Рецензии на произведение «Возвращение на родину кленового листа»

Рецензия на «Возвращение на родину кленового листа» (Рь Голод)

Очень понравилось, Игорь! Здесь такие комментарии интересные. До такой степени зачиталась, что собственный показался лишним. Не хватает иногда такого плодотворного общения, как у вас на странице. Такие интересные люди к вам приходят! И в восприятии стихов - чего один не увидел, то другой приметил. Прекрасно!
Спасибо!

Татьяна Волковская   13.11.2023 06:51     Заявить о нарушении
Спасибо, Татьяна, Вы очень щедры к моим стихам! Да, здесь интересная переписка, особенно с Риной Анкудиновой (1 рецензия). Может, Вы читали еë стихи. Они мне нравятся, они очень личные, тонкие, особенные, со своей интонацией. Когда-то мы много переписывались, она помогла более точно увидеть какие-то важные вещи. Вообще, творческая переписка, как мне кажется, не менее важна, чем сами стихи, и зачастую более интересна.

Рь Голод   13.11.2023 09:27   Заявить о нарушении
Да, Игорь, именно на эту переписку я и обратила внимание. Обязательно найду стихи Рины. Спасибо!

Татьяна Волковская   13.11.2023 09:37   Заявить о нарушении
Рецензия на «Возвращение на родину кленового листа» (Рь Голод)

Здравствуйте, Рь.
Я лишь немного погуляла у вас, но уже ясно: за каждым вашим стихотворением можно разговаривать, как за чашкой чая.
Вот здесь:
"Ты сидишь у окна и смотришь наружу, а там лишь смерть,
Ты закрываешь глаза, но и там всё то же." (с) - ну это как? Это сразу камертон, зацепило неимоверно.
Приходите ко мне в гости, и я буду к вам заглядывать.


Рита Волкова   16.06.2019 23:18     Заявить о нарушении
Да я Вас, Рита, с Кукушечкой и другими стихами ещё утром в избранные добавил, так что обязательно буду захаживать, читать и перечитывать.
А по поводу того, что зацепило... посмотрите, когда захочется, наиболее яркое на эту тему: Фрагмент4 Топор, буду очень рад. И вообще -- дружить стихами -- это хорошо! :)

с признательностью и радостью, Игорь

Рь Голод   16.06.2019 20:28   Заявить о нарушении
Рецензия на «Возвращение на родину кленового листа» (Рь Голод)

Ух ты! Последний катрен достоин отдельного стихотворения.

Лариса Семиколенова   05.03.2019 23:07     Заявить о нарушении
Рад, что стихотворение заинтересовало.

Рь Голод   05.03.2019 23:14   Заявить о нарушении
Рецензия на «Возвращение на родину кленового листа» (Рь Голод)

Игорь, я изумлена..
Спасибо!

Алена Неленко   28.07.2018 09:24     Заявить о нарушении
Спасибо, Алена, это приятно! "Изумление" -- очень интересное слово, одно из немногих, говорящих об ограниченности нашего ума. Быть изумлённым -- значит жить в реальности, куда нет входа уму с его словами, пусть даже самыми прекрасными. Спасибо, что напоминаете о нашей молчаливой Родине.

Рь Голод   28.07.2018 14:27   Заявить о нарушении
Игорь, для меня изумление-это чувство такое...когда думаешь, что тебя уже невозможно удивить...и вдруг...удивили!!
А у вас-горе от ума)))))))) но вы не обижайтесь!!

Алена Неленко   28.07.2018 16:24   Заявить о нарушении
Конечно, горе от ума :))) Но улыбаюсь-то я без него, и это здорово!
Желаю, Алена, почаще изумляться, жизнь так неожиданна порой. Как сказал один знакомый: жизнь всегда выходит из-за угла.

Рь Голод   28.07.2018 16:57   Заявить о нарушении
Это точно!)))
А стихи Ваши, учитывая даже это пресловутое, будь оно неладно, горе от ума, смеюсь, конечно:))) Замечательные и многослойные и заставляющие поразмыслить и сравнить своё мироощущение с вашим, и изумиться, и удивиться, и порадоваться Вашим поэтическим хитросплетениям!!

Алена Неленко   28.07.2018 17:08   Заявить о нарушении
Рецензия на «Возвращение на родину кленового листа» (Рь Голод)

На четверостишии "не припомнить событий..." сонливость стряхнулась, как локтем ударился. Не знаю о чём написано на самом деле, но ощущение знакомое до потёртости. Есть одна такая улица с прогулочной серединой, вот там мной раз идёшь и их, скамеек, нет. Ощущение, будто лишили права действия и какая-то важная часть смысла дороги исчезла.
Короче, это я о собственных гусях, а по тексту очень хорошо.

