Рецензии на произведение «Призвание варягов»

Рецензия на «Призвание варягов» (Вит Балашов)

Учебник!!! Очень хорошее мнение: Это стихотворение да вставить в учебник. Я двумя руками «ЗА!!!» В учебник истории или литературы. Только тогда надо построить план образования для 4-го класса, например. Что-бы по датам совпадало изучение исторического процесса на уроках истории и это стихотворение по литературе. Так лучше закрепляется материал. Браво Вит!!!

Валерий Степанов 2   24.01.2016 20:18     Заявить о нарушении
Без нас учебники напишут;
А наш талант и скорбный труд
Экологическую нишу
Иную, видимо, займут:

Пройдут, как русская пехота
По полю с криками «ура»,
И лягут все, за ротой рота,
На этих глючных серверах.

))))

Вит Балашов   04.09.2016 02:03   Заявить о нарушении
Рецензия на «Призвание варягов» (Вит Балашов)

Да Вы гений!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Игорь Степанов-Зорин 2   09.03.2012 11:17     Заявить о нарушении
Не замечал такого за собой. Впредь буду осмотрительнее.

Вит Балашов   08.03.2013 00:13   Заявить о нарушении
Рецензия на «Призвание варягов» (Вит Балашов)

Эти стихи бы, да в школьные учебники! Не нашёл я в них подлога и отсебятины! Горько, что пишут рецензии не по существу написания произведения, а пытаются оспорить в них исторические вехи славянизма! Страшно, ведь таких, не помнящих родства - миллионы, наученных по учебникам, слагавшимся по Римским и греческим хроникам, возвеличивавшим рамеев и граждан Рима! А наши, теперь трясут их наушной лапшой, доказывая тем, кто знает, что они отстаивают научную точку зрения.В 1945 году наши войска в Европе не продвинулись ни на километр за линию древних славянских земель, согласно договору, и готовили его тоже, не дураки, которые знали правду истории.
По произведению: есть парочка сбоев в размерности строк, что досадой отзывается, но проглатывается, на фоне терминов и имён славянского лексикона, нивелируется под созвучия непривычные современному уху, особенно, если сквозь лапшу нушного подхода школьной программы!
Очень нужное, ещё вчера, произведение! Искренне считаю, что мне очень повезло его прочесть, и себе скопирую, для прорсвещения молодёжи!
Замечательно!

Александр Далецкий   05.12.2008 20:19     Заявить о нарушении
Собственно, и писалось это всё «вчера»… Когда, во время ельцинского захвата власти, стало абсолютно ясно, что страна будет развалена аккурат по сценариям, составлявшимся на протяжении десятков, а то и сотен лет в политических кругах Британской Империи, Австро-Венгерской монархии, Третьего Рейха, Соединённых Штатов Америки, когда всё, что пращурами нашими было собрано воедино за сотню веков, «выволокли на гноище, как падаль», как с горечью сказал в своё время в сходную эпоху Максимилиан Волошин, стал пытаться, в меру отпущенных мне скромных возможностей, напомнить в серии стихов и статей людям о том, что живут они не в Мордоре, не в «Империи Зла», которая наконец, на радость добрым эльфам из Госдепа США, разрушена и активно демократизируется по самые уши, а в великой, прекрасной стране – России, стране, чья история уходит в глубины тысячелетий, которая прошла через множество подобных испытаний и вышла из них ещё более могучей, в блеске культуры, науки, воинской славы… Слава Богу, удалось дожить до времён, когда вектор распада наконец, кажется, переломлен. И хотя целое поколение выросло за эти годы, готовое за пустые речи о «демократических ценностях» и пару сникерсов штиблеты облизать заморскому дяде, выросли и те, кто в ответ на оскорбление русского достоинства не кланяется униженно, благодаря «за науку», а сходу даёт в зубы. Теперь дай Бог, чтобы пришли умные, талантливые, те, кто сможет такое русское слово сказать, что раскроет перед Русью дорогу к новому расцвету, наполнит сердце каждого, живущего в этой стране, каждого причастного к её истории и культуре, гордостью за эту сопричастность… Ну а мы, как могли, землю зачертополошенную сошкой ковыряли в ожидании зерна золотого…

Вит Балашов   05.12.2008 22:30   Заявить о нарушении
"Вектор распада наконец переломлен"?Хи-хик!"Кризис среднего возраста наконец переосмыслен..."- это бы более в тему, при всём уважении.Просто в очередной раз завершился этап пазложения общества на тех,кого можно уже оставить самим себе и тех, у кого ещё есть будущее :)) Рюрик и гопа иже с ним - не предмет осознанной гордости за нацию - хотябы уже потому, что на нынешний поверхностный взгляд они иностранцы, а как происходила самоидинтификация людей того времени, не известно.

