Рецензии на произведение «Итоги. Алексей Ивантер»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Мои дорогие! Я почитал рецы и т.д. – простите меня и за то, что не принял участия в дискуссии – я их не очень, просто, люблю и за то, что был краток и не разжевал убедительно сказанное о стихах. Наверное, действительно, было надо разжевать – ну, грешен, не очень люблю и конкурсы и разговоры об искусстве – много раз говорил, что для них приемлем только язык искусства. Искусство далеко от любой демократии, искусство волюнтаристично по свой природе. Разница между стихами средними и хорошими ещё иногда прослеживается шаг за шагом, хотя дело это нудное и неблагодарное, разница же между хорошими стихами и шедеврами — не просто значительная, а принципиальная. Шедевр — это текст исключительной эмоциональной силы и высочайшего литературного мастерства, заставляющий читателя возвращаться к нему снова и снова, постепенно, без усилия, заучивающийся наизусть. Именно из таких произведений и состоит литература.
Академический «Словарь русского языка» определяет понятие «шедевр» как «исключительное по своим достоинствам произведение искусства». Когда-то, работая над учебным пособием «Шедевры русской поэзии второй половины 20-го века», я понял, что не должно быть оглядки на роль поэта в литературном процессе, степень его популярности или безвестность, что стратегия выбора — не антологический охват, т.е. не фиксирование истории литературы по принципу включения как можно большего количества поэтических имён, но — отбор всего лучшего, что было написано в русской поэзии за последнюю половину 20¬-го века и первые годы 21-¬го, отбор по принципу безусловной художественности.
К поэзии не применима табличка «Детям до 16¬-ти вход воспрещён». Вход в поэзию закрыт для людей с глухим сердцем и косным мышлением, без скидок на филологическое образование и учёные степени, и открыт для читателей любого возраста с чистой душой и восприимчивым сознанием. Замечательный русский поэт Давид Самойлов сказал: «От большинства из нас, кого современники называют поэтами, остаётся не так уж много, отбор этот производят читатели, все виды читателей, которых нам довелось иметь…» Поэзия недолговечна, слишком быстро меняется язык, но стоящее за ней – ценно и, я верю, бессмертно.
Алексей Ивантер 01.05.2009 23:42 Заявить о нарушении
напоминает человеку о его собственном положении в мире, о пропорции пространства к его телу. Но независимо от соображений, по которым он берется за перо, и независимо от эффекта, производимого тем, что выходит из под его пера, на его аудиторию, сколь бы велика или мала она ни была, -- немедленное последствие этого предприятия -- ощущение вступления в прямой контакт с языком, точнее -- ощущение немедленного впадения в зависимость от оного, от всего, что на нем уже высказано, написано, осуществлено.
Зависимость эта -- абсолютная, деспотическая, но она же и раскрепощает. Ибо, будучи всегда старше, чем писатель, язык обладает еще колоссальной центробежной энергией, сообщаемой ему его временным потенциалом -- то есть всем лежащим впереди временем. И потенциал этот определяется не столько количественным составом нации, на нем говорящей, хотя и этим тоже, сколько качеством стихотворения, на нем сочиняемого. Достаточно вспомнить авторов
греческой или римской античности, достаточно вспомнить Данте. Создаваемое сегодня по-русски или по-английски, например, гарантирует существование этих языков в течение следующего тысячелетия. Поэт, повторяю, есть средство существования языка...
...Пишущий стихотворение, однако, пишет его не потому, что он рассчитывает на посмертную славу, хотя он часто и надеется, что стихотворение его переживет, пусть не надолго. Пишущий стихотворение пишет его потому, что язык ему подсказывает или просто диктует следующую строчку. Начиная стихотворения, поэт, как правило, не знает, чем оно кончится, и порой оказывается очень удивлен тем, что получилось, ибо часто получается лучше,
чем он предполагал, часто мысль его заходит дальше, чем он расчитывал. Это и есть тот момент, когда будущее языка вмешивается в его настоящее.
Существуют, как мы знаем, три метода познания: аналитический, интуитивный и метод, которым пользовались библейские пророки -- посредством откровения.
Отличие поэзии от прочих форм литературы в том, что она пользуется сразу всеми тремя (тяготея преимущественно ко второму и третьему), ибо все три даны в языке; и порой с помощью одного слова, одной рифмы пишущему стихотворение удается оказаться там, где до него никто не бывал, -- и дальше, может быть, чем он сам бы желал. Пишущий стихотворение пишет его прежде всего потому, что стихотворение -- колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения. Испытав это ускорение единожды, человек уже не в состоянии отказаться от повторения этого опыта, он впадает в зависимость от этого процесса, как впадают в зависимость от наркотиков или алкоголя.
Человек, находящийся в подобной зависимости от языка, я полагаю, и называется поэтом."
Иосиф Бродский. "Нобелевская лекция"
P.S. А разве надо к этому еще что-либо добавлять?
Кишот 02.05.2009 00:31 Заявить о нарушении
Прекрасно сказано.
Кстати, никаких резкостей в Вашем обзоре, Алексей, мне не увиделось. Все по делу и вполне спокойно. И мне, например, было интересно и весьма полезно все Вами здесь высказанное. Спасибо.
