Рецензии на произведение «Булгаков между строк»

Рецензия на «Булгаков между строк» (Дьявольский Роман)

"Отразилась на страницах романа и своеобразная литературная игра Булгакова с Ильфом и Петровым".
Александр, как Вы относитесь к гипотезе о том, что Булгаков - настоящий автор "ДС" и "ЗТ"? Её, в частности, развивает Д. Галковский.

Лев Щукин   27.04.2018 08:10     Заявить о нарушении
Это несерьёзно. Не только Галковский об этом говорит, конечно. Романы совершенно разные по стилю, по отношению к жизни, по юмору, иронии, сарказму. И даже не только о "Мастере" булгаковском речь, но и о других его произведениях - "Собачье сердце", "Роковые яйца", даже комедия "Иван Васильевич". А вот параллелей достаточно, и о некоем соревновании говорить вполне можно. Ну, и о заимствованиях или взаимовлиянии. В той же "Зойкиной квартире".

Дьявольский Роман   04.06.2018 11:41   Заявить о нарушении
"В город молодой человек вошел в зеленом, узком, в талию, костюме. Его могучая шея была несколько раз обернута старым шерстяным шарфом, ноги были в лаковых штиблетах с замшевым верхом апельсинного цвета. Носков под штиблетами не было".

"...в первой из них сказано, что человек этот был маленького роста, зубы имел золотые и хромал на правую ногу. Во второй – что человек был росту громадного, коронки имел платиновые, хромал на левую ногу. Третья лаконически сообщает, что особых примет у человека не было".

Лев Щукин   08.06.2018 08:19   Заявить о нарушении
Лев, это даже не параллель. Таких романов с появлением главное героя - сотни. И тем более в начале 20 века. Почитайте Михаила Золотоносова и его работы о Булгакове и субкультуре русского антисемитизма. Там огромное количество потрясающих примеров.

Фима Жиганец   02.08.2018 22:46   Заявить о нарушении
Александр, но это же одна рука!
Хотя, понимаю, конечно, невозможность тут спора... Золотоносова почитаю, спасибо за наводку)

Лев Щукин   03.08.2018 04:42   Заявить о нарушении
Нет, это не одна рука. Даже в приведённом коротком отрывке. А уж когда начинаешь сравнивать дилогию о Бендере и роман о Воланде - это вообще разный стиль. Хотя общее, несомненно, есть, учитывая то, что Ильф, Петров, Булгаков - все они работали в "Гудке" и практиковались в жанре фельетона. Разумеется, общались, и взаимовлияние их очевидно.

Фима Жиганец   03.08.2018 13:50   Заявить о нарушении
Александр, хочу Вас спросить. Как человеку в теме, Вам никогда не хотелось написать исследование "урки и Есенин"? Думаю, это было бы любопытно)

Лев Щукин   14.08.2018 05:34   Заявить о нарушении
это было бы любопытно, да. Но, мне кажется, в своё время Варлам Шаламов эту тему чудесно раскрыл. А сейчас она уже, увы, неактуальна, Есенина забил дешевый шансон.

Фима Жиганец   14.08.2018 10:16   Заявить о нарушении
Рецензия на «Булгаков между строк» (Дьявольский Роман)

Странно. Насчет шахматной партии. Роман нельзя читать без понимания символики Библии, Апокалипсиса. Шахматная партия - это отсылка к великой битве на небе, когда сатана был повержен на землю. Воланд предлагает прервать игру. Вокруг какие-то попугайчики. Кот жалуется на политическое давление, кривляется все время. Это матч Карпов - Корчной в Багио. Маргарита (Россия) настояла на продолжении, хотя ситуация была опасно. Партия с двумя конями там также была (она всем известна). Только надо подправить. Мат на джи-2 королю поставить невозможно. В конечном итоге Корчной так и не сдался, а как кот сидел и думал, а потом встал и ушел.

Теперь история, я в УЖАСЕ (слова кота), так как на доске нет короля. Вот она (только это уже не матч). Это очень известная история (сейчас конечно же подзабылась). Это из интервью Карпова:

"Мы встретились в последнем туре, он играл белыми, и я почувствовал, что он хочет играть на ничью, а ничья очень была нужна Каспарову. И в какой-то момент Корчной мне предложил эту ничью, но я отказался. У меня было микроскопическое преимущество черными. Я хотел из этого что-то выжать. Но если он не ошибется, то дело должно завершится ничьей.

