Рецензии на произведение «Демиург»

Рецензия на «Демиург» (Валерий Новоскольцев)

Живите, вечно

Крамской, Иван Николаевич

…Репин пишет из Европы: современный человек не знает идеала, верит только «в органическую жизнь»: «геологическая формация – вот его будущее, вот его глубокая идея». В письмах Крамского появляется определение «современного» по духу человека как «человека новой геологической формации» (уточняя мысль картины об осмеянии Христа, Крамской соотносит ее с идеями современности).
Парижские письма Репина распаляют воспоминания Крамского о его поездке по Европе: «проверяю себя и как будто тоже путешествую». Но Крамской и Репина «проверяет»: его письма сосредоточенны, как дальнобойные орудия. Он сердится, когда Репин, сопоставляя «формации», пишет бодро, что «варварские времена» прошли – эпоха цивилизации!
Даны кому глаза видеть...

Глаза Крамского на автопортрете 1874 года пугают неподвижной сосредоточенностью. Он видит новых варваров – эти пострашнее всяких гуннов! – варвары цивилизации: «Разве не варварство – поголовное лицемерие, преобладание животных страстей, ослабление энергии в борьбе с жизненными неудобствами, желание добыть все путем мошенничества, прокучивание [проматывание] общественного (народного) богатства, лесов, земли, народного труда за целые будущие поколения... Эта милая цивилизация, для того чтобы не объявить себя банкротом, должна забираться в Среднюю Азию; Африку, к диким племенам далеких пространств, и обирать, порабощать, убивать»... Он сердится, оттого что Репин переоценивает влияние художников на жизнь общества – «все покоряется художественной импозантности Парижа!..»
Даны кому уши слышать...

Крамской на автопортрете 1874 года напряженно (даже недоверчиво) чуток: он слышит «глухие подземные раскаты»; не все покоряется «художественной импозантности» – «не повинуется, например, рабочий вопрос», свои отношения с искусством у философии и религии, у промышленности и естественных наук: цивилизация прежде всего ищет выгоду, и лишь потом готова, пожалуй, благосклонно лицезреть красоту.
...Так уж случилось, что сельский учитель Тяпушкин, сидящий в глуши деревни, измученный ее настоящим, опечаленный и поглощенный ее будущим, толкующий постоянно о лаптях, деревенских кулаках, неурожаях и тому подобных безрадостных предметах, попал в Париж, где в зеркальных стеклах магазинов еще виднеются звездообразные трещины и следы пуль – недавно кончилась война и расстреляна Коммуна, где еще действуют версальские военные суды, еще кого-то убивают, и в запутанных галереях катакомб встречаются трупы коммунаров; так случилось, что этот самый Тяпушкин, не развеявший свою тоску в кафешантанах и на бульварах, в замысловатых ресторанах и моргах, где выставлены на всеобщее обозрение трупы утонувших, угоревших, застрелившихся, отравившихся, очутился однажды в Лувре возле статуи Венеры Милосской: «До сих пор я был похож (я так ощутил вдруг) вот на эту скомканную в руке перчатку. Похожа ли она видом на руку человеческую? Нет, это просто какой-то кожаный комок. Но вот я дунул в нее, и она стала похожа на человеческую руку. Что-то, чего я понять не мог, дунуло в глубину моего скомканного, искалеченного, измученного существа и выпрямило меня...» И после, снова пожизненно запертый в темной, холодной, неуютной избе, когда силы на исходе, он вспоминает образ луврской Венеры – «и желание выпрямить, высвободить искалеченного теперешнего человека для этого светлого будущего... радостно возникает в душе».
Про учителя Тяпушкина десять лет спустя, в 1884 году, расскажет Глеб Успенский, но десятью годами раньше Крамской пишет Репину в Париж: «Мне бы специально хотелось, например, услышать от вас кое-что о Венере Милосской (она до Коммуны стояла в Лувре внизу); ведь вот как странно выходит: тут щемит сердце от разных проклятых современных вопросов, от самых свежих жизненных волнений сегодняшнего дня, а он – о Венере Милосской... Но впечатление этой статуи лежит у меня так глубоко, так покойно, так успокоительно светит, через все томительные и безотрадные наслоения моей жизни, что всякий раз, как образ ее возникает передо мною, я начинаю опять юношески верить в счастливый исход судьбы человеческой».

