Рецензии на произведение «Реквием»

Рецензия на «Реквием» (Феликс Гойхман)

Хорошо сделано понравилось, но - шаг к свету два назад любовь такие фокусы не любит простите за тавтологию может хотя бы как Пастернак шаг к свету шаг назад пусть и сопряженные восхвалением тирана, драками и забавными маневрами🤠

Сергей Лубинец   20.08.2022 16:43     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей, на добром слове! Уверен, Вы знаете, что стихи о любви практически всегда имеют конкретный прообраз. Полагаю, иначе, их нельзя считать подлинной лирикой. Сейчас читаю грандиозную компиляцию Вересаева о Пушкине. Его , вероятно, главный хит в этом жанре - Я помню чудное мгновенье. Помню, в школе нам дали понять,что речь идёт о двух встречах, но это не так. На деле, АС встречался с Керн регулярно, многие годы. Есть множество свидетельств. О чем мои стихи? О любви отца к дочери-подростку. Первое, эта любовь не предполагает ни обладания, ни взаимности, ни охлаждения. Напротив, странности такой любви лежат совершенно в другой плоскости. Я поместил образ двенадцатилетней девочки в область исторических, метафизических и генетических связей, увидел ее отражение, так сказать, в "зеркале времен". В этих областях стабильность и нерушимость соседствуют с постоянными измениниями в аспекте человеческий жизни, неразрывно связанными с образами рождения, созревания, плодоношения, старения и смерти. Извините, что развёл тут такую философию, но посчитал Ваши рассуждения о шагах, как релевантный повод.

Феликс Гойхман   22.08.2022 19:40   Заявить о нарушении
Ну, хорошо что нашли повод не спрятались в твоческую скорлупу, раковину, Набоков-Сирин когда-то от массовой критики верно спрятался в итоге накатал Лолиту о любви отца к дочери подростку заработал свой миллион, если правильно помню еше при Ельцине читал с комментариями, такие дела

Сергей Лубинец   22.08.2022 19:49   Заявить о нарушении
О-да! Если не ошибаюсь, когда Наборов писал Лолиту, он уже перестал быть Сириным. А история эта, по сути, о хождении по минному полю инцестной любви. Набоков хотел вызвать на себя огонь, отсюда эта игра в прятки. Я пересекаюсь с ним(потенциально)только в одном, в точке табу. В Реквием я почти намеренно избегал инцестной составляющей реальных отношений "отец-дочь-отец". И хот я не считаю фрейдизм неизбежным, приходится признать, табуированность гендера внутри семьи, способно породить перекосы. Говоря чуть шире, можно сказать, честный художник, исследующий сферу внутри семейных привязанностей не может этого избегать, и должен написать свою Лолиту.

Феликс Гойхман   22.08.2022 20:29   Заявить о нарушении
Даже Бог-Отец Иегова написал как всегда некритично даже в трех вариациях свою Лолиту т.е.Ветхий Завет там если не ошибаюсь три дочки Ноя напили слабохарактерного папика и отдались ему чтобы Израиль не достался палестинскому врагу😊, возможно Сирин чувствовал себя Ноем капитаном Ахавом даже доставивший ковчег русской словесности по морям ленинского потопа на Арарат США, правда истребивших индейцев но в ветхом завете жестокости одобряются отчасти избиение камнями лжепророков око за око зуб за зуб только Христа уже табу это что надо табу, как вы помнитк хула на Бога не проститься и на Христа как его второе любимое лицо

Сергей Лубинец   22.08.2022 20:53   Заявить о нарушении
Ну Ветхий Завет, Пятикнижие просто нашпиговано обманами доверия, коварствами, убийствам и кровесмешениями. Америка, запрещавшая Лолиту, запретила бы и Пятикнижие, если бы у него был современный автор, а автора посадила бы в тюрьму. Тут так, если взять более или менее современную ТАНАХу литературу, скажем поэмы Гомера, то можно увидеть сюжетное родство. Одессей, Ахил, Менелай и иже с ними, герои, по которым плачет современная тюрьма. Да, были такие нравы, до проповеди Христа, и после тоже, просто отношение к ним поменялось. Я склонен воспринимать Библию, её истории, как символически, анагогический (Данте),мифологемный объект, но новую и новейшую историю России я в таком ключе воспринимать не готов. Уж, извините. История эта пока ещё не стала литературой, поскольку слишком пристрастны люди, готовые её написать.