- Ошибся?
- В какой-то момент возник форсированный размен фигур, который вел к ничейному исходу. Корчной посмотрел на меня: «Мол, не хотел соглашаться на ничью – так получи ее». И он так издевательски смотрит на меня и делает ход, путая очередность. И тут Корчной видит в моих глазах УЖАС. И, посмотрев на доску, понимает, что сделал не тот ход, после чего я получаю огромное преимущество.

- И какова была его реакция?
- ОН СКИНУЛ ВСЕ ФИГУРЫ С ДОСКИ, крикнул мне что-то обидное И УБЕЖАЛ. В пресс-центре шла автоматическая трансляция. И тут на экране с нашей доски слетают все фигуры. Люди не понимая, что произошло, ринулись в зал, а навстречу им бежит Корчной...

Но это был единственный раз, когда у нас с ним возник конфликт. Потом мы как-то играли в Голландии, у нас уже были нормальные отношения. Мы там даже пару раз в бридж сыграли.

Илья Уверский   20.03.2018 08:36     Заявить о нарушении
Рецензия на «Булгаков между строк» (Дьявольский Роман)

Но к "Мастеру и
Маргарите" пришел
именно благодаря моему
интересу к жаргону и
истории преступного
мира. (c)
- Вот оно как:) Интересно, а Вы вообще допускаете возможность существования "дядечки", вроде того, что на фото посередине? Мне просто любопытно:)
Ps Параллель с футуристами понятна. Но если на минуту отвлечься от редиса в петлицах, то можно ещё отметить, что куриная кость так же широко и глыбоко юзается в чёрной магии :))

Наталья Леви   31.07.2014 22:04     Заявить о нарушении
Наташа, о футуристах думаю скоро выложить.
А насчёт того, что я пришёл к "МиМ" из-за пристрастия к жаргону - это уже некоторое обобщение автора интервью :). Я говорил ей о другом. Толчком для того, чтобы засесть за очерки, был эпизод, который рассказала в воспоминаниях Елена Александровна Кавельмахер - машинистка Варлама Шаламова. Как раз совпадающий во многом с эпизодом сна Никанора Ивановича Босого. Но не он один. После просмотра довольно тягомотного сериала Бортко по "МиМ" меня настолько возмутило абсолютное непонимание режиссёром любимого мною романа, что тут уж я не выдержал, засел за книгу и написал её просто на чудовищном кураже за несколько месяцев... Правда, она меня высосала, и затем я пару месяцев валялся никакой. Потом очнулся - и дописал главу о живых шахматах и волшебном глобусе :).

Фима Жиганец   01.08.2014 12:27   Заявить о нарушении
"это уже некоторое
обобщение автора
интервью"
- По рукам бы слегка таким самовольным обобщальщикам:). Может сложиться впечатление, что кроме "переклички" некоторых образов символов в М&М с крим.миром и его жаргоном, Фиму Жиганца особо ничего в том М&М и не интересует. Хотя, если читать по-главно, этого не скажешь.
Лет 6 назад, когда приобрела диск, я смотрела сериал Бортко не без интереса. Но, судя по тому, что желание пересмотреть его до июля с.г. у меня не возникало, мимолётным интересом всё и ограничилось.
А в этот раз я едва дотянула до встречи Ванечки Б. с Мастером в психушке. И всё. Вырубила с твёрдым намерением перечитать лучше М&М у самого М.А. Пока только достала книжку с полки. Скоро засяду:)
и, рискуя показаться занудой, повторю, что четверо (Абдулов, Галкин, Олейников, Золотухин) меньше, чем за 10лет -для моей неустойч.психики- слишком. Ещё острее понимаешь, какая эта с***-жизнь короткая и непредсказуемая.
"Правда, она
меня высосала, и затем я пару месяцев валялся никакой. Потом очнулся"
- Радует, что очнулись.
И, уподобляясь автору того интервью, обобщая выше сказанное, позволю себе сделать вывод:
возможность существования подобного "дядечки" и его свиты Вы не отрицаете :о)
Ps ещё перетащу сюда Ваш ответ из-под чужой рецензии. Он мне понравился и тут ему самое место (дабы не затерялся)
Pps Неужели затерянная рукопись была в ед.экземпляре? Даже копий не осталось? :(

