Рецензии на произведение «Занятие 7. Аритмия в ямбе»

Рецензия на «Занятие 7. Аритмия в ямбе» (Александр Аркадьевич Андреянов)

1.

Они основа всех основ, -/ -/ -/ -/
Начало всех начал, -/ -/ -/
Народ, ходи он без штанов, -/ -/ -/ -/
Вконец бы одичал. -/ -- -/
В наряде из звериных шкур -/ -- -/ -/
Лицом ударил в грязь, -/ -/ -/
И так-то он с культур-мультур -/ -/ -/ -/
Не то чтобы вась-вась, -- /- //

Не очень-то вась-вась -/ -- // так хоть немного похоже на Ямб
А убирать это "вась-вась", так же как "культур-мультур" ну никак нельзя. Это находка автора. Иначе это уже не корректировка будет, а новый стих.

-----------------------------------------------------------------

2.
Задание 2. Большая часть стихотворения Г. Калюжного написано пятистопным ямбом. В нечётных строках 11 слогов и женские рифмы, в чётных строках 10 слогов и мужские рифмы. Определите размер каждой из строк заключительного четверостишия. Попробуйте изложить его пятистопным ямбом.

Г. Калюжный:

ВТОРОЙ ПИЛОТ

…Мы проходим вдоль туч, висящих отвесно, +-/ --/ -/ -- /- анапест+ямб+хорей
Он ругает болтанку такой и сякой. +-/ --/ --/ --/ анапест
И левой ставит горизонт на место, -/ -/ -- -/ -/ - ямб
И пот вытирает правой рукой. -/ --/ -/ --/ ямб+анапест.

12/12/11/10 слогов! Перемешаны Ямб и Анапест с Амфибрахием. Анаямбобрахий или Ямбоамфипест - как правильно? :)
Каша полная у автора в последних 2-х строках.

У меня получилось 5\5\6\6 стоп. По размерам коряво, но у автора ещё хуже.

ЛетИм мЫ вдОль стенЫ из тУч и мрАка, -/ +/ -/ -/ -/ -
ПилОт болтАнку крОет от душИ. -/ -/ -/ -/ -/
ВернУл на мЕсто горизОнт, вдруг встАвший рАком, -/ -/ -- -/ -/ -/ -
ВспотЕл, икнУл, на запаснОй идтИ решИл. -/ -/ -- -/ -/ -/
:)
--------------------------------------------------------------------

Задание 3. Определите по фрагменту размер стихотворения Б. Ахмадулиной. Найдите аритмичную строку и предложите вариант её корректировки.

табун родимый

нагонишь ты, нагонишь там, -/ -/ -/ -/
в степи пустой и порыжелой. -/ -/ -- -/ -
А мне наскучил тарарам -/ -/ -- -/
этих побед и поражений. /- -/ -- -/ -

Ну здесь можно заменить "этих" на "таких".
Не ожидал от Ахмадуллиной. Зазвездилась, видимо.

------------------------------------------------------------------
Задание 4. По четверостишию стихотворения Б. Ахмадулиной «Другое» определите его размер, найдите аритмичную строку и предложите вариант её корректировки.

Да, то, другое, разве знало страх, -/ -/ -/ -/ -/
когда шалило голосом так смело, -/ -/ -/ -- -/ -
само, как смех, смеялось на устах -/ -/ -/ -- -/
и плакало, как плач, если хотело? -/ -- -/ /- -/ -

Здесь в последней строке "если" следует заменить на "когда".