Каору Тринадцатый   06.04.2018 02:01     Заявить о нарушении
Это очень интересный момент, Каору. О чём написано стихотворение. Почему оно вызывает у разных людей разные мысли и ощущения.
С одной стороны, есть рассуждения Георгия Гурджиева о "объективном искусстве", которое в отличии от "субъективного" вызывает у всех одинаковые ощущения и даже мысли. Он приводил пример Египетского Сфинкса. И говорил, что объективное искусство необыкновенно точно, оно сродни математике.
С другой стороны, подобно концепции театру Буто, пустая форма вызывает у смотрящего те ощущения и мысли, которые необходимы именно ему, т.е. это как зеркало. А что такое пустая форма. Для меня критерий в том, что стих будто плавает в безвоздушном пространстве абсолютно свободно, как бы не имея желания что-то сказать, это мир сам в себе.
С третьей стороны.

Рь Голод   06.04.2018 09:53   Заявить о нарушении
Рецензия на «Возвращение на родину кленового листа» (Рь Голод)

... усталость (вынужденная жить на свете..

Катерина Крыжановская   21.05.2017 23:12     Заявить о нарушении
Да, пожалуй. Так тоже можно воспринять стихотворение.

Рь Голод   22.05.2017 16:18   Заявить о нарушении
Рецензия на «Возвращение на родину кленового листа» (Рь Голод)

Интересно. Философично, много образов - а точно это надо, так много? Сбивает хаотичность ритмики.
По сути каждая строфа идёт практически, как отдельное стихо. Вопрос - а надо ли это соединять?

Елена Долгих   03.03.2017 01:58     Заявить о нарушении
Вопрос интересный, Елена: стоит ли это соелинять? Но это само соединяется, и для меня это несомненно. Вы это не ощущаете, и что же теперь делать? В фокусе Вашего внимания какие-то другие вещи, и хорошо.

Рь Голод   03.03.2017 08:41   Заявить о нарушении
Рецензия на «Возвращение на родину кленового листа» (Рь Голод)

Первые два четверостишия не очень понравились, честно говоря. Зато дальше - просто обалденно!! Размести, Игорь, вк, я бы репостнул себе)

Дмитрий Волчек   27.01.2017 06:45     Заявить о нарушении
Рад, что тебе было интересно. Мне нравится это стихотворение, оно пришло в важный момент и что-то после него сместилось.

Рь Голод   27.01.2017 09:18   Заявить о нарушении
Рецензия на «Возвращение на родину кленового листа» (Рь Голод)

Очень талантливо прочувствованно! СпасиБог. Впечатляет.

Халилова Надежда   09.10.2016 12:46     Заявить о нарушении
Я рад, Надежда, что понравилось стихотворение. Желаю Вам пронзительной, ясной осени, пусть будет всё.

Рь Голод   09.10.2016 12:49   Заявить о нарушении
Рецензия на «Возвращение на родину кленового листа» (Рь Голод)

Хорошее. Надо перечитывать. Потому как густое. С налёту не даётся.

Рина Анкудинова   21.11.2016 21:21     Заявить о нарушении
Зачем с налёту.
Мне кажется, основное в чтении чего бы то ни было -- это понять, что главное действующее лицо книги (стихотворения), её главный герой -- это всегда сам читатель, это приключение читателя, это вызов, который принимается или нет. Если вызов принят, и книга действительно читается, и герой сможет прочесть её до конца, то он изменится к концу пути, он не останется прежним. Немыслимо остаться прежним после реального путешествия.
Помню, как читал "1984" Оруэлла, было почти невозможно, всё протестовало, мучилось, но что-то всё же продолжало читать, двигаться по строкам всё глубже и глубже, обнажая собственную душу. Слова это не невинная вещь, это мощнейший ключ к росту человека, если... если он хочет вырасти и не жить из детского сознания, пропитанного страхом и иллюзиями.

Рь Голод   25.05.2016 11:23   Заявить о нарушении
Да, это интересно: понять в каком контексте находится писатель, что за ним стоит, из какого места он, собственно, пишет. Но это возможно только если читатель сам находится в таком контексте или в более широком. Я же говорил о ситуации, когда в процессе чтения читатель выходит на свои собственные ограничения, на границу зоны конфорта, и тут уж какое намерение: двигаться туда или убежать обратно. Дело не в книге, дело в читателе. Дело не в жизни...

