Рецензии на произведение «Обзор 3 января. Что же такое верлибр?»

Рецензия на «Обзор 3 января. Что же такое верлибр?» (Психоделика Или Три Де Поэзия)

Могу предложить свои определения верлибра:
http://www.stihi.ru/2018/09/03/4595

О верлибре - over libre

- Верлибр - последнее прибежище графомана.

- Верлибр - сумбур вместо музыки стиха.

- Верлибр - это околопоэтический троллинг.

- От верлибра до дурдома - один шаг.

- Верлибр - это безумный секс со словом.



Анатолий Канашкин   17.01.2019 00:45     Заявить о нарушении
история Нобелевской премии насчитывает 24 поэта-лауреата, и кажется только 9 из них писали регулярным стихом, остальные - верлибром. это чисто для информации недалеких канашкиных.

а афористов среди лауреатов вообще не было. должно быть шведская академия считает этот жанр окололитературным. другими словами, афористы - несостоявшиеся литераторы. )
Ежи Лец, разумеется, стоит особняком.

Зоткин Сергей   17.01.2019 01:40   Заявить о нарушении
Вот вы с каким замахом рассуждаете, Сергей Зол, далёкий вы наш от чувства юмора(ваш псевдоним сам говорит за себя,что у вас его нет и никогда не было, сочувствую). Смею заверить, что нобелевская премия в сторону верлибристов ныне и не поглядывает... Ну была такая мода, да вся вышла. Где и какой фанат верлибра декламирует эти "вирши"? А суетливо, пребывая в злости, обобщать не надо: Канашкин в России - один из немногих афористов-иронистов уровня С.Е. Леца;) Не надо завидовать: афоризмы популярнее верлибров. Особенно в наш век возрастания информационных потоков;)Подумайте вот над этой моей сегодняшней иронической фразой "Мудрецы изъясняются афоризмами поверх голов тех, кто до них не дорос"...)

Анатолий Канашкин   17.01.2019 02:47   Заявить о нарушении
Взяли бы, в пику мне, да и написали верлибр об афористике, афоризмах - сатирический, иронический,саркастический - да хоть какой. Продемонстрировали бы свой талант, ум, иронию - опять-таки, что есть. Сварганили бы верлибр-оду своему любимому жанру, наконец. Но это же потрудиться надо, а немотивированное высокомерие и оскорбление большого ума не требует... И Лецем прикрываетесь напрасно, его творчества не зная (да у него полно афоризмов, которые понятны немногим. Потому что соответствующий интеллект нужен). Просто это единственное имя из афористики, которое вам известно... Но шквал злобных откликов, уверен, ещё впереди;)

Анатолий Канашкин   17.01.2019 06:45   Заявить о нарушении
Так вы без года неделя на сайте: тогда понятны ваши понты. О таланте ничего сказать не могу: не увидел;)

Анатолий Канашкин   17.01.2019 06:57   Заявить о нарушении
Каждый человек по-своему сложен, и по-своему чуден, всякий живущий ослеплен, и всякий смерившийся предан.
)
.
Вы третий рецензент в данных обсуждениях с такой позицией, но шквала злобных откликов, пока не наблюдалось. Не хотелось бы разговор ограничить, например:
- Так вы без года неделя на сайте
- а вы сами на сайте - с 16.01.2017 года
- тогда понятны ваши понты
- так вы по сравнению со мной сосунок
Я понимаю, что это реакция на недалеких канашкиных (На мой взгляд Сергей Зол в этой части не прав)
.
Насчет шуток: если вы не смеётесь над шуткой, то у вас нет чувства юмора, если смеётесь – то до вас не дошел ее смысл.
.
Из авторов работавших афористике, получил большое удовольствие от текстов Джебран Халиль Джебрана (потому что он не путал афоризм с утверждением).
.
- Взяли бы, в пику мне, да и написали верлибр об афористике
- занятие, ну честно – глупое (т.к. предполагает необходимость подстроиться под вас, а с какой стати? Только из-за того, что вами брошен формальный вызов? Может имеет смысл разобраться сперва с ним?
.
----------------------------------------------
Вы зря проигнорировали информацию Сергея Зола:
- история Нобелевской премии насчитывает 24 поэта-лауреата, и кажется только 9 из них писали регулярным стихом, остальные – верлибром
- Смею заверить, что нобелевская премия в сторону верлибристов ныне и не поглядывает
- неужели? А я смею заверить, что все с точностью наоборот. И это можно подтвердить не только статистикой нобелевских премий, но и… а вот назовите современных европейских поэтов, которые ныне известны именно как поэты, пишущие в классической манере? Я бы особенно обратил внимание на немцев… которые практически совсем ушли от классики (и это не просто дань моде, для этого есть объективные предпосылки). В этом смысле русская зашоренность и апломб - это как заливная рыба на новый год.
----------------------------------------------
Конструктивное предложение к вам, конкретных примерах, показать почему, верлибр это:
- последнее прибежище графомана
- сумбур вместо музыки стиха
- околопоэтический троллинг
- до дурдома - один шаг
- безумный секс со словом.
.
Возьму первые два верлибра упомянутые в практиках и последний экспромт размещенный в постах (они короткие).

***
Во мне вырастает дерево.
Мне больно - ему тесно.
И кто-то из нас умрет.

***
я вырос до того
что вижу вдали дерево

которого раньше не было

***
В начале было Слово……
………..и Слово осталось Там
.
.
.
.
.
эта пауза чтобы было время подумать о пастернаках, заболоцких, введенских
.
.
.
.
.
понять…
.
.
.
нам
никогда
не овладеть
Словом
--------------------
И еще две реплики:
Любое современное творчество - это приют для графоманов, афоризмы не исключение
Верлибр обладает тем, чего нет или слабо выражено в других формах и направлениях, – модуляцией в жанр (в любой).

Психоделика Или Три Де Поэзия   17.01.2019 09:29   Заявить о нарушении
Алексей, думаю вам стоит подружиться. Канашкин - бла-бла-бла афорист, ты - бла-бла-бла верлибрист. Жанры, понятное дело, разные, но бла-бла-бла вас объединяет. Успехов в дружбе и сотрудничестве! )

Зоткин Сергей   17.01.2019 11:23   Заявить о нарушении
) бла-бла-бла это только там где нет результата (т.е. где все только по верхам)

Психоделика Или Три Де Поэзия   17.01.2019 11:57   Заявить о нарушении
Зоткин )) ты этой дружбы предлагать мне не имел никакого морального права
т.е. за бла-бла теперь ответишь
)

Психоделика Или Три Де Поэзия   18.01.2019 15:33   Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей, что открыли мне глаза на того, который зол (вот что значит выдержать паузу, а я это умею)... Я со стороны за его гением наблюдал и ещё одного верлибриста-гения, которого я обозначаю как "кулан в павлиноперьевом пальтишке"... И увидел, что непризнанные гении злы.

Извините, за задержку с ответом, он у меня есть для Вас, но текстовое оформление требует некоторой проработки и ответственного подхода.
Да и, упомянув Джебрана, Вы вызвали жгучее желание достать его книгу, которую давно в руки не брал, а оторваться трудно... Уплывая в размышления о прочитанном.

Анатолий Канашкин   18.01.2019 17:24   Заявить о нарушении
Виноват, Алексей, оплошность допустил, назвав Вас Сергеем (но, ведь оно, в какой-то мере, адресовано и ему, коли одержит упоминание о нём).

Анатолий Канашкин   18.01.2019 17:31   Заявить о нарушении
Кстати, рекомендую для прочтения свой фельетон "Голый "король" верлибра", через поисковик (ссылку не даю, поскольку он на другом литсайте).

Анатолий Канашкин   18.01.2019 17:50   Заявить о нарушении
Алексей, начну с того, что, "Образно говоря, афоризм - это измождённый аскет, ритмический стих и рассказ - гармонически сложенный атлет, верлибр и повесть - самодовольный буржуа с брюшком, поэма и роман - толстяк, расплывшийся от биг-маков и кока-колы" (мой новый афоризм, сошедший в голову от Бога в ходе размышлений над ответом Вам). Именно потому столь много верлибристов в лауреатах нобелевки, что для членов комитета-буржуа идеал красоты - подобные им. А поскольку я, будучи великороссом, перед Западом раболепия не испытываю, то никакого пиетета к выбору кучки шведских дегенератов (лауреатство Светланы Алексиевич тому подтверждение) не испытываю.

Теперь о том, который зол и "великий специалист" в афористике. Моя констатация факта, что он на сайте без года неделя, вами интерпретирована неверно. Я это связывал с тем, что "птенец" выскочил меня "заклёвывать" попёрек батьки (автора, которому мой иронический коммент был адресован), чтобы попиариться. И это не играет никакой роли, что он давно известный в среде верлибристов человек. О его существовании и я уже знаю. Два года. Правда, его творчество меня не интересовало, как и верлибристика в целом.

