Рецензии на произведение «Еще раз о химеричности сознания»

Рецензия на «Еще раз о химеричности сознания» (Валерий Берсенев)

"есть область позитивного знания, восходящая к логике, рассудку, эксперименту"

подумалось о позитивности знания. о ее цене и значимости.
взять 10-ти летнего пацана, проживающего в городе сегодня.
его голова набита школьными абстрактными знаниями. он хорошо знает как пользоваться смартфоном, телефоном, компьютером...
и взять 10-летнего деревенского мальчишку позапрошлого века.
у этого кроме практических знаний ничего и в голове-то не присутствует.
он умеет только запрягать лошадь, доить козу... он знает названия трав и их лечебные свойства. он знает каждую пичугу в лесу и узнает их по свисту...

мне затруднительно определить чьи знания окружающего мира полезнее.

и кстати, этим обоим пацанам совсем не важно кто вокруг кого вращается, там наверху.
важно, чтоб солнце всходило каждый день.

я сомневаюсь, что люди жившие тысячу лет назад, чувствовали себя ущемленными отсутствием позитивных знаний.



Ясерый   05.01.2017 22:09     Заявить о нарушении
Очень ценное замечание, и с ним я согласен. Но! Когда человеку приходится выйти за пределы привычного круга, тогда сфера стихийного, смешанного рационально-эмоционального мировоззрения дает сбои.

Чувство "не-ущемленности" - это хорошо. Но дается это чувство не твердым знанием, а смесью проверенных эмпиричных знаний, жизненных шаблонов, и многого другого, что не столь достоверно, как эмпирика. Мало того, он не просто "не чувствует себя ущемленным" - ему уютно в его картине мира. Он готов защищать эту картину, потому что в привычных условиях это дает уверенность в себе, мире и жизни.

Но помести его в условия непривычные - появятся множественные разрывы шаблонов и душевные травмы. Вы не задумывались, что многие анекдоты про чукчей основаны именно на разности картины мира у жителя тундры и городского жителя? Он пытается жить в городе по законам жизни, усвоенным в тундре. А там они - другие.

Конечно, чукча - не дурак, он сто очков вперед даст офисному хомячку. Но - в тундре. Немного другой пример: помните фильм "Крокодил Данди"? В парке аттракционов, когда на Данди нападает муляж питона, наш доблестный охотник достает свой секач и пронзает этот муляж. Он действует по законам джунглей, поверив на секунду, что змея - настоящая.

Я утверждаю, что любой человек удобно живет и хорошо действует в привычной обстановке, но перемещенный в обстановку иную, наченает совершать ошибки. Больше того - он сражается за эту привычную картину, не сознавая, что она уже мешает ему действовать практично. И меняется эта картина у него в мозгу не вся целиком, а по кусочкам. Да! Убедить человека, что мир устроен иначе, не так, как он думает не удастся - до тех пор, пока к этому его не подтолкнет практика. А уж заменить его мировоззнение твоим - совершенно невозможно. Результирующая всегда будет смесью того, что он нажил и того что смог ему "доказать" ты, автор.

А так - вы совершенно правы. Рыбе хорошо в воде.

Валерий Берсенев   06.01.2017 05:03   Заявить о нарушении
согласен. поменяй пацанам места их пребывания в привычном их мире и они будут чувствовать себя глупо и неуютно.
про чукчей вы привели очень наглядный пример. мне понравилось.
я только хотел сказать о пользе знаний.
вы затронули две ипостаси человеческого интеллекта - знания и вера.
отметив знания положительным знаком и ничего не сказав о вере в этом плане.
вот, о знании хотелось бы вас спросить. вы считаете, что знания несут добро человеку?

Ясерый   06.01.2017 12:52   Заявить о нарушении
Я думаю, знания нейтральны. А будут ли они добром - зависит от человека. Мы знаем, что хорошо заточенный хлеборез и мясо отлично режет. Но большинство бытовых убийств произведено именно кухонными, а не боевыми ножами.

Теперь о вере. Именно она позволила развалить Союз. И именно потому, что люди верили: он не развалится. У веры есть в мировоззрении особая роль - она латает дыры нашего незнания, чтобы картина мира была без прорех. Но любой манипулятор может воспользоваться теми местами в мировоззрении, что латают прорехи картины мира, как лазейкой для разрушения рациональности.

Именно потому, что наше сознание химерично - построено частью на эмпирике, а частью на шаблонах и вере, у нас есть эти лазейки, которыми злоумышленник может воспользоваться. Когда Сети, легендарный изобретатель шахмат попросил у раджи "гонорар" за эту замысловатую игру, уже своим согласием князь оказался в неоплатном долгу перед хитрецом. Если точно подсчитать зерна, что запросил тот за изобретение, то амбары протянулись бы до солнца и обратно, ведь количество зерна было 2 в шестьдесят четвертой степени(!).

Сети напал на князя из-за горизонта его знаний. В голове ведь не укладывались тогда астрономические цифры.

Так что вера и знание одинаково нужны и одинаково опасны. А от химеричности мы избавиться не можем.

Валерий Берсенев   06.01.2017 15:05   Заявить о нарушении
Да! Есть, как бы не у Дюрера, хорошая гравюра. Монашек прорвал-таки картину мира и ШИЗЕЯ глядит в эту прореху на шестеренки мировых часов и мировых механизмов.

Если вспомнить, что мировые законы во сто крат сложнее механизма часов - то как же страшно было тому монашку!

Валерий Берсенев   06.01.2017 15:11   Заявить о нарушении
я (каюсь)задал провокационный вопрос: вы думаете.. что знания несут добро человеку?
и не ожидал, что вы станете отвечать. но раз уж вы не поленились и ответили,
то я нахально продолжу дальше. извиняюсь заранее.
"Я думаю, знания нейтральны. А будут ли они добром - зависит от человека."
это вы о частном применении, так сказать, познаний человеческих. тут вопросов нет.
можно гранатами орехи колоть, а можно орехом в глаз залепить из рогатки.
выбор богатый предоставлен человеку.
а все-таки, в общем и целом, знания несут пользу человеку/?
вера, как вы сказали, по крайней мере хоть латает прорехи в нашем миропонимании. т. е. польза есть малая. а знания?

живут же животные без абстрактных хнаний. да и люди тоже. бушмены, к примеру.
так ли нужны знания. нужны ли они вообще?
«Если бы только в астрономии! Такое явление наблюдается во всех областях знания. Причем, прошли века, а наша картина мира так и остается химеричной. И до конца света такой и останется».
если картина мира напрочь привязана к химере, на кой ее тогда разгадывать//.?
изучать бесчисленные тайны природы, пыхтеть в семь потов, чтоб навсегда оставаться на одном и том же месте. Сизифов труд какой-то получается.
не плюнуть ли на знания совсем?
не правильнее ли будет отдаться всей душой вере и провидению?

Ясерый   07.01.2017 05:18   Заявить о нарушении
О! Вера, конечно, вещь важная. Знания становятся основой поведения только если их сотню раз перепроверить. Знания - вещь громоздкая. Созерцание, рассуждение, умозаключение... Потом - эксперименты, чтобы это умозаключение проверить. Потом - рассуждение, как плоды эксперимента применить в жизни. Что с ними будет? Сделаем оружие? Приобретем удобство? Приобретем больше свободы в мире?

А вот вера - она позволяет жить удобно и спокойно (буквально - не беспокоясь!) и решаться на поступок, не самому, а поверив учителю. Откуда у учителя знания, как надо жить, - такой вопрос даже не возникает. Так удобнее, быстрее, меньше времени на то, чтобы жить самому... Есть пастырь, есть его овцы... Избавились мы от химеыричности? Да вот и нет! Все равно, пастырь не переставляет ноги каждому на своем пастбище. Значит, практические знаний, хотя бы в ограниченном объеме, но в стаде присутствуют. А значит - химеричность. Просто объемы веры и знания перераспределились.

Причем, при любой религии накопление позитивного, экспериментального знания вырастало из практических нужд. Гео-метрия - это ведь землемерие. "Искусство войны" - это ведь практическое искусство воны. И Сунь Цзы не брал ничего на веру. Он исходил исключительно из практики. "Война, - так он сказал, - путь обмана..." Значит - верить - опасно. Представляю, как муллы корчились, глядя на обсерваторию Улугбека!

