Рецензии на произведение «Размеры и мэтры. Ода»

Рецензия на «Размеры и мэтры. Ода» (Ноев Ковчег)

здравствуйте, наткнулся на статью, хочу написать оду, а возникло несколько вопросов.
должен ли соблюдатся в оде стихотворный размер? строго или нет? И какова должна быть рифма по стилистике, то есть перекрестная, смежная, или любая какая душе угодна? есть какие либо четкие стереотипы?

Сергей Турукин   15.10.2011 04:50     Заявить о нарушении
Рецензия на «Размеры и мэтры. Ода» (Ноев Ковчег)

Классической считается "Ода 1747 года" Ломоносова. Та, которая ("На день восшествия на престол Елизаветы Петровны").
Ода - отличный жанр. Если до Ломоносова восхваляли царей и полководцев, то Ломоносов ушел от этого. Он прославляет Россию, науку. Практически уже он отошел от жанра оды, потому что его теория не вписывалась в стихотворную практику.
Я люблю эту оду:
Науки юношей питают...
Ода предполагала еще специфический набор лексики, высокий штиль требовал обилия старославянизмов, впрочем, не очень устаревших, абстрактной лексики. Там значения слов не совсем такие, как сейчас, ударения отличаются от современных - наедИне и т.д.
Потом - набор имен богов еще из античности - Марс, Нептун, Платон.

Галина Ольховик   05.05.2011 11:54     Заявить о нарушении
Галя, я рада, что ты считаешь оду отличным жанром - значит, можно надеяться на творение?)) Да, мы уже писали тут, что эта ода Ломоносова - образец русской классической оды, хотя уже и отход от канонов классической европейской оды. Спасибо про добавление по лексике, по ударениям - кстати, это можно и как приём использовать. Ну, и обращение ко всевозможным античным богам - как же без этого в чём-либо, претендующем на определение "классический"! Включайся!

Юлия Белохвостова   05.05.2011 12:57   Заявить о нарушении
есть включиться! уже одна строка есть.

Галина Ольховик   05.05.2011 18:02   Заявить о нарушении
Юля, до какого числа продлится конкурс?

Галина Ольховик   05.05.2011 18:48   Заявить о нарушении
до 14 мая включительно, так что время пока есть, Галя!

Юлия Белохвостова   05.05.2011 20:57   Заявить о нарушении
я уже написала.

Галина Ольховик   05.05.2011 22:29   Заявить о нарушении
Рецензия на «Размеры и мэтры. Ода» (Ноев Ковчег)

Господа, приём творений открыт - это здесь:http://www.stihi.ru/2011/05/05/760
Тема названа, я предлагаю вам сложить ОДУ СТЫДУ.

Согласно правилам, оды могут быть как написанные специально для конкурса, так и ранее сложенные, как на заданную тему, так и по совершенно другому поводу. От каждого автора может быть два произведения, подробнее - на приёме творений.

Стыдитесь, друзья мои, ибо "в стыдящемся человеке есть нечто, выделяющее его из массы бездельников и глупцов" (Салтыков-Щедрин)

Юлия Белохвостова   05.05.2011 02:11     Заявить о нарушении
Рецензия на «Размеры и мэтры. Ода» (Ноев Ковчег)

А у меня вот какая мыслишка по поводу оды промелькнула.
Давайте для начала вспомним, что нынче всё новое - это хорошо забытое старое.
И так - ода.
Для меня это настолько архаичный жанр, что просто ужас!
Меня например практически воротит от него - настолько это "не моё'.
И вот тут-то как мне кажется начинается самое интересное!
Можно ведь попытаться сыграть на этом вобщем-то остром ощущении
и попытаться его использовать в своих корыстных целях,
ибо творчество обязательно должно быть замешано
на сочном, вовсе не бледном чувстве.
А как же! Без чувств всё мертвеет, не только искусство.
Лови момент, пиит!!!
Конечно это я написал для тех, кто как и я оду недолюбливает.
Для остальных - зелёный свет и без того горит!
======================================= Надо пробовать, друзья!
Глядишь - что-то свеженькое появится из этого анахронизма.
Меня даже любопытство по этому поводу начало одолевать!