Феликс Гойхман   23.08.2022 15:51   Заявить о нарушении
Да Америка по факту уже Ветхий завет и запретила только не у всех есть глаза увидеть услышать точней подвела под трансгуманизм культуру отмены которая звучит как Бога нет все позволено Лот и Байден фигуры антагонистичные первый в Содоме (Набоков был не холоден не горяч не агнец не козлище)устоял да так что жена в соляной столп превратилась Байден упал, ну, а Россия как сказал спел о ком-то Высоцкий вслед за мессией израильским царем иудейским пророка нет в Отечестве своем

Сергей Лубинец   23.08.2022 16:25   Заявить о нарушении
Рецензия на «Реквием» (Феликс Гойхман)

Я был уверен: что-то такое найдётся, не могло не найтись. Вот это - единым выдохом, до конца. С уважением,

Алексей Чернец   18.04.2019 19:31     Заявить о нарушении
Спасибо, Алексей! Верно, должно было найтись. Я сам так думал до 98ого года, до того как были написаны Реквием и Прощание Славянки. Сейчас же я говорю себе, хватит говорить намеками, пора подходить к теме исторических катастроф вплотную.

Феликс Гойхман   22.04.2019 06:50   Заявить о нарушении
Рецензия на «Реквием» (Феликс Гойхман)

Понравилось, очень. Сложная, интересная вещь и по смыслу, по эмоциям, по выражению их. Гимн ускользающей красоте. Перечитываю все Ваше, рада, что открыла Вас.
С уважением.

Валентина Янко   10.12.2018 19:44     Заявить о нарушении
Спасибо, Валя! Что-то удерживало меня последнюю пару месяцев от ответов на рецензии. Рука не поднималась. Вот, решился, наконец. Да, можно сказать и так, гимн, но еще и констатация того, что не только жизнь не стоит на месть, но и ее подруга смерт на месте не стоит, а удаляется, как берег, теряясь в тумане.

Феликс Гойхман   17.03.2019 22:39   Заявить о нарушении
Рецензия на «Реквием» (Феликс Гойхман)

Добрый день, Феликс! Несомненно, эти стихи не оставляют равнодушным; и про "дымок Катастрофы" все понятно, эта строфа заставляет перечитать стихотворение под другим углом, и еще название - "Реквием". Я вообще боюсь читать стихи с подобными названиями. С одной стороны есть риск, что автор не справится с темой, и будет стыдно. С другой - что автор справится, и будет страшно. Вы справились, но было не страшно.. В самом деле, "дымок".. даже не дым.
Вот тут "будь ты, и вправду, сильна/женскою, зверскою прытью" я бы написал: "женской, звериною прытью".. Все-таки, "зверская" и "звериная" не совсем одно и тоже, а мне кажется, что Вы имели ввиду именно "звериную прыть". Но могу и ошибаться. Еще в слове "Пьета" ударение, кажется, на последний слог. Но это мелочи.
С уважением, Влад

Jag   19.06.2018 16:16     Заявить о нарушении
Все верно, Влад, и насчет зверской и насчет Пьеты. Прикладывал я звериную, что разумеется, вернее по смыслу, не пошло. Может, когда-нибудь придёт верное слово, но чувствую, зверское за себя еще поборется. Это слово- тень, слово- отголосок слова женской. Для меня это важно, хотя словарь и не согласен. И еще одно, не люблю слова, используемые в качестве замазки. Они всегда выдают себя, когда ритм строки теряет упругость, а со звериной строка ее теряет. Пьету заменить, как Вы понимаете сложно. Думаю, меня немного извиняет, что слово заведомо заимствованое, книжное, и русское долготно-силовое ударение вещь ему не имманентная. Помню, время когда этот стих сочинялся. Описана реальная ситуация. Алисе, моей дочери было тогда лет 13, сейчас ей 34 года. Тогда мы жили в трехкомнатной квартире, и большое зеркало было только в нашей спальне. Как-то проснувшись,я увидел, как Алиса причесывается. Волосы тогда у нее были длинные, и она не делала начес просто водила туда и обратно гребешком. В те минуты меня и посетила эта мысль, что подлинным искуплением и памятью о миллионах загубленных душ, является это - бездумное, молодое и абсолютно легкомысленное расчесывание длинных волос. И еще я подумал тогда, что в демонстрируемой скорби сейчас, спустя столько лет, содержится известная фальш. Таким образом, любая неискупаемая жертва, искупается появлением и укоренением новой жизни. Помню, спустя некоторое время, как это обычно у меня бывает, в голове застрял кусок фразы, устойчивость заживо брошенный. С этого и начался Реквием.