Рь Голод   25.05.2016 15:40   Заявить о нарушении
Очень жаль, Рина, комментарии убежали, интересные они, как раз хотел перечитать и ответить :(

Рь Голод   26.05.2016 18:53   Заявить о нарушении
Я подумала, что была слишком навязчивой. Простите. Если будет повод, еще выбредем на эту тему.

Рина Анкудинова   26.05.2016 19:04   Заявить о нарушении
Да всё нормально, даже классно, пожалуй, когда такие спонтанные вещи происходят. Конечно, на тему набредём, с другой стороны, возможно.
...он заблудился в лесу, и вышел к дому со стороны крыши. :)

Рь Голод   26.05.2016 19:26   Заявить о нарушении
Все же лучше, чем через подпол :)

Рина Анкудинова   26.05.2016 19:36   Заявить о нарушении
А про стихотворение можно мне написать. Попробовать? Просто для экперимента: сравнить, что писали Вы и что может вычитать среднестатистический читатель.

Рина Анкудинова   26.05.2016 19:40   Заявить о нарушении
Это будет интересно. Но зачем меня спрашивать, ведь размещение стихотворения предполагает любые комментарии. В некотором роде, это уже судьба стихотворения, это его дело, его трудности и радости.

Рь Голод   26.05.2016 19:45   Заявить о нарушении
Хороший вопрос.

Рина Анкудинова   26.05.2016 19:50   Заявить о нарушении
Вспоминая удаленную реплику о названии.Оно здесь дополняет и поясняет содержание текста. (И этот приём, как мне показалось, Вы используете не раз). Заглавие обычно просто пробегаешь глазами, оно чаще - просто шапка (в лирике), кидаешься на текст, вязнешь в его образности, доходишь до последней строчки, выдохнувшись, как после длинной дистанции, и оглядываешься ошеломлённо: что за вещь в себе? внутри бьётся живое, чувствуешь это живое мозжечком, а мозг - теряется в лабиринте. И тут снова видишь название. Ага, вот где ключ. Перечитываешь, держа в голове этот дешифратор.

Рина Анкудинова   26.05.2016 20:08   Заявить о нарушении
На самом деле, фраза построена так, что грамматически непонятно: кто-то возвращается на родину кленового листа (родина кленового листа - как образ некоей страны, где, пожалуй, всегда осень, потому что именно осенью становится понятно, какие они особенные, эти кленовые листья, как они умеют красиво умирать) или сам кленовый лист возвращается на родину.
Получается сращение - героя и листа, отождествление, так скажем.
В самом деле, я почему-то прочитала сначала так: лист, несомый ветрами, возвращается на родину. Где его родина? Земля.
(образ стертый в литературе, на самом-то деле: "как лист, гонимый судьбой" и так далее. поэтому такое значение выдвигается рефлекторно на первый план)

Рина Анкудинова   26.05.2016 20:15   Заявить о нарушении
Не знаю даже. В идеале, мне кажется, название это сжатое стихотворение, спрессованное до сути, до звёздного вещества. Иногда (или часто?) приходит внезапно первая строка-вибрация, и ты знаешь, что в ней содержится всё стихотворение. Можно даже не писать дальше сразу, а сделать это через несколько часов-дней, проговаривая-настраиваясь на эту первую строку, и она, как снежный ком вырастет в первую строфу и дальше. Возможно, у многих композиторов нечто подобное. Моцарт в дневниках писал, что ему приходит музыкальное произведение в виде некой звенящей ноты (не помню дословно), и потом она как бы разворачивает в музыкальное произведение. В это ноте, строке (названии), вибрации -- всё уже есть, поскольку здесь особые отношения со временем, мне кажется.

Рь Голод   26.05.2016 20:22   Заявить о нарушении
Стихотворение начинается описанием места - откуда же возвращается герой (или лист). Пока не очень понятно - кто. "Из жарких мест" (и дальше две первые строфы). Мир, в котором властвует солнце. Если это мир листа (блин, бредово звучит), то представляется его солнцецентричная и безвременнАя жизнь, потому что растение без солнца не живёт.
Вы будете смеяться, может быть, но двигаясь по этим первым строчкам, я попеременно становилась то листом, покачивающимся на ветке, впитывающем солнце и не знающим другого счастья и смысла, то человеком, возвращающимся из жаркой страны, где не привыкший к солнцу мозг плавится от жара и сравнивает этот неподвижный в своей сути мир с адом.