Геннадий Банников   04.05.2011 22:20     Заявить о нарушении
Гена, по поводу "надо пробовать" - это идея замечательная! Надо же, когда я приглашала тебя на этот конкурс, я и не подозревала о таких сложных твоих отношениях с этой дамой - Одой))

Юлия Белохвостова   05.05.2011 00:22   Заявить о нарушении
Ну что тут сложного Юленька...
Но должен сказать, что конечно сегодня надо искать новые повороты, идеи для изрядно забытого жанра.
И эти поиски могут быть интересными и увлекательными.
Я в самом деле в предвкушении чего-то необычного.

Геннадий Банников   05.05.2011 04:54   Заявить о нарушении
Гена, ну, вот я для такого нового поворота и попыталась радиус задать - предлагаю воспеть стыд, чувство ныне не модное.

Юлия Белохвостова   05.05.2011 08:50   Заявить о нарушении
Рецензия на «Размеры и мэтры. Ода» (Ноев Ковчег)

Ода оде рознь, в целом это же была просто "песня" в Греции кажись...Что же касается од Ломоносова, исследователи находят отголоски ломоносовских строк в “Полтаве”, “Анчаре”, “Медном всаднике”, даже в “Евгении Онегине” Пушкина..
но особое возрождение этот жанр пережил в советское время (обьектами од становились все - от партначальников, до слесарных станков, кстати "пионерские гимны" и вообще гимны тоже недалеко от од, так как в основном для оды требуется обьект "одирования" - то бишь Бог, Тиран, правитель, партия, вождь тоже желателен, ну и далее по списку, поэтому в наше время их почти и не пишут. Не пишут потому что пафос оды должен выражать восхищение обьектом. А кем ныне восхищаются? Ну не писать же оду Ламборджини или яхте Абрамовича, или самому Абрамовичу, сочтут за глупость или фарс. Хотя конечно есть же Путин и Медведев? только без юмора оды почему-то не получаются..с улыбкой
всем привет..

Алекс Рудов   04.05.2011 13:55     Заявить о нарушении
Привет, Лёш, рада, что подключился! Я как раз и хотела поговорить об актуальности жанра сегодня. Что касается формы - тут более менее ясно: в своём "правильном" архаичном виде она не жизнеспособна, в поток речи сегодняшнего человека не вписывается ни как естественная его часть, ни как акцент - только в виде ретро-музея. Форма наверняка будет новой, не думаю даже, что кто-то из участников конкурса станет писать в классическом размере, хотя сама обязательно попробую. Однако сама суть оды - восхваление, восхищение, придание особой значимости - мне кажется, сегодня актуальна. Если говорить о классическом "прославлении" , то именно сегодня, когда на лицо попытки возрождения имперского сознания, есть все предпосылки и возродить оду. Понятно, что тут же встаёт вопрос - в чью честь? Не думаю, чтобы нынешние правители могли стать объектом серьёзной оды, здесь и спорность позиций, и масштаб личности, и многое другое такому выбору мешает. Но личности есть - есть, например, герои прошлого, которых можно и нужно восславить именно сейчас, когда свидетели нашей героической истории так стремительно уходят из жизни, великие воины, ученые, актеры, художники, поэты. Самое время воздать им хвалу и закрепить исторический момент в памяти. С другой стороны, философские понятия, тот самый пресловутый смысл жизни, радости этой жизни, пороки и добродетели - это вечные вопросы, пожалуй, сегодня требующие даже большего внимания, чем раньше - всё это прекрасные объекты для оды. Ну, и наконец - юмор в оде. Да, да и еще раз да! Я считаю, что именно юмор ( ирония, сарказм, сатира) может наполнить новой жизнью, свежим дыханием любой архаический жанр!

Юлия Белохвостова   04.05.2011 14:13   Заявить о нарушении
Письмо бедных нефтяников президенту...
-------------------------------

Уважаемый безмерно, мистер президент!!!
Обьясните что за скверна? Русский менеджмЕнт?
Вышку нашу увезли, Аж в Венесуэлу...
Мы качали как могли-Шлангом!!! Но не дело.
Буровая видит мир, нет у нас работы,
даже Ванька бригадир, трезвый был в субботу.
Абрамович бросил гад, яхты покупает,
ведь Чукотка, просто клад, а страна не знает.
Мы учили из газет, что такое фьючерсы,
засоряется клозет, до того измучились...
Водки больше не купить, Рома переехал,
невозможно стало жить, полная прореха...
Там где мы качали, враз, горы провалились,
вобщем финиш и атас, клей момент- забылись.
И теперь малину рвем, есть у нас морошка,
слава богу не помрем, денег б нам немножко?
Или личный ваш визит, в устрашенье мэру,
забывает паразит, должен быть примером...
Вечно пьяный с Ванькой-рожей, девок портит ночкой,
больше слов писать не можем, C уваженьем, точка......
аха)аха

Алекс Рудов   04.05.2011 14:15   Заявить о нарушении
))) ну да, ну да...
Лёш, но это уж совсем не ода, это, скорее, песня или письмо. Эпичности не хватает. Да и личное обращение к объекту в оде если и присутствует, то никогда не является образующей конструкцией.

