцов, содержание госпиталей и детских домов, на восстановление районов, пострадавших во время немецкой оккупации и помощь инвалидам войны. Митрополит Ленинградский Алексий оставался со своей паствой в блокадном Ленинграде на протяжении всей блокады. Вечная память. Царствие Небесное Монахиня Адриана (В миру Наталия Владимировна Малышева 1921-2012) Некоторые священнослужители, проявившие героизм на фронте: Протоиерей Иоанн Букоткин. Кавалер ордена Славы III степени. Протоиерей Стефан Колосов. Кавалер ордена Славы III степени и медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне». Герой Советского Союза Валерий Бурков, монах Киприан, протоиерей Борис Бартов. Почему героев ВОВ не прославили в лике святых? В рамках статьи невозможно перечислить всех героев. Многие из них отдали свои жизни за Родину. Но никто из них не прославлен в лике святых, более того, нынешнее священноначалие считает всех последователей патриарха Сергия (Страгородского ) еретиками, а его самого, кем только не называют (не буду писать), но «гнида сергианская» стала ругательным словом. Думаю, объяснять не надо, кто сейчас воздвигает такие обвинения против настоящих священников-патриотов и патриарха Сергия. Думаю, вы понимаете, кто с 1991 года пришёл во властные церковные структуры. Да, это они, сторонники патриарха Тихона. Сказы Истории
Вопрос поставлен, конечно очень мягко, если учесть, что христианство на Руси, а потом и в имперской России вбивалось плетьми и клеймением вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции. Если вы удивлены или не согласны, то посмотрите «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 года — первый уголовный кодекс в истории России, который был утверждён императором Николаем I 15 августа 1845 года и введён в действие с 1846 года. А до этого наказания предусматривались Соборными уложениями 1497 и 1649 годов. «Уложение» 1845 года предусматривало 77 статей наказаний за религиозные преступления, причём очень жестоких. Например, статья 182 за богохульство предусматривало наказание - ссылку и каторжные работы до 15 лет, перед ссылкой пороли розгами и клеймили лицо (лоб и щёки). И так большинство статей и во всех людей клеймили как скот и пороли до 1917 года. О какой же любви к церкви здесь может идти речь? Будет ли после этого уважение к священству? Многострадальная история Руси Историю России написали победители в угоду 1% правящей царственной верхушке иноземного происхождения. Они обрезали историю Руси призванием варягов и отбросили всё, что было до этих, так называемых варягов, на свалку истории. Они начали писать историю с принятия христианства, то есть с X века, а до этого дикие славяне жили в лесу, не имея культуры, письменности, одним словом, варвары. При этом огромный пласт культурного наследия славян был стёрт с лица земли и стирали его вплоть до конца XIX века, когда были разрушены последние славянские курганы. Но до XVII века на Руси ещё существовали волхвы (древние ведические жрецы) и передавали из поколения в поколение устные предания, которые до сих пор сохранились в народе (да и жрецы тоже сегодня есть) Об уважении к волхвам и попам Волхв (жрец). Фото из открытого доступа Волхвы были высокодуховными сущностями, которые обладали духовным зрением, взаимодействовали с силами природы, общались и договаривались с Богами. Для христианского священника, которого простой народ величал «попом» такие умения были необязательны, он просто должен был слепо верить Писанию и держать народ в страхе Божием. Ведуны-волхвы стали опасны для церкви, но они нужны были людям. Ещё в XVII они проводили свои практики и обряды, а потом гонения ужесточились. Каждый праздник славян имел духовную суть, люди жили в согласии с природой, постигая свою духовную природу, проходя различные посвящения, обучение, участвуя в обрядах. Связь с Богами была нерушимой, их славили, потому и назывались славяне, а вера православной. Как Пушкин описал отличия волхва от попа: "Из темного леса навстречу ему А вот про попа: "Жил-был поп, Священство (попы) в отличие от волхвов были абсолютно бездуховны и нацелены на получение прибыли, об этом свидетельствую многочисленные жалобы крестьян о завышенных ценах на требы и даже за места на кладбище. Да и вопросы винопития и чревоугодия в монастырях были постоянной головной болью всех государей. Почитайте материалы Стоглавого собора 1550 года, да и всех последующих, где первым вопросом всегда шло пьянство. Жизнь монастырских крестьян была намного тягостнее, чем помещичьих, и во второй половине XIX века началась самая настоящая война против церкви, доходящая до убийственных расправ над священниками и их семьями, поджогами домов, грабежом церквей и монастырей. Только Октябрьская революция смогла остановить народную ярость, отделив церковь от государства. Но после развала СССР церковь вдруг вообразила себя жертвой и начала описывать «гонения» со стороны большевиков в XX веке. Правда наверно подзабыла о замученных в монастырских тюрьмах – казематах и каменных мешках. Всё это делается чтобы отвести глаза от преступлений, чинимых в течение десяти веков. Даже Пушкина решили исправить и с 2008 года заменили «попа» на «купца» с одобрения РПЦ и сейчас эту версию преподают в воскресных школах. Однако, несмотря на огромную церковную пропагандистскую машину, направленную на возвеличивание царской России и клевету в адрес СССР – первого в мире социалистического государства, народ делает правильные выводы. Дополнить вышесказанное помогут статьи: Крестьянский самосуд над священнослужителями ещё до прихода к власти большевиков. Монастырские тюрьмы – мрачная аномалия царской России, несовместимая с христианством Как высшее духовенство оправдывало «упивание» безмерное, живя «во всяком бесчинии» Сказы Истории © Copyright: Ромашка Белая, 2025.
Другие статьи в литературном дневнике:
|