Меня весьма забавляет, когда мне противопоставляют Станислава Ежи Леца. Ведь именно его творчество и существование в "Клубе ДС" Литературной газеты рубрики "Фразы" (публикуюсь с 1983 года) и "Мимоходом" сатирического (и местами юмористического) журнала Крокодил, тираж которого достигал 6 миллионов экземпляров (публиковался с 1982 по 1985 годы) пробудили во мне талант афориста (и это не иллюзия относительно себя, а многочисленные отзывы и оценки писателей-юмористов с громкими именами). И, увы, Тоткоторыйзол, всего лишь эпигон Голого «короля» верлибра в пиджачке из павлиньих перьев, который весьма громко заявил в своем дблизме «любить Канашкина - тяжелый крест, а Ежи Лец прекрасен без извилин». И да его умишка на протяжении нескольких месяцев не доходило, что у Читателя этого его «шедевра» возникали немые вопросы: «А кто такой Канашкин?», «Почему его надо любить?», «Почему его любить – тяжелый крест?» «Причём здесь Ежи Лец, да ещё без извилин?» Пока, наконец, не додумался добавить хоть какой-то смысл, вставив между «любить» и «Канашкина» слова «бездарные афоризмы». Словом, автор ярко продемонстрировал, что он «доцент Авас» (литсоветовцы наслаждаются этим дблизмом). А Тоткоторыйзол, всего лишь продеионстрировал, что он слепой адепт Голого «короля» верлибра.

Поскольку Вы, Алексей, другого поля ягода и человек незашоренный, то правильно спарировали, отметив, что немало графоманов и в афористике. Я бы отбил свой же прикол симметричным «Афористика – последнее прибежище графоманов». Почему? А потому что многие совращены афоризмом Антона Павлович «Краткость – сестра таланта», не имея к тому таланта.
А приведённые вами примеры верлибра, скажу как «парадоксов друг», весьма неплохи, поскольку заставляют думать, ибо философичны.

И в завершение две мысли и экспромт.

«Недалекий человек демонстрирует свою продвинутость оттопыренной губой». (Это ироническое замечание по поводу пренебрежительного «бла-бла-бла»).

«Бог говорит лишь с тем, кто весь - Внимание». (Философский афоризм в стиле Джебрана для тех, кто стремится к Богу, Мудрости).

А моя подборка "подковырок" о верлибре навеяна творчеством "Голого "короля" верлибра", которое я бы отнёс к психоделическому. Талантливые верлибристы её воспринимают с улыбкой (как Вы), - иные же встречают в штыки и оскорбляют в ответ. Радует, что здесь нашёлся пока лишь один "штык".

"Афорист адресует свои мысли тем, кто до них дорос."

Анатолий Канашкин   20.01.2019 08:02   Заявить о нарушении
Из данной ветки рецензий выбираю только то, что имеет практическую целесообразность в рамках подготовки к февральским практикам:
Афоризм (подтема заданная вами)
Модуляция в жанр (верлибра в афористику… моя попытка ее развития).
.
«Бог говорит лишь с тем, кто весь - Внимание»
.
Попробуем от женского лица:
.
"Поцелуй сносит голову, как меч!
Не целуй меня, не надо!
Зачем, зачем ты целуешь?
Нельзя ласкать тело, нельзя целовать губы, это -- услада.
Целуй мне руки, они благодарней губ!
Лучше не знать услад, которые скоротечны...
Я плачу не от печали. Боже, я плачу, утратив радость.
О, Господи, я – как невеста, у которой нет рук!"(М.А.)
.
----------------------------------------------
Анатолий, просьба ответить на два вопроса:
- Сколько строк (и какие) из приведенных можно считать афоризмами?
- Сколько строк (и какие, и как) можно превратить в афоризмы (внеся незначительные изменения)?

Психоделика Или Три Де Поэзия   20.01.2019 10:44   Заявить о нарушении
Не претендуя на истину в последней инстанции, Алексей, я бы отнес в афоризмам мысль, которую удалось завернуть в фантик слов длиной от одной до четырех строк включительно (стандартного книгопечатного формата). И примерно этого "шаблона" придерживаются практически все составитель сборников афоризмов.
Однако, тут есть исключения, когда речь идёт о классиках, мудрецах древности. Китая, к примеру. Поскольку зашифрованную в иероглифе мудрость бывает сложно передать максимально кратко.
Два предложенных вами кратких верлибра я воспринял именно как философские афоризмы (поданные как верлибры).
Кстати, Игорь Губерман не только пишет стихотворные афоризмы (гарики), но и превращает в свои четырехстрочные гарики чужие афоризмы.

Анатолий Канашкин   20.01.2019 11:22   Заявить о нарушении
В качестве подведения итога по данной ветке рецензий:
.
Верлибр – афористичен
.
Верлибр равно Афоризм - соединение философии и литературы. Литературный аспект составляет конкретно чувствительный слой, образность, фигуральность, а философский содержится в его отвлеченности.
.
Верлибр равно Афоризм - дитя, зачатое в любви искусством и философией. От философии у него манера спрашивать, от искусства – манера отвечать.

Верлибр равно Афоризм - либо философия на грани искусства, либо искусство на грани философии.
.
Верлибр равно Афоризм – тезисы жизни представленные поэзией философии
.
Верлибр равно Афоризм – многозначащая, многозначительная недосказанность
.
Верлибр равно Афоризм неудачен если его можно уложить в логическую схему.
.
Верлибр равно Афоризм – вопрос (вопрос, который всегда лучше ответа)
.
.
--------------- и я бы не забывал, о двух вещах:
.
Афоризм – это все то, что в конце концов остается от мыслителя, если от него – что-нибудь остается. /Григорий Ландау
.
Афоризм – это литературный жанр, который в отличие от других жанров доказывает, что глупость может быть краткой. /Ян Лехицкий

Психоделика Или Три Де Поэзия   20.01.2019 12:37   Заявить о нарушении
Восхитительная черта! (и намёка нет на чёрта с два).

Анатолий Канашкин   20.01.2019 12:56   Заявить о нарушении
И позволю себе внести небольшое дополнение. Ваши определения требуют уточнения, что это микроверлибр, а не верлибр от трех строк и ... до бесконечности. И напомню, что существует ещё и такой жанр, как гререгия (отец-основатель Рамон Гомес де ла Серна) - это "вздохи и ахи без философии и смысла".

Анатолий Канашкин   20.01.2019 13:02   Заявить о нарушении
Здравствуйте. Текст под названием "Что такое верлибр: понятие и особенности свободного стиха" у вас подписан, как "статья из интернета". Это текст с сайта "Верлибры и другое". Пожалуйста, укажите прямую ссылку на первоисточник: http://verlibr.blogspot.com/2015/01/blog-post_6.html

Светлана Радич   28.01.2021 23:33   Заявить о нарушении
Рецензия на «Обзор 3 января. Что же такое верлибр?» (Психоделика Или Три Де Поэзия)

КРИПТОПАФОСНЫЙ ВЕРЛИБР
БЕЗ ПРЕЗЕРВАТИВА

сначала подумалось а
потом подумалось е
и далее по алфавиту
вниз до самого я
которым кончается азбука
вот как глубоко надо копать языком
сим победиши!
верлибрист в жопе ноги
чуешь мощь гнетущую
бывшую тёщу ощупи
давно ли твой здравый смысл
подал заявление в мозгозагс
на развод полушарий
верного с разумным
как имущество делить будем
любимая
глаза чур мои
они символом веры серы
тогда весь ухогорлонос мне
и ебись куда хочешь чурка с глазами
ага облизнись залупоосёл
уши мне для любви нужны оба
и внутри каждого
на глубине всейвсей ватной паааалллочки
по запасному клитору
б л я д ь как они меня правят
н а е б у с ь в уши на ночь
вот в этой самой твоей ненаглядной позе верлибра
и струйно кончу строчкой троеточий
... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...
ревнушешь или на х у й нюх потерялся
ревную
тогда язык давай делить не будем
ну ты змея что тебе кабан что жираф -
так и норовишь через х у й глаз высосать
ой
у тебя тире за гландами
чтобы это значило

Павел Бетач   05.01.2019 12:34     Заявить о нарушении
7-9-10
залегшие там как рептилии в спячке
поддерживая температуру на Разговорном Уровне:
Как опустились остальные торчки
"в то время как Мы -
У НАС есть этот шалаш
и эта лампа
и вот этот шалаш
и эта лампа
и этот шалаш
и у нас тут
славно и тепло
тут славно и тепло
славно и ТУТ У НАС
и славно
а СНАРУЖИ
ХОЛОДНО... ХОЛОДНО СНАРУЖИ
где эти глотари шлака
и ширевые и двух лет не протянут
и даже полгода вряд ли продержатся доходяги
пошиб в них не тот....
А МЫ СИДИМ ТУТ и ДОЗУ никогда не наращиваем....
никогда-никогда не наращиваем дозу
никогда вот только СЕГОДНЯ ВЕЧЕРОМ
сегодня ОСОБЫЙ СЛУЧАЙ
а все эти глотари нифельные и игловые
там снаружи на холоде....
И мы никогда не глотаем
никогда никогда никогда не глотаем....
Прошу прощения
я пока отлучусь
к Источнику Живительных капель
они у всех в карманах имеются
и опиумные пульки засунутые в жопу
в гондоне с Фамильными Драгоценностями
и прочей сранью.
.
.
-----------------------------------
это реальный путь и эстетика 1959 года (современный винтаж-вояж ну ни как не катит).. КП если не будет многоформатной останется одноформатной и мертвой.. пока заход контрпродуктивный.. нужно попробовать отойти от обсуждения темы верлибра как таковой. Выдай что-нить о камнях, дыхании, любви :) о ХЛАМе

