Рецензии на произведение «Комментарии судей к стихам 5 тура марафона. А что»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Благодарю судейскую бригаду. ) Спасибо. было интересно прочитать рецензии. Прошу прощения за неоперативность. (
Хочется ответить на некоторые высказывания судей.
Светлане Салаховой. Света, есть другие слова. Но (ИМХО, конечно) - здесь нужны именно эти. О негативе - это отдельный разговор... долгий. Здесь не буду даже пытаться его начинать... )
Александру Носачеву. А я и не утверждаю, что это "любовь и счастье". Я вовсе не о любви и счастье писал.
Белый Ящик 18.11.2016 13:10 Заявить о нарушении
согласна с ведущим - №4 и №19 самые сильные работы. Оригинальны и запоминаются. Поздравляю авторов, отличная работа, здоровские стихи.
Всех поздравляю с окончанием конкурса!)) Было интересно читать работы, комменты и вообще наблюдать))) До встреч!
Елена Долгих 09.11.2016 14:39 Заявить о нарушении
Спасибо ВСЕМ, участникам и судьям! Спасибо Мышалету, за прекрасный конкурс! (ЗА перевод 300 балов тоже спасибо, не знаю, кому конкретно и за ШО))))...
По поводу №13...Стерва да, так и задумывалось, вернее, она стала такой от отсутствия в нем мужественности - неумения держать слово и делать дело, но не все слова ЕЕ были произнесены. Там есть внутренний монолог, который я не смогла отделить от внешнего... Есть ли какие-то идеи?
Таки Да 09.11.2016 14:13 Заявить о нарушении
Натико 09.11.2016 16:31 Заявить о нарушении
Таки Да 09.11.2016 17:02 Заявить о нарушении
Но, в принципе, и сказанного достаточно, наверное, у нее выражение лица было соответствующее, что он сразу ушел...
Внутренний монолог воспринимается и без кавычек, просто я ночью чуток не сориентировалась, что где. Как бы слова - и расшифровка.
Натико 09.11.2016 18:38 Заявить о нарушении
№ 10. Не знаю, почему Александр Носачев постоянно ставит мне в вину, что я не раскрыла тему. Хотя в каждом туре тему я как раз-таки раскрыла. А в этом вообще "с лихвой". А что, если я не согласна с многоуважаемой Алигер и её весьма слабеньким стишком? Она утверждает, что, пока мы живы, можно всё исправить. А вот и нет! Не всё. И это и есть ответ на вопрос "что же дальше"? Ошибка непоправима, можно только жалеть и накапливать морщины.
Натико. А если предположить, что ЛГ давно живёт в другом городе, а в город юности приехала на пару дней и решила, ностальгируя, проехать по старому маршруту? По мне, так это вытекает из текста. Хотя, может быть, и не вытекает, но большого значения не имеет.
**********
Про "гаджеты" в купе с "ныне и присно" даже объяснять не хочу, бред какой-то. Сам вопрос поставлен некорректно.
*************
Вообще, этот марафон у меня оставил тягостное впечатление. Те, кто писал "не в лоб" и не "прописные истины", а придумывал хоть что-то оригинальное, остались "за кадром".
Спасибо только за одно: я написала пару очень хороших стихов. Без марафона я бы и не взялась.
Но судей всё равно хочу поблагодарить (особенно Антона, Светлану, Реджину и Юлию) - ценные замечания всё-таки были, особенно по стилистике, я ими воспользовалась сейчас и учту на будущее. Потом я знаю, как трудно писать такие обзоры и сколько времени на это уходит.
Агата Бахрушина 09.11.2016 11:18 Заявить о нарушении
Натико 09.11.2016 16:40 Заявить о нарушении
"Те, кто писал "не в лоб" и не "прописные истины", а придумывал хоть что-то оригинальное... ))) - ...чаще оставались непонятыми.
при всём уважении к судьям и уважении к высказанным ими мнениям.
и, конечно, с учетом "технических" погрешностей (в стихах и строго в рамках, и стихах, отличающихся вольной трактовкой).
***
повторюсь.
Все же частенько судьи судили не стихотворение, не поэзь
а морально=нравственный посыл, заключенный в тексте.
Каждый со своей нравственной позиции.
***
ох, боюсь, Лолита получила бы -- низший балл))).