Феликс Гойхман   19.06.2018 21:18   Заявить о нарушении
Спасибо за пояснения, Феликс... Все так

Jag   20.06.2018 09:24   Заявить о нарушении
Рецензия на «Реквием» (Феликс Гойхман)

Очень интересное и непростое стихотворение...

Однозначно сразу цепляет и задевает, но что конкретно задевает и почему? Вот на эти вопросы я и и попытаюсь ответить здесь.

Почему непростое? Читателю бывает непросто отслеживать более чем две сюжетные линии. В Реквиеме я насчитал по-крайней мере четыре отдельные линии сюжета.

Первая сюжетная линия – игра невинной девочки Весны перед зеркалом. Я воспринимаю этот образ, как образ девочки-ребёнка, которая пока ещё бессознательно, начинает осознавать себя женщиной. Пока ещё невинная игра с волосами перед зеркалом - это уже подготовка к “колдовскому круженью любви” к игре мира взрослых.

Вторая сюжетная линия – это взгляд уже состоявшегося мужчины, мужчины наблюдателя, видящего в невинных ещё играх девочки Весны приход лета, взросления и превращение её в женщину. Это и напоминание о женщине другой. Девочка Весна чем-то неуловимо похожа на ту другую женщину из далёкого прошлого мужчины. Смутное желание, что-то изменить там во времени, в другой жизни, в памяти. Но та другая девочка Весна – навсегда осталась в прошлом...

Третья сюжетная линия – линия музыкальная, музыка Моцарта звучит аккомпанементом к увиденной сценке перед зеркалом, и проходит через всё стихотворение то немного стихая, то взлетая и набирая силу. Музыка Моцарта начинается как наивные Солнечные зарисовки ещё юного композитора и заканчиваются к концу стихотворения в полную силу звучания – звучанием Реквиема.

Четвёртая сюжетная линия – основная линия на мой взгляд. Линия на которой и построено всё стихотворение. Здесь затронуты те ноты жизни, которые не могут оставить равнодушным практически никого. Противопоставление девочки Весны – Пьете. Это два крайних полюса мира, между которыми и разыгрывается действие всей нашей жизни. Время. Время неуловимо ведёт нас от неведения юности, первых звуков музыки любви к осознанию холода смерти, к осознанию, что этот мир, возможно, внезапно заберёт самое дорогое, самое любимое, окутав весь наш внутренний мир холодом смерти... К концу стихотворения – это уже слияние любви и смерти, признание, что без смерти - нет любви и принятие, принятие неизбежности времени, и взгляд видящий красоту, красоту побеждающую время в его мгновении, смерть побеждённую - красотой музыки, красотой жизни, красотой юности...

Артур Лено   05.12.2017 06:18     Заявить о нарушении
Сердечное спасибо, Артур, за столь приязненное и глубокое прочтение. Вы абсолютно правы, хоть я об этом раньше не думал, что стихотворение о том, почему нельзя бросать на зеркало, на отражение в нём отрешенный взгляд? Характер этого волнения всё время меняется, пока герой не одёргивает себя, но именно тогда, тема искупления и его невозможности выходит из-под контроля. Там есть одно место, именно в этот момент, "пахнет дымком катастрофы". Меня не раз упрекали за этот дымок, но я и тогда и сейчас ничего менять не собираюсь. Что правда, этот намёк на деформацию со временем любой памяти о любой трагедии, биографической или исторической, эпохальной. Изменилось только одно, мне кажется сейчас я уже почти готов перейти от намёков, к прямому разговору. Именно поэтому я почти преднамеренно изгоняю из новых стихов метафоры и другие красоты, упрощаю синтаксис. В этом и есть преимущество верлибров и концептуальных текстов перед не авангардистским стихосложением, с которого нужно содрать кожу, чтобы прикоснуться к теме мировых и экзистенциальных катастроф. Еще раз, спасибо, Артур!