Виктория Барашкова   02.01.2010 15:09   Заявить о нарушении
Рецензия на «Призвание варягов» (Вит Балашов)

Очень, очень сильно! Как и многие ваши (тут я затрудняюсь: Стихотворные повести? Историко-эпические баллады?) произведения, и умно, и полезно, и литературно. Вызывает особое восхищение стиль - он точно соответствует содержанию, что является доказательством не только таланта, но и большого трудолюбия.
С огромным уважением

Пиня Копман   02.05.2004 14:23     Заявить о нарушении
В чём меня только не обвиняли, но в трудолюбии - в первый раз!)))

Вит Балашов   03.05.2004 09:46   Заявить о нарушении
Ну я тут покумекал малость, и решил, что Вы и для насмешки не пропали:
"Посланцы скорым шагом
Отправились туда
И говорят варягам:
"Придите, господа!
Мы вам отсыплем злата,
Что киевских конфет;
Земля у нас богата,
Порядка в ней лишь нет".
А.К.Толстой


На далнем Свейском юге,
среди шенгенских стран
водились раньше Руги
из Северных Славян.
Строгали лодки-струги,
вникали в суть вещей,
а также, на досуге,
хлебали лаптем щей.
Когда уж - врать не стану,
не знаю точно я,
явились к ним Славяне
Восточные братьЯ.
И говорят дебильно:
мол, братцы, е-мое!
Земля у нас обильна,
но князи - все ворье.
Пусть лучше нас захватит
какой заморский гад:
зарплату князь не платит
четвертый год подряд.
Мы, братья, так и знайте,
давно не ели всласть.
Короче: Жрать давайте,
или берите власть.
Сказали Руги: "Братие!
Неужто ж не спасем?
Основы демократии
мы вам преподнесем.
Подкрасьте чуть заплаты,
да сделайте рентген.
А мы вас примем в НАТО,
Европу и Шанген"
А ихний главный - Рюрик,
был вроде даже рад:
"Я, я! Их бин, натюрлих,
ваш самый кровный брат!"
Как много приходило
с тех пор на Русь князьев:
и умных, и дебилов,
и мамок и зятьев.
Богатство про...зевали
народ изведал бед...
Зачем их только звали?
Порядка ж нет как нет!
Не от ума большого.
Но я здесь - не при чем.
Читайте Балашова:
он знает что-почем!

Пиня Копман   06.05.2004 22:44   Заявить о нарушении
В XVIII веке немецкие учёные Миллер, Байер, Шлецер создали так называемую "норманнскую теорию" о несамостоятельном развитии русского государства. Вкратце тезисы и дух этой теории таковы: русские и (да и вообще славяне) - отсталая, неполноценная нация, не создавшая ни основ земледелия, ни ремёсел, ни оседлых поселений, ни культуры, ни правовых норм - ни строить, ни воевать, ни жить не умели; и вот пошли они-де на поклон к представителям высшей германо-скандинавской расы и просили их управлять собой. И с тех пор иноземцы от щедрот своих нам кости в будку кидают. И учат жить.
Отпор норманистам дал Михаил Васильевич Ломоносов, положив начало двухвековой битве за честь русского народа, битве, которая продолжается в исторической науке, в литературе, в идеологии и по сей день. За это время было сделано огромное количество исторических открытий, созданы мировые шедевры русской литературы, зодчества, живописи, обнаружены памятники мировой культуры, относящиеся ко временам Древней Руси, русская армия дважды входила в Берлин, Европа была освобождена от Наполеона, был разгромлен фашизм, осуждены и развенчаны теории расового превосходства.
Работы норманистов выходят до сих пор.
Суверенизация окраин Российской империи подхлестнула процесс, и вот уже новые академики и писатели с удовольствием муссируют тему о том, как "пришли русские к норманнам и дебильно попросили собою володети". Вот, к примеру, недавняя книжица очередного академика о казачестве: умели, конечно, такие-сякие, воевать, это у них от… норманнов и половцев; а в общем - сволочи, поскольку русские.
Вот весело и смачно пишет на сайте "Стихи.ру" Годлевский: "Не было никакого Ивана Сусанина, всё это официозная пропаганда! А если и был, так всё полякам рассказал - откуда среди русских патриоты?!"
"И вот американцы высадились на Луну" - так начинаются изданные в Америке и Европе книги о космосе. Ни Циолковского не было, ни Королёва и Курчатова, ни первого спутника Земли, ни, конечно, Гагарина и Титова.
Возможно, лет через триста-четыреста можно будет встретить в учебнике истории рассказ о том, как русские пришли к американским генералам Роджеру, Синхаузу и Трумэну и дебильно просили возглавить танковые армии под Сталинградом. Сомневаетесь? А сколько детей, подростков и взрослых в данный момент сидит за очередной добротно сделанной игрой "Коммандос" от "Пиро Студио", где зелёные береты проводят операцию в Сталинграде? Лиха беда начало…


История "норманизма" от Шлецера до Буша


…И вышел академик
И в голос возопил:
- Фсе рюсски есть бездельник
И - как это? - дебил!