Юлия Белохвостова   04.05.2011 14:25   Заявить о нарушении
Ну, однажды я написала, с юмором, конечно, "Оду себе, любимой" . Разумеется публиковала только в любительском самиздатовском клубном журнале, естественно, не раздумывая о правильности названия. Я в то время только знала немного о размере и рифме и честно считала, что этого хватает,)))
Так что при желании, объект найти несложно,)))
А сейчас хочется многое узнать об этом жанре. Горю в нетерпении,)))

Лана Черезова   04.05.2011 14:44   Заявить о нарушении
Главным в оде является сравнение в принципе : то бишь, ты красива как луна, он умный как Цезарь и так далее, с улыбкой.
Короче такого гения не рождала еще земля (Русская, Немецкая, Английская и далее по списку)
Кстати здесь на стихи-ру есть посвящения, это и есть почти оды Юль..оды гениальности, одаренности, невероятной поэтичности обьектов, но в основном они не совсем мммм адекватны иногда

Алекс Рудов   04.05.2011 15:49   Заявить о нарушении
Лана, так рада, что Вас заинтересовало! Мы поэтому так подробно и расписываем всё во вводной статье, и в первой рецензии - там много примеров, надеюсь, что еще будут комментарии, а к ночи сегодня уже и приём текстов будет открыт!

Юлия Белохвостова   04.05.2011 17:05   Заявить о нарушении
Понимаю, Лёш, о чем ты говоришь))) Я бы тоглько сказала, что это скорее не сравнения, а уподобления!

Юлия Белохвостова   04.05.2011 17:06   Заявить о нарушении
Ваша ночь - мое утро,))) Буду ждать,)))

Лана Черезова   04.05.2011 17:34   Заявить о нарушении
Рецензия на «Размеры и мэтры. Ода» (Ноев Ковчег)

хотелось бы еще образцов, в частности полные образцы - в которых видно композицию и т.д - как с сонетом делали?
или может, привести образцы од хотя бы в качестве ссылок?
)))

Старый Мудрый Акан   30.04.2011 20:25     Заявить о нарушении
Кое-что из античности:

Гораций

II, 10 [К ЛИЦИНИЮ]

Будешь лучше жить, не стремясь, Лициний {1},
В глубь широких вод и не жмясь вплотную
В страхе сильных бурь к берегам неверным
Чутко и зорко,

Кто златую взял середину мерой,
Тот без злых забот, и худого крова,
И палат больших, что рождают зависть,
Мудро избегнет;

Ветер чаще гнет вековые сосны;

Всех сильней обвал величайших башен;

Стрелы молний бьют лишь в большие горы
С гордой вершиной.

Кто обдумал жизнь, не боится горя,
Зорко вдаль глядит при безмерном счастье.

Злую зиму, к нам приведя, уводит
Тот же Юпитер.

Пусть теперь печаль - не всегда так будет,
Есть часы, когда Аполлон кифарой
Звонко будит муз, - не всегда он пружит
Лук для прицела.

Бодрым, твердым встреть все несчастья жизни,
Если ж будет дуть чересчур счастливый
Ветер, - ты сумей подобрать разумно
Вздувшийся парус.
Перевод В. Лебедева

Лекс Тур   02.05.2011 13:28   Заявить о нарушении
При копировании текста строфика нарушилась. Правильные строфы - две первых и две последних.

Лекс Тур   02.05.2011 13:34   Заявить о нарушении
Пьер де Ронсар:

ОДА

Дитя моё, идём взглянуть на розу,
Что поутру пурпурный свой наряд
В лучах зари прекрасной распахнула.
В её листах теперь такая свежесть,
5 Какою юность в твой невинный взгляд,
В твои уста и щеки нежные вдохнула?

Увы! Ещё закат пылает яркий,
А уж она увяла, посмотри,
И лепестки печально отряхает!
10Ты мачеха воистину, природа,
Когда лишь от зари и до зари
Такой цветок живёт, благоухает!