Феликс Гойхман   06.12.2017 02:11   Заявить о нарушении
Дымок Катастрофы - очень удачная находка! Я, кстати, долго думал - а это как дымок прошлой Катастрофы? Или это дымок уже надвигающейся, новой Катастрофы, А потом, вдруг понял, что дымок Катастрофы существует вне времени. Это вечное напоминание всем кто его смог почувствовать... Если угодно, это феномен Кассандры. Когда она видит и слышит и пытается сказать, но её никто не слышит... А дымок Катастрофы уже тут на тонком плане...

Артур Лено   09.12.2017 04:09   Заявить о нарушении
Воздух морозен и животворящ,
Но ядом уже дыхание спёрто
Тёмны сполохи, в закрытых глазах.
И запах тления проникает твёрдо
В сердца прекрасные строфы.

Я думал, что вижу, знаю и зряч,
Что ход событий смогу предвидеть,
Знать, как прошлое - было стёрто,
Нет, не по нему души слеза,
Так пахнет начало заката - гордых,
Так пахнет дымок Катастрофы...

Артур Лено   09.12.2017 04:24   Заявить о нарушении
Рад, Артур, что мой дымок разбудил Ваше вдохновение. Знаете, среди новых моих заначек есть.
Но если музыка жива,
Из песни выпадут слова,
Из пепла пламя возгорится,
И наше время повторится.
Знаете, в Иерусалиме есть музей Катастрофы, что не мудрено, Яд вашЕм (рука и имя). Это не только название, но и концепция постоянной экспозиции: картотека. С другой стороны, у знаменитого московского концептуалиста, Льва Рубинштейна, есть миниатюра У нас в Дахау, привет Хэмингуэю)))). Там две пожилые русские еврейки едут в мюнхенском автобусе и беседуют: не люблю Мюнхен, шумно, много людей, до всюда далеко. Дурое дело, у нас - в Дахау. Что есть скорбь о генациде восмидесятилетней давности, деятельная память или безмятежное беспамятство - вот, вопрос. А еще есть Обыкновенный фашизм, Ромма, снятый по горячим следам, дневники Анны Франк, труды отрицателей катастрофы, зеркальные теории Шафаревича, еще много другого. Для меня поэзия - это прошлое здесь и сейчас. А ещё это не план и не схема, а моментальный снимок, реальность, которую застали в врасплох. Еретическая проповедь Кассандры - дискурс из той же оперы. Только на этот раз, будущее здесь и сейчас. Поверьте, Артур, достойнейшая альтернатива.

Феликс Гойхман   09.12.2017 06:10   Заявить о нарушении
Для меня поэзия - это всегда миг. "Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь..." Гениальнейшие строки, не побоюсь это сказать. Поэзия мгновенна - это мгновение каждый раз разное, поток памяти и забвения. Как лампочка созная - включается и выключается. То, что она осветила, то, что увидел, сумел почувствовать и запечатлеть - это для меня и есть поэзия.

Артур Лено   11.12.2017 03:09   Заявить о нарушении
*сознания

Артур Лено   11.12.2017 03:09   Заявить о нарушении
Рецензия на «Реквием» (Феликс Гойхман)

А не нужен ли в конце третьей с конца строки еще и вопросительный знак?
Хотя я не об этом хотела сказать.
Очень многое из написанного здесь легло как-будто на заранее подготовленные места. У меня внутри. Не как ответы, а пока не пойму почему.
Такое бывает.

Софи Деёв   03.11.2017 18:06     Заявить о нарушении
Заодно заверю: я этот стих никогда раньше не читала. Не подумайте плохого.

Софи Деёв   03.11.2017 18:08   Заявить о нарушении
Спасибо, Софи! Я тоже рад знакомству.

Феликс Гойхман   04.11.2017 09:39   Заявить о нарушении
Насчёт последнего вопросительного знака. Вопрос риторический, поэтому сложный вопрос. Очевидно, не точка. Что ж, формально, вы правы, пусть будет вопросительный знак.

Феликс Гойхман   04.11.2017 09:43   Заявить о нарушении
Ой, нет, я имела ввиду не в ущерб восклицательному знаку - сказала «еще и». Он как раз к месту. Своему законному. Я про такую комбинацию говорила: «?!»

Софи Деёв   04.11.2017 12:46   Заявить о нарушении
Про «не подумайте плохого»: я увидела Вас в списке читателей, а у меня получается есть в одном тексте похожий образ. Боялась, что сочтёте за воровство. :)
Я тоже рада знакомству! Правда.

Софи Деёв   04.11.2017 12:52   Заявить о нарушении
В каком, Софи?