Елька22 09.11.2016 20:24 Заявить о нарушении
дело это -- нервно-затратное и неблагодарное.
А вкусовщину ещё ни на одном конкурсе извести не удалось).
Елька22 09.11.2016 20:28 Заявить о нарушении
емкий стих.
и в том, о чем она в стихе пишет - да. "пока живы, можно исправить".
насчёт всё/не всё, это уж у кого какие понятия про "всё". )).
***
Удачи всем!
Елька22 09.11.2016 20:32 Заявить о нарушении
Натико 09.11.2016 20:38 Заявить о нарушении
кого мы из "антиков" читаем? два-три имени назовем (типо Гомера), а читал (даже в переводе) - мало кто.
классика это те, кого проходят в школе?
в русской, в японской и в итальянской школе - это (даже по зарубежной классике)
разный перечень.
только по "родимой" классике...- за последние 100 лет (с 1916) - она сколько раз у нас менялась? перечень "входящих в классику".
Да и даже в "классике" один выберет Тютчева, другой Блока, третий Мандельштама,
а вот того же Никитина или Анненского просто не вспомнят - они "не включены".
***
но это я уже -- далеко от темы.
а если "ближе к теме" :) - Асадов это классика или не классика? А Щипачёв?
Елька22 09.11.2016 21:12 Заявить о нарушении
ни "Анна Каренина" ни "Мадам Бовари" не прошли бы кастинг
и даже аббат Прево
а вот Ричардсон, возможно, победил бы. Самое то )).
Елька22 09.11.2016 21:55 Заявить о нарушении
У Агаты с нравственностью и моралью как раз таки все в полном порядке.
Натико 09.11.2016 22:43 Заявить о нарушении
борьба у нас всегда сама по себе
нравственность сама по себе
Елька22 10.11.2016 06:54 Заявить о нарушении
Александр упёрся в своём мнении (есть два мнения - одно моё, другое - неправильное), да Бог с ним.
Но до чего же мне надоело вот это: "Я не понял/не поняла Ваш стих, поэтому он плохой". А ежели наоборот?
И хотя бы один из судей отметил прекрасные составные рифмы, алитерации, нестандартный подход. Не, никто. Такое впечатление, что внимательно стихи никто не читает, все пишут только свои домыслы.
Особенно это меня убило: ЮЛИЯ ХАРАКК: Честно говоря, все предыдущие этапы я возмущалась молодежным сленгом в стихах, а сейчас лишними по тексту кажутся старинные обороты.
Юлии и это не нравится и то не нравится. А что нравится? "травка зеленеет, солнышко блестит"? Ну уж в этом стишке всё чОтко, не к чему придраться.
Да, Натико, я согласна. Очень всё запущено. "Поелику мы зело на самолёт опаздываем"(Леонид Гайдай).
Агата Бахрушина 10.11.2016 09:26 Заявить о нарушении
Агата Бахрушина 10.11.2016 09:28 Заявить о нарушении
последняя строчка - !!!
Света Хохломская 09.11.2016 15:53
Вот теперь от меня - всЁ!
Агата Бахрушина 10.11.2016 09:31 Заявить о нарушении
Агата Бахрушина 10.11.2016 09:45 Заявить о нарушении
Натико 10.11.2016 10:02 Заявить о нарушении
))) Саша, Агата вы сейчас спорите как оценивать: теплое или мокрое )).
И кажется давно услышали точку зрения друг друга. Дальше уже "два зверя на узеньком мостике через речку".
***
по большому счёту, результаты и оценки жюри на подобных конкурсах не столь значимы, как внятные критические замечания.
редкий случай это -- когда какое-то стихо вызывает всплеск и у судей и у много-много читателей (и в ту и в другую строну), вот это -- удача. Отозвалось.
А остальное...
смотришь, поняли, не поняли (иногда не поняли, потому что читали по диагонали),
и сам решаешь, удачен текст (несмотря на кучу критики по делу и не по делу) или неудачен (в том числе и потому, что подобных в лонге 12 на дюжину).
Я вот из всего Марафона только один стих дальше в Конкурсы вбрасывать буду.
***
Саша,
и всё же критерий художественного произведения не мораль, заключенная в нём.
А нечто большее. Что не исключает наличие в нём той самой морали. Или антиморали :).
***
Во, Агата, как твоя рецка всех всолыхнула))).
Елька22 10.11.2016 10:05 Заявить о нарушении
самое время начать набор заявок...
***
январ (-ский, -я, -ём... ), ян вари(т) эль
феврал (-ю, -и, -ёвый...), фе, врал поди
март (-ом, -овским), мартышка, мартини, мартиросян
апрел (-я, -ский), трав а прел а
***
ну, и так далее.
Елька22 10.11.2016 11:12 Заявить о нарушении
(с судьями на всех площадках напряженка. спасение утопающих дело рук самих утопающих -- сегодня я критик, ты писатель, завтра - наоборот. не самая плохая практика.)
***
у меня претензий к судям нет. видела состав перед началом и видела их систему оценок в других местах.
Пошла добровольно :).
Елька22 10.11.2016 11:17 Заявить о нарушении
Выход только один - не проводить марафонов. Тогда никто никого не обидит. Очарованный уже не проводим, бог сколько сезонов пропустили. Теперь и марафоны свернем. Оставим один опнутый, да и то там обижаются, что мало рецек пишут.
Мышалет ушел печалится в свою нору.
Злобный Мышалет 10.11.2016 13:22 Заявить о нарушении
пока авторы спорят, жалуются, обижаются на судей, но приходят на Марафоны - не всё так ужастно.
вот когда будут молча уходить мимо...
***
мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус :).
Елька22 10.11.2016 14:31 Заявить о нарушении
я бы только по переводу выданных судьями баллов в "баллы" по туру подумала...
там может проще (и даже может справедливее) было бы простое суммирование,
а не 1-2 =1, 3-4 = 2...
и занявшему 1-ое место в ПЗС, давать хотя бы ОДИН балл. Все ж таки 15-20 проголосовавших.
Елька22 10.11.2016 14:36 Заявить о нарушении
Агата Бахрушина 10.11.2016 15:57 Заявить о нарушении
Злобный Мышалет 10.11.2016 15:59 Заявить о нарушении
не помню точно(( будет время -- объясню подробно в почте - с примерами.
не столь важно).
Елька22 10.11.2016 16:05 Заявить о нарушении
а про пересчет - отдельно надо. просмотреть туры и вспомнить, что тогда вызвало смущение.
Елька22 10.11.2016 16:08 Заявить о нарушении
Агата Бахрушина 10.11.2016 16:11 Заявить о нарушении
Злобный Мышалет 10.11.2016 16:14 Заявить о нарушении
жюрение - дело неблагодарное и тяжелое.
обиженные будут всегда.
но обязывать судей к тонкости обхождения...
получим 5 обтекаемых общих фраз "за что мне понравился этот текст".
***
я лучше с Натико или с Александром поругаюсь малехо (в очередной раз:)) по критериям оценки и выводов))).
Елька22 10.11.2016 16:17 Заявить о нарушении
Мне тоже надо отойти от марафона. Я не могла подвести мышА, потому и согласилась, и перечитывала свои рецензии по нескольку раз, не "на самолет опоздамши". Только первый обзор сочиняла быстро. Оценки я брала не с потолка, и даже в текстах, которым в баллах отказала, пыталась найти позитив, то, что понравилось, удивило и зацепило. Но говорить судьям, что они судят плохо, если марафон в принципе предполагает судейство - неправильно. Естественно, у каждого есть свои критерии - не чужими же нам руководствоваться? Все исходят из своего опыта и восприятия.
А оценка "за раскрытие темы" объективна, я считаю. У каждого конкурса есть цели и задачи. И если Автор в теме про трамвай будет сочинять про одуванчик, то я как судья должна понять, как через одуванчик он раскрывает тему трамвая. На МЛГ только что завершился конкурс "Олимпиада по плаванию". Последним заданием было слово "адмирал", так вот три участника сочинили про реальных адмиралов, Мышалет - про закрытые страницы сайта, а Таки Да - про "адмирала букашек и таракашек", вступающего в битву с грозой, и армию одуванчиков. Вот Вам пример, как сочиняли про трамвай - сочинили про одуванчик, но никто не сказал, что тема не раскрыта.
Просто она объективно должна быть раскрыта, остальное - вопрос личного выбора каждого: судей - как судить, и авторов - как относиться.
Натико 10.11.2016 16:21 Заявить о нарушении
Ну, а раскрытие темы - не знаю. Раз решили, пусть будет. А думать и взвешивать всё равно надо.
Агата Бахрушина 10.11.2016 16:25 Заявить о нарушении
Нерасрытие - это если одуванчик никак не связан с настроением, возникшим в трмвае после чужой ссоры.
а вот если, увидев одкванчик, ЛГ продолжил свои грустные мвсли о бренности - связь есть.
***
тут -- кто что выбирает. Кто продолжение сюжетной линии, кто персказ исходника, кто себя в этом настроении.
скорее, необходимо (и судьям и пишущим) -- обозначить широту понятия "соответствия теме".
жесткие рамки -- те же герои, видимая связь с описанным случаем, обязательность "финала" происшедшего -- событие, развязка,
или зыбкие рамки -- да хоть одуванчик :).
Елька22 10.11.2016 16:27 Заявить о нарушении
стихи важнее темы.
Да хоть сто раз "несоответствие теме" и минус от судей, главное чтоб стих случился.
Елька22 10.11.2016 16:29 Заявить о нарушении
Натико 10.11.2016 16:34 Заявить о нарушении
пока не поняла в связи с чем.
Ни на призовые баллы, ни на ведение марафона я не покушаюсь.
***
давать советы по системе подсчета во время проведения -- бессмысленно, конкурсы от начала до конца проводятся по одинаковым правилам, оговоренным перед началом.
подумать после окончания, можно ли следующий провести по другому -- можно.
Елька22 10.11.2016 16:35 Заявить о нарушении
пжалста, подтверждение),
кто и где это посмел сказать?! ))).
***
а сказать судьям "я не согласен с Вашим критерием судейства" - это не возбраняется.
Елька22 10.11.2016 16:41 Заявить о нарушении
Лена, я имею в виду гипотетическую ситуацию и отвечаю на слова, адресованные Мышалету:
Нет, Мышалет,
стихи важнее темы.
Да хоть сто раз "несоответствие теме" и минус от судей, главное чтоб стих случился.
Елька22 10.11.2016 16:29
Если заведомо автор идет на несоответствие темы ради того, чтобы просто стих случился, тогда не надо обижаться на судейство. Ты это сказала - я тебе и адресовала свою реплику.
Натико 10.11.2016 16:43 Заявить о нарушении
я как и судьи, читала внимательно ВЕСЬ лонг (в каждом туре).
И если у меня по какому-то нумеру мнение "соответствует", а у судьи "несоответсвует", это не значит, что прав судья, или что, права я.
Просто мы по разному видим связь 2-х текстов.
Кому-то ближе однозначный ответ, кому-то сюжетная линия, кому-то какой-то "боковой" аспект истории.
Я сейчас не о 5-м туре, а обо всём марафоне.
Елька22 10.11.2016 16:49 Заявить о нарушении
Елька22 10.11.2016 16:50 Заявить о нарушении
Рецензия здесь Агаты. Ее обиду я понимаю - толпа близоруких нас стих не разглядела. Лена, а ты за что воюешь?
Натико 10.11.2016 16:53 Заявить о нарушении
Натико 10.11.2016 16:54 Заявить о нарушении
Елька22 10.11.2016 17:00 Заявить о нарушении
Тут я, потому что высказывалась по теме, поднятой Агатой, по поводу "раскрытия темы" и "прописных истин".
Елька22 10.11.2016 17:03 Заявить о нарушении
Не мой только, так как это не комильфо
Если у меня - другое мнение, я его обосную. Разговаривать проще - на конкретике.
Но можно и не заморачиваться -- караван уже ушёл))).
***
и, как там у классика, у Уинстона
"я могу не разделять Ваше мнение, но я..." )))
Елька22 10.11.2016 17:13 Заявить о нарушении
Светлана Салахова 10.11.2016 22:40 Заявить о нарушении
Агата Бахрушина 11.11.2016 09:32 Заявить о нарушении
Елька22 11.11.2016 09:34 Заявить о нарушении
***
Прошу прощения у судей, что вспылила. Надо было промолчать. Но... все мы люди, ничего не поделаешь. Зато какое обсуждение получилось. И, кстати, вполне корректное.
Может, и я попробую в следующий раз "жюрить". И будет "так мне и надо":)
Агата Бахрушина 11.11.2016 09:41 Заявить о нарушении
чтобы понять, надо побывать по обе стороны "баррикад" :).
***
Терпения и доброго дня - всем! )).
Елька22 11.11.2016 10:11 Заявить о нарушении
Отличное решение! Таким образом, оба автора сами выбрали себе меру пресечения - Мышалет, фиксируй, один судья есть, лови Агату за язык, я буду при ей участником)))
Натико 11.11.2016 10:13 Заявить о нарушении
отлежалось моё стихо - и оба предложенных судьями (Натико, Александр) замечания, показались (на данный момент) -- оптимальными.
Так что "погуляю" я его ещё на разные конкурсы - посмотрю)).
***
ешё раз - Спасибо судьям!
и Слава Мышалёту!
)))
Елька22 11.11.2016 16:26 Заявить о нарушении
Говорить можно что угодно - главное в конце спора прокричать "Слава Мышалету"
Натико 11.11.2016 22:25 Заявить о нарушении
N6, Наталла /Наталья Глебова/
Стихотворение обсуждать точно не буду, но за логику заступлюсь.
Фраза:
"Подумать только! - рядом, оба живы,
И можно все исправить и понять..."
для меня создает предысторию отношений с погибшим человеком. Причем до его гибели явно была какая-то размолвка, которую теперь исправить невозможно.
Литературная героиня Алигер страдает не только от потери любимого, но и от невозможности объясниться и всё исправить, понять несущественность ссоры.
И мне подумалось, что в своих переживаниях о невозвратно ушедшем, героиня может не видеть своего "живого" счастья рядом.
Мне показалось интересной ситуация, которая, кстати, довольно часто бывает в жизни: героиня, переживая о потерянной любви, не замечает вероятного близкого счастья. А с ней рядом /вдруг!/ едет человек, который любит именно её. Он переживает из-за их оборвавшихся отношений, причём оборвавшихся из-за той самой любви героини, которую она позже трагически потеряла. И он бережет её чувства.
"А я любил Вас, маленькая Рита.
Измена разделила нас, война ли,
Но я бесправен был перед убитым."
По-моему тема: "А что же дальше?" вполне себе допускает такую историю.
Но, об этом хватит!)
Хочу сказать слова благодарности Мышалету за организацию интересного конкурса, думаю, что очень не просто в такие сжатые сроки обрабатывать такую тучу информации.
Судьям: отдельное спасибо, на мой взгляд они - герои!) Меня хватает на глубокое прочтение только нескольких стихотворений, а далее для меня почти всё - неразличимо!) Люди, способные на терпеливый разбор моей "чепухи", меня уже восхищают!)))
Поздравляю всех победителей и участников! Было интересно!
Глебова Наталья 09.11.2016 09:46 Заявить о нарушении
Нет, я на логику нападу решительно и бесповоротно) Решение действительно могло бы быть пронзительным и "дострелить" всех судей наповал - она, в грусти об утраченном, он, понимающий и чуткий, роман в стихах, тезка! Вернитесь к произведению через время, когда изначальная идея и даже повод написания - произведение Агилер - забудется, и прочтите произведение как самостоятельное, тогда увидите, что поменять, что переписать, но именно из-за недостатков воплощения некоторые блестящие идеи могут пройти мимо читателя.
Натико 09.11.2016 10:32 Заявить о нарушении
И я точно не буду "править" свое и даже относиться к нему серьёзно. Это - всё-таки игра. Я, честно говоря, на этом этапе вообще хотела соскочить), устала да и на тему этого тура не очень-то разговорчивая. Я больше про "лютики-цветочки" или о жизни поговорить).
Про форму говорить не способна, так как исписалась к пятому туру ваапче!) Я честно сейчас не понимаю про форму, потом посмотрю, самой интересно.
Но!) Я села и быстро /что плохо/ записала в стихотворной форме свои мысли /логику стало быть :)/ . Я нагло вообразила себя Маргаритой Алигер /у которой по жизни, кстати, было много любовей и первый муж, убитый на войне/. Я НИВКОЕМСЛУЧАЕ не продолжала историю самой Маргариты, но на моих размышлениях это отразилось.
Для меня фраза: " Измена разделила нас, война ли, но я бесправен был перед убитым", говорит только то, что герой думает, что если бы его соперник не погиб на войне, то он /герой/ отстоял бы свою любовь. А соперничать с погибшим в его представлении - не возможно, погибший уже вне житейских претензий.
Глебова Наталья 09.11.2016 11:15 Заявить о нарушении
Натико 09.11.2016 22:44 Заявить о нарушении
№7
Спасибо дорогим судьям! Всем цветы и шампанское с фруктами!
Сугубое спасибо Натико за очень теплые слова! Почти все писали про трамваи, а мне не хотелось. Я скорее поняла тему так: как мы видим других и какие "они" на самом деле. Часто это совсем не совпадает.
Конкурс очень интересный и полезный! Всем УРА!
Ольга Полякова 4 08.11.2016 22:29 Заявить о нарушении
Натико 08.11.2016 22:33 Заявить о нарушении
Большое спасибо судьям за оценки и замечания. Вернусь к стиху спустя некоторое время, чтобы взглянуть со стороны.
Только хочется пояснить Реджине по поводу фразы
«Мириться будут жарко. Так всегда...»
Это не конкретно про ссорящихся, а вообще. Так было у ЛГ. И у автора. Да и у других, наверняка.
Влад Деми 08.11.2016 21:03 Заявить о нарушении
Из текста "обобщение" не вытекает, но это мелочи. Главное, что стихотворение у Вас получилось интересным.
Реджина 80 08.11.2016 21:56 Заявить о нарушении
по №16 - судьи порадовали))
все-все на серьёзе, по прочтении, считают, что их "трое"?!
а не она - одна.
или это, от узкоколейности /быть строго в теме Маргариты Алигер/.
***
у Алигер тема выработана до донышка (имхо).
В рамках: "хорошо быть молодым!..":
"Ни бум-бум о берегах,
О серебряных лугах,
Где седые человеки
Спать обнимутся вдвоем,
А один уснет навеки..."
-- додумывать сюжет можно (почему не жив), добавлять детали и слова,
но "тема" обозначена и раскыта у Алигер настолько... -- не переплюнешь даже близко. И это в 2-х катренах.
даже № 3 (Влад - решпект) - хорошо "дописавший" текст, крик Маргариты перевел в приглушенный стон.
***
нет, это не любовная лирика и не о ссоре пассажиров в трамвае.
это пожизненный спор ЛГ с самим собой.
кто ни разу его не проживал -- пусть первый бросит в меня камень :).
Елька22 08.11.2016 19:43 Заявить о нарушении
Елька22 08.11.2016 20:06 Заявить о нарушении
"И краснел я на кухне разбитым лицом,
Делал вид, что пошел на попятную.
Развяжите - просил - да и дело с концом!
Развязали. Но вилки попрятали.
Я как раненый зверь напоследок чудил,
Выбил окна и дверь и балкон уронил"
Натико 08.11.2016 21:26 Заявить о нарушении
я там только не поняла откуда он прошлое знал - но в таких случаях (Тоска Чехова) очень даже плачутся "коняге".
Елька22 08.11.2016 21:31 Заявить о нарушении
и не... - "голоса внутри" не отдам, только еще катренчик вставлю :).
Елька22 08.11.2016 21:33 Заявить о нарушении
Натико 08.11.2016 22:34 Заявить о нарушении
в нынешнем виде (конфликты/проблемы - "детские", выбор правильно ориентированному индивиду - ясен) -- это чисто шутейно разрешается.
***
пока пусть полежит.
Либо нынешний вариант чуть расширю, либо всё ж задумку воплощу.
***
я вот серьёзно, как "разрешить ситуацию" двух катренов Алигер - не представляю.
все - либо вбок от темы уходили,
либо в "подробности" (а они -- в развитие её текста, не столь обязательны).
Елька22 08.11.2016 22:45 Заявить о нарушении
Большое СПАСИБО Мышу за организацию и проведение Блиц-Марафона!!!
и Большое СПАСИБО всей судейской команде за время, силы, нервы!!!
Елька22 08.11.2016 22:55 Заявить о нарушении
Натико 08.11.2016 23:53 Заявить о нарушении
Заметил, что большинство моих рецензий оказались не под теми стихотворениями, под которыми я их писал.
Я отметил баллами и рецензиями стихотворения №№ 1, 3, 4, 5, 8, 11, 13, 14, 17, 20.
Гомяр Хамзин 08.11.2016 19:43 Заявить о нарушении
Единомышьленники 08.11.2016 20:13 Заявить о нарушении