Психоделика Или Три Де Поэзия   05.01.2019 21:11   Заявить о нарушении
ништяк
пацану не тусить со шкварными
не пересекаться с косорезами
и не париться в петушатнике
на то по всем понятиям
и здравым прикидкам
ему чисто от души бывает
как ганджубас
насеянный в свойской пойме
что по поре колосится
на посконь не исходит
и полюбасу до новой правит

со шкварными не так
они типа шалы барыжной
втираемой мусорами
лошью за кайф

потому обломятся
беспонты на суде
бо Джа своих греет
по ходу песни
а чмошников
кроет бледный

Павел Бетач   06.01.2019 00:25   Заявить о нарушении
Как считаете, Алексей, это корректно коррелирует с канононическим верлибром? Не допустил ли я принципиальных нестыковок?

Павел Бетач   06.01.2019 00:31   Заявить о нарушении
)) я сегодня очень рад Анне (она сегодня реально выдала два изумительных, на мой взгляд, текста, которые именно верлибр.. западный но широкий, амплитудный).
.
а ты пока тормозишь.. вот не поверишь- чувствую тебя зажатым невидимыми/неведомыми тисками.
.
я вчера был в Медведе (СИЗО в Медведково.. пообщался с заключенными.. в основном по статье 228.. над душой никто не стоял.. разговор был достаточно откровенным.. внутри такого заведения ощущаешь правду жизни совсем иначе, впрочем как и свободу данную человеку)
.
.
давай попробуем оттолкнуться от этого.
.
.
***
.
что вошел, что вышел - тюрьма
.
медведь уснул с открытыми глазами рядом со МКАД-ом
в его шкуре паразиты сосут из него тепло
.
и потому во всем мире зима
и потом зима
.
и потому что сказанное зимой
белое
молоко
со вкусом воды
.
и белые листопады
заметают следы в бесконечное не хочу
помнить о жизни во сне
пока белые капли дождя
поднимают небо на высоту
уснувшего взгляда

Психоделика Или Три Де Поэзия   06.01.2019 07:22   Заявить о нарушении
Понял не дурак :)
Отвечаю под обзором от пятого января.

Павел Бетач   06.01.2019 12:24   Заявить о нарушении
Рецензия на «Обзор 3 января. Что же такое верлибр?» (Психоделика Или Три Де Поэзия)

Очень рад этой находке. )))

Дамы и господа, а куда поместить частично рифмованный верлибр?
В в сточную канаву "неправильной классики", или в мусорную корзину испорченного рифмой верлибра?

Благодарю.

Иван Иванченко 2   05.01.2019 00:09     Заявить о нарушении
Иван,
нам, чтобы ответить на ваши вопросы, нужно увидеть ваш рифмованный верлибр.
)

Психоделика Или Три Де Поэзия   05.01.2019 09:21   Заявить о нарушении
"Что ветер
Резкий
Буйный
Под юбкой увидал?
Зачем песчинками
Глаза засыпал?

Откуда прилетел?
Где был?

В ответ
Лишь шорохи

Вздохи

Эхо"

http://www.stihi.ru/2018/08/13/8117

Иван Иванченко 2   05.01.2019 09:28   Заявить о нарушении
"День...
Наркоз...
Стойкий запах эфира
Кожа корочкой апельсина
Обнажённых косточек дивный блеск
Бабочками в животе
Скальпели нежно порхают
Над роскошным садом
Тампонов красных
Таких прекрасных...
"-Зажим
-Спирт...
-Ещё спирт...
-Огурчик..."
Зима ненастная
За окном притихла
Веткой в него поскреблась
Дождиком прослезилась
Жухлым листиком кленовым
Утерлась"

Иван Иванченко 2   05.01.2019 09:30   Заявить о нарушении
"По острым бритвам
Рваных строчек
Ступает горькой болью
Одинокая

За жизнь
Едва цепляясь

Всё что было красным
Ушло на чёрное

Белым-бела
Чиста

Ни кровинки
Не осталось"

Иван Иванченко 2   05.01.2019 09:33   Заявить о нарушении
Сейчас опубликовал обзор за вчерашний день.
На вопрос "куда" ответы есть.
На мой взгляд два первых текста к верлибру не имеют никакого отношения.
За третий можно побороться.
.
Сегодня вечером по третьему сделаю мини-разбор. Договорились?

Психоделика Или Три Де Поэзия   05.01.2019 10:02   Заявить о нарушении
Договорились.

Иван Иванченко 2   05.01.2019 11:41   Заявить о нарушении
По острым бритвам // Рваных строчек - начало сразу мной как читателем не принимается. Причина: бритвы (не только острые но и ровные) , строчки (не только рваные но и не ровные).. бритвы – накладывают ярлык пафосности. рваные строчки не визуализируют предлагаемый образ. И еще – должна быть задана опора – начальное По формирует начало движения, но нет от чего это движение начато. Можно движение задать через опорные образы.
Например:
Рваные строчки, (разорванные страницы, (надорванная…
По бритвенным краям (можно оставить и ваш вариант)
Ступает горькой болью
Одинокая

Едва цепляясь
За жизнь………………………………(убрал инверсию)

Всё что было красным
Ушло на чёрное

Белым-бела

Чиста

Ни кровинки
…………………………………………………….. Не осталось (убрал бы, оставил недосказанность)

Психоделика Или Три Де Поэзия   05.01.2019 20:19   Заявить о нарушении
В исправленном варианте ушли не только одиночные рифмы, инверсия в 5-6 строках, последняя строка, но ушла и острота подачи содержания.
Оно стало повествовательным.
Небольшая доза пафосности первых строк введена преднамеренно, для возвышения чистого образа лирической героини.

Очень хотелось бы узнать мнение коллег по литпрактике, верлибристов.
Спасибо.

Иван Иванченко 2   05.01.2019 22:15   Заявить о нарушении
в завтрашнем обзоре.. попрошу высказаться других участников.
.
там где восприятие текста считывает пусть даже на подсознательном уровне авторскую ошибку: острые бритвы рваных строчек (для меня основной минус в начале)
мои примеры замены - всего лишь показ направления возможной работы (а дальше автор сам)
.
Рваные строчки, разорванные страницы, надорванная душа
болью
по бритвам
идёт
Одинокая

Едва

цепляясь
За жизнь

Всё что было красным
Ушло на чёрное

Белым-бела

Чиста

Ни кровиночки

Психоделика Или Три Де Поэзия   05.01.2019 22:36   Заявить о нарушении
Критика авторского и критического текста: http://www.stihi.ru/rec.html?2019/01/08/835

Собиратель Гербариев Лунных   08.01.2019 02:49   Заявить о нарушении
) Александр, сюда заходят не только почитать, но и поучаствовать.
(?)

Психоделика Или Три Де Поэзия   04.01.2019 19:17   Заявить о нарушении
Рецензия на «Обзор 3 января. Что же такое верлибр?» (Психоделика Или Три Де Поэзия)

Русский верлибр: научное обоснование феномена свободного стиха
Несмотря на то, что верлибр имеет давнюю историю, а его популярность в России неуклонно растет, в литературоведческих кругах до сих пор нет однозначного определения – что же такое верлибр, каковы его основополагающие свойства, особенности и обстоятельства формирования. На данный момент существует масса определений верлибра, причем зачастую эти определения противоречат друг другу. Так, еще в середине прошлого века многие советские литературоведы ставили под сомнение поэтическую ценность свободного стиха, а уже в 80-х годах 20 века многие исследователи утверждали, что верлибр – наиболее перспективный жанр, который еще находится на стадии формирования. На данный момент верлибр в России продолжает оставаться малоизученной областью, а научное определение русского свободного стиха нуждается в разработке.

