Рецензии на произведение «Легат»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Просто понравилось )))
Виталия Дудинская 17.11.2018 08:01 Заявить о нарушении
Побродила, почитала. Понравилось. Приду еще)
Елена Картунова 30.11.2017 11:27 Заявить о нарушении
Суровый край, туристы редки
(При Сталине ссылали предков
Сюда)… Неброский наш ландшафт
Не так обширен, может быть,
Как тот, где жили Локис с Ладой
(Здесь гида нанимать не надо),
Но тоже есть, где побродить…))
Вит Балашов 01.12.2017 02:30 Заявить о нарушении
Елена Картунова 01.12.2017 06:43 Заявить о нарушении
Хорошо. "Ваша рецензия слишком короткая (менее 8 символов)". Однако это таки просто хорошо, что тут еще сказать.
Арина Элхэ Бедрина 08.02.2017 16:24 Заявить о нарушении
Недавно вспоминал in natura поэтов и поэтесс на сайте этом. Вы, сэр на ум пришли.
Vale et memor sis mei!
Юрий Абрамов 24.01.2009 22:24 Заявить о нарушении
Vale Roma regina mundi!
Юрий Абрамов 25.01.2009 22:58 Заявить о нарушении
Как раз на день рождения рецензия попала. Подарок, однако.
Спасибо.
Вит Балашов 30.01.2009 22:34 Заявить о нарушении
А вот это очень интересная вещь, имею в виду сюжет. Но с точки зрения исполнения безупречна только седьмая строфа, тут прямо целый Гумилев. Ну еще, может быть, вторая строка последней строфы. Остальное всё ведь сыро, недоправлено.И к чему в предпоследнем четверостишии вдруг меняется порядок мужских и женских рифм?
Алексей Комлев 03.12.2008 03:40 Заявить о нарушении
Вит Балашов 03.12.2008 04:01 Заявить о нарушении
Алексей Комлев 04.12.2008 10:08 Заявить о нарушении
Вит Балашов 04.12.2008 23:21 Заявить о нарушении
Наивно с моей стороны объяснять Вам то, что Вы и сами прекрасно знаете , но коль скоро Вы решили спрятаться за понятие субъективности любой оценки, то приходиться сделать неумный вид, что я Вашей наивности поверил. Опасность таится вот в чем. Субъективизм, возведенный в степень абсолюта, приводит к девальвации художественной ценности произведения. Один Пиросмани - это прекрасно, но когда каждый плохой рисовальщик станет утверждать, что примитивизм, мол, есть его творческое кредо, а захотел бы - так написал похлеще вашего Рафаэля -- вот тогда появляется необходимость в критерии, более объективном, чем "нравится-не нравится". И всякий разумный человек (Вы в первую очередь) скажет: нет, брат, ты нам своим особым виденьем мира в морду лица не тычь, а так и скажи, что рисунок изучал плохо в школе художественной. Об этом очень хорошо есть у Сальвадора нашего Дали. Ну, это, Вы понимаете, я для иллюстрации. А вообще из таких примерно рассуждений далее вытекает представление о технике, в т.ч. стиха. И уж позвольте усомниться, что единственным критерием, скажем, достойной ритмики является "мне нравится": а мне вот НЕ нравится, когда правило альтернанса нарушается без какой бы то ни было эйдологической задачи, а просто чтобы похвастаться лишней парой рифм на -оно-. И это применимо для всех уровней структуры произведения, будь то метрика, лексика, стилистика, etc. Что такое стихотворение, лучшие слова в лучшем порядке, так, кажется? В лучшем! (А в лучшем случае - в единственно возможном). И если вообще существуют "хуже" и "лучше", то, следовательно, найдется и критерий сравнения.
Резюме: критика как самостоятельная отрасль паралитературы - говно. Критический подход на уровне "автор"-"автор/читатель" вещь иногда (хорошо, пусть редко) небесполезная. С симпатией,
Алексей Комлев 10.12.2008 15:46 Заявить о нарушении
Вит Балашов 10.12.2008 18:40 Заявить о нарушении
Прекрасная вещь.
Спасибо за настроение.
Владимир
Репин В. 06.03.2008 21:11 Заявить о нарушении
Пали капли дождя в траву.
Помнит замка замшелый вал
Звук серебряных труб...
Но царит вековой покой,
И разросся бурьян во рву,
И минувших веков слова
Не срываются с губ...
Вит Балашов 11.03.2008 09:31 Заявить о нарушении
Но труба вдали протрубит,
Коль впечатав в душу слова,
Строчки с пальцев обронит Вит.
Наталия Фейгина Наталина 21.11.2008 13:35 Заявить о нарушении
"Никто не ведает, что он
Не волей царскою и божьей..."
Несмотря на то, что кое-какие поправки уже сделал к Вашему стихотворению М.Этельзон, хотел бы отметить, на мой взгляд, историко-литературную неточность.
Стилизация стихотворения в любом случае относит нас к эпохе завоеваний Древнего Рима, а в то время никакие события не свершались "волей божьей", а исключительно волею рока или богОВ!
"Воля божья" содержит скрытое внутреннее указание на единобожие, на монотеизм, например, на христианство, а в ту эпоху, под которую идет стилизация, об этом еще не знали. Появление христиан в Риме произошло позже, когда великая империя уже откатилась с завоеванных территорий, и не было уже у нее рубежей, с которых мог мерещится "хребет Рифейского дракона".
Кроме того, слишком дорого было бы даже для всей казны Рима, не говоря уж о казне простого легионера, ковать "посеребренные" кольчуги для какого-то там по счету легиона на самой границе Ойкумены.
И наконец, если мы говорим о Риме, то никак не "волей царскою и...", а волей императора, на худой конец, кесаря! (Хотя и "кесарь" уводит в сторону - к базилевсам Византии)
Последнее: очень странно читать такие строки - "И на лазурных небесах Сильфидов танец прихотливый…"
Сильф, сильфида
(англ., нем., фр. sylph, от лат. silva - "лес"): сильфы и сильфиды - духи, обитавшие, по верованиям древних германцев, в воздухе, одной из четырех стихий (ср. ундины, гномы, саламандры)
Толковый словарь Ушакова:
СИЛЬФИДА
сильфиды, ж. (от греч. silphe - моль, мотылек). 1. То же, что сильф, но представляемое существом женского рода (книжн.). || перен. Об изящной, с легко...
Ср. Карамзин, "Сильфида": "Плавай, Сильфида, в весеннем эфире!";
Пушкин, "Легким станом вы сильфида..."
Валентин Алексеев 30.12.2005 03:38 Заявить о нарушении
С Новым Годом!
Валентин Алексеев 30.12.2005 03:42 Заявить о нарушении
В электронке куча писем, на некоторые по году не отвечено, пишут друзья, пишут читатели, пишет сотрудник полоцкого музея, прочитавший стихотворение «Сорок первый» и интересующийся, не осталось ли у меня от деда каких-либо документов того времени – а от деда вообще ничего не осталось, даже могилы, пишут генеалоги-любители, разыскивающие свои корни; на письменном столе вокруг компьтера навалены вперемежку прайсы, обрывки бумаги с пометками: «Грин Кросс Медикал», Корея. Составить запрос, перевести, связаться. Срочно», «Автоматизированный комплекс для производства пластикатной тары и систем переливания крови». Найти производителя. Срочно», «Обновить прйсы в интернете. Срочно», «Внести изменения на сайте фирмы, переработать дизайн», спецификация работ по университету, каталог инструментов и имплантатов по остеосинтезу, незаправленные картриджи к цветному принтеру, дискеты, флэшки, «Изборник» - русские летописи, справочник «Униформа, вооружение, организация – Армия императорского Рима, I-Iiвв. Н.э.», сборник мемуаров «Зарождение Добровольческой армии», книга «Генерал Корнилов», «Тысячелетие вокруг Каспия» Гумилёва, «Пётр I» Толстого, «Потоп» Сенкевича, «Дымка. Конь ковбоя» Виля Джемса – последние три перечитывал для отдохновения да так и не нашёл времени распихать обратно по книжным полкам. На рабочем столе компа – папки с надписями: «оперативная», «текущие», «разобрать срочно», «к быстрому реагированию», «быстренько просмотреть»… История, литература, философия, ислам, христианство, тенгрианство, оружие холодное, оружие огнестрельное, «Действия батальона в наступлении…», «атака шпагой в верхний сектор с выпадом и защита 5-ая дагой…», «аммонитяне были кочевым народом…», «Аппарат Поток-1 Служит для профилактического и лечебного воздействия постоянным током на организм человека (гальванизации), а также проведения лекарственного электрофореза…», «список заключивших