Виталий Бобышев   25.03.2020 18:01     Заявить о нарушении
Задание 5. Б. Ахмадулина

Темнеет в полночь и светает вскоре. -/ -/ -- -/ -/ -
Есть напряженье в столь условной тьме. /- -/ -/ -/ -/
Пред-свет и свет, словно залив и море, -/ -/ /- -/ -/ -
Слились и перепутались в уме. -/ -- -/ -- -/

Темнеет в полночь и светает вскоре.
Натянута струна в условной тьме. -/ -- -/ -/ -/
Предсвет и свет – они залив и море, -/ -/ -/ -/ -/ -
Слились и перепутались в уме.
Задние 6. В. Высоцкий

ЕЩЁ НЕ ВЕЧЕР

Из худших выбирались передряг, -/ -- -/ -- -/
Но с ветром худо, и в трюме течи, – -/ -/ -- /- /-
А капитан нам шлет привычный знак: -- -/ -/ -/ -/
Еще не вечер, еще не вечер! -/ -/ -- /- /-

Стихотворение написано Хореямбом( 2-я и 4-я строка)
Переделывать классика тут смысла не вижу. Это никакая не ошибка. ))
Задание 7. В. Высоцкий

ПЕСНЯ ПРО ДЖЕЙМСА БОНДА, АГЕНТА 007

То ходит в чьей-то шкуре, -/ -/ -/ -
То в пепельнице спит, -/ -/ -/
А то на абажуре -/ -- -/ -
Ково-нибудь соблазнит. -/ -/ -- /

Последняя строка так: Кого-то соблазнит. -/ -/ -/

Задание 8. Б. Пастернак

ПРО ЭТИ СТИХИ

Пока в Дарьял, как к другу вхож, -/ -/ -/ -/
Как в ад, в цейхгауз и в арсенал, -/ -/ -- -- /
Я жизнь, как Лермонтова дрожь, +/ -/ -- -/
Как губы, в вермут окунал. -/ -/ -- -/

2-я строка: Как в ад, цейхгауз, арсенал -/ -/ -- -/
Что-то Владимир Семёнович тут от души "накакал". "Как" в каждой строчке...
В песне оно может и не заметно так. В этом, видимо, дело...

Задание 9. Б. Ахмадулина

ПАШКА

Как, впрочем, все собаки. Добрый Пашка -/ -/ -/ -/ -/ -
не раз оплакал лютую их смерть. -/ -/ -/ -- -/
Вообще, наш люд настроен рукопашно, -- /- /- /- -- /-
хоть и живет смиренных далей средь. -- -/ -/ -/ -/

3-я строка явно сбоит. И это нельзя назвать даже Хореямбом. Просто небрежность, смешение. С ямба прыгает на Хорей.
Народ у нас настроен рукопашно -/ -/ -/ -- -/ -
Хотя живёт смиренных далей средь. -/ -/ -/ -/ -/

Александр Аркадьевич, спасибо, что открыли глаза на эту "поэтэссу"! :)
Задание 10. Определите стихотворный размер куплета песни Л. Филатова «Ленка», найдите в нём аритмичную строку и предложите вариант ее корректировки:

А я, представьте, не верю в эту ночь. -/ -/ -- /- /- /
Огни мерцают фарами, -/ -/ -/ --
В купе бренчат гитарами, -/ -/ -/ --
А Ленка курит в тамбуре -/ -/ -/ --
И смотри в ночь, в такую ночь – -/ -/ -/ -/
Что поскорей бы утро, -- -/ -/ -
Иначе поздно чем-нибудь помочь -/ -/ -- -/ -/

1-я строка хореит.
А я уже не верю в эту ночь. -/ -/ -/ -/ -/

Виталий Бобышев   26.03.2020 12:13   Заявить о нарушении
По заданию 8 извиняюсь. Это Пастернак, а не Высоцкий.
Ну ему ещё и не то можно. :)