Пофсюту непорятки,
Такой пофсюту грязь!
В такой страна проклятый
Откута пудет князь?!

Про Рюрик фсё есть сказки -
Er ist славянски нет!
Он кёниг был германский!
Ну, ф крайний слютшай - швед!

Но по сему вопросу,
Умерив немца пыл,
Михайла Ломоносов
В дискуссию вступил -

Как всякий русский, тоже
Весьма дурных манер,
Два раза смазал в рожу,
Сказав: - А вот те хер!

С тех пор таких богато,
Дери их суку-мать,
Пыталось нас, ребята,
Умом своим объять…

Вот был один мессия,
По виду - из мусьёв,
Кричал: - Даёшь Россию!
Ля вив либерасьён!

Он был гораздо падок
На это и на то:
И здесь, мол, непорядок,
И эдак - моветон…

- Ну что это такое -
Смешно ведь, ё-моё:
Кругом одно сплошное
С дрекольем мужичьё!

Отъемся на Москве я
И вам задам пример -
По шее вот, по шее! -
Как надо "а ля герр"!

В затылках почесали
Мы тут, сказали: - Ишь!..
Немного поднажали -
И заняли Париж.

Пощупали поближе -
Не так-то и хитро…
И вот кафе в Париже
С тех пор зовут "бистро".

И долго галлы выли,
Поджав горелый хвост:
"Мы русских бы побили,
Когда бы не… мороз.

Нам просто стало дурно,
А то б… конечно… вот…
Они ведь бескультурный
Затюканный народ!..

Бездарны и безлики,
И нет своих князей!
А если кто великий -
Скорей всего еврей!

А правят ими немец,
Монгол еt ainsi de suite,
А сам ля рюсс - туземец!
Ах-ах, печальный вид!.."

…Ну, про Октябрь не буду…
Чего там говорить…
Попёрли отовсюду
Порядки наводить…

Германцы с битой мордой
Потщась, изобрели
"Die deutsche neue Ordnung",
Да к нам и понесли -

И сразу, без прелюдий,
Загавкали опять:
"Мы вам поряток пудем
Чуть-чуть установлять,

Как есть ви отшень глюпий,
Тупой эрзац-народ!
А мы, арийцы, любим
Ваш масло, яйки, брот!.."

Полсотни лет - немало! -
Затем немало стран
В Москву рапортовало
Про пятилетний план…

…Но "Лучше уж варязи!" -
Подумалось, ей-ей,
Когда лепить из грязи
Вдруг начали князей

И сами мы, как будто
Объелись белены,
Распродали в минуту
Едва не полстраны…

Теперь почти повсюду
Любой сказать нам рад,
Что русский, мол, - Иуда,
Дебил, пьянчуга, кат…

Теперь заморский мистер
Глаголит нам: "Ол райт!
Я правильный статистик
Вам буду прививайт!

Основы демократий
И western mode of life…
Хотите сникерс? - Нате!
Для вас и сникерс в кайф.

Вступите для забавы
В Совет Европы… Да-с…
(А мы вокруг прибавим
Американских баз).

Ваш вид и дик, и страшен,
И нету хуман райт
(Скорей бы эти рашен
Повсюду вымирайт!

Ни смысла в них, ни толку)…"
- Постой-ка, брат…Ужо…
Мы запрягаем долго.
Ну, Бог даст, запряжём…

Витвольф   21.05.2004 04:17   Заявить о нарушении
Здорово, и впечатляет, как обычно!
Конечно, история штука темная. Но серьезных споров не стоит. Князья, которых приглашали в Новгород и Псков, приходили как управляющие по договору. Могли пригласить хоть немца, хоть шведа, лишь бы дружина у него была боевита, а сам не слишком много просил за службу. На этом основании делать выводы о достоинствах или недостатках народа может только ограниченный и самовлюбленный недоучка.
Вообще, любые оценки нации или народа всегда будут пристрастными и верхоглядными.
С другой стороны я не считаю умным человека, который заявляет "Я горд своим народом"
Достижения своего народа нужно знать и уважать. Но гордость, по-моему, можно испытывать только за то, чего достиг собственным трудом, ну, и за достигнутое воспитанными тобой детьми.
А то, что в твоих жилах течет кровь великих предков - не великая заслуга, а совершенная случайность. Чем же здесь гордиться?