Верлибр в России изучали такие известные литературоведы, исследователи и поэты, как Ю.Тынянов, В. Баевский, Ю.Лотман, А. Квятковский, А. Жовтис и Ю. Орлицкий. Их
монографии внесли весомый вклад в изучение феномена русского свободного стиха. Однако каждый из этих ученых давал свое собственное определение верлибра и предлагал свои принципы классификации. Стоит отметить, что в России верлибр привлек внимание исследователей еще в 20-х годах прошлого века. При этом российские ученые анализировали в основном свободный стих западных авторов, поскольку русский верлибр в тот момент находился на стадии формирования, в то время как западный свободный стих представлял собой сложившийся жанр. Именно поэтому В. Брюсов, определявший верлибр, как систему стихосложения лишенную закономерностей, выделял два вида свободного стиха – «немецкого строя» и «французского строя». Более конструктивными были определения других исследователей. Например, В. Жмуринский выдвинул идею «изосинтаксизма» верлибра. Согласно этой теории, которая легла в основу многих более поздних определений свободного стиха, в верлибре немалую роль играет графика.
Во второй половине двадцатого века появились другие теории организации верлибра. Так, А. Квятковский отмечал такую особенность свободного стиха, как разностройность речевых рядов, но при этом не считал обязательным для верлибра однородную синтаксическую организацию. По мнению ученого, основными конструктивными элементами верлибра, как и классического стиха, являются ритмические показатели, то есть рифма, метр и изотония, поскольку они в некоторой степени обязательно присутствуют в любом свободном стихе. При этом Квятковский относил к верлибру любые стихотворения, написанные в нетрадиционной форме, включая, например древнерусские былины, и ударные стихи Маяковского.
Именно на теорию Квятковского опирались другие исследователи феномена верлибра в России. Так, С. Баевский расширил и дополнил определение Квятковского, выделив такие основополагающие признаки верлибра, как большой размер произведения, большая смысловая нагрузка, логизацию лиричных стихотворений и схожесть с образцами древней поэзии, в частности с эпосом. Можно отметить, что на данный момент определение Баевского безнадежно устарело, поскольку все выделенные им признаки верлибра не являются обязательными для современного свободного стиха. Более того, современный русский верлибр – минималистичен, сжат и далеко не всегда похож на эпос. Пожалуй, единственным признаком верлибра по Баевскому, актуальным на сегодняшний момент остается большая смысловая насыщенность свободного стиха.
Несколько иначе трактовал феномен верлибра другой известный ученый – А. Жовтис. Он предлагал считать свободным стихом стихотворения, имеющие ритмообразующие признаки, но лишенные сквозных мер повтора. При этом Жовтис выделял три вида верлибров: «правильный», в котором есть смена мер повтора, но в котором ни одна из этих мер не является основной, «неправильный» верлибр, где какая либо из повторяющихся мер доминирует, а также «прозовик» - верлибр, где главным признаком стиха является деление на строки. При этом, в отличие от предыдущих исследователей верлибры, Жовтис выделял свободный стих, как отдельную единицу стихосложения.
Литературная теория Жовтиса легла в основу исследований О.Овчаренко, который считал верлибр квалитативной системой стихосложения, отличающуюся свободной сменой мер повтора. При этом ученый считал, что свободный стих может иметь, как фонетические, так метрические, синтаксические или другие повторы. Главным же отличием верлибра от классических форм стихосложения Овчаренко полагал непредсказуемость его ритма. При этом Овчаренко выделял два вида верлибра, которые он называл непосредственно верлибром и свободником. Верлибр по Овчаренко – это стихотворная форма, отличающаяся непредсказуемым ритмом, в то время как свободник – форма с непостоянными, постоянно чередующимися размерами. Также Овчаренко допускал в верлибре наличие постоянных рифм, что является безусловной ошибкой, поскольку рифмованное стихотворение не может быть непредсказуемым и непосредственным, а именно эти особенности являются главными достоинствами верлибра.
Наиболее точным определением верлибра на данный момент можно считать теорию Ю. Орлицкого. Согласно Орлицкому верлибр это самостоятельная система стихосложения, возникшая на основе версификационной культуры. Верлибр лишен всех вторичных признаков стихообразования, в том числе ритма, рифмы, изотонии, строфики и пр. При этом, по мнению Орлицкого, верлибр появился в России лишь в начале 20 века в результате поэтических экспериментов со стихотворными формами. К первым русским верлибрам Орлицкий относит свободные стихи Блока, Маяковского и других поэтов серебряного века. Что касается поэтических экспериментов русских поэтов 18-19 века, которые принято также относить к верлибрам, то их, по мнению Орлицкого следует считать «предверлибрами».
Также Орлицкий разделял верлибр по признаку наличия метра – на «чистый» и «метрический» свободный стих, а также по жанровому признаку – на западный и восточный (советский) верлибр. Западный верлибр отличается эпичностью, большим стиховым объемом, наличием каталогизмов, индуктивностью. Восточный же свободный стих стремится к минимализму и передает единичное моментально переживание или мысль. Также восточный верлибр отличается нечетностью строфической композиции, особой лаконичностью и особом, нестандартном взгляде на мир. Орлицкий отмечает, что в этом восточный верлибр схож с такими японскими стихотворными формами, как хайку и танка.
Большинство существующих сегодня работ, посвященных верлибру, неполны, не полностью освещают феномен русского свободного стиха, да и к тому же порой противоречат друг другу. Однако большинство исследователей не сомневаются в принадлежности верлибра к поэзии и выделяют такие его качества, как простота, философичность, нетрадиционность. В целом же, феномен русского свободного стиха нуждается в более подробном изучении и освещении.
..................................... (статья взята из интернета)

Аддис Абеба   04.01.2019 19:02     Заявить о нарушении
Рецензия на «Обзор 3 января. Что же такое верлибр?» (Психоделика Или Три Де Поэзия)

Дорогие коллеги!
Мой взгляд на верлибр как стиховую формацию (так рекомендует называть этот вид поэтического творчества Квятковский, и я не спорю) высказан в моей статье «Ключ-головоломка или размышления о верлибре» (журнал «Новая Юность», № 6 за 2016). Статья гуляет по Инету в разных источниках и вариантах, в том числе есть и на Стихире, надо пройти по ссылке http://www.stihi.ru/2017/01/18/6579. Это страница Верлибры, где кроме моей статьи есть масса интереснейших материалов других авторов.
Чтобы не пересказывать содержание статьи, перечислю несколько постулатов, которых я придерживаюсь до сих пор.
Постулат №1. Фонетика не есть цементирующее свойство верлибра. Говоря иначе, наличие ритмов и звуковых перекличек (скрытых рифм) в верлибре возможно, однако носит вполне вторичный, комбинаторный характер. Например, дописьменные источники вроде «Слова о полку Игореве» могут содержать ритмические куски (это, как уже доказано, следствие интереса древних авторов к проблемам запоминания текста), скрытые рифмы и тому подобное, но к современному верлибру сии артефакты отношения не имеют. Точно также эксперименты Семена Кирсанова с дольником и особой графической записью поэтического текста (кстати, успешно перенятые современными авторами) ни в коей мере не имеют отношения к разбираемому нами предмету. Гибридная проза Набокова или разбитая построчно Библия летят в ту же корзину. Ошибки дилетантов от стихосложения, не способных попасть в силлабические ритмы – тем более.
Постулат №2. Основой классического верлибра является синтагмо-ритм. Он заключается не в эксплуатации звукоритмических свойств обыденного языка, в дискурсе устной речи проявляющихся вполне спонтанно, но в использовании таких свойств построения письменной речи, которые слуху неслышимы и взгляду невидимы. Речь о том, что цементирующим свойством верлибра (в классическом варианте) являются синтаксические повторы (называемые метатаксисом), например, одинаковое построение предложения в разных элементах образа, одинаковое построение синтагм (например, если базовая синтагма состоит из двух слов, так везде в пределах куска текста синтагмы будут состоять из двух слов и так далее), в составе целостного образа. Именно поэтому классический верлибр весьма сложен как системная конструкция, именно поэтому верлибр-поэма, как квинтэссенция принципа метатаксиса, мне лично неизвестен. И так далее.
Постулат №3. Русский верлибр есть меняющаяся, живая и неустойчивая формация. Например, замечательные верлибры Феодорова или Буковски (в переводе не помню чьем!) не вполне классические, в них синтагмо-ритм (см. Постулат №2) проявлен слабо, а вот поди ж ты, нравятся (в том числе и мне) и ни в зуб ногой! Я встречал верлибры, которые будучи выстроены не по строкам (то есть синтагмам, как в классическом верлибре), а по японской системе, вдруг становятся неотличимы от хокку. Увы, ответить на все эти важные вопросы я пока не могу!
Постулат №4. Дважды два четыре – не верлибр. Сказано вроде бы верно, однако... В поэзии, неважно, традиционный ли это звукоритм, переделанная «под стихи» проза или классический верлибр, должно быть «что-то еще» кроме голой техники. Наркотический транс (психоделика) проще всего создать отнюдь не средствами культуры. Создать такое состояние – не цель верлибра. Хотя в традиционных (то есть выстроенных по нормам традиционной фонетики стиха) текстах Драгомощенко есть реальная психоделика. И это не может не вызывать уважения.

Белавин Игорь Песни   04.01.2019 18:56     Заявить о нарушении
Игорь, спасибо
и хочу попросить.
Что если я из представленных на практиках миниатюр буду "выдергивать" на мой взгляд наиболее интересные и уже поговорим о верлибре применительно к ним?

Психоделика Или Три Де Поэзия   04.01.2019 19:19   Заявить о нарушении
Конечно, свободная дискуссия
предполагает обращение с текстами и авторами в ритме онлайн
не всегда могу следить за реакцией собседников
но если сообщите. то поучаствую

Белавин Игорь Песни   04.01.2019 20:04   Заявить о нарушении
Начал бы с этих пяти (не раскрывая имен/участников практик)

*** сойки

верещат, прилетают
крикливые птицы
немного от сумерек
ясного неба
и зари накануне ветра

***
цветы дзен
на земле дзен
***
... кристаллический рафинад, -
в чистом виде
едва ли встретишь
трепет
застывшего ветерка...

***
память воды
горсть невесомости
когда она дождь
тяжесть признания
когда она снег

*** proкамни

в сердце леса камни впадают в спячку
медленно
снег опускается на шкуру мха
пока ледяное время
проникает в трещины
шершавых тел

Психоделика Или Три Де Поэзия   04.01.2019 22:10   Заявить о нарушении
комментарии к опубликованному
не думаю, что это верлибры в моем понимании
естественно, это не проза в стихах
не традиционные звукоритменные произведения: тогда что?
ну, например, что такое "японский сонет"? Ясно, что к Японии
сонеты отношения не имеют
Переложения древнекитайской лирики (а есть ли в Китае "лирика"?)
на русскую традицию, как это понять?
если мы имеем дело с чем-то древневосточным, можем ли мы говорить
о психоделике?
все это замечательно, но вряд ли это верлибры в понимании европейцев

Белавин Игорь Песни   04.01.2019 23:02   Заявить о нарушении
мне лично импонирует это
память воды
горсть невесомости
когда она дождь
тяжесть признания
когда она снег
может потому, что здесь есть синтагмо-ритм
и отчасти психоделика
поскольку передавая падание дождя в слове
мы вполне говорим о задержке, о горсти, передающей замедленность падения
а дождь превращенный в снег это тяжесть
но какому читателю все это вы собираетесь объяснять?

Белавин Игорь Песни   04.01.2019 23:08   Заявить о нарушении
Это было еще при нашем знакомстве (в одном из первых разговоров о верлибре).
Его феномен в том, что он начинается со свободы автора называть то, что он пишет -верлибром. Критика, литературоведение и т.д. не имеют над ним власти, т.е. не встанут впереди него. Автор априори прав. Критик априори вторичен (скажу еще циничней не нужный придаток).
Сейчас, поставив себя на место (а-ля) знатока я это ощутил на себе. Я не могу и не имею право быть формирующим базовым элементом, т.к. любая формула/формат/понятие — это ограничение, которое не примется и не допустимо в принципе.
Самым первым настоящим верлибоведом будет тот кто признает эту свободу.
.
У верлибра нет читателя (так же как и нет критика) – у верлибра есть только автор со своим уникальным миром, пониманием этого мира, голосом этого мира.
.
Поэтому верлибровед (буду его пока называть так) должен раскрывать верлибр через автора, создавая мозаику всех времен и народов. Нет западного и восточного, правильного и неправильного, с рифмой/ритмом и без них. Есть авторы чьи верлибры набирают читательскую аудиторию, а есть те, которые только для пустых комнат. И те и другие равнозначны для включения их в общую мозаику.
.
Талант, культуру, никто не отменял.
.
Сейчас и здесь можно попробовать изменить подход к верлибру (создать прецедент), на странице несколько интересных авторов.

Психоделика Или Три Де Поэзия   05.01.2019 21:33   Заявить о нарушении
позиция ваша понятна и не нова
автор-то может считать как он хочет, но это ни на гран
не приблизит автора имярек к заветной цели
а читатель приблизит?
боюсь, что если бы у автора был читатель, то и критик бы не понадобился!
ну, скажем, ряд авторов (Вера Полозкова, Стефания Данилова, Саша Бест и так далее)
организовали журнал, где объявили себя лучшими и наиболее продвинутыми
авторами во всей Вселенной
это верно? Отчасти так, авторы неплохие-с... А все другие? Увы, им тут места не останется
Я знаю примерно 1000, может и две тысячи поэтов равного уровня
и что с этим делать?
вы собственно спорите не со мной, а с реальностью
но если я нашел у вас хоть одно качественное. так...
я не рисуюсь, а поясняю, сравнивая с бесконечной лентой талантов
Удачи
всегда рад быть хоть в чем-то (а и ни в чем тоже ладушки)
полезным
Ваш Игорь Белавин Песни (бывшие)

Белавин Игорь Песни   05.01.2019 22:58   Заявить о нарушении
Игорь, я не много о другом.
критика верлибра должна быть настроена только на верлибр (через автора его пишущего)
иначе поп свое, а черт свое
посмотрите на рецензии и обсуждения - попробуйте в них втиснуть мнения ведущих литературоведов о верлибре - это совершенно разные системы/вселенные
.
задача критиков делать шаг к авторам, а не наоборот
.
критика верлибра сегодня в проигрышном положении
.
есть шанс это положение чуть изменить
) да здесь и сейчас

Психоделика Или Три Де Поэзия   05.01.2019 23:09   Заявить о нарушении
то что вы пишете и что вас интересует
как авторов, неважно, верлибр ли это
или другая формация
это вполне понятно и укладывается в современную схему
пока я просто указываю (безотносительно к вашим установкам)
на границы жанра "верлибр"
хотите называть "верлибром" афоризмы,
разбитые построчно? ваше право как авторов!
(это я о вполне конкретных произведениях нонешних авторов стихиры)
причем я упоминаю авторов и их произведения без доли иронии,
поскольку понимаю, в каком странном положении
мы все находимся
авторов тысячи а читателей...
но и вы поймите мое положение
ну, назову я представленные в подборке стихи
"высшей формой верлибра" и что? все мне вдруг поверят?
нет, конечно, все будут так же пристрастны, будут верить лишь себе
а мне лишь в силу моей репутации, уничтожить которую
раз плюнуть
это я не о себе, любимом, а о сути вещей
подумайте, как нам найти контакт
ситуация, надеюсь, понятна
а так-то все у вас неплохо, только...
я уже сказал, что пока одно понравилось. а остальное
ну может что-то другое. почему обязательно "верлибр"?
чем плох "китайский сонет"
я шучу, естественно
но в каждой шутке есть доля... шутки!
ну и еще
не критик делает "шаг к авторам"
а авторы пишут так, чтобы критик их заметил
ясно, что если авторы некие новаторы типа Рембо
то может и критик что-то сообразит
но тут случай обычный
тексты подобного формата встречаются нередко
но это разговор длинный не на один вечер

Белавин Игорь Песни   05.01.2019 23:40   Заявить о нарушении
"и что? все мне вдруг поверят?
нет, конечно, все будут так же пристрастны, будут верить лишь себе..."
... здесь репутация не поможет.
.
вчера подвел итоги, сегодня разместил итоговую подборку и две темы для будущих практик.
.
с точки зрения работы с авторами - все боле-менее нормально.. с точки зрения критических подходов - совсем плохо..
.
буду теперь думать как это все исправить/поправить..
.
за прошедший год сделано очень много (в плане создания инструментария), данные практики мне были нужны чтобы понять механизмы и возможности задействования этого инструментария.
.
до конца следующей недели должен принять решение.. (чуть позже в письме напишу подробнее).
.
если будет настроение - выскажитесь по итоговой подборке (в каком направлении имеет смысл развиваться авторам, общие впечатления..)

Психоделика Или Три Де Поэзия   09.01.2019 12:36   Заявить о нарушении
спасибо за то что обратились, уважаемый Психоделика
неважно, сходимся ли мы во взглядах
я всегда стараюсь ознакомиться с новым для меня материалом
так что сообщите, когда появится подборка
я, естественно, смотрю со своей колокольни
и никогда не считаю, что это колокольня Ивана Великого
единственно, считаю верным высказываться более-менее объективно
вне групповых пристрастий
удачи!

Белавин Игорь Песни   09.01.2019 15:29   Заявить о нарушении
http://www.stihi.ru/2019/01/08/8168 - итоги
------ возможные темы на следующий раз:
http://www.stihi.ru/2019/01/09/3890 - верлибр темперация
http://www.stihi.ru/2019/01/09/3911 - верлибр притча

Психоделика Или Три Де Поэзия   09.01.2019 15:43   Заявить о нарушении
Рецензия на «Обзор 3 января. Что же такое верлибр?» (Психоделика Или Три Де Поэзия)

Верлибр - наиболее сложная форма поэзии, высшая математика, так как не жестких правил. Казалось бы, чего проще тогда? Но вот тут и таится подводный камешек. Так как для верлибра необходимо знания языка (то, что русский ваш родной, ничего не значит), чутье, чувство ритма и меры, самое главное. Так как из-за отсутствия, по сути, канонов, запросто можно записать в прозе в столбик: "Как я провел лето у дедушки".
Но верлибром это не будет.

Александр Ледащёв   04.01.2019 15:57     Заявить о нарушении
Александр.. немного о прозе.
Мне очень нравится автор Галина Ермошина. Всегда когда ее читаю, ловлю себя на мысли что читаю скорее верлибр, чем прозу. Например:
.
СПОСОБ ФОТОГРАФИРОВАТЬ СНОВИДЕНИЯ

1.

Полюс раскидистого равновесия. Кто встретится на этом низком карнизе, кого поймает узкий колодец, заштопанный паутиной оконных проёмов? Гремучее и честное пробирается водосточными потоками, вдавливает трещины в плиты, произнося равномерность внутрь. Бронзовая ограниченность и завершённость. Криптограмма совершенных известий. Ничто не пытается выбраться наружу. Тень, пыль, почтовая марка сворачиваются в карие сумерки предместий, пробующие своё самостоятельное вхождение в ритмическую оторопь звуковых соответствий.
Запах тины и песка вытягивает переплетённое кровельное происшествие. Там уточняют, прячут, сосчитывают запас книг на тот период, когда возле городских стен образуется гнездо дракона. Песчаные щупальца потянутся от реки в дома, захватывая дороги и влажные сады. Шершавая древесина, печальная имитация времени, начинающая отсчёт, когда с обоих концов доски встанут молчащие люди. Увеличивающийся размах, гремящее острое совершенство удачливого механизма. Вдали остаётся попытка спрыгнуть, опираясь только на кружево провисающих канатов, вычеркнув из времени усилие раскачивающегося маятника. Распахнутое пространство падения. Истончающееся стерео. Занавес.

2.

Первое спокойное отражение. Возвращение пустого взгляда, прочного каркаса воздуха. Там удивление сохранённой улыбки, падающие зигзаги противоречий, ключицы воды, ключи песка.
Рост осенних газовых фонарей, примерная Голландия накренённой фантазии. Её воображение укладывает дорожный сундук тёплыми руками декоративных подушек. Кованые ворота, медь и осторожность. Оставляет время, чтобы прочесть название. Теперь – вниз, по левой стене, туда, где освещённый круг, бормочущий спуск, влажные простыни. Проверь принадлежность и уступи. Так появляется луна, продолжение, жёлтый рисунок, конная привязь. Серные спички облокотились на поручень. Над тобой – лицо, неуловимое, как просыпанная мука. Съёживается, уходит в глубину. Протекает насквозь вдоль ритмического провисания нотной перегородки.
.
.
это проза?
.
.
или Дмитрий Близнюк http://www.stihi.ru/avtor/fkfyn1 - в этом случае чаще противоположное ощущение.
.
знание языка, чутье, чувство ритма и меры.. в приведенных примерах присутствует, тогда почему так размыты границы (?) настолько разница самоидентификация авторов.

Психоделика Или Три Де Поэзия   04.01.2019 16:17   Заявить о нарушении
Рецензия на «Обзор 3 января. Что же такое верлибр?» (Психоделика Или Три Де Поэзия)

Верлибр - наивысшая форма поэзии,
куда более капризная, чем остальные,
не прощающая музыкальной фальши,
бессердечная, ибо в ней нельзя скрыться за броней рифм, и одаривающая эстетическим наслаждением, как никакая другая.
:-)

Алексей, спасибо за приглашение, я постараюсь присоединится. В двух словах, в чем задание? И где писать?

Анна Иделевич   04.01.2019 15:30     Заявить о нарушении
Несколько мини-верлибров (не более пяти строк) можно разместить в этой ветке рецензий.
а, да.. ) миниатюры желательно чтобы подтверждали твое определение верлибра

Психоделика Или Три Де Поэзия   04.01.2019 15:55   Заявить о нарушении
Вот еще новости! Я буду всячески опровергать вышесказанное, тем самым подпитывая собственную репутацию великого абсурдиста :-)

Шучу. Постараюсь...

Анна Иделевич   04.01.2019 15:58   Заявить о нарушении
) абсурда в чистом виде нам пока не хватает

Психоделика Или Три Де Поэзия   04.01.2019 16:18   Заявить о нарушении
Если тоска гробовая сойдет, в горной лавине,
гром пронесется с ледовым дождем, рокот великий,
слезы посыплют в резном хрустале –
ласковым поцелуем спаси.

Анна Иделевич   04.01.2019 23:39   Заявить о нарушении
нет ни дня без снега
нет и спасения
то, что может предложить касание рук
- две страницы случайной книги
ни одной прочитанной строчки

Психоделика Или Три Де Поэзия   05.01.2019 10:06   Заявить о нарушении
Алексей...прочитай мой классовый верлибр. Я пока еще ничего лучшего в этом жанре вольнословия не выдала. А в отношении определений - белый стих, это всего лишь инструмент. Молоток ничем не лучше колонковой кисти и наоборот. Если ты задался целью построить сосновый корабль с алыми парусами, то берешь молоток. Если пейзаж утеса, то берешь кисть. Искусство не определяется самим инструментом, а им владением.

*
Мук,
сильнее нет
и хорошо,
монету всунете,
сыграю о том, о чем не поете,
в один момент,
не судите хрип,
не судите сип.
 
В доходной смете, черновик на посеве,
поднимется,
прочтут те, у кого мозг наледи,
объемом гомо, но громче голос, и колос выше цвета меди,
и фиг, что ниже на пол трети.
Это ерунда, они и этим размышляют,
судят нас, или попинают.
Смолк и на!
От осечки щелк и да,
время истекло, беда.  Пли.  Настала мгла.
Вы на спину взвалите, снопы похвалите,
не остановит ниче,
не цветет, в неустойчивом бризе,
давно,
даже летом,
отброс,
вселенский потоп
все колосья угробит,
это так,
от сохи,
телом падает сноп,
лошадь дернулась, скок,
кости ломятся в лом,
потечет из крови
урожай рапсодий,
мелодией рэп из монет.

Куплеты грузят в телеги, как раненных, музе, немой
попадет, хоть и голос пока ого-го,
все спешат, световое мерцает табло,
не доплюнете, пашня весенняя в кайф.

Играет флейта, млейте, плакатами обклейте,
забейте на то, что копейка брошена, не жалейте.
Дым рябин, в это время года,
валит снег из серебряных ведер,
на заборе написано жизнь – это post mortem,
а нам сейчас надо,
сейчас жить охота,
слова воды поверх,
чудны или плохи,
лоск не лоск, пофиг, губная помада,
в ночь кровит нос,
но никак не замажешь полос, лоскут рванный,
ты мне говорил – патриот, то обманы,
ты е б а р ь и лох, а когда-то был партнер,
опрос и допрос, 
рот кривится от рвоты,
мы звезды немого кино,
лофт стеклянный,
шарманка трещит пополам, себе, вам.

Дорога до Руси, с кислинкой во вкусе,
изысканный вид рябин у него,
а мне не хватает ни снега, ни слов,
засыпать мерцающий мазо-сад.

Срублен пень, сбивчивая речь,
звездопаду моей любви некуда течь,
вместо доблести бывалой стала грубая лесть,
ветви сломаны, рябины брошены в печь.
Листы, листья полыхают
в ослепительном драйве,
пусть ты внешностью как Мишель Пфайфер,
им плевать на это,
маета, маета,
а стихи сами мелькают нате
и метит в мишени души – снайпер.
Клубы густого, густого дыма...

Поцелуем кровоостанавливающего зажима, 
Анюта любит своего Максима.

Нет дороги назад, 
мы ползем друг к другу,
а иначе другие
наши сны воплотят.
Видишь, в небе
журавли летят?
Милый, I love you, только тебя не его,
сильнее всего.
Хватит, хватит, не плачь.
В каждом отдельном слове и в общем
победу сулят,
и машут крыльями, нет другой, со стрелами
нам с неба ухмыляется ангел, гад...

Стихи мои восемнадцать в плюсе,
горсть рябиновых слез, годовой налог,
в этом славном бою победит любовь,
и слог и Бог.
Ставте ставки.

Анна Иделевич   05.01.2019 23:04   Заявить о нарушении
) это крипто РЭП (не зачет))
.. здесь только сходу, новое
.
например верлибр и рок Егор Летов
.
На что я молюсь?
На цветущие яблони я молюсь
Да на майские ливни знобящие
Кресты кладу — словно саблей наотмашь
Кланяюсь — землю давлю белокаменным лбом
Смерть выдавливаю из земли
И сам Господь за мной поспешает
Ходит Господь за мной по пятам
С писаной торбой
То дорогу мне перебежит
Закричит захохочет
То рублём одарит
То под самым носом нагадит
То ужаснётся
А то руку пожмёт скажет:
«Ну ты и мудак».
.
.
обыгрывание тем о Боге, определенная лексика..
это далеко вчерашний день, это уже было и не раз.. это путь в никуда..