Всегда наука и вера начинали между собой конкурентную борьбу. Умствующего фараона, несмотря на то, что он воплощение бога, жрецы могли втихаря травануть (знаний - не веры - знаний у них хватало). Черные бурдюки, положенные на крышу, гагревались от солнца, и, в положенное время, открывали для молящихся двери храма. Пока брошенная в автомат монетка бежала по лабиринту, уравновешенному на весах и скрытому - открывалась заслонка и - выливалась порция воды. Негоже ведь становиться на молитву - неумытому!

Знания были скаральны. Жрецы использовали знания, а веру оставляли пастве. Но эмпирика находила лазейки. Ведь не жрецы строили храмы. Значит, приходилось делиться знаниями со строителями. И вообще - применяя знания для себя, жречество насаждало веру.

И вера - небезобидна. Она боролась за место под солнцем: отрубала голову Улугбеку, жгла Джордано Бруно, кошмарила Галилея - и так далее.

Так что вера и знание всегда дополняют друг друга и всегда борются, чтобы занять доминирующее место в сознании.

Вообще - вопрос о знании и вере очень объемен. Это надо целые тома писать - не охватишь всего.

Валерий Берсенев   07.01.2017 07:26   Заявить о нарушении
я понял из того что вы написали, что вера, как и знания основаны на глубоком внутреннем убеждении человека в своей правоте.
это очень важно.

Ясерый   07.01.2017 18:07   Заявить о нарушении
правда, вы писали не об этом, но вот,у меня такие мысли пришли в голову после прочитанного.
спасибо вам. вы мне дали что-то новое. это без всяких шуток говорю.
общаясь с людьми, я все время черпаю нечто новое для себя.

Ясерый   07.01.2017 18:44   Заявить о нарушении
внутреннее убеждение, не важно на чем основанное и как зародившееся в человеке -
это великая сила.

Ясерый   07.01.2017 18:47   Заявить о нарушении
Следует добавить: великая, но - косная.

Валерий Берсенев   07.01.2017 19:06   Заявить о нарушении
-Молодой человек! Вы - куда? Там же лифта нет!
-Херня-а-а-а-а!

Вот она - сила убеждения.

Валерий Берсенев   07.01.2017 19:08   Заявить о нарушении
но ведь не падает тысячи лет.
хоть и лифта нет.
ничего не говорит вам это/?

Ясерый   07.01.2017 19:29   Заявить о нарушении
Да уж не тысяча лет падения - несколько секунд. Главное: еще не нашлось того, кто опровергнет ведущую роль веры - мертвые не возмущаются.

Валерий Берсенев   07.01.2017 20:38   Заявить о нарушении
Кстати, Вы знаете, статистика утверждает, что подавляющее большинство жертв автомобильных катастроф хоть один раз в жизни, но попробовали огурец! Вот ведь какой коварный овощ!

(Эмпирика, черт бы ее побрал!)

Валерий Берсенев   07.01.2017 20:44   Заявить о нарушении
Рецензия на «Еще раз о химеричности сознания» (Валерий Берсенев)

Мне не понятен способ Птолемея,
Но автору за суть сию поклон -
Живу я потихоньку химерея,
Очередной раскушавши шаблон.

Александра Китляйн   05.01.2017 16:32     Заявить о нарушении
Шура! Он сначала в Александрии сверил часы-клепсидры, чтобы ОДНОВРЕМЕННО произвести опыт в разных местах. Потом - отъехал на некоторое расстояние от города на юг и замерил область освещения внутренней стенки двух одинаковых колодцев в полдень. Часы сверены. Полдень и там, и тут. А высота освещения стенки, оказывается разная. При плоской земле размер освещенных поверхностей должен быть одинаков. А он был разный. Потом исследователь перепроверил то же самое по тени от палок одинаковой длины. И опять - длина тени оказалась разной. Потом он измерил тени от штыря солнечных часов в Александрии и в другом, южном городе. Опять предположение подтвердилось.