Виталий Бобышев   26.03.2020 12:18   Заявить о нарушении
Виталий, если говорить серьёзно, то во втором задании можно использовать 5-ти стопный ямб: 11/10; ж/м, следующим образом:
С трудо́м прохо́дим меж фронто́в отве́сных, -/ -/ -- -/ -/ -
Болта́нку о́н кляне́т тако́й-сяко́й, -/ -/ -/ -/ -/
И ле́вой ста́вит горизо́нт на ме́сто, -/ -/ -- -/ -/ -
И вытира́ет ло́б друго́й руко́й. -- -/ -/ -/ -/
Примером хориямба является последняя строка из четверостишия Ахмадулиной:
(задание 3): "этих побед и поражений". /- -/ -- -/ - Хориямб - это не чередование хорея и ямба на всём протяжении строки. Обычно это первый ударный слог в строке, затем два безударных и четвёртый ударный. Причём лучше, когда в начале строки стоит односложной слово. Если слово двусложное, как в строке Ахмадулиной, то на слух это воспринимается как аритмия, хотя формально аритмией не признаётся. Это четверостишие я из задания №3 уберу и поставлю другое того же автора, но с явной аритмией.
Песня В. Высоцкого "Ещё не вечер" написана в основном 5-ти стопным ямбом: 10/11 слогов, м/ж. Итак в нечётных строках куплетов мужские рифмы и должно быть чётное число слогов. Это требование в песне соблюдается. В чётных строках используются женские рифмы и в строках должно быть нечётное число слогов. Но в ряде строк это требование не соблюдается. Так в приведённом четверостишии, во второй строке: "Но с ветром худо, и в трюме течи" всего 10 слогов, но должно быть 11. Расставим ударения и увидим, где не достаёт необходимого слога: -/ -/ -- ?- /- . Итак, первые две стопы этой строки ямбические, третья стопа безударная. А дальше, после союза "и" следует двусложное слово "в трюме" и ямб сбивается на хорей. Значит, вместо "трюма" надо найти трёхсложное слово с ударением на втором слоге: "Но с ветром худо, и в отсеках течи" -/ -/ -- -/ -/ - . Таким образом ямб в строке восстанавливается.
Последняя строка этого четверостишия "Еще не вечер, еще не вечер!.."являет пример графической аритмии. На слух всё вроде бы нормально. Но когда мы читаем строку, то видим в ней 10 слогов. Не может в строке ямба с женской рифмой быть чётное число слогов. И в заключительной строке этой песни насчитывается 11 слогов: "И прав был капитан: еще не вечер!". Очевидно, что повтор фразы: "Еще не вечер!" надо записать двумя коротким строками, одна под другой: т.к. в ямбе с женской рифмой может быть и пять слогов:
"Еще не вечер!
Еще не вечер!" Это должны были сделать если не сам автор, то хотя бы составители его стихов и песен.
Для сравнения хочу заметить, что во всём сборнике стихотворений Л. Филатова, младшего собрата В. Высоцкого по театру и по перу, я насчитал не более 4 аритмичных строк. У Высоцкого же в одной только анализируемой песне их 3. Вот Вам и классик. Не надо бояться авторитетов.

Александр Аркадьевич Андреянов   26.03.2020 17:52   Заявить о нарушении
Ну Высоцкий песенник. Тут огрехи текстов заполняются и компенсируются музыкой, паузами и тд.
Что касается женской и мужской рифмы - виноват. Не подумал даже...

Виталий Бобышев   26.03.2020 18:08   Заявить о нарушении
Рецензия на «Занятие 7. Аритмия в ямбе» (Александр Аркадьевич Андреянов)

в первом задании нужно было найти аритмию:
1. Они основа всех основ,
Начало всех начал,
Народ, ходи он без штанов,
Вконец бы одичал.
В наряде из звериных шкур
Лицом ударил в грязь,
И так-то он с культур-мультур
Не то чтобы вась-вась
Я думаю, аритмия в последней строке, поэтому мой вариант такой:
и так-то он с культур-мультур
не дружит отродясь...

2. Проходим вдоль туч, висящих отвесно
болтанку ругает такой и сякой
поставит он левой машину на место
а правой он пот вытирает рукой

Ольга Петроградская   04.10.2019 15:57     Заявить о нарушении
Ольга, к первому заданию решение подходит.
В первой строке второго задания местоимение "Мы" лишнее, но во второй строке местоимение "он" требуется. В последних двух строках не согласуются глаголы как по виду (совершенный и несовершенный), так и по времени действия (будущее и настоящее время)

Александр Аркадьевич Андреянов   05.10.2019 18:06   Заявить о нарушении