Koordinator   28.06.2022 10:06     Заявить о нарушении
С. В. Рахманинов
Рапсодия на тему Паганини)

Это Просто Дождь   28.06.2022 14:33   Заявить о нарушении
Духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
(с)

«Я до очевидности ясно понимаю (т. е. думаю, что понимаю) процесс вашей работы, – пишет он [И. Н. Крамской] Репину: – вы не хозяин своего внутреннего «я». Когда у вас происходит горение, то все, что вы делаете, хватает невероятно высоко... Как только надо пустить в ход знание, опыт, словом, ремесло, у вас уровень понижается... Примите правилом следовать испанцам — работать только тогда, когда... когда... ну, словом, когда Господу Богу только угодно!»

Валерий Новоскольцев   29.06.2022 06:11   Заявить о нарушении
Рецензия на «Демиург» (Валерий Новоскольцев)

Здравствия вам!
Поздравляю с днем рождения!
Всех благ и процветания..
Светлых мыслей и осуществления планов.
Любви и здоровья!
И Мира!
В мире и в душе! 🤗😇

Ольга Фредо   28.01.2022 09:57     Заявить о нарушении
Я сейчас редко здесь бываю.
Спасибо, Ольга! :)

И Вам - всего самого-самого!

Романова Александра 2 07.04.2015

Валерий Новоскольцев   28.01.2022 12:56   Заявить о нарушении
БлагоДарю

Ольга Фредо   28.01.2022 19:26   Заявить о нарушении
Рецензия на «Демиург» (Валерий Новоскольцев)

О. Э. Мандельштам

В древнем мире музыка считалась разрушительной стихией. Эллины боялись флейты и фригийского лада, считая его опасным и соблазнительным, и каждую новую струну кифары Терпандру приходилось отвоёвывать с великим трудом. Недоверчивое отношение к музыке как к подозрительной и тёмной стихии было настолько сильно, что государство взяло музыку под свою опеку, объявив её своей монополией, а музыкальный лад — средством и образцом для поддержания политического порядка, гражданской гармонии — эвномии. Но и в таком виде эллины не решались предоставить музыке самостоятельность: слово казалось им необходимым, верным стражем, постоянным спутником музыки. Собственно чистой музыки эллины не знали — она всецело принадлежит христианству. Горное озеро христианской музыки отстоялось после глубокого переворота, превратившего Элладу в Европу.

Христианство музыки не боялось. С улыбкой говорит христианский мир Дионису: «Что ж, попробуй, вели разорвать меня своим менадам: я весь цельность, весь — личность, весь — спаянное единство!» До чего сильна в новой музыке эта уверенность в окончательном торжестве личности, цельной и невредимой: она — эта уверенность в личном спасении, сказал бы я, — входит в христианскую музыку обертоном, окрашивая звучность Бетховена в белый мажор синайской славы.
<…>

Дух греческой трагедии проснулся в музыке. Музыка совершила круг и вернулась туда, откуда она вышла: снова Федра кличет кормилицу, снова Антигона требует погребения и возлияний для милого братнего тела.

Что-то случилось с музыкой, какой-то ветер сломал с налету мусикийские камыши, сухие и звонкие. Мы требуем хора, нам наскучил ропот мыслящего тростника... Долго, долго мы играли музыкой, не подозревая опасности, которая в ней таится, — и пока — быть может, от скуки — мы придумывали миф, чтобы украсить своё существование, — музыка бросила нам миф — не выдуманный, а рождённый, пенорождённый, багрянорождённый, царского происхождения, законный наследник мифов древности — миф о забытом христианстве…

Валерий Новоскольцев   28.01.2022 01:19     Заявить о нарушении
Рецензия на «Демиург» (Валерий Новоскольцев)

;)

И проходишь ты над своей Невой
О ту пору, как над рекой-Москвой
Я стою с опущенной головой,
И слипаются фонари.

Всей бессонницей я тебя люблю,
Всей бессонницей я тебе внемлю —
О ту пору, как по всему Кремлю
Просыпаются звонари…
(с)

Это Просто Дождь   01.01.2022 13:30     Заявить о нарушении
Работу эту (часть книги) посвящаем нашему дорогому другу – великому русскому архитектору Дмитрию Пшеничникову (автору таких проектов, как храм всех святых в Страсбурге, аэровокзал «Шереметьево-3», аэропорт космодрома Восточный, храм-памятник в Катыни и пр.)

Дима, я не сказала вчера…

Пусть будет здесь – в благодарность……

Марина Сергеева-Новоскольцева   02.01.2022 03:01   Заявить о нарушении
Рецензия на «Демиург» (Валерий Новоскольцев)

Над вороным утесом —
Белой зари рукав.

Ногу — уже с заносом
Бега — с трудом вкопав
В землю, смеясь, что первой

Встала, в зари венце —

Макс! мне было — так верно
Ждать на твоем крыльце!

...