договора…», « Русский – vene (эст), - krievs (лат).», «Фёдор Леонтьевич Шакловитый…», «С думской трибуны Столыпин заявил…», «Бестиарий…», «Прорицание вёльвы…», «Фестский диск…», «Обновление BIOS и разгон видеокарт…», «Доисламский период…», «Анатомия человеческой деструктивности…», «Военная униформа. Англия времён Столетней войны», «Издательство «Мусагет», символисты, Блок, Белый, Эллис, Гиппиус…», «История импрессионизма. Мане, Дега, академия Сюиса…», «Мескалин и пейот, другие виды галлюциногенов…», «Украина. Униаты.», «Польские заимствования в украинском языке», «Франция. Как правильно – Бульвар Капуцинов или Бульвар Капуцинок?..», «Военно-морской церемониал», «Словарь морских и судостроительных терминов», «Флоренский. Наука как символическое описание», «Шпренгер. Молот ведьм», «Анимистические представления шаманизма», «Вежливые обращения в японском языке», «Иордан О происхождении и деяниях гетов», «Ксенофонт. Анабазис», «Историко-статистические сведения о Петергофский церкви Знамения пресвятыя Богородицы Л. гв. Конно-гренадерского полка с входящими сведениями о полке и первоначальном основании Петергофа»… Уффф…)))
Такие дела))) А ещё люди вокруг. И у всех масса срочных дел, требующих участия. Душевного. Физического. Люди, которые близко. И люди, которые далеко.
Текущий электронный адрес мой vitwolf@list.ru , с удовольствием скину Вам по почте ссылки хоть на все пять стихирных страниц и одну на «Проза.ру» - читатель, которому мои произведения интересны, мне, разумеется, всегда дорог, как и любому автору, а за поздние ответы уж не сердитесь – всё читаю, всех помню, ценю и благодарен, но отвечать не всегда в силах. Время и деньги всегда в обрез, как патроны))))
По замечаниям к «Легату» - солидную базу я, в принципе, не затруднюсь подвести под какой угодно образ))
Но имеет ли смысл вспоминать здесь «серебряный легион», или серебряные накладки умбонов на скутумах, или посеребренные львиные головы на бляхах центурионов? )) А уж полемизировать о том, может ли выражение «божья воля» подразумевать волю одного Бога или целого пантеона античных богов (кстати, «доля человечья» - сколько человек имеется в виду? Один? Полторы тысячи? Всё человечество?)))) – это уж будет напоминать споры средневековых схоластов о том, сколько ангелов может уместиться на кончике иглы.))
Дело в том, что порой мои читатели, привыкши несколько к точной детализации в стихах на историческую тему, бывают обескуражены, встречая такие стихи, как «Легат», «Paris.1923», «Драккар из ногтей мертвецов», «Врата» и им подобные. «Легат» - не хардкордный симулятор римского легиона))) И сколько бы комментариев я ни написал к этим стихам, я всё равно не смогу описать прозой всего того, что было в них вложено. Стих – не плоская конструкция, стих работается в глубину – на два, на три, на четыре эшелона потаённых смыслов, и то, сколько мы воспринимаем из прочитанного, определяется степенью нашего приближения к произведению – необходимо прорубить несколько палуб, чтобы пробраться в трюм.
…Вот я вчера – или позавчера? – сутки у меня смещаются – перечитывал стихотворение Адели Д. «Марат и Корде». Ссылка: http://www.stihi.ru/2002/12/06-600
Под стихом у неё комментарий – для потенциальных критиков: «A propos, я в курсе, что в конце восемнадцатого века не было фенов, да и облицовка стен кафелем в ванной комнате - весьма сомнительно...» И вот добрый десяток рецензентов высказал своё мнение по поводу истории политических убийств, Французской революции, чуть ли не о платформе жирондистов по земельному вопросу… И вот автор вынужден обсуждать, слегка про себя недоумевая, исторические декорации, в которых действуют его лирические герои – и ведь, действительно, и об этом он писал, и об этом… А главное остаётся в стороне, а смыслы стихотворения нужно искать скорее в семантике фамилии Корде и…
«…И ты помедлил, уходя
Из вечной памяти моей.
Пока читали приговор,
Я повторяла «мон Марэ»
И повторяю до сих пор.
Сквозь бархат книг, сквозь кровь времен
Иду на ощупь, наугад
На эшафот. Из всех имен –
Марат…»
Зрители посмотрели спектакль на историческую тему «Убийство диктатора Марата аристократкой Шарлоттой Корде и гильотинирование оной», в двух актах, с раздачей прохладительных напитков в антракте… А на сцене жили и истекали кровью наши современники, со своими - не картонными, не выданными из реквизита на время спектакля, - чувствами, страстями, любовью… И высшею мерой искусству станут две оценки – оценка неискушённого зрителя: «Господи, я ничего не понял, но то, что было – было прекрасно до слёз!..» - и: «Боже мой, я понял всё, и то, что есть – до слёз прекрасно!,,» - оценка художника…
…Ну вот, надо прервать прихотливый сильфидов танец и бежать. Букцины зовут, и ликторы с фасциями выстроились на преториуме.
Вит Балашов 30.12.2005 14:56 Заявить о нарушении
Про загруженность Вашу понял, у самого нечто похожее - работа, правда, одна, зато проектов веду аж четыре (из них - несколько переводов, отсюда и мое внимание к точности смысла, значения и интерпретации), сижу вечерами и ночами, Вам ответить-то могу только подчас в 5-6 утра. Поэтому нисколько не обижаюсь, благодарен за то, что отвечаете даже в таком цейтноте.
По поводу моих заметок... Посеребренная кольчуга какого-то там по счету легионера просто требует значительно большее количество серебра, чем умбоны или львиные головы нескольких центурионов, или хотя бы отдельного элитного легиона... Есть у Вас стилизация под былину "В волчьей шкуре" - так вот там она начинается "Тихий звон кольчуги вдруг засеребрится..." Я же ничего не имею против этого образа, здесь-то все понятно, что нужно рассматривать смысл образа. Но вот посеребренная кольчуга легионера - это просто неточный смысл, не образ, да и даже для Рима очень дорого это будет, все свои легионы серебряными кольчугами снабжать, поэтому я и прицепился. Напластования образных систем и соответственно смыслов я также принимаю во внимание, и прекрасно отдаю себе отчет, что стихотворение это - не историческая зарисовка, а лирическая поэзия, которая, тем не менее, предъявляет не менее строгие требования к точности смысла и деталей. Что касается выражения "воля божья", то любой грамотный филолог или историк религии скажет Вам, что в языках народов, незнакомых с единобожием, просто нет понятия о воле бога, может быть только воля Афины, или воля Марса и т.д. и т.п. Здесь просто придется разворачивать исследование на уровне кандидатской диссертации про комплекс христианских представлений, которые имплицитно содержатся в таком высказывании, поэтому я особо и не аргументирую, ибо можно утонуть в этом, но что это так, для меня сомнений не вызывает.
"Прихотливый танец сильфидов" - по грамматической структуре становится ясным, что Вы говорите "сильфид", то есть он, существо мужского рода. А на самом деле есть или сильф, или сильфида, и тогда нужно говорить "танец сильфид" (а это в размер уже не укладывается). Я же не просто так привел и толкование словаря, и цитаты из Карамзина и Пушкина.
Хотя, Виталий, это все не придирки, а просто заметки, если хотите, дружеские подначки. Ибо я не добиваюсь от Вас переделки стихотворений - тем самым Вы им просто повредите. Отдаю себе отчет и в том еще, что критиковать, как говорится, легко, попробуй-ка напиши... Совершенно уверен в том, что Вы пишете не просто хорошо, Вы пишете прекрасно, несказанно талантливо, Вам бы чуток времени и сил "причесать" их... Про свои чувства как читателя скажу Вашими же словами: «Боже мой, я понял всё, и то, что есть – до слёз прекрасно!»
ПИШИТЕ БОЛЬШЕ!!!!!!!!
Кланяюсь, искренне Ваш Алексей В.
Еще раз с наступающим!
P.S. Загляните в рецензии к "Начало века...", я там оставил добавление к заметкам.
Валентин Алексеев 31.12.2005 11:04 Заявить о нарушении
Валентин Алексеев 31.12.2005 11:08 Заявить о нарушении
Хотя, поверьте, продолжаю знакомиться с Вашим творчеством и не устаю восхищаться, ибо пишете Вы просто божественно. Спасибо Вам за Ваши стихи!!!!!
С глубоким уважением и всяческим почтением, искренне Ваш
Алексей Валентинов :-)
Vive valesque!
Валентин Алексеев 18.01.2006 02:25 Заявить о нарушении
Валентин Алексеев 18.01.2006 03:08 Заявить о нарушении
"Рано или поздно, под старость или во цвете лет Несбывшееся зовет нас, и мы откликаемя на его зов..."- так начитнает Грин "Бегущую по волнам". Цитирую по памяти,потому, быть может, неточно. Вам удался сильный сюжет, переданный через образы. Комментариев даже не требовалось. Стиль тоже хорош, хоть анахронизмы я лично недолюбливаю. И изменение размера в предпоследнем катрене, на мой вкус, не слишком удачное решение.
Но баллада (в теории не силен, называю как другие называют)похвалы, безусловно, заслуживает.
С уважением
Пиня Копман 09.04.2005 10:24 Заявить о нарушении
В этот образ легко укладывается вся мировая история. Лично мне почему-то вспомнились строки из старой народнической песни "...вы долго вели нас, слепые вожди, тропою глухой и холодной". А еще, в "Записках русского офицера" Деникин вспоминает сумашедшего командира корпуса (еще до 14-го года), с которым не знали что делать.
Очень содержательное стихотворение.)
Дмитрий Савостин 22.10.2004 16:08 Заявить о нарушении
Как говорил Фрунзик Мкртчан в известном фильме: "Кто он такой, этот потерпевщий?! Куда он пощёл?!."
;-{)
Вит Балашов 25.05.2005 17:25 Заявить о нарушении
Захватываюшая тема, все понравилось.
Отзывы и ответы тоже интересные.
Потрясающие строки:
"Не волей царскою и божьей
Погнал имперский легион"...
"...он давно сошел с ума,
И не триумфы и не лавры
Его манят, - а миф, туман..."
Не то же ли было с Гитлером, а ранее с Наполеоном или Карлом? Что-то здесь есть такое похожее, настоящее...
______________________________________________________
Желаю удачи и вдохновения в творчестве, успеха!
С уважением,
Serg Merisarov 05.10.2004 23:42 Заявить о нарушении
Желание дать кому-то счастье, сказку оборачивается порой (а может, это закономерность?) трагедией, тем большей, чем больше людей подпадает под действие твоей воли…
И чем большей духовной силой обладает человек, тем труднее ему использовать её так, чтобы не принести вреда другим. Может быть, именно с этим связано и то, что люди, обладающие каким-то творческим потенциалом, особенно страшны, когда в их руках сосредотачивается неограниченная власть: нет власти - и они умирают пророками и страстотерпцами, мучениками и непризнанными гениями… Есть власть - и эпохи, их породившие, пропитываются кровью. Озёра крови, и на их поверхности колыхаются какие-то листочки: то юношеские стихи Сосо Джугашвили, то переписка Ивана Грозного с Курбским, то вырванная страничка из "Майн кампф"… Вот мы читаем сибирские письма Лунина, стихи и поэмы Рылеева… а что было бы, сопутствуй в своё время удача перевороту декабристов? Сначала они перерезали бы друг другу глотки, по схеме "жирондисты-якобинцы-термидорианцы-диктатура", или "Гитлер, Рем - ночь длинных ножей", или "1937 год", потом утопили бы в крови страну… В их свободолюбивых проектах встречаются страшненькие вещи… Да и представить только власть, к примеру, в руках декабриста Каховского?! Помните, со школьных времён - сразу всплывает перед глазами эта картина, во множестве растиражированная: каре мятежных полков на Сенатской, дымящийся пистолет в руках Каховского, - и Милорадович, схватившись за грудь, падает с коня? У Суворова было два любимых ученика - Багратион и Милорадович, герой войны 1812 года, любимец солдат, талантливый полководец… И вот какое-то полное ничтожество Каховский стреляет в него и входит в историю… Чем бы ещё он прославился, когда бы не повесили?..
___________
А вообще - интересная это штука, поэзия… Третий год пишу практически об одном - о любви к женщине, красивой, талантливой, нежной… а из-под пера выходит то политический памфлет, то готическая сказка, то русская былина, то историческая зарисовка, то гражданская лирика, то какая-то нелепая фанфаронада с дурным привкусом шутовства…
В принципе, любая тема, выраженная средствами литературы, преломляется дважды - в призме внутреннего мира автора и читателя…
Вит Балашов 11.10.2004 14:20 Заявить о нарушении