Наталья Леви   01.08.2014 15:34   Заявить о нарушении
За других, конечно,
сказать не могу, но мне
Вы удовольствие её
открытием доставили :)
буду надеяться на
пополнение той
странички, хоть иногда,
когда-нибудь, в
перерывах между
Наталья Леви 01.08.2014
00:05 Заявить о
нарушении правил
/ Удалить
обязательно. вообще,
интересная история с
этими очерками была. я
написал объёмную книгу
из 11 больших глав,
разделённых на
множество частей. Ну,
вы читали о времени
действия романа, вот в
таком же стиле и
остальное написано.
Правда, большая часть
очерков значительно
объёмнее и шире по
тематике. Например,
очерк о всевозможных
прообразах Воланда.
Или о свите Воланда.
Понятно, что там -
значительные пласты.
Короче, по окончании
этой работы у меня
купило книгу ЭКСМО. На
корню. Были внутренние
рецензии
положительные,
подписали договор, я
получил гонорар... А
затем - в редакции
начались какие-то
изменения, редактор
отдела ушёл на
повышение, рукопись
передали одному,
другому... В конце
концов она исчезла :).
Я сначала пытался
концы найти, но потом
махнул рукой. Тем более
сейчас вижу, что форма
подачи материала
должна быть иной, мои
огромные очерки надо
разбивать на множество
не столь объёмных,
какие-то части,
разбросанные по книге,
объединять в одно
(хочу, например,
написать очерк о
перекличке дилогии
Ильфа и Петрова с
романом Булгакова и
проч.). К тому же
добавляются новые
открытия, интересные
ракурсы...
Но работа эта - очень
серьёзная и долгая. А у
меня другие заказы и
планы. Вот и решил
потихоньку всё делать,
на Стихире приводить
всё в Божеский вид, а
затем уже и издателя
найду.
Фима Жиганец
01.08.2014 12:15

Наталья Леви   01.08.2014 15:35   Заявить о нарушении
Нет, почему же не осталась? осталась. Явыделяю из неё отрывки и главы, из которых формирую затем отдельные полноценные очерки. Только вот тогда, когда она попала в ЭКСМО, она исчезла. Но выяснилось это уже почти через год, когда я уже устал искать концы, рассылать электронки и спрашивать: ребята, а чо ж книга-то до сих пор не вышла?! В ответ - невнятные мычания и набарматывания... В конце концов я даже уже не знал, к кому обращаться: один уволился, другой перевёлся...

У меня даже появилось подозрение, что книгу забраковали - и всё. А мне, типа, стесняются сказать. Но - внутренние рецензии, но - они же сами, робяты, ко мне обратились, когда выцепили главы в Интернете... Действительно, один из ребят мне сказал, что книгу передали в какой-то другой отдел, а туда прибегал некий "знатный булгаковед" и устроил истерику: типа, вы что, не знаете, кто автор?! Это же он перепёр Пушкина на блатную феню! Хотите, чтобы и Булгакова опошлил?!

В это - верю. Хотя недавно встретил исследование этого булгаковеда (не называю имени), где он ссылается на один из моих очерков :). Надо отдать должное: называет и очерк, и автора :)).

Ну, я пожал плечами: в конце концов, гонорар-то при мне, назад не потребовали :). Потом несколько очерков появились в разных журналах, в том числе в канадском русскоязычном. О волшебных шахматах, о времени действия романа, о битве Воланда против Сталина, о мистике имени Анна, кажется, тоже...

Я уже тогда, через год после получения гонорара, честно говоря, решил, что, может быть, и к лучшему, что сразу книга не вышла. Я уже стал понимать, что формат нужно изменять, многие главы иначе переписывать, добавочные материалы важные появились... Так что большой беды не вижу. Бог даст - всё равно издам. В одном издательстве, впрочем, предлагают мне откомментировать текст Булгакова, они серию будут издавать? великие романы с подробными комментариями. Погляжу; может, и так для начала выступлю.

Фима Жиганец   01.08.2014 19:29   Заявить о нарушении
Ну и пусть мычат дальше и успокаивают истеричных булгаковедов. Издадут в новом формате другие ребята :-]

Наталья Леви   01.08.2014 20:49   Заявить о нарушении