И так, дитя,поверь мне, невозвратно
Как день мелькнут года твоей красы
15И с ними прелесть первая расцвета!
Срывай, срывай отраду юной жизни!
Наступят скорбной старости часы —
       Увянешь ты, как роза эта.

(Перевод Н. А. Энгельгардта)

Лекс Тур   02.05.2011 14:37   Заявить о нарушении
Как пример классической русской оды:

Михаил Ломоносов

ОДА НА ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ НА
ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРЕСТОЛ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА
ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ
ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ 1747 ГОДА
Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
Вокруг тебя цветы пестреют
И класы на полях желтеют;
Сокровищ полны корабли
Дерзают в море за тобою;
Ты сыплешь щедрою рукою
Свое богатство по земли.

Великое светило миру,
Блистая с вечной высоты
На бисер, злато и порфиру,
На все земные красоты,
Во все страны свой взор возводит,
Но краше в свете не находит
Елисаветы и тебя.
Ты кроме той всего превыше;
Душа ее зефира тише,
И зрак прекраснее рая.

Когда на трон она вступила,
Как вышний подал ей венец,
Тебя в Россию возвратила,
Войне поставила конец;
Тебя прияв облобызала:
Мне полно тех побед, сказала,
Для коих крови льется ток.
Я россов счастьем услаждаюсь,
Я их спокойством не меняюсь
На целый запад и восток.

Божественным устам приличен,
Монархиня, сей кроткий глас:
О коль достойно возвеличен
Сей день и тот блаженный час,
Когда от радостной премены1
Петровы возвышали стены
До звезд плескание и клик!
Когда ты крест несла рукою
И на престол взвела с собою
Доброт твоих прекрасный лик!

Чтоб слову с оными сравняться,
Достаток силы нашей мал;
Но мы не можем удержаться
От пения твоих похвал.
Твои щедроты ободряют
Наш дух и к бегу устремляют,
Как в понт пловца способный ветр
Чрез яры волны порывает;
Он брег с весельем оставляет;
Летит корма меж водных недр.

Молчите, пламенные звуки,
И колебать престаньте свет;
Здесь в мире расширять науки
Изволила Елисавет.
Вы, наглы вихри, не дерзайте
Реветь, но кротко разглашайте
Прекрасны наши времена.
В безмолвии внимай, вселенна:
Се хощет лира восхищенна
Гласить велики имена.

Ужасный чудными делами
Зиждитель мира искони
Своими положил судьбами
Себя прославить в наши дни;
Послал в Россию Человека2,
Каков неслыхан был от века.
Сквозь все препятства он вознес
Главу, победами венчанну,
Россию, грубостью попранну,
С собой возвысил до небес.

В полях кровавых Марс страшился,
Свой меч в Петровых зря руках,
И с трепетом Нептун чудился,
Взирая на российский флаг.
В стенах внезапно укрепленна
И зданиями окруженна,
Сомненная Нева рекла:
"Или я ныне позабылась
И с оного пути склонилась,
Которым прежде я текла?"

Тогда божественны науки
Чрез горы, реки и моря
В Россию простирали руки3,
К сему монарху говоря:
"Мы с крайним тщанием готовы
Подать в российском роде новы
Чистейшего ума плоды".
Монарх к себе их призывает,
Уже Россия ожидает
Полезны видеть их труды.

Но ах, жестокая судьбина!
Бессмертия достойный муж,
Блаженства нашего причина,
К несносной скорби наших душ
Завистливым отторжен роком,
Нас в плаче погрузил глубоком4!
Внушив рыданий наших слух,
Верьхи Парнасски восстенали,
И музы воплем провождали
В небесну дверь пресветлый дух.

В толикой праведной печали
Сомненный их смущался путь;
И токмо шествуя желали
На гроб и на дела взглянуть.
Но кроткая Екатерина5,
Отрада по Петре едина,
Приемлет щедрой их рукой.
Ах, если б жизнь ее продлилась,
Давно б Секвана6 постыдилась
С своим искусством пред Невой!

Какая светлость окружает
В толикой горести Парнас?
О коль согласно там бряцает
Приятных струн сладчайший глас!
Все холмы покрывают лики;
В долинах раздаются клики:
Великая Петрова дщерь
Щедроты отчи превышает,
Довольство муз усугубляет
И к счастью отверзает дверь.

Великой похвалы достоин,
Когда число своих побед
Сравнить сраженьям может воин
И в поле весь свой век живет;
Но ратники, ему подвластны,
Всегда хвалы его причастны,
И шум в полках со всех сторон
Звучащу славу заглушает,
И грому труб ее мешает
Плачевный побежденных стон.