В учебниках рассказывается о способе с колодцами. Но ведь можно определить широту места и абсолютными реперами - по высоте полярной звезды над горизонтом. Она же - центр видимой небесной сферы, никогда не смещается, если глядеть на нее из одной местности, или местностей находящихся на одной широте.

Просто "колодцы" - это зрелищней.

Валерий Берсенев   06.01.2017 05:17   Заявить о нарушении
Поняла.Спасибо!

Александра Китляйн   07.01.2017 11:40   Заявить о нарушении
Рецензия на «Еще раз о химеричности сознания» (Валерий Берсенев)

Я-одночлен, и мне по барабану известные писатели всех стран. Цитируют Золя, Сократа и Нирвану, строчат в ночи очередной роман. И не волнуют мерзкие химеры, приверженцы идеализма, веры, Плутархи, Птоломеи, мудрецы и всех мастей учёные отцы. Давно я-аксакал, но проку в этом мало. Подонкам невдомёк, что в мире льётся кровь. Копыта и рога, и прочи причиндалы, оказия при том, что старь есть сама новь.

Вячеслав Барсуков   29.09.2016 13:11     Заявить о нарушении
Боже мой! Какая роскошь! С удовольствием три раза перечитал!

Только Нирвана - ее невозможно цитировать. Это слово означает окончательное освобождение от колеса Сансары - постоянных перерождений после очередной смерти.

В обыденном языке нирвана - это полное отключение от мира и суеты. Человек, впавший в нирвану похож на мертвого. И все-таки - не мертвый.

Так что - как можно процитировать Нирвану, если она есть - Великое Ничто? Разве что - молчанием?

Валерий Берсенев   29.09.2016 16:24   Заявить о нарушении
Если обратиться к законам Философии, всё относительно. Особенно сильна позиция Закона отрицания отрицания! Интуиция, как внутреннее состояние, меня не подводит. Суету не приемлю по существу. А человеческие слабости преодолеваю, и пытаюсь в других пробудить совесть, хотя окружающие бывают хуже скота.

Вячеслав Барсуков   30.09.2016 04:27   Заявить о нарушении
"Так что - как можно процитировать Нирвану, если она есть - Великое Ничто? Разве что - молчанием?"
Валерий, осмелюсь предложить Вашему вниманию два варианта ответа.
1. стих "Сентенции" http://www.stihi.ru/2013/04/03/10532
2. стих "Постулат Гаутамы" http://www.stihi.ru/2013/04/01/10193
С уважением, Виктор.

Машков Виктор   13.10.2016 10:35   Заявить о нарушении
Рецензия на «Еще раз о химеричности сознания» (Валерий Берсенев)

А надо ли нам Оно, это исчерпывающее знание?...
Исчезнет тайна - наступит Пустота, а потом Хаос...
???????

Григорьев   03.08.2016 09:11     Заявить о нарушении
Иллюзии окончательной истины - это для обывателя стабильность. Если тайна исчезнет, то наступит нечто. Пустота? Нет. Спокойствие и предсказуемость жизни. Для мыслящего - да. Пустота - это страшно. Но! Если нет тайны для обывателя - наступает для него не пустота, а уют.

Все ясно, понятно, значит - очень мало опасений за будущее. Чего еще надо?

Как бы не апостол Павел в своих посланиях вывел максиму: "Парфяне хотят колесниц, еллины - мудрости, иудеи - чуда. А мы - Христа-Бога хвалим." Хватит, мол, с нас и этого. А когда угнездится в уголке, где-нибудь что-то непонятное - на это есть храм, а в храме - батюшка. Все эти тайны - не по нашему уму. Вот батюшка разберется и... Нет, не разъяснит тайное - тайна останется. Но он подскажет, надо ли нам этого непонятного пугаться. Или можно прожить ничего не выясняя? Думать-то не пахать, думать трудно. Иногда труднее пахоты.

Так что все гораздо проще.

А умствовать, это - горды-ы-ы-ня! Смертный грех!

Валерий Берсенев   03.08.2016 10:24   Заявить о нарушении
И вообще - нравятся мне верующие. У них душа просветленная, мозги - тоже промыты.

Валерий Берсенев   03.08.2016 10:25   Заявить о нарушении