Рецензии на произведение «Письмо учительницы»

Рецензия на «Письмо учительницы» (Учитель Николай)

Николай Павлович, не только письмо прочитала, но и в рецензии заглянула, очень острый вопрос для нашего времени... Впрочем, есть и сейчас и читающие дети,и читающие классы... Моя подруга вот преподаёт русский язык и литературу в лицее( в Пушкине) и не жалуется, что дети не читают... Читают. Но есть и другие уровни жизни, провинциальная глубинка, где совсем всё по-другому...

Валентина Яроцкая   26.03.2019 16:56     Заявить о нарушении
Да, в угасающих посёлках и деревнях по-другому.

Учитель Николай   26.03.2019 18:59   Заявить о нарушении
Рецензия на «Письмо учительницы» (Учитель Николай)

В моем классе почти все читали.
И спорили о прочитанном.

Юрий Воротнин   19.03.2019 06:40     Заявить о нарушении
Учительница литературы, Поликарпова Ольга Кирилловна, никогда не заставляла читать программную классику, считая, что мы не доросли до понимаия этих произведений.
Каждый из нас имел право ответить на уроке по альтернативно прочитанной на свой выбор книге.
Каждый урок начинался с прочтения ею стихотворения из современных журналов.
Классику начал читать после 40 лет и с огромным наслаждением.

Юрий Воротнин   19.03.2019 06:54   Заявить о нарушении
Жаль, что ушло это братское школьное жжение прочитанным.
Мне запомнилось увлечение фантастикой, Уэллсом прежде всего, Казанцевым, Ефремовым и другими.
Лет десять уже не слышал на коридоре школ разговора о книгах.

Учитель Николай   19.03.2019 12:30   Заявить о нарушении
Рецензия на «Письмо учительницы» (Учитель Николай)

Да ну... Всегда так было. Если дореволюционную Россию взять - много ли было читающих по сравнению с общим количеством населения? 1-2%. Брюсов, весьма высоко себя ставивший, говаривал: реальное число моих читателей - тысяча человек.
В советское время много ли было читающих? Я помню свой класс. Москва, школа в центре. Программные произведения прочитывали целиком человек 10-15 из 30-ти, сверх программы что-то читали человек пять. Однажды я дала однокласснице почитать (буквально всучила) "Таинственный остров". Мне казалось, что это так интересно, что невозможно оторваться. А она мне через месяц вернула книгу, так и не прочитав. И что? Все мои одноклассники где-то отучились, как-то устроились в жизни, завели семьи, детей. Кое у кого уже и ранние внуки. Фоточки из Турции в соцсетях - жизнь удалась.)) Какие книги? Какая еще пытливость ума? ))
Сейчас не лучше, но и не хуже.

Николь 77   18.03.2019 03:44     Заявить о нарушении
Оля, да. Я не люблю ностальгических песен об СССР.
Не лучше, но и не хуже. Так.

Учитель Николай   18.03.2019 09:05   Заявить о нарушении
Николай! Николь77 приводит некорректное сравнение: читатели в ДОреволюционной России и в Союзе. В старших классах мы с приятелем, пропуская уроки, отмечались в очередях на подписки: Шекспир, Шолохов, "1001 ночь", Гейне, "История России" Соловьёва... И подписывались, хотя, например, в моей семье был на низшем уровне. И в классе книги обсуждались, обходя нашу учительницу с аристократическими манерами (она и предположить не могла, что мы "пасёмся" далеко за пределами программы). Подписки - ладно. Но мы и "Новый мир" и "Юность" с удовольствием читали (в "НМ", например, прочитали "Один день Ивана Денисовича"). Сегодня проблема в том, КАК повернуть учеников к книге?

Евгений Феодоров   18.03.2019 09:46   Заявить о нарушении
Пропустил слово: в моей семье ДОХОД был на низшем уровне

Евгений Феодоров   18.03.2019 09:48   Заявить о нарушении
КАК - это главное.

Учитель Николай   18.03.2019 09:59   Заявить о нарушении
Евгений, я просто пытаюсь сказать, что расслоение на читающих (7-10%) - малочитающих (15-20% - газеты типа "Советский спорт" и журнал "Работница") - не читающих ничего (остальные проценты) было ВСЕГДА. Мне сестра мужа (50 лет, в.о.) чуть ли не с гордостью говорит, что из всей прозаической школьной программы по лит-ре прочитала только "Белеет парус одинокий" в 6-м классе. В Вашем отзыве ключевое "мы с приятелем". С приятелем, а не со всем классом, потому что и Вашем классе (Вы вспомните получше!) наверняка были товарищи, которые на книги смотрели с отвращением.
А по части КАК... я вот не разделяю стонов, что ой, читают Донцову, Перумова, Гарри Потера... Да пусть хоть что-нибудь читают, ибо приобретается привычка к чтению, навык лететь глазами по буквам. На эту основу человек позже, если захочет, положит и более серьезную литературу.