Рина Анкудинова   26.05.2016 20:26   Заявить о нарушении
Я сейчас допишу последний кусок, потом отвечу.
в третьей строфе становится понятно: возвращается человек. В каком-то особенном состоянии осознании бытия: повсюду - смерть.
Следующая строфа вводит новую важную тему: время как будто слиплось. "Что ты знаешь о жизни с её корнями?" Собственно, жизнь и смерть - это категории существования времени. Если уже нет времени, то нет ни жизни, ни смерти. Есть вечность (или нет её). А есть тогда только Ничто.
Дальше природа и сознание существуют снова слитно: деревья, тебе под стать, гладят сумрак неба, дождь разламывает печать одиночества и снимает завесу с глаз. Обычно он делает наоборот, этот дождь: штрихует пейзаж, размывает его. Но, видимо, и заставляет взглянуть внутрь себя, раз вовне уже мало что видно. И ты становишься не одинок - почему? Встречаешь себя, своего главного собеседника, единственно возможного?
И дальше, мне кажется, описание всё того же особенного ощущения жизни. Описание это колеблется между черточками природной реальности и реальности внутренней. Отталкиваясь от всполохов клиновых листьев в аллее, уходит в себя. Размышления не описываются. Понятно только, что в них "нельзя присесть" - остановиться, передохнуть. Как бывает, когда что-то поймешь и уже не можешь забыть это понимание. Живешь внутри него, как внутри пространства с совсем другими законами, с другим главным, чем в обыденной жизни.
"У судьбы всегда не хватает лишь пары строк"? Может, это ощущение, что главное никогда не успеваешь понять?
В последних двух строчках кружившийся лист ложится на землю. "Пусть тлеет" - как "ныне отпущаеши". Примирение, принятие.

Рина Анкудинова   26.05.2016 20:45   Заявить о нарушении
Вот видите, а мне название прочиталось вот так. Хотя о видах названий и их роли можно написать небольшую монографию, стихи часто называют по первой строчке и не называют вообще тоже часто.
Что касается строки, на которую потом нарастает, наворачивается все остальное - это правда. Хотя есть индивидуальные особенности: мне, к примеру, надо было сразу, пока она еще звучит и бьется, написать текст, пока находишься в том состоянии, в котором пришла эта первая строчка. Когда вынырнешь из него, не успев почему-либо ничего записать, она уходит навсегда. Но это частности. Да и я не показатель :)

Рина Анкудинова   26.05.2016 20:53   Заявить о нарушении
Вот как-то так...
По-другому этот текст не читается. Ну, мной. Сравнить-то не с кем пока :)

Рина Анкудинова   26.05.2016 20:54   Заявить о нарушении
Очень интересно читать Ваши комментарии, буду ещё перечитывать. Когда идёшь по дороге, много что встречается, масса деталей, даже смыслов, но самым существенным из всего будет только одно: сам взгляд, само видение, восприятие, это общий знаменатель всего. Если взгляд расслаблен и нет сдерживающих фильтров, то все детали на своём месте, нет хаоса, исключительный порядок в восприятии, всё дополняет и даже переполняет друг друга, потому-что это детали целого -- самого восприятия.

Рь Голод   26.05.2016 21:11   Заявить о нарушении
наверное, я поняла, о чем Вы. Но такой взгляд надо еще нажить.

Рина Анкудинова   26.05.2016 21:17   Заявить о нарушении
Возможно, да. Возможно, нет. Может, такой взгляд это потеря, а не приобретение. Потеря лишних, надуманным вещей, качеств, смыслов. Может, это стихотворение об этом, кто знает.

Рь Голод   26.05.2016 21:35   Заявить о нарушении
Даже автор не знает? :)
Очень похоже, что оно именно об этом. Но вот потеря ли это, когда теряешь что-то не нужное, а взамен получаешь такой взгляд?
"Нажить" в смысле менять себя ценой долгих усилий. Мне так кажется.

Рина Анкудинова   26.05.2016 21:43   Заявить о нарушении
Разве это некий бонус!? Разве речь идёт о торговле баш-на-баш. Этот взгляд есть всегда и у всех, его невозможно потерять. Проблема именно в несущественном (важность чего-то частичного, задуманного, временного), которое его как бы заслоняет.

Рь Голод   26.05.2016 22:07   Заявить о нарушении
Хорошо. Спорить не буду. Но работа все равно нужна большая. По расчистке.

Рина Анкудинова   26.05.2016 22:13   Заявить о нарушении
Ну да, дорога в 1000 ли

Рь Голод   26.05.2016 22:14   Заявить о нарушении