Сия тебе единой слава,
Монархиня, принадлежит,
Пространная твоя держава
О как тебе благодарит!
Воззри на горы превысоки,
Воззри в поля свои широки,
Где Волга, Днепр, где Обь течет;
Богатство, в оных потаенно,
Наукой будет откровенно,
Что щедростью твоей цветет.

Толикое земель пространство
Когда всевышний поручил
Тебе в счастливое подданство,
Тогда сокровища открыл,
Какими хвалится Индия;
Но требует к тому Россия
Искусством утвержденных рук.
Сие злату очистит жилу;
Почувствуют и камни силу
Тобой восставленных наук.

Хотя всегдашними снегами
Покрыта северна страна,
Где мерзлыми борей крылами
Твои взвевает знамена;
Но бог меж льдистыми горами
Велик своими чудесами:
Там Лена чистой быстриной,
Как Нил, народы напояет
И бреги наконец теряет,
Сравнившись морю шириной.

Коль многи смертным неизвестны
Творит натура чудеса,
Где густостью животным тесны
Стоят глубокие леса,
Где в роскоши прохладных теней
На пастве скачущих еленей
Ловящих крик не разгонял;
Охотник где не метил луком;
Секирным земледелец стуком
Поющих птиц не устрашал.

Широкое открыто поле,
Где музам путь свой простирать!
Твоей великодушной воле
Что можем за сие воздать?
Мы дар твой до небес прославим
И знак щедрот твоих поставим,
Где солнца всход и где Амур
В зеленых берегах крутится,
Желая паки возвратиться
В твою державу от Манжур.

Се мрачной вечности запону
Надежда отверзает нам!
Где нет ни правил, ни закону,
Премудрость тамо зиждет храм;
Невежество пред ней бледнеет.
Там влажный флота путь белеет,
И море тщится уступить:
Колумб российский через воды
Спешит в неведомы народы
Твои щедроты возвестить7.

Там тьмою островов посеян,
Реке подобен Океан;
Небесной синевой одеян,
Павлина посрамляет вран.
Там тучи разных птиц летают,
Что пестротою превышают
Одежду нежныя весны;
Питаясь в рощах ароматных
И плавая в струях приятных,
Не знают строгия зимы.

И се Минерва ударяет
В верхи Рифейски8 копием;
Сребро и злато истекает
Во всем наследии твоем.
Плутон в расселинах мятется,
Что россам в руки предается
Драгой его металл из пор,
Которой там натура скрыла;
От блеску дневного светила
Он мрачный отвращает взор.

О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов9
И быстрых разумом Невтонов10
Российская земля рождать.

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде11.

Тебе, о милости источник,
О ангел мирных наших лет!
Всевышний на того помощник,
Кто гордостью своей дерзнет,
Завидя нашему покою,
Против тебя восстать войною;
Тебя зиждитель сохранит
Во всех путях беспреткновенну
И жизнь твою благословенну
С числом щедрот твоих сравнит.

Лекс Тур   02.05.2011 15:53   Заявить о нарушении
да, велик Ломоносов, а отступать некуда, позади - молва...
)))

Старый Мудрый Акан   02.05.2011 20:41   Заявить о нарушении
О!!!:-)))
Так кто же ведёт конкурс? :-)

Александр Скворцов   03.05.2011 05:19   Заявить о нарушении
Александр, а у нас на Ковчеге существует взаимовыручка, знаете о таком понятии? Огромное спасибо Лексу и Акану за страховку! А веду конкурс я.

Юлия Белохвостова   03.05.2011 11:06   Заявить о нарушении
Акан, прежде, чем будет предложена тема для написания од нашими конкурсантами, я бы всё же еще раз сказала, что писать оду в классическом размере, следуя Тредиаковскому или Ломоносову, было бы, на мой взгляд, излишней стилизацией. Мне гораздо интереснее семантика и метафорический ряд одический, который может быть использован и в довольно современной строфике. Понятно, что ода - это восхваление некое, а вот к кому, или к чему оно может быть обращено? Ода виду из окна, ода доброму дню, ода коту, ода стулу, ода хорошему настроению, ода печали... Конечно, некоторая сознательная стилизация присутствовать должна, нополного следования канону добивакться, мне кажется, не стоит, тем более, что этот самый канон был нарушен уже и Тредиаковским, и Ломоносовым, как форма выстроенная довольно искусственно, и выбор был сделан в пользу естественного выражения восторга или просто сильных эмоций по какому-то случаю. В этом контексте ода приобретает уже характер и других жанров - думы, гимна.