Пиня Копман   28.05.2004 14:03   Заявить о нарушении
"…Глупый хвалится молодой женой,
Умный хвалится отцом с матерью…"
(Русская былина, для зачина)

Можно долго вращать понятие "гордость" в семантической плоскости, прихотливо придавая ему самые различные оттенки. Остановимся для удобства на определении Ожегова-Обнорского-Шведовой:
          Гордость - чувство собственного достоинства, самоуважения.

Теперь начнём ab ovo:

"Явились родители Пини Копмана к хунхузам, и говорят дебильно…" Задевает ли подобная фраза достоинство Пини Копмана? Надеюсь, двух мнений быть не может.
А если "явились дедушка и бабушка…"?
А "прадедушка и прабабушка…"?
А "прапра…"?
На каком колене поэт Пиня Копман бросит в лицо своим предкам: "не сцио вос"?
На седьмом? На четырнадцатом? Ещё нет? Это уже шестнадцатый век… От времён Рюрика и Гостомысла нас отделяют приблизительно 34-35 поколений предков. Предков.

Старая женщина, всплеснув руками, слепо ступает, торопясь, по грядкам: "Пришёл! Дождалась…" И мужчина в зелёной гимнастёрке… нет, в белой, и шаровары с лампасами… нет, - офицерский шарф, лейб-кампанский мундир и шпага… да нет, бахтерец на нём, и весеннее солнышко легко пляшет на железных пластинах и на мисюрке с бармицей, брошенной в траву, - шагает навстречу - подхватить… Дед? Прадед? Пращур? Или - я? Или… Сын? Внук?..

Тридцать пять поколений предков - геологов, инженеров, агрономов, полтавских хлеборобов, солдат-пехотинцев, поэтов, священнослужителей, крестьян, казаков, дворян, "штаб-, обер-, унтер-офицеров и нижних чинов", светских дам, слушающих у себя в гостиной, как Жуковский читает свою новую балладу, и бородачей, по "слову и делу" в Разбойном Приказе пытанных, и других, павших безвестно на Воже и Непрядве, на Калке, на Днепре, у мелких речушек, у больших городов, на заросших полях, где по утрам с узорного листа полыни стекает тихо серебристой каплей роса… А на вкус - горькая…
Тридцать пять поколений предков (не силён я в математике - закон удвоения предков минус закон убывания… это сколько миллионов?) укоризненно качают головами: - Дебильность? Сиречь слабоумие? Ой ли? Хорошо ли ты подумал, поэт, подбирая рифмы? Всё ли, что рифмуется, возможно поэту записать на бумаге и, паче того, опубликовать?..

Теперь послушаем человека, который не стеснялся публично заявлять, что гордится своим народом. Уж не дурак ли он? И такое обвинение было ему некогда брошено. "Что я не дурак - я Пушкин", - просто ответил этот человек, - "А что не даю тебе пощёчины, так для того только, чтоб не приняли этого за аплодисменты".
Итак:
"Но что есть общего между привязанностью лорда к своим феодальным преимуществам и бескорыстным уважением к мёртвым прадедам, коих минувшая знаменитость не может доставить нам ни чинов, ни покровительства?
Дикость, подлость и невежество не уважает прошедшего, пресмыкаясь пред одним настоящим. И у нас иной потомок Рюрика более дорожит звездою двоюродного дядюшки, чем историей своего дома, то есть историей отечества. И это ставите вы ему в достоинство!
Имена Минина и Ломоносова вдвоём перевесят, может быть, все наши старинные родословные. Но неужто потомству их смешно было бы гордиться сими именами?!"

А. С. Пушкин, "Опыт отражения некоторых нелитературных обвинений"

P.S. Характерно, что в высказывании Александра Сергеича абсолютно невозможно семантически противопоставить слова "уважение" и "гордость" таким образом: "уважать-де надо, но кто гордится, тот глуп".

P.P.S. И, в конце концов, если гордиться своим народом - глупость, то глупость такая стоит того, чтобы вышить на ней три королевские лилии и поднять её над бастионом Сен-Жерве.