Xaxashka 02.05.2009 00:33 Заявить о нарушении
однако выдержки из Бродского тоже весьма к месту, да:-)
Xaxashka 02.05.2009 00:36 Заявить о нарушении
Алексей Ивантер 02.05.2009 01:16 Заявить о нарушении
боже!! это откровение. я никогда не думала...
мне казалось, что наоборот - вход открыт для глухих.. с закрытым сердцем.. косных.. мне казалось так важно иметь ученую степень.. и главное,чтобы душа погрязней! и чтобы быть как можно менее восприимчивым..
потрясающе. надо же!! а я всегда наоборот думала!!
я сейчас скопирую это себе.
на жесткий диск.
для меня это так неожиданно - попытаюсь осмыслить..
спасибо большое, Алексей.
Анука 02.05.2009 02:16 Заявить о нарушении
(П.Самсонову и прочим БЛК-модераторам: перенос вопросов осуществлен со страницы Ивантера по его предложению перенести их сюда. по технике подачи вопросов: мы договорились с ним на "ты", на его странице вопросы были заданы мной еще более жестко, так что по совокупности данной инфо - удаление этой моей рецензии будет осуществлено против воли Ивантера)
1. Считаешь ли ты этичным а значит приемлемым выставлять стихи авторов на конкурс без их предварительного на то согласия (не важно что это - сами стихи или ссылки на эти стихи; неважно живы эти поэты, умерли или продолжительно отсутствуют на Стихире))
2. Считаешь ли ты что на конкурсе, который позиционирует себя как "собиратель золотого фонда стихиры" и максимально отражает сегоднешнее состояние поэзии на Стихире, должен быть введен ограничитель, связанный с уходом в 2004-м году со Стихиры основной массы сильных поэтов (После "Диррективы Кравчука"). Т.е. на данном конкурсе как минимум 1/3 стихов должна быть датирована "производство после 2004 года.". еще одна треть после 2008. И лишь одна треть выпуска 2000-2004 годов. Какие пропорции предложил бы ты, учитывая факт "исхода" отсюда первой волны, и если ты считаешь не этичным выставлять стихи без согласия авторов или в их отсутствие.
3. Относительно выбора стихов на данном апрельском БЛК:
3.1. Считаешь ли ты необходимой ступень отбора "эксперты"?
3.2. Правомерно ли устраивать соревнование - конкурс, на лучше ли делать просто "АЛьманахи", Подборки и так далее, без соревновательной компоненты? (тогда вопрос №1 отпадает)
3.3. Относительно выбора Алексея Ивантера. Как минимум стих Канаки выбран познакомству - мое мнение. Таких стихов как ау Канаки - здесь было много. Просто она более знакома лично по общению на твоей странице, более понятна как личность а это влияет на твой выбор?
4. Считаешь ли ты приемлемым продолжать голосовать за стих Неймана, который писал в Вологодское отделение Союза Писателей с просьбой проверить есть ли у МИхаила СОпина компьютер и знает ли он что его на Стихире представляет его жена а Авин его "пиарит"?
Спасибо за надежду на прямые ответы.
3. Считаешь ли ты что
Виктор Авин Ученик Сопина 02.05.2009 02:30 Заявить о нарушении
Виктор Авин Ученик Сопина 02.05.2009 02:36 Заявить о нарушении
Никита Брагин 02.05.2009 08:55 Заявить о нарушении
Владислав Сергеев 02.05.2009 14:42 Заявить о нарушении
2. По второму пункту – любой современный конкурс – домашний, камерный. Включая «Всероссийские». Они затрагивают узкий круг. Я вообще конкурсы не люблю.
3. Коллективные сборники имеет смысл делать. Беда всех авторских поэтических книг их переразмеренность – на десяток сильных стихов 80 слабых. В лучшем случае – 50 на 50, но это уже редкость.
4. Всегда на наш выбор влияет нечто личное. Но в данном случае дело не в личности, а в тематике – я хорошо чувствую пряную подсоленную действительность, которую кожей ощущает Катерина.
5. О личностях поэтов…. Мой хороший, что есть поэзия, в чём её предназначение, кто её интересуется? Я согласен с Сократом, что дана она нам для очищения души. Почему-то некоторые души – наиболее самовлюблённые, эгоистичные и неуравновешенные - выбирают именно такое средство очищения. На своём опыте знаю, что средство это работает. Есть другие. Но многие выбирают этот. Потому-то столь многие братья и сёстры наши по земному существованию и пишут стихи. Естественное свойство человеческой души – желание очищения. Давай же пожелаем и им и себе успеха на этом пути и не будем отягощать себя осуждением, раздражением и прочим хламом.
Алексей Ивантер 02.05.2009 22:53 Заявить о нарушении
п.1. состоит из логической конуструкции: "если ... то следовательно ..."