Феликс Гойхман   07.11.2017 20:29   Заявить о нарушении
Косметика. Пресловутая - отругали здесь за неё. А казалось волосы, расчёсывание - мощный образ обреченности. Жизни при непонятной обреченности. Заживо. Как у Вас еще и Моцарт, если вспомнить как похоронен. Да и прижизненный реквием, который мне кажется его лучшей музыкой. Мне такой Моцарт не пришёл, и зеркала. Получилось две точки, прямая и в лоб.

Софи Деёв   08.11.2017 10:24   Заявить о нарушении
Рецензия на «Реквием» (Феликс Гойхман)

Не могу сказать, что понравилось все, что прочла, да вам этого и не надо. Вот это стихотворение прекрасно и образами, и своей мелодикой. Метафоры очень броские. Рифмы незатертые. Получила удовольствие. Спасибо! ))

Насиба Кипке 2   08.08.2017 07:51     Заявить о нарушении
Вам, спасибо, Насиба. Решил сделать эксперимент, довериться сутью. Увидел смену каунтера рецензий, и не читая, отправился к Вам. Не разочаровались, ни стихами, ни рецензией

Феликс Гойхман   10.08.2017 19:26   Заявить о нарушении
довериться чутью

Феликс Гойхман   10.08.2017 19:27   Заявить о нарушении
Кстати, а что не понравилось, и главное, почему?

Феликс Гойхман   10.08.2017 19:30   Заявить о нарушении
Не будем портить так хорошо начавшееся знакомство: как правило, люди не любят, когда начинаешь писать о том, что не понравилось... Подозреваю, что и сама не люблю того же. Особенно когда самые ретивые рецензенты начинают править текст. Автор имеет право выразить свои мысли и чувства так, как того желает, пусть и с ошибками на чей-то взгляд. )))

Насиба Кипке 2   11.08.2017 20:25   Заявить о нарушении
Будь по-вашему, но замечу, что конструктивная, в смысле по делу,редко бывает приятной, но всегда полезна. Чужой опыт может обогатить.

Феликс Гойхман   17.08.2017 09:16   Заявить о нарушении
конструктивная критика

Феликс Гойхман   17.08.2017 09:17   Заявить о нарушении
Эпигона - может, и обогатит, а художника, идущего своей дорогой, никогда.

Насиба Кипке 2   17.08.2017 12:55   Заявить о нарушении
У Вас, по-моему, слишком жёсткий взгляд на творческий контакт. Есть на фейс буке один товарищ, который не то что троллингует публикуемые стихи, но подходит к ним как инквизитор: всё это вчерашний день, стыдно так писать и тд и та. Но даже он мне помог в Прощании Славянки была одна сомнительная строфа. Я никак её не мог привести в порядок, но под Аресом его беспардонной критики, привёл.

Феликс Гойхман   18.08.2017 00:13   Заявить о нарушении
Под прессом

Феликс Гойхман   18.08.2017 00:15   Заявить о нарушении
Быть может, вы правы. Зря вы исправили: "Арес беспардонной критики" мне очень понравился! )))

Насиба Кипке 2   18.08.2017 05:26   Заявить о нарушении
Рецензия на «Реквием» (Феликс Гойхман)

Красивые стихи...пронзительные.
С теплом.

Устимов Александр   02.06.2017 23:15     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр! В суматохе явлений пропустил Вашу оценку, а зря.

Феликс Гойхман   04.11.2017 09:45   Заявить о нарушении
Рецензия на «Реквием» (Феликс Гойхман)

Феликс, мне очень понравился Ваш "Реквием".
Написано образно, хороший ритм, а значит прочтение было приятным.
Спасибо Вам!
Вдохновения!

Иулитта Евралёва   22.08.2016 13:06     Заявить о нарушении
Вам, спасибо, Маргарита Николаевна, за внимание, за тёплый отзыв. Стихотворение это - одно из немногих у меня, что вызывает в читателях недоумение и разночтения. Очень часто точкой преткновения становится дымок Катастрофы. Надеюсь, Вы поняли, что речь идёт о Холокосте. Спрашивают, почему дымок, что это сигарета или костерок? Я же уверен, что с человеческой скорбью с годами что-то происходит. Это что-то я и попытался выразить.
Ещё раз, спасибо.

Феликс Гойхман   22.08.2016 21:36   Заявить о нарушении