Юлия Белохвостова   03.05.2011 11:16   Заявить о нарушении
Приведу еще несколько примеров оды нового времени:

Осип Мандельштам, ГРИФЕЛЬНАЯ ОДА

Звезда с звездой — могучий стык,
Кремнистый путь из старой песни,
Кремня и воздуха язык,
Кремень с водой, с подковой перстень.
На мягком сланце облаков
Молочный, грифельный рисунок —
Не ученичество миров,
А бред овечьих полусонок.

Мы стоя спим в густой ночи
Под теплой шапкою овечьей.
Обратно в крепь родник журчит
Цепочкой, пеночкой и речью.
Здесь пишет страх, здесь пишет сдвиг
Свинцовой палочкой молочной,
Здесь созревает черновик
Учеников воды проточной.

Крутые козьи города;
Кремней могучее слоенье:
И все-таки, еще гряда —
Овечьи церкви и селенья!
Им проповедует отвес,
Вода их учит, точит время;
И воздуха прозрачный лес
Уже давно пресыщен всеми.

Как мертвый шершень возле сот,
День пестрый выметен с позором.
И ночь-коршунница несет
Горящий мел и грифель кормит.
С иконоборческой доски
Стереть дневные впечатленья
И, как птенца, стряхнуть с руки
Уже прозрачные виденья.

Плод нарывал. Зрел виноград.
День бушевал, как день бушует.
И в бабки нежная игра,
И в полдень злых овчарок шубы;
Как мусор с ледяных высот —
Изнанка образов зеленых —
Вода голодная течет,
Крутясь, играя, как звереныш.

И как паук ползет по мне —
Где каждый стык луной обрызган,
На изумленной крутизне
Я слышу грифельные визги.
Твои ли, память, голоса
Учительствуют, ночь ломая,
Бросая грифели лесам,
Из птичьих клювов вырывая?

Мы только с голоса поймем,
Что там царапалось, боролось,
И черствый грифель поведем
Туда, куда укажет голос.
Ломаю ночь, горящий мел,
Для твердой записи мгновенной.
Меняю шум на пенье стрел,
Меняю строй на стрепет гневный.

Кто я? Не каменщик прямой,
Не кровельщик, не корабельщик:
Двурушник я, с двойной душой,
Я ночи друг, я дня застрельщик.
Блажен, кто называл кремень
Учеником воды проточной.

Блажен, кто завязал ремень
Подошве гор на твердой почве.

И я теперь учу дневник
Царапин грифельного лета,
Кремня и воздуха язык,
С прослойкой тьмы, с прослойкой света.
И я хочу вложить персты
В кремнистый путь из старой песни,
Как в язву, заключая в стык
Кремень с водой, с подковой перстень.

1923

Юлия Белохвостова   03.05.2011 11:20   Заявить о нарушении
Арсений Тарковский, ОДА

Мало мне воздуха, мало мне хлеба,
Льды, как сорочку, сорвать бы мне с плеч,
В горло вобрать бы лучистое небо,
Между двумя океанами лечь,
Под ноги лечь у тебя на дороге
Звездной песчинкою в звездный песок,
Чтоб над тобою крылатые боги
Перелетали с цветка на цветок.

Ты бы могла появиться и раньше
И приоткрыть мне твою высоту,
Раньше могли бы твои великанши
Книгу твою развернуть на лету,
Раньше могла бы ты новое имя
Мне подобрать на своем языке, -
Вспыхнуть бы мне под стопами твоими
И навсегда затеряться в песке.

1960

Юлия Белохвостова   03.05.2011 11:22   Заявить о нарушении
Если же говорить именно о размере, то, в несколько упрощенном и обощённом виде, можно сказать, что классической одической считалась строфа из десяти строк, написанных четырехстопным ямбом, разбивающихся на три части. В первой части - четыре строки с рифмовкой abab, во второй и третьей - по три, с рифмовкой - ccd, eed. В качестве примера прекрасно подойдёт строфа классической оды Г.Р. Державина "Фелица" (1782 г.), прославляющей императрицу Екатерину II:

Фелицы слава - слава Бога,
Который брани усмирил;
Который сира и убога
Покрыл, одел и накормил;
Который оком лучезарным
Шутам, трусам, неблагодарным
И праведным свой свет дарит;
Равно всех смертных просвещает,
Больных покоит, исцеляет,
Добро лишь для добра творит.