по аналогии: "если Бог дал мужчинам и женщинам половые органы, которые стали средством массовой информации, то следовательно - существуют разного рода притоны и бордели, порнография в СМИ и это правильно. п.4. - о чертовой дудке - не ново но каждый новый так об этом душевно... Вобщем, товарищи в горячке, Алексий Ивантер берет все грехи на себя. для очистки совести говорите? это точно. И на этом разрешите не прощаясь. диагноз: лихорадка очередная, хроническая. лекарство: самоуспокоение и затухание после пресыщения и самоотравления
Виктор Авин Ученик Сопина 03.05.2009 00:28 Заявить о нарушении
Алексей Ивантер 03.05.2009 01:09 Заявить о нарушении
Катерина Канаки 04.05.2009 16:40 Заявить о нарушении
Да, это мнение не редактора и критика, мнение Автора!Если бы такого эксперта не было, его нужно было придумать!Своей жесткостью, категоричностью он придал нужный, рабочий градус:) всему процессу, разогнал некий шлейф благостности.
Мне ключевой фразой видится:"Торкать должно искусство, искушённого, пресыщенного читателя брать за хобот"
Вот есть уровень так называемого рейтинга с ГС, понятен уже уровень нашего БЛК, хороший, объективно хороший.
Нам предлагается найти такие стихи, или "воспитать" таких авторов, которые действительно останутся, стихи которых "торкнут" сАмого искушенного и пресыщенного, в т.ч. и Алексея...
На то он и Большой Литературный Конкурс.
Беленко Сергей 30.04.2009 23:39 Заявить о нарушении
Тут ведь как-нравится автор, и находишься в ауре его стихов, все хороши!Взять паузу, или абстрагироваться как-то?..
Вот так -набираюсь опыта и за мнение благодарен, и давайте критиковать друг друга, КОНСТРУКТИВНО!:)
Беленко Сергей 01.05.2009 00:06 Заявить о нарушении
Степ 01.05.2009 00:09 Заявить о нарушении
Беленко Сергей 01.05.2009 00:20 Заявить о нарушении
Никита Брагин 01.05.2009 09:33 Заявить о нарушении
Степ 01.05.2009 09:45 Заявить о нарушении
В целом, я удовлетворён, как прошёл первый цикл. И у нас есть ещё огроиное пространство для манёвра.
Павел Самсонов 01.05.2009 11:12 Заявить о нарушении
http://www.stihi.ru/rec.html?2009/05/01/4132
, ты же на стихире с 2003-го года кажысь? ну что за детский сад ейбо? интернет большой в нем видно все. а поетические сайтф сообщающиеся сосуды.
Виктор Авин Ученик Сопина 01.05.2009 13:57 Заявить о нарушении
Хочешь сосуществовать нормально, подбери себе другую интонацию.
Павел Самсонов 01.05.2009 14:30 Заявить о нарушении
Павел Самсонов 01.05.2009 14:32 Заявить о нарушении
Виктор Авин Ученик Сопина 01.05.2009 14:52 Заявить о нарушении
Павел Самсонов 01.05.2009 16:00 Заявить о нарушении
"Я сразу столкнулся с ошибкой номинаторов, и на основе их ошибочного выбора мне предложили сделать выбор мой ... конкурс не авторов, а конкретных текстов, выбранных неудачно".
"Из предложенных мне для экспертизы стихотворений мало за что цеплялся глаз. Есть стихи проходные, ученические на пятёрочку, есть такие, которые я называю словом «литинститут» - придраться-то не к чему, а не торкает. Торкать должно искусство, искушённого, пресыщенного читателя брать за хобот. Вообще, в текстах, присланных мне для рассмотрения, преобладает унылая гладкопись".
Спасибо Вам за то, что Вы это сказали! Когда я вчера попыталась сказать то же самое... да Вы, наверное, и сами уже это видели :))) Ещё раз спасибо!!!
Ольга Абатурова 30.04.2009 23:37 Заявить о нарушении
Вы начали ерничать по поводу стихов, одобренных первым членом жюри.
Вам ответили, что есть еще два арбитра.
Степ 30.04.2009 23:57 Заявить о нарушении
Единственное желание, которое возникает после прочтения такой реценции, - потянуть автора за нос, сделать ему козу и сказать: у-тю-тю-тю-тю какие мы. Что и делаю.
Иван Грозный 30.04.2009 20:48 Заявить о нарушении
Сергей Богомолов 30.04.2009 21:27 Заявить о нарушении
Приходят к раввину юноша и девушка.
Юноша: - Равви, я получил в наследство много денег. Посоветуйте, в какой банк их отнести??!!
Девушка: - Равви, я выхожу замуж. Завтра свадьба и первая брачная ночь. Посоветуйте, что мне одеть??!!
Раввин подумал и ответил: тебе, дочь моя, и тебе, сын мой, один ответ. Что ты не одень и куда бы ты не отнёс деньги, всё равно, с вами сделают, что им захочецца.)
Симон Слуцкин 30.04.2009 22:09 Заявить о нарушении
Мне в последнее время постоянно приходится отвечать на один и тот же вопрос. Его задают мне как при личных встречах, так и интерконтактах.
Только за один вчерашний день мне задали его... пересчитываю... шесть разных людей. Оттенков у этого вопроса несколько, а смысл практически один. Зачем нужен этот конкурс? Кстати, и Алексей Ивантер ранее его задавал. Для каждого у меня находились свои аргументы, не всех я в чём-то убедил, но вот когда я встречаю такую реакцию на критику, какую вижу в ваших отзывах, убеждаюсь сам в очередной раз - да! нужен!
Потому что не умеем, не знаем, не приучены, обделены... Тысячу раз тогда прав ещё один мой (и Кирилла Анкудинова) вчерашний оппонент:
"Я-то думаю, лучшее, что можно сделать для стихирного населения - это постоянно им вдалбливать, что они есть художественная самодеятельность, к литературе никакого отношения не имеющая. И что их потолок - стать культурным, квалифицированным читателем (что как раз немало). Надеюсь, что и Вы понимаете это дело именно таким образом".
Вол как!
Павел Самсонов 30.04.2009 23:05 Заявить о нарушении
На критику коментарий Ивантера не похож. Если вы хотите узнать, что такое настояшая критика в рамках стихиры. то посмотрите, пожалйста, конкурс критики, который проходил в ТМ (ведущая А. Миронова). Там 6 стихо. разобраны до последней буковки.
Сейчас, к сожалению, таких разборов полётов не встречается. Даже у нас на Психоделике в ревью. Хотя в них гораздо больше материала, чем у Ивантера. Я его не обвиняю, я просто объясняю, вам, Павел, что вы, верно, и без меня знаете, но отчего то не говорите - это не критика. А если даже комент, то весьма поверхностный.
Симон Слуцкин 30.04.2009 23:19 Заявить о нарушении
Я на Стихи.ру, Симон, не вчера заявился. Не скажу, что со всем, но со многим лучшим, что здесь было и есть, я знаком. Со всякого уровня разборами. Так вот, иной раз одна строчка заменяет 50-страничное эссе...
Я Вам лучше другой пример продемонстрирую. Вот так на Стихире разбирали номинируемое стихотворение в 2003 году: http://www.stihi.ru/2003/07/11-157 Не поленитесь, обязательно почитайте рецензии, только с самого начала. Вот к такому уровню хотелось бы приблизиться. Тяжела задача. Не вижу я пока на Стихире такого уровня рецензентов, но они могут появиться. Вот для чего, в первую очередь, нужен БЛК
Павел Самсонов 30.04.2009 23:32 Заявить о нарушении
Симон Слуцкин 30.04.2009 23:41 Заявить о нарушении
Ваша фраза, - "Обычная реакция чем-то уязвлённых или чего-то недопонимающих людей", - характеризует и Вас определённым образом. Так что, честь имею,
Сергей Богомолов 30.04.2009 23:49 Заявить о нарушении
Павел Самсонов 01.05.2009 00:49 Заявить о нарушении
Валерий Носуленко Апофис 01.05.2009 01:51 Заявить о нарушении
ладно, Павел, видит Бог, я этого не хотел, но Вам, как я только что понял, больше по душе общение в стиле "врезать крепко и коротко" ? - врезаю : Вы - беспринципное человеческое существо,
которое не желает нести никакой ответственности за пришедших под его начало людей. Так Вам больше нравится ? -
более понятно ? - если не очень понятно, поясняю :
Вы, как организатор и член главной редакции БЛК, имеете некоторое отношение к выбору номинаторов конкурса, людей достойных и поэтов неплохих ? - я полагаю, имеете, но вот(!) приходит какой-то "страшный и усатый таракан", и Вы, лев местного леса, вместо того, чтобы просто поднять лапу и махнуть ей легонько, начинаете зверям побольше(номинаторам етс.) намекать на то, что у таракана очень цепкие лапы и громкий свист, да и вообще, - он вхож в такие сферы... а со зверьми поменьше ? - ну, с этими, - о чём с ними вообще можно говорить? - с вечно недооценёнными и недопонятыми.
(Были у меня периоды в жизни, когда я начальствовал - в основном,над группами инженеров - так я своих людей от несправедливых нападок кого бы то ни было за-щи-щал.)
Ведь дошло уже до того, что Беленко покаялся, мол, плохой я номинатор, недосмотрел, простите меня, государи мои.
Кто следующий ? Тридцать какой-то там год не напоминает ?
Трусом не надо быть, Павел, вот и всё.
Всё остальное - слова, слова, слова.
Сергей Богомолов 01.05.2009 03:00 Заявить о нарушении
(С) П.Самсонов в ЖЖ, почти дословно.
Первый Адвокат 01.05.2009 05:45 Заявить о нарушении
Будьте здоровы.
Павел Самсонов 01.05.2009 08:01 Заявить о нарушении
Предсказуемо ? - пусть будет предсказуемо,
непримитивное, но трусливое Вы наше.
Сергей Богомолов 01.05.2009 08:32 Заявить о нарушении
похоже, что рецензия Воронцовой-Юрьевой, из-за которой сыр-боор начался, удалена, ну да ладно...
ну все очень похоже, как на ТМ и других площадках. С одним нюансом.
Этот стих вообще разбору не подлежит, потому что он - стих, поэзия. В нем все оправдано. Ну, отбрехался разок автор за на версту да на Гатчине, пояснил свою мысль для особо одаренных - и все. На этом дискуссия закончена.
Одно и то же мЕня - в тексте Ё.Ё. и в стихе Артиса имеют разный статус, именно потому, что у него - стих, а у нее - текст.
для Ануки специально, если начнет уточнять: в стихе Артиса есть элемент стилизации под народные песни - там это часто встречается.
Степ 01.05.2009 09:43 Заявить о нарушении
Павел Самсонов 01.05.2009 10:59 Заявить о нарушении
Степ 01.05.2009 11:21 Заявить о нарушении
Степ 01.05.2009 14:20 Заявить о нарушении
владение собой я безусловно отношу к положительным чертам характера любого персонажа.
Ё.Ё. 01.05.2009 14:38 Заявить о нарушении
с каждым днем мое уважение к Вам удваивается :)
Степ 01.05.2009 14:40 Заявить о нарушении
Понравилась "Железнодорожная баллада"
"кровавый рим давай поговорим
мы ждем на черном полиэтилене
при свете электрической зари
закрой нам очи распрями колени
и угольные щеки оботри "
писец как классно!
Лексею - спасибо.
Ms 30.04.2009 18:32 Заявить о нарушении
Голова лопается.
Ну, высказал Алексей ивантер своё мнение. Ну, прямовато, излишне категорично, грубовато. Порою безапелляционно.
Имеет право. И вовсе не потому, что пишет лучше, талантливее тех,кого разбирал.
Я, например, "Железнодорожную балладу"! Коляны поставил бы выше практически всех стихов Ивантера, которые читал у него.
И мне попросту смешны обвинения по поводу "литературщины", "чужих миров" и "мифов". Абсолютно с тем же - и даже с бОльшим - правом можно в том же самом обвинить как раз стихи Алексея.
Но не его стихи мы сегодня разбираем. Я коснулся их потому, что считаю не просто некорректным, но абсолютно не отвечающим объективной реальности замечание Владислава Сергеева по поводу того, что автор-де "имеет право" на снобизм, заслуженное своим творчеством. Творчеством своим он ровным счётом ничего не заслужил, тем более - права на снобизм. Не потому, что Алексей пишет плохие или слабые стихи. А потому, что права на снобизм нельзя заслужить никакими стихами, даже гениальными :).
Да и не вижу я в снобизме ни хорошего, ни дурного.
Ну, так человеку удобнее выражать свои мысли. По природе своей он категоричен.
Вот так он решил. Так ему КАЖЕТСЯ. Любой человек, решивший принять участие в любом конкурсе, должен быть готов к необъективности любого члена жюри - или всех скопом.
К их субъективизму. К "вкусовщине". Или тогда не имеет смысла участвовать вообще ни в каких конкурсах.
Подумайте о другом. То, что вы прочли выше, - ВСЕГО ЛИШЬ МНЕНИЕ ОДНОГО ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОГО ИВАНТЕРА. Не более того. Павел Самсонов пригласил его быть экспертом. В следующем конкурсе экспертами будут другие люди. С совершенно другими вкусами. А может, и с такими же, кто знает.
ТРИ ЧЕЛОВЕКА до Ивантера отбирали стихи на конкурс. И если отобрали, значит, уже как минимум у двоих из них мнение несколько иное.
Ну, может быть, и не противоположное мнению Алексея (они выбирали исходя из усреднённого уровня), однако же они выбрали авторов из огромного списка претендентов, что само по себе хорошо.
Есть ещё мнение номинантов. Честно признаюсь: для меня, например, мнение Владислава Сергеева много больше значит, нежели мнение Алексея Ивантера (без обид). ЭКСПЕРТ НЕ ВЫШЕ НОМИНАТОРА НИ ПО КАКИМ ДАННЫМ. Завтра его пригласят номинировать, а нынешнего номинатора - быть экспертом. Только и всего.
И чего огород городить? Весь смысл в том, что Ивантер высказал своё мнение. Он имеет на это право. И на выбор формы, в которой высказывает своё мнение.
Ну, улыбнитесь и разведите руками, если с ним не согласны :)))
Не считайте его авторитетом в последней инстанции. Он им не является, да и не претендует на это, я надеюсь :))
Фима Жиганец 30.04.2009 18:56 Заявить о нарушении
Михаил Замятин 30.04.2009 20:41 Заявить о нарушении
Я был неправ.
Приношу свои извинения, что не смог ясно выразить свою мысль. Раз возникает возможность столь неприятной интерпретации, то уже совершенно неважно, что я имел в виду. Поэтому просто - был неправ, извините.
Однако стирать свои слова не считаю корректным, дабы не делать бессмысленными многочисленные производные реплики.
С уважением ко всем присутствующим (включая возможно отсутствующего Алешу Ивантера),
Владислав Сергеев 30.04.2009 20:45 Заявить о нарушении
Жиганцы на этот счет могут спокойно отдыхать.
Чигринов Юрий 30.04.2009 21:07 Заявить о нарушении
Особенно от вумных замечаний чигрыновых :))).
Меня интересуют замечания более умных людей.
Фима Жиганец 30.04.2009 21:20 Заявить о нарушении
А истерики по поводу Ивантера отношу за счёт слабости нервов некоторых местных товарисчей.
Стихи Алексея в защите не нуждаются.
Я высказал своё мнение, и куда в менее категоричной форме, нежели эксперт. Стихи которого мне тоже нравятся. И тем не менее...
Фима Жиганец 30.04.2009 21:23 Заявить о нарушении
Давно Алексея не читал, но, наверное, так и есть: каждый видит бревно в своем глазу :)
Мне обзор не показался хамским. Ну, есть такое ивантерское ИМХО.
На весь хвост рец вначале внимания не обратил, сейчас просмотрел бегло. Жаль, что любая критика заканчивается профсоюзным собранием по поводу морального облика критика. :(
Ms 30.04.2009 21:51 Заявить о нарушении
И мне не показался хамским. Об этом я и написал.
Очень точное замечание насчёт профсоюзного собрания :).
То Шестакова разбирали, зачем он себя геологом назвал, теперь Ивантера - зачем он так снобистски...
Ну не матом же он, в конце концов, послал!
Даже если и снобистски. Шо поделать... Я повторяю: не относитесь к этому как к истине в последней инстанции. Отнеситесь как к частному мнению.
Зачем стулья-то ломать?
Фима Жиганец 30.04.2009 22:05 Заявить о нарушении
Виктор Авин Ученик Сопина 30.04.2009 22:17 Заявить о нарушении
Сначала я хочу приветствовать первый комментарий представленных на конкурс стихов (в смысле - отмеченных Алексеем Ивантером). Мне кажется, что такое прямое, честно выражение своего отношения к стихам должно быть, даже обязано быть на этом конкурсе - уж, если его "затеяли", то надо продолжать. После первой надо налить вторую :) и я надеюсь. что и другие эксперты, и впредь, будут сопровождать свои решения личным отношением, собственным мнением. В этой ситуации не обойдется без "обойденных" и недовольных, но именно это - наличие недовольства - отличный стимул к дальнейшим действиям, и показатель успешности конкурса.
Теперь маненько пройдусь по некоторым стихам - не с целью затевать дискуссию, а, скорее, с желанием кое-что оттенить.
Стихотворение Натана Хлебника "Рцы" - безусловно, интересный текст, сделанный с достаточным умением, даже с мощным эстетическим посылом - соединить несоединяемое, срастить воедино те фрагменты, что частенько возникают в уме, и обычно утекают в небытие. Это желание говорить тогда, когда все нечленораздельно, когда слово не поет, но мычит, и сквозь это мычание пытается прорваться голос. Да, это здорово, но, но, слишком, увы, знакомо. Подобные тексты ныне многие успешно делают. Это не упрек автору, ибо с другими его текстами я пока не знаком, потому не берусь судить дальше. Но этот текст, при всей своей интересности мне представляется не спетым, но сконструированным, не гармоничным, но случайно-хаотическим - как вскрик, вопль, выкрикнутый от боли, причиненной с умыслом, и по заранее намеченному плану.
О стихотворении Катерины Канаки я уже писал, потому не буду повторяться. Отмечу некоторые, возможно, спорные моменты.
Энергетика. Простите, ненавижу это слово, отдающее разными ТЭКами и КАТЭКами моей молодости... Переводя разговор в другую плоскость, скажу лишь, что в художественном произведении, даже таком малом, как стихотворение, могут быть и кульминация, и спад (diminuendo). Именно это и есть во второй части стихотворения Канаки. Звук, чувство - стихают, тают. Это абсолютно в рамках классической композиции античной лирики (от Алкея до Горация), и, учитывая эллинское начало автора, хочется думать, что это не случайно. И это, на мой взгляд, хорошо. Именно в этой части пробуждается нежность, просыпается жалость - душа любви - а сами стихи, прежде всего, о ней - о любви! а вкус земли, соль и прочее - это лишь дополнения и качества, как запах цветка есть лишь качество его, но не сам цветок. И, конечно, здесь тихое слово важнее. Ибо, говоря по-русски, именно "тихое слово кость ломит". Да и к чему Андромахе петь голосом Клитемнестры?
По поводу стихотворения Геннадия Ермошина. Отрадно видеть, что мнения некоторых противников и критиков данного конкурса оказались самым блестящим образом опровергнуты - ведь на третье место в ранг-листе Алексея Ивантера вышло стихотворение, написанное коротким размером, сжатыми, упругими, и, вместе с тем, распевными строчками. Оно хорошо, но, на мой взгляд, не поднимается над уровнем многих хороших современных стихотворений о России. Но и ниже этого уровня - не опускается. Что само по себе очень и очень нелегко.
Мне тоже жаль, что Мария Маркова не попала пока в число избранных экспертами. Я хотел номинировать ее - но не успел. Если бы номинировал - то другое стихотворение, причем у меня был бы большой выбор. Ну, что ж, не судьба. Впрочем, я уверен, что стихи Марии еще не раз прозвучат на этом, и других конкурсах - от всего сердца желаю ей удачи!
Никита Брагин 30.04.2009 18:31 Заявить о нарушении
У меня очень близкое отношение к стихам Канаки и Ермошина.
Спасибо, Никита!
Павел Самсонов 30.04.2009 19:51 Заявить о нарушении
Никита Брагин 30.04.2009 21:54 Заявить о нарушении
Фаустов 30.04.2009 22:16 Заявить о нарушении
"Совсем озверел Абдулла, ни своих, ни чужих не жалеет!" (с)
)))
Да уж, Алеша в своем амплуа: высказался жестко, ничуть не заботясь о производимом впечатлении, но – ведь правильно же всё!
Высокомерно? Извините, друзья, однако Ивантер своим творчеством заслужил привилегию разговаривать с нами таким тоном. В конце концов, поэт имеет право на говенный характер )))
Что касается меня, то уел конкретно: я именно шел от авторов к стихам. Спасибо, Алексей, очень точное замечание, буду думать. Правда, не представляю, как можно идти иначе. Возможно, пребываю в плену стереотипов, возникших в связи с Коллекцией. Исправиться не обещаю, но обещаю впредь быть внимательнее при выборе конкретных поэтических текстов (а не их авторов).
Прочитав предыдущие рецки, я понял, что сейчас боюсь двух вещей.
Первое – что возобладает традиционный "гуманизм" по отношению к номинаторам и редакторам: вот, мол, люди старались, а вы, гады – без восторга и даже без почтения к нашим трудам.
Второе – что Алексей, прочитав формирующийся в обсуждениях хвост осуждающего общественного мнения, психанет – и будет потерян для конкурса. А я бы очень хотел снова видеть его среди экспертов. Или среди номинаторов. Или среди номинируемых.
)))
PS. После выслушивания (прочтения) данного "экспертного заключения" хочется дать в эксперту в морду, а потом – обняться с ним и пойти напиться. Или в обратной последовательности… Слышь, маэстро? )))
Владислав Сергеев 30.04.2009 16:36 Заявить о нарушении
скажите, пожалуйста, Владислав, вот Вы, например, в реальной жизни всегда позволяется вышестоящим товарищам разговаривать с Вами как с быдлом? а почему нет, имеют право, правда? извините, но Вы сами провоцируете подобную постановку вопроса.
Чушь Собачья Непоротая 30.04.2009 16:46 Заявить о нарушении
)))
Что касается "быдла", то им является тот, кто себя таковым ощущает. То есть это проблема не столько говорящего, сколько слушающих. Не думаю, что в этой ветке "дискуссии" вы найдете хоть кого-то, готового принять на себя этот термин.
Владислав Сергеев 30.04.2009 17:19 Заявить о нарушении
мы тут ещё выступаем, а авторы, номинированные на конкурс, вряд ли придут защищаться.
Галина Самойлова 30.04.2009 17:26 Заявить о нарушении
Лично я готов извинить многие (почти все, кроме прямой подлости или предательства) личные недостатки у людей, которых Бог наделил столь фантастическим даром творчества.
Владислав Сергеев 30.04.2009 17:27 Заявить о нарушении
"Не так ли?!"
Разумеется, так!
И что? )))
Владислав Сергеев 30.04.2009 17:29 Заявить о нарушении
Галина Самойлова 30.04.2009 18:18 Заявить о нарушении
Дмитрий Артис 30.04.2009 18:24 Заявить о нарушении
Дмитрий Артис 30.04.2009 18:33 Заявить о нарушении
Галина Самойлова 30.04.2009 18:44 Заявить о нарушении
Я попросил Ивантера судить по гамбургскому счёту, и он воспринял это буквально, на что я и рассчитывал. У Кирилла Анкудинова и Сергея Щёкина другая стилистика, так ведь это-то и интересно.
Павел Самсонов 30.04.2009 19:45 Заявить о нарушении
что?????
че-го????
какие могут быть оправдания такому тону??
а тех, кого Ивантер здесь левой ногой разобрал, этот тона заслуживают?
напомнить список из лонг-листа???
пойду, наконец, за шесть лет стихиры почитаю самого Ивантера, что ли.
что же он там сам пишет.
Анука 30.04.2009 19:53 Заявить о нарушении
Павел Самсонов 30.04.2009 19:58 Заявить о нарушении
ну.. можно спутать и легко, но нормально. не глупо.
обычно. часто вторично.
мой вердикт - ну.. нормально.
номинировать в мае??
ну не знаю.
подумаю.
слишком быстро пробежалась - еще посмотрю.
пока - что видела - это не за хобот.
Анука 30.04.2009 20:05 Заявить о нарушении
все правильно - говорит!!
это я такой лопух - не то выставил.
исправлюсь - буду думать!!
как же интересно наблюдать за всем этим.
если б вы знали.
Анука 30.04.2009 20:41 Заявить о нарушении
отчества твоего не помню - Викторович, кажется??
не суть.
да сливай.
не страшно.
только, мне казалось, здесь разговор не об этом.
а на тебя смотрю - и..
охреневаю.
есть такое слово в русском языке.
Анука 30.04.2009 20:59 Заявить о нарушении
Однако мне тоже есть от чего охреневать.
Степень твоей предвзятости и передергивания мной сказанного зашкаливает за все мыслимые пределы.
Мне очень жаль видеть трансформацию твоего разума и твоего мнения обо мне. Возможно, когда-нибудь, через много лет, ты поймешь, что все, что вы с витей на меня мажете, индуцировано его больной фантазией и на 99 процентов ложно.
Также страшно жаль, что мне, видимо, в данной инкарнации не представится возможность сесть напротив тебя и ответить на все вопросы, по пунктам снять все ваши обвинения и наветы. Хотя бы потому, что витя, (а значит, и ты!) в этом совершенно незаинтересованы.
Не стану цитировать твое "посылание" образца 2006 года, приведу последнее:
"прощай.
на века.
Анука 12.04.2009 19:33"
Девочка, ну будь хотя бы последовательна!!
Владислав Сергеев 30.04.2009 21:45 Заявить о нарушении
Виктор Авин Ученик Сопина 30.04.2009 22:00 Заявить о нарушении
а теперь расскажи про меня всё то, что - кроме отчества - ненароком знаешь.
а я послушаю.
Анука 30.04.2009 22:27 Заявить о нарушении
1. А где здесь у А.Ивантера высокомерность?
Мне, например, не увиделось ничего такого. Высказано мнение; мнение небезосновательное, что признано даже и сразу лицами заинтересованными; высказано спокойно, причем ничего при этом не сказано такого, что было бы не в интересах дела.
Это скорее высокая мера по отношению к делу - но никак не высокомерие по отношению к действующим лицам, имхо...
2.А вот второй аспект утверждения... а именно: что кто бы то ни было, если он в творческом отношении велик, имеет благодаря этому право разговаривать с людьми высокомерным тоном - с этим, Вы уж извините, согласиться никак нельзя. И, глубоко уважая Вас, Владислав, говорю это прямо и без обиняков... Да и, думается, Вы сами, подостыв, уже поняли, что несколько сгустили краски. А Вот что "поэт имеет право на говенный характер )))" - так же, как и на характер любого другого рода, - это утверждение, безусловно, справедливо :-). Однако все-таки, и только так и не иначе! - никакие особенности характера не дают ни поэту, ни кому-нибудь другому говорить с людьми высокомерно или еще как-то унижая достоинство собеседника. И если такое происходит, то иначе как к невоспитанности (ну, если не углубляться в поиски еще причин такого прискорбного явления:-)..) - это нельзя отнести.
Извините, что пришлось сделать этот комментарий, - но уж слишком часто доводится последнее время видеть беседы, не достойные, так скажем, этого названия. И потому возле слов человека весьма мною уважаемого показалось уместным поставить точки над "i" в этом отношении - с тем, чтобы именно здесь, как и ранее здесь же происходило, сохранялись и поддерживались принципы деловой и выдержанной дискуссии, единственно способной служить конструктивности.
Спасибо за Ваш постоянный и конкретный вклад в литературный процесс на Стихире, Владислав. Надеюсь, этот конкурс также станет его проявлением.
С глубоким уважением.
Xaxashka 02.05.2009 01:26 Заявить о нарушении
Честно говоря, прочитав этот небольшой обзорчик, у меня появилось устойчивое подозрение в том, что ув.Эксперт абсолютно не владеет предметом.
Декларировать то, что автор "Автор владеет языком искусства" и не объяснить, что это за зверь такой "язык искусства" наводит на мысль о том, что сам ув. Эксперт очень отдаленно представляет для себя смысл этого понятия.
А не отметить того, что текст Хлебника восходит к традициям западноевропейской поэзии и является апологетикой "Оуэн со товарищи" в высшей степени небрежность.
Хотя стоит отметить, что подобные тексты без знаков препинания, ориентированные на то, что сам читатель расставит акценты, напоминают мне книжки-раскраски. Можно, конечно, назвать составителей таких книжек "художниками", но от этого они ими не станут.
Текст Катерины Канаки очень интересен, но не закончен. И то легкое недоумение, которое появляется после прочтения, зависит наверное от того, что текст сей во-первых лишен примет реальности, во вторых грешит отсутствием смысла. Поэтому, априори, и не может быть завершен, поскольку завершить что-либо можно только при наличии внятной мысли(мыслей), которые приводят к определенному выводу. А коли мысли нет, то и вывод не напрашивается.
То, что сквозь текст Геннадия Ермошина просвечивает сразу несколько текстов Бродского, почти не подлежит сомнению. И в этой вторичности его основная беда.Вторая проблема - разношёрстная стилистика, где в вполне лексически современном тексте, выскакивают неоправданные анахронизмы.
Как ни странно, но "Железнодорожная баллада" сродни тексту Хлебника. Если поставить эти тексты один за другим, то мы четко увидим путь развития гипотетического автора, работающего в определенной стилистической манере - текст без начала и конца, построенный на личностных ассоциациях, немотивированно навязываемых читателю. И если оба текста похожи по форме то разнятся по наличию осознанного личного опыта. Правда и здесь не обошлось без Бродского.
Текст Генадия Наймана выгодно отличается от всех предшествующих текстов, как наличием узнаваемой авторской интонации(одним из главных критериев отличающих настоящего автора от среднестатистического графомана),так и наличием симбиоза "мысль-ощущение" являющего собой краеугольный камень любого зрелого текста. Тем более, что тематика текста достаточно тривиальна и распостранена, но автору удалось, пропустив ощущения сквозь призму личностного опыта, взглянуть на тему под немного другим углом, а это, как мне кажется, и есть главная задача для автора, считающегося литератором.
Вот на этом пассаже я и закончу озвучивание тех мыслей, которые появились у меня по прочтении данного обзора.
Сonsommer 30.04.2009 16:08 Заявить о нарушении
Тень Бродского - да, наличествует.
Павел Самсонов 30.04.2009 19:53 Заявить о нарушении
Фима Жиганец 01.05.2009 20:30 Заявить о нарушении
Один раз точно. Всё время натыкаюсь на страницу Валентин Сидоров, где идёт подборка моих стихов...
Абыдна мне, досадна мне, ну ладнааа...
Фима Жиганец 01.05.2009 21:32 Заявить о нарушении