Николь 77   18.03.2019 13:22   Заявить о нарушении
Нет, не верю, что от "хоть что-нибудь" перейдут к серьёзной литературе, да и не в серьёзности дело, пожалуй в совокупности всего: темы, художественного образа, величайшего мастерства в подходе к слову, которое "наработать" (мне кажется) нельзя. Наши, мои сверстники в школе, читали, за редким исключением не просто оболтусов, а и правда тех "по ком тюрьма плакала" (и доплакалась ведь). Не знаю, как обратить детей к к книге, сама точно так же попала - дала 11-летнему внуку прочесть "Двадцать тысяч лье под водой", это ж столько осталось впечатлений на всю жизнь. Никакой реакции, ничем его не заинтересовало. Планшет, телефон. Они и в интернете ищут другое совсем. А чуть станут старше будут спрашивать скептически: "Ну и что вы получили в итоге, столько читая?" А когда задаётся такой вопрос, понимаешь, что тому, кто спрашивает, бесполезно что-то отвечать. Коля - учитель литературы, все эти процессы через него идут. Слышала и то, что достаточно прочесть в жизни Библию или святых старцев, чтобы "постичь", но не многим это дано. Мы тоже макулатуру сдавали и отмечались в очереди за книгами на неё. Чёрные рынки прошли, потом времена, когда великое множество хороших, стоящих книг появилось на прилавках магазинов, но цена им (не считая классики) была уже похлеще чёрных рынков. И ведь не просто покупали - читали. И "Мастера и Маргариту" не потому что модно, а потому что жажда была не на "хоть что-нибудь".
И когда фильм снимается, который "берёт за горло" в любом смысле, понимаешь, что над ним работали люди с огромным багажом и чтения тоже. Говорят, что грамотность на всю жизнь, но по себе чувствую: меньше стала читать - больше буксую. Но, из двух дочерей любовь к чтению перешла только к одной старшей.

Елена Лапшина   18.03.2019 18:24   Заявить о нарушении
Перечитала то, чем поделилась, и почувствовала себя "устаревшим элементом"))).

Елена Лапшина   18.03.2019 18:51   Заявить о нарушении
Ничего подобного, Лена. Ты моложе многих их этих "старичков".
Ты, Лена, хорошая. Вот!

Учитель Николай   18.03.2019 20:20   Заявить о нарушении
Один "из этих старичков" совершенно солидарен С Николаем, ЛЕНА!

Евгений Феодоров   18.03.2019 21:03   Заявить о нарушении
Извините, что написала под Вашим комментарием, Николь. Всех услышала. Заодно поинтересовалась дореволюционным чтением -"Если посмотреть на картину издательского мира и читательского интереса сегодня, то можно убедиться, что Россия возвратилась на 100 лет назад. «Матвей Комаров» (самая популярная «Славный мошенник и вор Ванька Каин») — это миллионы экземпляров нынешней низкопробной литературы." И да, действительно, "Юность" и "Новый мир" по памятному мне чтению, а кроме того, было столько хорошего, интересного, хоть и краткого прозаического чтива в той же "Работнице", до сих пор по впечатлению нахожу вырезки оттуда, рассказы в основном.

Елена Лапшина   18.03.2019 22:41   Заявить о нарушении
Ну я таки тоже учитель, как и Николай, хоть и не литературы, а истории. И свои дети есть. Я никогда не работала со средней школой, только со старшими классами, и, в основном, с тяжелыми детьми, теми, кто в советское время именовался "птушники". За годы и годы преподавания я вывела для себя такую закономерность:

1. Есть те, кого учить читать - только портить. Увы, но это так. Мне Николай не даст соврать. Вывернешься на 200%, выхлоп получишь в 0. Причем чисто по-человечески это могут быть хорошие ребята, но таланты у них в каких-то других областях. В рабочие, ремонтники, в спасатели, в армию они часто потом идут. Для таких детей книги - пустое место, но личный пример много значит, т.е. учитель должен личным примером воспитывать (ну и родители, само собой).

2. Есть те, кто сам читает, без понукания. Такие дети есть, я их десятками видела. Своими глазами.

