Как пришли нехорошие большевики и закрыли публичны

Татьяна Кайгородова: литературный дневник

Как пришли нехорошие большевики и закрыли публичные дома


Легализация проституции в Российской империи началась в середине XIX века. До этого момента занятие свободной любовью было официально запрещено, однако оно активно развивалось подпольно, способствуя распространению венерических болезней среди населения. Первым шагом к решению проблемы стал проект министра внутренних дел графа Льва Алексеевича Перовского, предложившего ввести строгий контроль над деятельностью женщин легкого поведения и владельцев борделей.


Реформа предусматривала создание специального медицинского контроля и полицейские проверки, целью которых было ограничение негативных последствий проституции для здоровья и морали общества. Дамам лёгкого поведения предписывалось регулярно проходить медицинские осмотры, получать специальные свидетельства и соблюдать установленные правила. Таким образом легализация продолжалась с 1843 по 1917 годы.


Социальные причины


Это явление имело серьезные социальные причины. Женщины приходили в публичные дома вследствие бедности, безработицы, низкой доступности образования и негативного влияния окружения. Часто молодых девушек заманивали обманом или силой, предлагая помощь голодающим семьям, покупали детей у родителей или применяли физическое принуждение.


Средний возраст «работниц» составлял всего 15–25 лет, что свидетельствует о массовом вовлечении несовершеннолетних в этот бизнес. Дома терпимости пытались создать видимость заботы о сотрудницах, обеспечивая жилье, питание и одежду, однако реальность часто оказывалась иной.


Чтобы попасть в систему официальной регистрации, женщины сдавали паспорта полиции, получая взамен специальный документ, содержащий личные данные и обязательства перед заведением.


Несмотря на формальные гарантии безопасности, многие девушки оставались заложницами обстоятельств, попадая в порочный круг зависимости и эксплуатации.


Жизнь по жёлтому билету


Получение желтого билета превращало женщину в члена особого социального класса, исключенного из нормального трудового процесса. Отдавая паспорт и принимая заменительную книжку, женщина теряла возможность свободно передвигаться даже внутри своего города. Любое перемещение требовало официального разрешения, что существенно ограничивало личную свободу.


Запреты касались даже передвижения по улицам города в определенное время суток, подчеркивая низкий социальный статус проституток. Хотя теоретически женщины могли отказываться от клиентов или покидать заведения, на практике их держали долги и угрозы хозяев, вынуждая оставаться на прежнем месте работы.


Жизнь большинства проституток заканчивалась печально – старея, они вынуждены были продавать себя за копейки или кусок еды прямо на улице.


При этом возникает вопрос – а куда смотрела церковь, почему не боролась с этим явлением? Конечно, не боролась, потому что паству нужно было поддерживать в состоянии дикости, чтобы не умела читать, писать, рассуждать, чтобы голова была пустой.


И после этого нам будут рассказывать про святую Русь, на которую напали антихристы – большевики. Но вот они-то как раз и навели порядок.


Борьба Советской власти с наследием капитализма


После прихода большевиков ситуация изменилась кардинально: публичные дома были закрыты, введена уголовная ответственность за занятия проституцией, что отразило новую политику государства в отношении нравственности и общественного порядка.


Борьба с проституцией в Советской России велась разными методами. Сначала рассматривались варианты введения системы регистрации проституток и создания специальной милиции нравов. . К середине 1920-х годов было решено учредить местные советы по борьбе с проституцией, работа которых сводилась к организации мастерских и артелей, швейных мастерских, домов помощи трудящимся женщинам, куда бывших путан, нищенок и беспризорниц устраивали на работу. Их бесплатно кормили, а для детей открывали детские сады.


Затем проводились массовые облавы и высылки из городов. Позже, в 1920-е годы, были созданы местные советы по борьбе с проституцией, организовывавшие рабочие места и помощь бывшим проституткам.


Просветительская работа включала лекции врачей и бесплатные медицинские обследования, направленные на предотвращение венерических заболеваний. Советская власть считала проституцию следствием безработицы, но с развитием экономики отношение изменилось: проституция стала восприниматься как антисоциальное явление, мешающее строительству коммунизма.


Начиная с конца 1920-х годов, начались кампании по принудительному перевоспитанию задержанных проституток в специальных учреждениях. Первая крупная акция прошла в Москве и Ленинграде, когда сотни женщин были отправлены на Соловецкие острова.


Отсутствие уголовного наказания за сам факт проституции компенсировалось возможностью отправки нарушителей в лагеря на срок до пяти лет решением специальных комиссий.


Сказы Истории
Канал в Дзене



Другие статьи в литературном дневнике: