Рецензии на произведение «Поддержим своим участием Тотальный диктант - 2017»

Рецензия на «Поддержим своим участием Тотальный диктант - 2017» (Галина Гостева 2)

прекрасный стих, очень приятно читать добрые и светлые строки стиха. прекрасное начинание - призыв к диктанту, грамотность и знание русского языка падает к сожалению, а в этой акции будет видно результаты. пусть эта прекрасная акция будет иметь продолжение и известность большую. с добрыми пожеланиями и с теплом души,

Наталья Близнецова   12.07.2023 17:52     Заявить о нарушении
Эта акция, Наталья, длится уже несколько лет, увеличивая количество стран, городов и участников. Всё больше людей стали осознавать необходимость грамотного владения русским языком. Слава Богу, что это осознание пришло к людям. Велик и могуч русский язык, хотя и труден для обучения.
С благодарностью за понимание. Галина.

Галина Гостева 2   13.07.2023 16:08   Заявить о нарушении
Рецензия на «Поддержим своим участием Тотальный диктант - 2017» (Галина Гостева 2)

Понимать истинную красоту русского языка, включая его благозвучие, начинаешь лишь в ходе изучения иностранных языков, когда появляется возможность для их сравнения. Интересно признание иностранцев, что русский язык обращает на себя внимание мелодичностью, мягкостью, напевностью. Он приятен для слуха.
Огорчительным является факт снижения за последние десятилетия грамотности русского языка среди его носителей.
Проведение общероссийских диктантов, безусловно, способствует привлечению внимания самых широких слоев общественности к проблеме повышения уровня грамотности русского языка. Об этом свидетельствует ежегодно возрастающее количество участников диктантов, в том числе среди лиц, проживающих за рубежом, включая иностранцев, изучающих и владеющих русским языком.
Большое значение для расширения практики написания диктантов и привлечения к этому мероприятию новых участников имеет поддержка со стороны соответствующих государственных и общественных органов и организаций нашей страны. Участие в написании диктантов становится делом, можно сказать, общенародным.
Результат написания диктанта показывает участнику его уровень грамотности, и подвигает на совершенствование знаний в орфографии и пунктуации русского языка.
Грамотность в современном мире является неотъемлемой частью условий, которые ведут человека к успеху в жизни.

Мисаил.

Мисаил   17.03.2017 18:21     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Мисаил, за такую интересную, подтвержденную мудрыми умозаключениями, статью в поддержку акции грамотности. Вами написана настоящая миниатюра, обосновывающая необходимость повышения грамотности носителями русского языка и иностранцами. Было бы здорово, если бы Вы разместили эту миниатюру, придумав ей заглавие, у себя на странице. С Вашей стороны это была бы серьезная поддержка акции. С благодарностью. Галина.

Галина Гостева 2   18.03.2017 05:15   Заявить о нарушении
== Мисаил, хорошо написали.
Поскольку серьёзно (что только плюс, конечно) -
теперь хочется добавить к теме «немножко юмора».
Надеюсь, вы не против?

1=== Русский язык очень трудный.
Кто мне объяснит, почему «ананас» пишется вместе,
а «мы её» - раздельно?!
2=== Метро.
Мальчик перелистывает толстую книгу.
Хихикает. Смеётся в голос. Начинает хохотать.
Заинтересованные пассажиры желают узнать – что за книга?
Мальчик показывает обложку.
Название: «Орфографический словарь»…
3== Чуден русский язык! «Безлюдно» и «бесчеловечно» – не синонимы!

============================

Лидия Кузьмина-Сапогова   18.03.2017 18:48   Заявить о нарушении
"Редкая птица долетит до середины Днепра...", - писал Т.Шевченко. А нам без юмора в этой жизни не выжить. Позвольте присоединиться к мальчику, который в метро смеется, читая орфографический словарь?
Мисаил.

Мисаил   18.03.2017 20:30   Заявить о нарушении
== Мисаил, надеюсь, вы не по-прежнему не против, если добавлю кое-что по теме в вашей рецензии.
В моей уже много, а написать вторую не позволяет система.

-----Книге, отрывки из которой привожу ниже,
больше полувека.
Проверена временем и миллионами читателей.
«Интерес к своему языку у современных читателей отнюдь не академический, а мятежный и бурный. Об этом можно судить даже по заглавиям статей, которые печатаются теперь в таком изобилии на страницах наших газет и журналов.
Одна статья названа: "Это крайне тревожно". Другая - "Пожалейте читателей". Третья - "Об одном позорном пережитке", и т.д.
В них ни тени спокойствия. Все они полемичны и пылки»



«Вообще в наших нынешних спорах о родном языке больше всего поразительна их необыкновенная страстность.
Чуть только дело дойдет до вопроса о том, не портится ли русский язык, не засоряется ли он такими словами, которые губят его красоту, самые спокойные люди вдруг начинают выходить из себя.
С гневом и тоской заявляют они, что наш выразительный, звучный и красивый язык переживает ужасный период упадка и что требуются какие-то чрезвычайные меры, чтобы вернуть ему прежнюю величавую мощь».



«Вообще всем этим письмам - умным и глупым равно свойственна повышенная эмоциональность, взволнованность. Обвиняют ли читатели неряшливый газетный жаргон, приводят ли они вопиющие примеры тех искажений, которые встречаются в речи учителей и учащихся, указывают ли на речевые погрешности радио, - ясно, что для каждого из них это жгучий вопрос, который они не могут обсуждать хладнокровно.
Перелистываешь эти письма и убеждаешься в тысячный раз: читатель недоволен, возбужден, взбудоражен. Всюду ему мерещатся злостные исказители речи, губители родного языка. Чуть только в какой-нибудь статье или книге он заметит малейшую языковую погрешность или непривычную словесную форму, он торопится в грозном письме уличить автора этой статьи или книги в кощунственном пренебрежении к русской речи, хотя очень часто случается, что его собственная русская речь хромает на обе ноги.
Отобрав наиболее серьезные и дельные письма - их, конечно, оказалось немало, - я увидел, что суждения, которые излагаются в них, легко можно распределить по таким (очень отчетливым) рубрикам:
1. Одни читатели непоколебимо уверены, что вся беда нашего языка в иностранщине, которая будто бы вконец замутила безукоризненно чистую русскую речь. Избавление от этой беды представляется им очень простым: нужно выбросить из наших книг, разговоров, статей все нерусские, чужие слова - все, какие есть, и наш язык тотчас же вернет себе свою красоту. Эти борцы с иностранщиной настроены очень воинственно, и когда я позволил себе насмешливо выразиться о каком-то литературном явлении снобизм и назвать какое-то музыкальное произведение опус, я был во множестве писем осыпан упреками за свое пристрастие к иностранным словам.
2. Другие читатели требуют, чтобы мы спасли нашу речь от чрезмерного засилья вульгаризмов - как нынешних, так и воскресших из старых жаргонов: лабуда, шмакодявка, буза, на большой палец, железно и проч.
3. Третьи видят главную беду языка в том, что он чересчур засорен диалектными, областными словами.
4. Четвертые, напротив, негодуют, что мы слишком уж строги к областным диалектам и гоним из литературного своего обихода такие живописные речения, как лонисъ, осенесъ, кортомыга, невздоха, а также старославянское всуе.
5. У пятых еще сохранились обывательские, ханжеские, чистоплюйские вкусы: им хочется, чтобы русский язык был жеманнее, субтильнее, чопорнее. Увидев в какой-нибудь книге такие слова, как подлюга, или шиш, или дрыхнуть, они готовы кричать "караул!" и пишут автору упреки за то, что он позволяет себе бесчестить и уродовать русский язык. Прочтя в моей статье слово пакостный, новочеркасский пенсионер Т. поспешил сделать мне начальственный выговор: "Это слово не должно быть (так и написано: не должно быть. - К. Ч.) в разговоре, а тем более в печати, в серьезной статье". А бакинский читатель Д., сделав мне такой же упрек, высказал в своем письме пожелание, чтобы русская литература была возможно скорее избавлена от тех грубостей, какие встречаются, например, в стихах Маяковского. "Разве, - пишет он, - такие выражения, как "Облако в штанах", "Я достаю из широких штанин" и т.д., могут дать ценное для освоения русской речи?" (?!)
6. Шестые, как, например, тот же достопримечательный кандидат наук М., возмущаются, если какой-нибудь автор употребит в своей статье или книге свежее, выразительное, неказенное слово, далекое от канцелярского стиля, который и составляет их речевой идеал. И таких читателей немало. Требования подобных читателей можно сформулировать так: побольше рутинных, трафаретных, бескрасочных слов, никаких живописных и образных!
7. Седьмые обрушиваются на сложносоставные слова, такие, как Облупрпромпродтовары, Ивгосшвейтрикотажупр, Ургоррудметпромсоюз и т.д. Причем заодно достается даже таким, как ТЮЗ, Детгиз, диамат, биофак.
Конечно, трогательна эта забота современных читателей о своем родном языке, о его процветании, красоте и здоровье.
Но можно ли считать безупречными поставленные ими диагнозы? Нет ли здесь какой-нибудь невольной ошибки? Ведь в медицине это случалось не раз: лечили от мнимой болезни, а подлинной не распознали, не заметили. И пациенту приходилось своею жизнью расплачиваться за такие заблуждения медиков.
Хорошо сказано об этом у того же Горнфельда, которого так высоко ценили Короленко и Горький.
"Вдруг, говорит он, - на основании двух-трех случайных наблюдений, без всякого углубления в смысл явлений, раздается патриотический, националистический, эстетский или барственный стон: язык в опасности, и забивший тревогу может быть уверен, что если не соответственным действием, то, во всяком случае, вздохом сочувствия откликнутся на его призыв десятки огорченных душ, столь же недовольных новизной и столь же мало способных разобраться в том, что же в ней действительно дурно и что необходимо".
Никто не спорит: наша нынешняя русская речь действительно нуждается в лечении. К ней уже с давнего времени привязалась одна довольно неприятная хворь, исподволь подтачивающая ее могучие силы. Но на эту хворь редко обращают внимание. Зато неутомимо и самонадеянно лечат больную от других, нередко воображаемых немощей.
Это очень легко доказать. Нужно только подробно, внимательно, с полным уважением к читателю рассмотреть один за другим те недуги, от которых нам предлагают спасать наш язык.
К такому рассмотрению мы и приступаем теперь…».

К.И. Чуковский «Живой как жизнь»
----- И Корней Иванович приступает к рассмотрению.
Это очень, очень интересный и полезный разговор. Рассказ, мнение умного, профессионального, ироничного, не считающего себя эталоном человека,.
Да – кое-что устарело, но мизер. Даже это – лишь на пользу узнать.
Очень рекомендую.
--- К слову – его же книга
«Высокое искусство. Принципы художественного перевода» - тоже замечательная. ===

Лидия Кузьмина-Сапогова   21.03.2017 17:22   Заявить о нарушении
Лидия, Вы все делает правильно. Удивляюсь Вашей энергичности, целеустремленности, глубоким знаниям.
Успехов! Мисаил.

Мисаил   21.03.2017 18:24   Заявить о нарушении
==Мисаил, спасибо.
Вам тоже успехов.
Л.==

Лидия Кузьмина-Сапогова   21.03.2017 20:38   Заявить о нарушении
Галина, Вашу просьбу выполнил: http://www.stihi.ru/2017/03/23/2244
Мисаил.

Мисаил   23.03.2017 21:22   Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Лариса, за прочтение, понимание важности этой акции грамотности и
желание присоединиться. Это и будет наша поддержка организаторам диктанта.
Творческих Вам успехов.
С признательностью за все. Галина.

Галина Гостева 2   17.03.2017 04:23   Заявить о нарушении
Рада этому!!!!

Лариса Белоус   17.03.2017 08:00   Заявить о нарушении
== Мы все, конечно, хотим говорить и писать грамотно - а это очень трудно.
Хотелось бы знать мнение тех, кто примет участие в разговоре, о приведённом ниже отрывке из «Евгения Онегина».

Знают в основном 3 строки.
И трактуют порой очень…
Язык развивается. Что в новом вам кажется приемлемым и даже полезным, а что - нет?
Что каждый из нас может сделать?

--XXVIII

Не дай мне бог сойтись на бале
Иль при разъезде на крыльце
С семинаристом в желтой шале
Иль с академиком в чепце!
Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю.
Быть может, на беду мою,
Красавиц новых поколенье,
Журналов вняв молящий глас,
К грамматике приучит нас;
Стихи введут в употребленье;
Но я... какое дело мне?
Я верен буду старине.

=================

Лидия Кузьмина-Сапогова   20.03.2017 12:37   Заявить о нарушении
Рецензия на «Поддержим своим участием Тотальный диктант - 2017» (Галина Гостева 2)

== Галина, спасибо вам
за то, что взяли на себя труд создать эту тему,
рассказать об акции, призвать к поддержке.
Неоценимо.
Русский язык – сокровище.
На порталах для пишущих – многажды.
Мы все небезупречны...
Хочу активно поддержать вашу тему. Планировала кое-что написать об этом и раньше, руки не дошли.
Теперь – подниму записи и хотя бы частично использую. Напишу вам на обоих порталах.
Сегодня не успеваю подробно, приду завтра или на днях. Надеюсь, к этому времени будут и другие отзывы.
Разговор может получиться очень интересным и важным.
Пока – приведу отрывки (они под рукой) из популярной когда-то
повести А. Алексина «Саша и Шура» -
она для детей, но вдруг кто не читал.
Главный герой на летних каникулах у дедушки, вынужден – хоть и протестует про себя - готовиться к осенней переэкзаменовке по русскому, чего страшно стыдится (и скрывает это тщательно ).
Его мысли. Небезынтересно, думаю.
До скорой встречи.
Л. ==
--«Писатель Тургенев говорил, что русский язык «великий и могучий». Это он, конечно, правильно говорил. Но только почему же он не добавил, что русский язык ещё и очень трудный? Забыл, наверное, как в школе с диктантами мучился.
Так рассуждал я, огибая берёзовую рощу.
Но, может быть, думал я, во времена Тургенева учителя не так уж придирались и не снижали отметки за грязь и за всякие там безударные гласные? А я вот из-за этих самых безударных сколько разных ударов получал: и в школе, и дома, и на совете отряда!
А вообще-то, рассуждал я, какая разница – писать ли «моршрут» или «маршрут», «велосипед» или «виласипед»? От этого ведь велосипед мотоциклом не становится. Важно только, чтобы всё было понятно. А какая там буква в середине стоит – «а» или «о», – это, по-моему, совершенно безразлично. И зачем только люди сами себе жизнь портят? Когда-нибудь они, конечно, додумаются и отменят сразу все грамматические правила. Но, так как пока ещё люди до этого не додумались, а додумался только я один, мне нужно готовиться и сдавать переэкзаменовку».
--
«Между прочим, наша учительница говорила, что если много читать, так обязательно будешь грамотным. Но я не верил этому, потому что читал я очень много, за день мог толстенную книгу проглотить, а диктанты писал так, что в них, кажется, красного учительского карандаша было больше, чем моих чернил.
Когда я однажды высказал всё это нашей учительнице, она сказала: "Если пищу глотают, она вообще никакой пользы не приносит, её надо не спеша разжёвывать". Я не понял, что общего между пищей и книгами. Тогда учительница сказала, что книги – это тоже пища, только духовная. Но я всё-таки не понял, как можно разжёвывать "духовную пищу", то есть читать книги не спеша, если мне не терпится узнать, что будет дальше и чем всё кончится. А если книга неинтересная, так я её вообще "жевать" не стану. В общем, книги мне пока не помогали справляться с безударными гласными».
--
«Текст телеграммы я придумал сразу: "Приехал поправляюсь Шура". Как будто коротко и ясно? Но оказалось, что не так уж ясно! Два вопроса сразу стали мучить меня: "приехал" или "преехал", "поправляюсь" или "попровляюсь"? Я старался изменить телеграмму, чтобы в ней не было ни одной безударной гласной. Но у меня ничего не выходило. Боясь, чтобы телеграфистка, как Андрей Никитич, не влепила мне двойку, я прибег к своему старому, испытанному способу: написал сомнительные буквы так, чтобы не было понятно: "е" это или "и", "а" или "о". "В общем, плохо быть двоечником по русскому языку, – с грустью подумал я. – Даже телеграмму по-человечески не напишешь!"

Анатолий Алексин «Саша и Шура»
=============================

Лидия Кузьмина-Сапогова   15.03.2017 17:49     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Лидия, за такой удивительный отзыв. Вам надо просто придумать заглавие и разместить написанное у себя на странице. Это уже почти готовое произведение в защиту Тотального диктанта. А там, возможно, и еще кто-нибудь
напишет свое о необходимости проведения диктанта.
Творческих Вам дерзаний и успехов.
С благодарностью. Галина.

Галина Гостева 2   15.03.2017 18:26   Заявить о нарушении
== Галина,
вчера уж написала вам на 2х порталах, сегодня продолжаю.
Наверное, так ещё не раз будет.
Очень мне интересна эта тема, диктант – лишь повод. Поэтому – в несколько этапов.
Не успеваю сейчас настукать связный текст, впопыхах не годится, но время ещё есть, осилю.
Добавлю пока из рабочего материала – на раздумье - что накопилось с тех пор, как запланировала об этом написать.
Надеюсь, вы простите меня за бессистемность, ведь главное – по теме.
------------О Слове, о Речи, О Языке –
значении, могуществе, бесценности et cetera.
О том, что «язык и мышление – едины».
И т.д.

Чего только не вспомнишь, начиная.
Что-то у меня там общеизвестное, что-то малоизвестное и...
---------------Начать, конечно, надо с «книги книг» -
«В нача́ле бы́ло Сло́во» — первая строка Евангелия от Иоанна (Новый Завет)
(для дотошных:
знаю-знаю, что перевод этот – спорный,
есть другие варианты - Л.Толстой, н., переводил иначе…
тем не менее, связь явственна).
---------------Затем -
Иван Тургенев, конечно.

«Русский язык»
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу»! Июнь 1882
--Не поверите – со школы помню. Хоть ночью разбуди.
И – ни убавить, ни прибавить.
---------------Анна Ахматова «Мужество»
(1942) - !!!

«Мы знаем, что́ ныне лежит на весах
И что́ совершается ныне.
Час мужества про́бил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова.
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём —
Навеки»!

<23 февраля 1942>, Ташкент
---------------Привожу следующее целиком –
большинство помнит лишь последние 4 строки.

Анна Ахматова
«Кого когда-то называли люди» (1945)

«Кого когда-то называли люди
Царем в насмешку, Богом в самом деле,
Кто был убит - и чье орудье пытки
Согрето теплотой моей груди...

Вкусили смерть свидетели Христовы,
И сплетницы-старухи, и солдаты,
И прокуратор Рима - все прошли.
Там, где когда-то возвышалась арка,
Где море билось, где чернел утес, -
Их выпили в вине, вдохнули с пылью жаркой
И с запахом бессмертных роз.

Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор - к смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней - царственное слово».
-----А вот это уже знают меньше…

Иван Бунин «Слово»

«Молчат гробницы, мумии и кости, —
‎ Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
‎ Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!
‎ Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
‎ Наш дар бессмертный — речь».

7.02.1915

------------- Это – тоже мало кто помнит.
Самуил Маршак
«Словарь»

«Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах - события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: "Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой..."
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть».
--------------Приду ещё!

===============================

Лидия Кузьмина-Сапогова   16.03.2017 10:14   Заявить о нарушении
Просто восхищена Вашими наработками по данной теме. Чувствуется Ваше увлечение
Словом и Писателями, мастерски владеющими словом, как средством влияния на души читателя. Пишите скорее Ваши размышления на страничке.
С признательностью. Галина.

Галина Гостева 2   16.03.2017 15:17   Заявить о нарушении
== Галина,
сегодня напишу «про свою погоду» -
как сама ходила на тотальный диктант.
В 2014 году, город не укажу – был досадный инцидент, но бросать тень на организаторов не хочется (человек и так расстроился…).
Побывала бы и раньше, но пропускала – о нём мало напоминают, а в суете – хоп! – уже прошёл.
В 14м собрались мы компанией. Все вроде не малограмотные (как нахально о себе думали), однако у всех – свои (известные нам) слабые места.
У меня это – в первую очередь запятые, как и у вас.
Ещё «н» в суффиксах: все эти «раненые – раненные»… вроде и правила знаю, а в спешке всё равно…
И переносы – да это ладно, сейчас неактуально уже практически.
Ещё кое-что есть, но уже не так значимо - обычно по невниманию.
Проверить себя – впервые вот так «всероссийски» - было ооочень интересно. Грела мысль о полной анонимности: если уж и неуд – не такое позорище… Но втайне все на «5» надеялись… считали, что вполне это реально.
Пришли. Народу немало. Развели собравшихся по аудиториям. В нашу пришёл пожилой преподаватель. Сказал предваряющую речь.
Стал диктовать.
Написали.
И тут – при повторном прочтении – выясняется, что пропустил одно предложение! Надо теперь между написанных строк как-то впихивать!
Аудитория гудит, но негромко – виновник расстроен, ну что ж теперь…
Вписали – кто как…
Проверили.
Разошлись.
Ждём результатов.
И вот…
Тадам!!!
Никто из нас не получил «пятёрки»…
Увы…
Я предсказуемо сыпанулась на запятых – получила «четыре».
Остальные – по разным «заслугам» - тоже.
И только один из нас – самый! Поверьте, Галина, объективно! – самый грамотный! – вообще получил трояк!!! Пока то предложение впихивал - отвлёкся, в спешке плохо проверил написанное – и вот!!!
Самооценку это, конечно, никому из нас не повысило, но в целом пошло на пользу – «тщательнее» надо следить…
Теперь мы нашего «троечника» периодически этим подкалываем. Хотя все по-прежнему прекрасно знаем: вообще из знакомых нам лично (и среди нас в частности) он самый грамотный. Правда!
Мой интерес к акции велик по-прежнему, но с тех пор не была: одна ходить не люблю, а больше никто не соглашается. Не силой же тащить. Так что не знаю, пойду ли в этом году, а очень хотелось бы.
Время есть ещё… может, кто дозреет… не то попробую шантажом или подкупом взять.
А серьёзно если:
очень это важно и нужно. И не в оценке дело – тут случайностей много. Как, впрочем, на любом экзамене.
Просто надо задуматься о том, что писать грамотно – это хорошо. И сделать что-то для себя (в этом направлении) реальное. Зная себя, любимого. Не считать: и так сойдёт.
Модно? Пусть модно!
Я бы сказала – вечно!
К предлагаемым материалам и организации диктанта лично у меня немало претензий, но помолчу: пусть хоть так. Чем ничего.
Спасибо им, организаторам! За труды.
На сегодня заканчиваю.
Галина, может, расскажете подробнее о своём опыте? И соображениях по организации?
Мне интересно. Думаю, не только мне.
Всего доброго.
Л. ==

Лидия Кузьмина-Сапогова   17.03.2017 06:08   Заявить о нарушении