Юлия Белохвостова   03.05.2011 11:26   Заявить о нарушении
С разрешения Юлии - как пример того, что одой никогда не называлось и не считалось, но что может быть примером оды футуристической:

Владимир Маяковский

ЛИЛИЧКА!
Вместо письма

Дым табачный воздух выел.
Комната -
глава в крученыховском аде.
Вспомни -
за этим окном
впервые
руки твои, исступленный, гладил.
Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День еще -
выгонишь,
можешь быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.
Выбегу,
тело в улицу брошу я.
Дикий,
обезумлюсь,
отчаяньем иссечась.
Не надо этого,
дорогая,
хорошая,
дай простимся сейчас.
Все равно
любовь моя -
тяжкая гиря ведь -
висит на тебе,
куда ни бежала б.
Дай в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб.
Если быка трудом уморят -
он уйдет,
разляжется в холодных водах.
Кроме любви твоей,
мне
нету моря,
а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
Захочет покоя уставший слон -
царственный ляжет в опожаренном песке.
Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.
Если б так поэта измучила,
он
любимую на деньги б и славу выменял,
а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
И в пролет не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
Завтра забудешь,
что тебя короновал,
что душу цветущую любовью выжег,
и суетных дней взметенный карнавал
растреплет страницы моих книжек...
Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?

Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг

Лекс Тур   03.05.2011 11:55   Заявить о нарушении
Я бы, конечно, это стиховторение к оде не отнесла. Для меня это один из самых ярких примеров любовной лирики Маяковского.

Юлия Белохвостова   03.05.2011 16:53   Заявить о нарушении
а если к одической строфе спереди присобачить катрен, с рифмовкой abab, получим сонет?...
тока там ямб "нестокастопный"...
)))

Александр, мы тут как в волейбол играем... мячик-вопрос-информацию друг другу передаем, а ловим - кайф)))
я вот иногда задаю вопросы уточняющие и даже глупые... но нужные)))... чтоб ведущий поведал миру чего он знает)))

Старый Мудрый Акан   04.05.2011 00:54   Заявить о нарушении
Меня, собственно, только это и настораживает - вот сидим мы тут втроём и ведём всяко-разные разговоры про стихосложение... эдак мы могли бы и не на всеобщем обозрении пообщаться, что-то другие-то не подключаются? Ну, да ничего, может, когда тему вывешу и открою приём стихотворений, тогда оживление и случится.

Что касается превращения оды в сонет - тут всё не так просто. В русской традиции, конечно, более распространена шекспировская, английская форма сонета (abab cdcd efef gg), однако существует и такая, о которой Вы говорите - французская форма, где рифмовка как раз так и выглядит: abba abba ccd eed. Однако здесь возникает ряд нюансов. Если в основном в сонетах, действительно, используется пяти-шестистопный ямб, то как раз во французском сонете - александрийский стих, а это уже совсем другая история. Я уже не говорю про композиционную, образную, эмоциональную составляющую.

Юлия Белохвостова   04.05.2011 09:11   Заявить о нарушении
кстати, рифмовка в первых двух катренах во французском сонете - кольцевая, охватная, тогда как в других сонетах может быть, как и в оде - перекрёстная

Юлия Белохвостова   04.05.2011 09:28   Заявить о нарушении
про Александрийский стих я помню, если что, привожу справочку:
(Материал из Википедии)

Александрийский стих — французский двенадцатисложный стих с цезурой после шестого слога, с обязательными ударениями на шестом и двенадцатом слоге и с обязательным смежным расположением попеременно то двух мужских, то двух женских рифм. Ритмически александрийский стих характеризуется тем, что распадается на два полустишия по шесть слогов в каждом. В каждом полустишии имеется обычно два ударения — одно постоянное (на конце — «accent fixé»); различные комбинации этих ударений, дающих 36 фигур, и создают ритмическое движение александрийского стиха. Первоначально александрийский стих являлся чисто силлабическим стихом, но в результате длительной эволюции приобрёл отчётливое тоническое строение. У французских романтиков Александрийский стих характеризуется резкими нарушениями цезуры, передвигающейся направо и соответственно изменяющей расположение ударений.
.
Русским александрийским стихом называется шестистопный ямб с обязательной цезурой после третьей стопы и с аналогичной французскому александрийскому стиху рифмовкой. Например:
.
Никто на празднике блистательного мая,
Меж колесницами роскошными летая,
Никто из юношей свободней и смелей
Не властвует конём по прихоти своей.
=========================================================
Юля, а вот про это:
Я уже не говорю про композиционную, образную, эмоциональную составляющую.(с)
думаю, говорить надо. ведь в сущности, никто не мешает мне написать восхвалительный сонет, преисполненый восторга и почтения.
композиционно в сонете тоже ведь и у катренов и у сонетов есть у каждого своя задача.
так в чем же тогда различие эмоционального и композиционного строя сонета, "безголового сонета" и оды?