…Только теперь, в подполье,
Вижу, когда потух
Свет — до чего мне вольно
Было в охвате двух
Рук твоих… В первых встречных
Царстве — о сам суди,
Макс, до чего мне вечно
Было в твоей груди!

Пусть ни единой травки,
Площе, чем на столе —
Макс! мне будет — так мягко
Спать на твоей скале.
(с)

Марина Сергеева-Новоскольцева   10.12.2021 21:58     Заявить о нарушении
Полновесным, благосклонным
Яблоком своим имперским,
Как дитя, играешь, август.
Как ладонью, гладишь сердце
Именем своим имперским
Август

Марина Сергеева-Новоскольцева   10.12.2021 22:14   Заявить о нарушении
Рецензия на «Демиург» (Валерий Новоскольцев)

Очень сильно. Слышно, как душа плачет.

Архив Тимофеевой   12.11.2021 13:06     Заявить о нарушении
Рецензия на «Демиург» (Валерий Новоскольцев)

Всё это было, было, было...
...и ветер солнечный лизнёт
убогий камень и постылый,
как твой народ.

Всё только будет, будет, будет...
...в гремящих сводках новостей
стряхнёт народ осколки буден
с груди своей.

Кому-то праздник, где-то горе...
...наш камень в бездне вьёт круга.
...а ветер Солнца лижет море
и берега.
...............
...если кратко, то вот как-то так прочитались твои стихи.
...что сказать?, - СИЛЁН!!!
...но ни кто в этом и не сомневался! 😊

Сетевая Барабашка   07.11.2021 04:44     Заявить о нарушении
Рецензия на «Демиург» (Валерий Новоскольцев)

Бедная, бедная страна - она же самая богатая по своим ресурсам в мире.
Горько. Обидно. Больше всего душа болит за дошколят, за будущее.
"Всё это БЫЛО". Что ж ни опыт, ни Бог не образумит нас, чудаков?
Сильнейшая подборка, Валерий! Благодарю от всей души.

Валентина Щугорева   06.11.2021 15:27     Заявить о нарушении
Сообщили: ; ноября 2021-года на 58-м году жизни скончался поэт, публицист и общественный деятель Валерий Николаевич Новоскольцев... Светлая память...

Михаил Моставлянский   10.11.2021 22:39   Заявить о нарушении
Чувствовала что-то не так: он всегда отвечал на рецензии.
Светлая память светлому, доброму, талантливому человеку.


Валентина Щугорева   10.11.2021 22:58   Заявить о нарушении
Но странно, что два последних стиха опубликованы 6 ноября:

Ярлык - гражданская лирика, 06.11.2021 10:30
Солнечный ветер - циклы стихов, 06.11.2021 02:01

Михаил Моставлянский   10.11.2021 23:08   Заявить о нарушении
Вполне возможно, что Марина опубликовала. А вчера или сегодня она подняла наверх
"Песенку состарившегося принца". Там портрет Валерия. Это давнее стихотворение.
Пророческое. Очень-очень жаль. Какая-то бесконечная чёрная полоса потерь.
Спасибо, Михаил. Здоровья Вам.


Валентина Щугорева   10.11.2021 23:43   Заявить о нарушении
Спасибо, Валентина... И Вам - здоровья... Берегите себя...

Михаил Моставлянский   13.11.2021 19:24   Заявить о нарушении
Перечитала, дорогая Марина. Я и в ноябре не смогла пройти мимо молча,
но опоздала. Мне бесконечно жаль, что не смогла (да и сейчас трудно)
сказать, какую бурю чувств вызывают во мне стихи Валерия, глубокие,
сильные, честные, искренние и полные любви к Родине.
Спасибо, Марина! И за видео с Ольгой Трухачевой благодарю от всей души.
С Рождеством Христовым! Кланяюсь вам с Валерием за настоящую Поэзию.
Вам, Мариночка, и детям дай Бог здоровья, сил, светлых и добрых дней
в наступившем году. Обнимаю вас. Володя передаёт поклон и самые добрые
пожелания.


Валентина Щугорева   05.01.2022 20:43   Заявить о нарушении
Рецензия на «Демиург» (Валерий Новоскольцев)

Хорошо, Валерий!
1-ое и 6-ое новые?
Понравилось. В цикле по-другому читается.

"Ярлык" - показалось знакомым, вроде читал уже. Хорошее.

Аркадий Гонтовский   06.11.2021 13:34     Заявить о нарушении
Господи, как же так!... Скорблю.
Соболезную, Марина.

Аркадий Гонтовский   11.11.2021 08:23   Заявить о нарушении
Спасибо...
Я пока не в состоянии ничего писать здесь. Простите меня.
Марина

Валерий Новоскольцев   11.11.2021 19:42   Заявить о нарушении