3. Некоторая промежуточная группа, за которую стОит бороться. Я таких очень поощряла и шла для этого на всякие хитрости)). Или начало книги рассказывала, доходила до самого интересного места, а дальше говорила - сами читайте. Или давала очень простые книги читать - типа рассказов Алексеева по истории. Или "менялась": я прочту, то что ты мне порекомендуешь, а ты - то, что я (ох, и начиталась я всякого фэнтези). Или на "слабо" брала. Или на конфеты спорила. Или дарила книги в самом дешевом формате, но с дарственной надписью от себя (если училка книжку подарила, как тут не прочесть?) Много разных способов. )) Но у меня задача была, чтобы вот хоть что-нибудь начали читать, чтобы научились за фразами видеть образы. Это основы, если этого нет, то и вообще никакого чтения не будет, никогда.

Мы все любим с высоты своего возраста и опыта осуждать: ах, молодежь не та пошла, не читают де Толстого, Булгакова, Трифонова, Битова... Но, блин, прежде, чем за таких авторов браться, нужно бэкграунд иметь, и не только образовательный. Нужно книг 200-300 прочесть самой простецкой литературы: приключения, детективы, фантастику, фэнтези то же самое, да хоть любовные романы, чтобы выработать тот самый навык чтения. Нельзя от человека требовать, чтобы он бежал на 10 км, если он еле ходит. Также и с чтением.

И на вопрос КАК - всё тот же способ. Давать читать то, что по силам. Постепенно наращивать сложность. Хвалить. Хвалить. Хвалить - и так сто раз. Высказывать уважение ребенку за чтение при других значимых для него взрослых. Обсуждать прочитанное. Объяснять непонятное. Не знает ребенок слово "ставни" - ну так объясни, делов-то! Что брюзжать, обвинять перестройку, Горбачева и т.п.?



Николь 77   18.03.2019 23:39   Заявить о нарушении
Самый лучший период для СССР и России по чтению с 1985 по (примерно) 1994 год. Дальше пошёл стремительный спад. Общероссийские журналы выходят по 2 тыс. экземпляров на страну. Правда, можно читать ЗДЕСЬ.

Учитель Николай   19.03.2019 12:32   Заявить о нарушении
Мне, наверное, повезло: и в родном классе было довольно-таки много читателей,и всюду, где бывал в Союзе - работал и жил, общался с весьма приличными и интересными читателями (во множественном числе!). Впрочем, отчасти "виновата" моя мама: несмотря на то что она не успела окончить четвёртый класс ЦПШ, была очень активным читателем - и не противилась, что сын собирает книги. Сегодня - парадокс: благодаря электронике книги, даже очень редкие, стали доступны,но много ли активных читателей, которые с удовольствием обсуждают прочитанное. Обратите внимание, как интернет изуродовал язык. Не берусь предполагать, к чему это приведёт. Как и в случае с историей: опрошенная молодёжь оказалась в бааальшом затруднении перед вопросами "Где произошла Сталинградская Битва? За что Сталин расстрелял Александра Васильевича Суворова?"

Евгений Феодоров   19.03.2019 16:05   Заявить о нарушении
Борис, тоже буду размышлять, кто меня подвигал к писанине...
Они бывают и тормозят, несмотря на губы, фигуру, цвет волос...
Нешастна любовь и опустошать может.
)убираю как приказано...

Учитель Николай   19.03.2019 17:01   Заявить о нарушении
Рецензия на «Письмо учительницы» (Учитель Николай)

Суета.Она засасывает.Так страшно опоздать. Надо менять вектор, а так трудно. Я о себе...

Татьяна Ильина Антуфьева   17.03.2019 20:54     Заявить о нарушении
Суета мешает чтению? Так у тебя, Таня?
Или я что-то не понял...

Учитель Николай   17.03.2019 21:38   Заявить о нарушении
Смотрю на своих. В семь утра на работу убежали, в семь вечера вернулись. Сводили всех на тренировки. Читают перед сном. Много ли?
Сегодня вот пораньше начали. Читают "Сосны шумят". Я о времени и силах...

Татьяна Ильина Антуфьева   17.03.2019 21:51   Заявить о нарушении
Я и сам читаю вспышками, что ли... Последняя - книга "Соловей" К. Ханны.

Учитель Николай   17.03.2019 21:59   Заявить о нарушении
Сколько наблюдала за внучками - телевизор, планшет, телефон готовы смотреть хоть до часу ночи. А как начну читать книгу - через 5 минут засыпают.

Галина Рудакова   17.03.2019 22:58   Заявить о нарушении