)))
а что беспокоит... что беспокоиться - приглашать народ надо, да и тему вешать)

Старый Мудрый Акан   04.05.2011 09:42   Заявить о нарушении
прекрасный совет, Акан, вот и помогите мне народ пригласить, а я пока докомплектую состав судей - осталось чуть-чуть, сегодня тему вывешу!

Юлия Белохвостова   04.05.2011 10:40   Заявить о нарушении
Мажу маслом бутерброд, сразу мысль: "А как народ...?"(с) :-)))

Это хорошо, Юлия, что Вы заметили, что втроём остались на данном обсуждении. Только Ваше беспокойство кажется мне чуть показушным.
Почему чуть?
Потому что, скорее всего Вы этого и сами не заметили, как дали по носу гостю.
Каким образом? Объясняю.
О чем был мой вопрос? О том, кто же ведет конкурс.
Что я получил перед ответом? Комментарий, смысл которого: " Мы здесь, де, люди приличные, по понятиям живем, а Вам (т.е. мне) они (понятия) похоже не знакомы."
Этот комментарий, что был такой уж большой необходимостью или это Ваша обычная манера общения?
Я бы мог это проверить, ответив сразу, но не стал. А просто решил не участвовать.
Но сейчас, заметив Ваши сетования на отсутствие народа, уже не смог сдержаться.


Александр Скворцов   04.05.2011 13:32   Заявить о нарушении
Александр, участвовать или нет - это, конечно, только Ваше решение. Что касается моего ответа - никакого щелчка по носу, естественно, не было, это уж Вы истолковали так, как Вам хотелось. Равно как и я могла истолковать Ваш вопрос как некую подковырку - но постаралась этого не сделать, а просто отшутитmся. Не получилось? ну, что ж теперь, всяко бывает... Если Вам интересно об оде поговорить, а может - и написать оную - милости прошу. Если Вам хочется предполагаемые мои качества обсудить, или какое-нибудь разбирательство отношений устроить - тут уж я не участвую, и на площадках-конкурсах, которые я веду, убедительно прошу этого не делать.

Юлия Белохвостова   04.05.2011 14:20   Заявить о нарушении
Мда! Что тут скажешь? :-(((
Я пожалуй понял. Это - Ваша обычная манера общения. А меня такой тон категорически не устраивает.
А как просто было остановиться на "милости прошу"! И всё, инцидент исчерпан. Так нет, обязательно совершенно необязательное нравоучение добавить надо!
Но одного Вы достиги. Теперь это уже не щелчок, а пинок! Разжевывать, почему, не буду.
И вас беспокоить - также.
Спокойно ведите конкурс в своей манере. А я понаблюдаю. :-(((


Александр Скворцов   04.05.2011 16:27   Заявить о нарушении
Александр, прежде чем пошутить, надо подумать, что шутка может оказаться непонятой. А общение в присутствии дамы лучше вообще начинать с комплимента даме. От этого всем будет приятнее.

Лекс Тур   04.05.2011 16:59   Заявить о нарушении
Я - за общение "унисекс"! :-)))

Александр Скворцов   04.05.2011 17:35   Заявить о нарушении
вздохнул.
если честно, меня тоже достал сексизм.

думаю, что с комплимента надо начинать любой разговор, с любым незнакомцем, независимо от его пола и возраста.
а в сети, когда реальные пол и возраст неизвестны, тем более.
не обостряйте отношения, плиз.
)))

Старый Мудрый Акан   05.05.2011 00:02   Заявить о нарушении
ну это не сексизм, а вежливость по-моему просто.
чё-то народ нервный становится к лету(

Матвей Багров   05.05.2011 00:37   Заявить о нарушении
я ессли честно то оду воспринимаю только в несколько в юмористическом ключе, даже если она серьёзно восхваляет (такой вот казус..) может действительно стесняет подразумевающаяся пафосность)

Матвей Багров   05.05.2011 00:41   Заявить о нарушении