Психоделика Или Три Де Поэзия   05.01.2019 23:26   Заявить о нарушении
Спасибо, Алексей. Новое выдам вечером, на азбуке морзе. Мне очень понравился ваш с Бетачем обмен приветствиями :-)

Анна Иделевич   05.01.2019 23:39   Заявить о нарушении
Если забуду тебя Иерусалим,
да отсохнет моя правая рука,
и прилипнет язык мой к небу.
Я помню тебя. Я думаю о тебе, аммонитянин-марсианин
денно и ночно, а язык мой уже отсох и рука
приклеилась к тому, о чем не принято объяснятся в стихах.
Многое чего не принято. Ты не принимаешь
моего боя, любви моей. Ты не слышишь моего воя.
Изнурительного боя…
Вычти имя свое из меня – кто я?
Ты написал: «Я пришел, как приходят свое забрать»,
Ты никуда не пришел. Ты стоишь вкопанный,
из золотого ракушечника, вот уже пять тысяч лет,
солнце озаряет, льет свет,
плавит известняковый камень.
Ну прости, всего год, а мне, кажется, будто время сломало стрелки
в бешенном ритме вращения. Узнаешь откуда это?
Что там было еще? «Ну полетели, ять, пиррова рать».
Если ты не напишешь мне письмо, я не буду знать,
что мне делать.
Мне на..ть на верлибры, каноны, и стихосложение в общем.
Я пишу музыку, для тебя.

Анна Иделевич   06.01.2019 03:16   Заявить о нарушении
Сегодня был день океана. Я проснулась,
вышла на улицу и первое, что услышала, это было: «шшшш…»
Серое, серое небо, с серебряными проблесками, висящее
как кольчуга – горизонтально натянутая на незримые
вбитые с четырех сторон колы. Океан подступил
совсем близко к дому, тяжело волнующейся массой воды
словно заявляя о своем присутствии. Обычно слышны шумы стройки,
рычание моторов, визг пилы, невыносимые шумы человечества. А тут –
тишина природы. И в этом серебряном молчании
сказывалось что-то таинственное. Потом полил дождь
и я обнаружила себя взаперти – я хотела пойти бегать. Бег –
единственное, что помогает мне справиться с самой собой.
Бежишь, сначала нехотя, а потом входишь в дзен, состояние нирваны
когда на место мыслей приходят ощущения. Приятные ощущения
тишины, словно перестаешь быть человеком и сливаешься
с бессловесной природой. Тело твое – и небо, и океан, и раскачивающиеся
на ветру деревья с высоко запрятанными в них орлиными гнездами.
Бег, бег, бег, бег. Покуда вся эта нестерпимая тягота и томление
и мученичество не перестают на время существовать. Ты говоришь, кокаин,
нет… Эндорфины, энкефалины.. Я никогда не пользовалась психотропными
веществами, у меня нет в них надобности. Я сама – кокаин.

Анна Иделевич   06.01.2019 05:26   Заявить о нарушении
Класс!!!
Именно это и именно так!!!
(я сегодня до вечера по мскв. опять выбит) но мне бы хотелось, чтобы именно в этом направлении ты поработала еще.
.
это реально твоё, в этом ты сильна, потому что это именно ты.
)

Психоделика Или Три Де Поэзия   06.01.2019 06:51   Заявить о нарушении
Алексей, правда?? :-) Спасибо... Я так пишу даже не задумываясь, это вольный поток сознания. Стихи я пишу совсем иначе.

Ну, последнее на сегодня...

*

Приплюснутая этой кольчугой, свалившимся с неба
римским воином, осаждающим мой внутренний Иерусалим, дождевыми
струями, плюющимися в окна, простите, так не принято выражаться – стекающими
по стеклам тонким рекам дождя; я оказалась вне возможности идти на пробежку.
Отсутствие вестей от тебя, ужасающая новость об уходе из жизни Женьки, моей
канадской одноклассницы, ровесницы, красавицы, черноволосой, зеленоглазой –
спи, моя красавица, если бы я могла хоть что-то сделать… Знаешь, я помню, как мы ходили с ней вместе в JCC, это еврейский культурный центр в Торонто, на
аэробику, еще будучи школьницами. Еврейства в нас было мало, но
и денег было мало, а там, давались почти бесплатные занятия. Мы одевали длинные
гольфы и скакали до умопомрачения. А потом в переодевалке, как сейчас помню, Женино лицо на фоне локеров. О чем мы говорили, не помню, но помню, что смотрела я на нее
и думала, Боже, какая красивая. Вот бы мне такой быть… А ее не стало,
Ее забрала болезнь. Ну, не будем о грустном. Сколько отмерено дней, каждому радоваться
как последнему. Выходить и слушать океан... Только шумы атлантические перебивают
мои собственные – сумасбродные, порой панические, безрадостные, сумбурные, затаенные. А иногда нескромные… И всегда о тебе. И еще знаешь что? Я подумала, мы всегда
смущаемся собственного ребячества, неумения повзрослеть, словно время застало
нас то в лифте, с Гансом Христианом Андерсеном на страже, или в той самой
переодевалке с локерами, висящими цифровыми замками, словно хранящими код
от будущего, еще не случившегося, но непременно прекрасного будущего… Так вот, чем сложнее устройство психики, тем дольше длиться процесс взросления. А у поэтов, оно и вовсе никогда не наступает. Только тихо, шшш…никому об этом не говори. Они осудят нас.

Анна Иделевич   06.01.2019 08:51   Заявить о нарушении
Алексей, я чуть исправила. Совсем каплю.

http://www.stihi.ru/2019/01/06/2365

Если честно, мне это кажется поэтической прозой. Но я слаба в определениях :-)

Анна Иделевич   06.01.2019 09:20   Заявить о нарушении
Приплюснутая этой кольчугой, свалившимся с неба
римским воином, осаждающим мой внутренний Иерусалим, дождевыми
струями, плюющимися в окна, (простите, так не принято выражаться – стекающими
по стеклам тонким рекам дождя;) я оказалась вне возможности идти на пробежку.
Отсутствие вестей от тебя, ужасающая новость об уходе из жизни Женьки, моей
канадской одноклассницы, ровесницы, красавицы, черноволосой, зеленоглазой –
спи, моя красавица, если бы я могла хоть что-то сделать… Знаешь, я помню, как мы ходили с ней вместе в JCC, (это) еврейский культурный центр в Торонто, на
аэробику, еще будучи школьницами. Еврейства в нас было мало, но
и денег было мало, а там, давались почти бесплатные занятия. Мы одевали длинные
гольфы и скакали до умопомрачения. А потом в переодевалке(?/ раздевалке), как сейчас помню, Женино лицо на фоне локеров. О чем мы говорили, не помню, но помню, что смотрела я на нее
и думала, Боже, какая красивая. Вот бы мне такой быть… А ее не стало.
Ее забрала болезнь. Ну, не будем о грустном. Сколько отмерено дней, каждому радоваться
как последнему. Выходить и слушать океан... Только шумы атлантические перебивают
мои собственные – сумасбродные, порой панические, безрадостные, сумбурные, затаенные. А иногда нескромные… И всегда о тебе. И еще знаешь что? Я подумала, мы всегда
смущаемся собственного ребячества, неумения повзрослеть, словно время застало
нас то в лифте, с Гансом Христианом Андерсеном на страже, то, в той самой
переодевалке с локерами, висящими цифровыми замками, словно хранящими код
от будущего, еще не случившегося, но непременно прекрасного будущего… Так вот, чем сложнее устройство психики, тем дольше длиться процесс взросления. А у поэтов, оно и вовсе никогда не наступает. Только тихо, шшш…никому об этом не говори. Они осудят нас.

Психоделика Или Три Де Поэзия   06.01.2019 10:15   Заявить о нарушении
зарисовки чуть-чуть короче,
в тексте без каких либо пояснений..
.
действительно грань очень тонкая, между прозой и данным направлением в верлибре. в последнем случае ошибки только две (большой объем и пояснения)

Психоделика Или Три Де Поэзия   06.01.2019 10:17   Заявить о нарушении
Спасибо, Алексей. Я вернусь к более сжатой форме. Завтра что нибудь придумаю...:-)

Вот, у меня еще такое есть. Классика верлибра, нет?

*

И овцы целы и волки сыты,
религия убита.
И подлинная святость.
Могу хоть тысячу раз Оттенок проклинать,
но я не буду наблюдать за обольщением,
что вводит человека в заблуждение!
Давая ложные надежды, и воспылав
любовью к той другой,
и пользуясь доверием слепым,
пускать в глаза авантюристский дым.
Пусть даже и белесый, и смолистый.
Это низко!

Это не сон! Это кошмар.
Я в нем тебе не пара.

Ты должен ей сказать всю правду
и дать ей выбирать.
Подыгрывать тебе или смолчать.
С тобой мы можем наизусть
любую пьесу и любой скандал, как «Отче наш»,
но это истинные чувства.
Любовь и вера и искусство. Средневековое.

А так, у изголовья склонился Мефистофель.

Меня не будет с ним.

Оратор и импровизатор, его улыбка, хохот, похоть,
въедаются мне в плоть. Я не способна быть ему подсобной.

Мне лучше быть одной.

Анна Иделевич   06.01.2019 10:28   Заявить о нарушении
) нет (этот текст мимо)

Психоделика Или Три Де Поэзия   06.01.2019 10:30   Заявить о нарушении
Блин..я не чувствую разницы :-) Но, я интуитивно постараюсь в заданном первыми двумя текстами стиле воспроизвести. Точнее, произвести.

Анна Иделевич   06.01.2019 10:33   Заявить о нарушении
Алескей, а такой тип верлибра подойдет? Я бы хотела еще одну часть написать.. Как, на твой профессиональный взгляд?

http://www.stihi.ru/2018/12/20/9501

Анна Иделевич   06.01.2019 21:48   Заявить о нарушении
))) нет.. опять речевой-рэп-ритм.. отталкивайся от прозы (от своего любимого), хотя бы два дня забудь обо всем лишнем. С 9-го у меня рабочие будни (выпаду из творческого процесса (прикидочно до середины февраля)

Психоделика Или Три Де Поэзия   07.01.2019 00:06   Заявить о нарушении
Сегодня у меня только такое.. Если совсем никак, я новое напишу завтра.

*

Дорогой, мистер, затерявшийся в штормовой волне.
Ты слишком горд, чтобы ответить мне?
Твой компас разбит и парус изорван?
Прошло шесть месяцев с тех пор, как мой мир перевернут.
Ровно шесть исполнилось бы в прошлый вторник,
полгода назад.
Итого, год.
Полгода с тех пор, как ты не отвечаешь мне.
Помнишь ту песню Стинга, «Если любите, отпустите».
Я отпускаю тебя, Артур. Отпускаю вместе со стеклянной
бутылкой с запиской, да подхватит ее сверкающий
океан и понесет по волне до кормы твоего корабля.
Подальше от земли, где были вместе мы.
Обетованной, точности ради,
как ты просил обозначить
во всех стихах. По всей вероятности, впопыхах.
Что знаешь ты о любви? Тебя хватило на
пару строк, нацеленных на меня как немецкий маузер,
до того, как исчез ты в томительной паузе,
с многозначительным потом…

Сути нет, пусть во мгле и непроглядной серой мути
ветер оборвет твои мачты,
а ты будешь …ать в качке,
и хвататься за борт,
застигнут сильной бурей!
Чтобы также как он вершит голоса моего глушение,
ты потерпел кораблекрушение!
Хватаясь за глыбы обломков,
как я хватаюсь с обломки собора,
вне исправности шлюпок,
ты стал хрупок, а все остальные погибли!

Мы могли бы быть вместе.
Знаешь что?

Я выжимаю сто двадцать на хайвее, и все,
что мне хотелось – одно несчастное письмо или звонок.
Сейчас, уже слишком поздно.

Заткнись, сучка, я пытаюсь петь!
Эй, Артур, это моя игуана,
я обернула ее целлофаном
и засунула в багажник.
Это моя совесть.

А с острова, в тебя ударил изогнутый луч радуги
и пронзил плечо. И еще…

Прости, я нечаянно, нечаянно…

Я буду в Брюсселе в начале Марта, ты причалишь?

Анна Иделевич   07.01.2019 05:46   Заявить о нарушении
Я чуть подправила, концовка смазалась... На моей странице.

Я завтра новое попытаюсь, более прозаическое, но и это, вполне как монолог из книги.

Анна Иделевич   07.01.2019 07:48   Заявить о нарушении
это поправить можно.
смотри:
1. Отпускаю вместе со стеклянной бутылкой с запиской, (просто чуть подправить, например: отпускаю вместе с запиской закупоренной внутри стеклянной бутылки //Отпускаю вместе со стеклянной бутылкой и запиской закупоренной в ней (примерно)
2. до того, как ты исчез(убрал инверсию) в томительной паузе (и здесь аузе - маузер/паузе мне не очень, может заменить маузер на вальтер
3. Сути/мути (?) Смысла нет (и далее по тексту)
4. ветер оборвет (сломает) твои мачты,
5. глушение/крушение (убрал бы) Чтобы также как он вершит голоса моего глушения,
ты терпел бедствие!
6. опечатка: как я хватаюсь ЗА обломки собора,
.
и просьба.. эта ветка рецензий стала тяжелой - начать новую (скаже с этого поправленного текста)

Психоделика Или Три Де Поэзия   07.01.2019 10:13   Заявить о нарушении
Рецензия на «Обзор 3 января. Что же такое верлибр?» (Психоделика Или Три Де Поэзия)

верлибр о верлибре

несколько слов брошенных в пространство
единственное что остается - правильно их расставить
расставить так
чтобы все пространство
уместилось в несколько слов

Зоткин Сергей   04.01.2019 13:16     Заявить о нарушении
всего несколько слов
говорю - мне не верят
и я замолкаю
чтобы внутри себя их переставить так
чтобы не верить
)
Сергей, добрый день
.
и всё-же, одним предложением.. что такое верлибр?

Психоделика Или Три Де Поэзия   04.01.2019 13:29   Заявить о нарушении
хорошо, вот тебе одним предложением:
верлибр - это все что угодно, кроме того, что публикуется на Стихи ру под рубрикой верлибр.

устраивает? ))

Зоткин Сергей   04.01.2019 13:56   Заявить о нарушении
) не устраивает
.
именно личное понимание верлибра, одним предложением (ситуация на стихире, как и везде, оценивать это не имеет смысла).
.
*** посылка (Брейтен Брейтенбах)

я изображаю себя но я посол
я всего лишь
белый голос юга где чайки над морем

Психоделика Или Три Де Поэзия   04.01.2019 14:11   Заявить о нарушении
верлибр - это то, что можно испортить рифмой

Зоткин Сергей   04.01.2019 14:56   Заявить о нарушении
верлибр это все-все хорошие стихи
не в рифму

это то
что в силу своей дремучести
не могли писать
ни Пушкин
ни Лермонтов
ни Тютчев
ни Фет

Блок пытался
но бросил

Есенин даже не думал
зачем если в рифму
у него получалось складно

Маяковский писал верлибром
но сам об этом не знал

Стихи Цветаевой написаны как верлибры
но они не верлибры

Ахматова очень боялась за своих подражательниц
и рисковать не стала

Вознесенский знал что он верлибрист
но скрывал
и писал в рифму

Евтушенко тоже пытался
и когда б не пёстрые кепи
что так не к лицу верлибристу
то кто его знает

Бродский писнул десяток
и сказал ребята
я сторонник классических стилей

чувствовал
что дефект его речи
как нельзя удачно ложится в его размер

было еще очень много
кто по непонятным причинам
отказался писать верлибры

возможно жаждали быстрой славы
каждый поэт жаждет быстрой славы

или не могли одолеть эту форму
ибо даже сны
им снились рифмованные

тем не менее такие авторы есть
и количество их растет

мировой финансовый кризис
и глобализм в культуре
все больше и больше
вызывают желание не заморачиваться
а писать как лягут пальцы
на душу клавиатуры

так что верлибр для нас
дело темного будущего
со свободным концом

))

Зоткин Сергей   04.01.2019 15:02   Заявить о нарушении
есть на стихире статья Валима Розова:
http://www.stihi.ru/2014/02/27/9112
.
мне кажется правильней не искать на стороне а искать в себе, отвечать только за себя (в понимании верлибра) - верлибру свойственен индивидуальный путь (самость). Что касается рифмы - то очень многое из рифмованного верлибра Сергея Зоткина мне по душе.

Психоделика Или Три Де Поэзия   04.01.2019 15:12   Заявить о нарушении
рифма кто бы подумал
нежданно явившись
испортила стих
и теперь он как все
висит на стене
в гулком зале общих созвучий
))


Зоткин Сергей   04.01.2019 15:24   Заявить о нарушении
куски кирпича, деревянная щепа, осколки стекла,
это ли было домом
где родилось стихотворение, ставшее ветром
рифмы углов, как и строк коридоров
теперь не найти

Психоделика Или Три Де Поэзия   04.01.2019 16:03   Заявить о нарушении
Действительно, есть на Стихире статья Вадима Розова на интересующую вас тему, она называется "О философии верлибра". Но это - сокращённый вариант. Я рекомендую познакомиться с полной версией под заголовком "Заметки о практике и философии верлибра, 7 частей": http://stihi.ru/2018/09/01/8827. С наилучшими пожеланиями в Новом году всем "психоделикам"! - В.Р.

Вадим Розов-Верлибры   04.01.2019 20:20   Заявить о нарушении
Вадим, спасибо (увидел)
завтра ссылку на статью перенесу в обзор.

Психоделика Или Три Де Поэзия   04.01.2019 21:30   Заявить о нарушении