Вит Балашов   28.05.2004 21:30   Заявить о нарушении
Как интересно с Вами дискутировать! Пишите Вы грамотно и корректно, аргументы разумны. Но я не вполне уверен, что поэтический сайт -подходящее место о дискуссии по таким вопросам.
И все же не хотел бы оставить Ваш пассаж без ответа.
Никак я не могу согласиться с Вами.
Чувство национальной гордости - гордости, за принадлежность к Великому народу - умным признать никак не могу.
Умен ли тот, кто "хвалится" отцом с матерью? А для чего же он хвалится? Чтобы вызвать уважение? Но неуж-то я его должен уважать за заслуги отца и матери?
Так вот, его отца и мать я зауважаю. А его -нет. Уважать я его буду только за то, что он сделал.
И Вы уверены, что Вас следует уважать за то, что Вы русский, а не, скажем, эфиоп? Вы хотите, чтобы я Вас уважал за стихи, которые написал Пушкин?
Я готов Вас уважать только за Ваши собственные стихи. За то, что Вы сделали.
Я готов, также, уважать Великого Пушкина.
Но никак не за его принадлежность к Великому Русскому народу, или к Великому Эфиопскому народу. За гениальные стихи. За то, что он сделал.
Оскорлять моих родителей, либо далеких предков не позволю. Но не потому, что "горжусь" своим происхождением, а потому, что уважаю их память. То, что они сделали.
У меня ведь, кроме "гордости" есть чувство уважения и чувство справедливости. Если будет время и интерес, почитайте мою статью по поводу оскорблений ппамяти:
-http://www.proza.ru:8004/2004/05/31-132
Пушкин - гений. Великий поэт.
Но был ли он великим философом, способным дать единственно верное определение слову "гордость"?
Мы ведь как раз об этих вещах говорим? Его ли суждение может быть решающим?
В общем-то. суть нашего спора в самом определении слова "гордость". Определение в словаре Ожегова ясное, но явно не полное.
Я встречал и такое понятие - "гордость" - это чувство принадлежности к общности - коллективу, семье, народу. Правда, это определение - времен "развитого социализма"
Надеюсь, с таким определением Вы вряд ли согласитесь?
ГОРДОСТЬ -от ст.-слав. гръдъ = “дурной, глупый, надменный”.
Впрочем, и происхождение слова ничего не проясняет.
Рекомендую Вашему вниманию определение французского философа Гальвеция (1715-1771):
" Гордость, как истинное или ложное чувство нашего превосходства, вытекающее из выгодного сравнения себя с другими, есть только скрытое желание быть уважаемым."
Скажите, это определение не вызывает у Вас протеста? Если Вы по-прежнему считаете, что гордость и чувство собственного достоинства одно и то-же -
наша дискуссия бессмысленна. Тогда мы просто говорим о разных вещах.
Если готовы выслушать контраргументы - у нас есть о чем поговорить.
Итак, для себя я выбираю определение Гальвеция. И исходя из него заявляю, что гордиться своей принадлежностью к какому-либо народу, - глупо.
Так же, как гордиться тем, что я человек а не лягушка. Так уж случилось, что я родился человеком. Но разве за это меня должны уважать?
Разве я могу требовать уважения за то, что принадлежу к Великим Еврейскому, Русскому и Узбекскому народам одновременно?
То есть, на основании происхождения, я могу требовать к себе тройного (за каждую из линий предков) уважения?
В Доме малютки лежит брошенный мальчик 3-4 месяца. Черненький. Поскольку национальность неизвестна, его мы уважать не будем никогда?
Великие люди творили историю России. Они вершили славные дела, и за то достойны почета и уважения. Но не лежит на их потомках отблеск их славы.
Лепо ли Вам, русскому, гордиться, (т.е хвалиться, величаться) их подвигами? Уважайте их. Воспевайте их дела. И Вам воздасться не за их, но за Ваши труды.
Гордость, как превосходство, на основании присхождения от ста поколений?
Гордость, как превосходство, на основании присхождения от Пушкина,от Минина и Пожарского, от крестьянина Ивана Сусанина?
Гордость (как превосходство над кем-либо) за любых своих предков - это только тщеславие, и, следовательно - глупость!

И вот только поэтому я не могу согласиться с Вами . Чувство национальной гордости - гордости, за принадлежность к Великому народу - умным признать никак не могу.

P.S. Кстати, стихи Годлевского о Сусанине, так же, как его последующее оправдание, считаю действием крайне неудачным, беспомощным и с литературной и с этической точек зрения.
P.P.S. На всякий случай и я сошлюсь на авторитета: "Самая дешевая гордость - это гордость национальная. " Артур Шопенгауэр
P.P.P.S. И простите за занудство
С уважением

Пиня Копман   01.06.2004 00:25   Заявить о нарушении
Рецензия на «Призвание варягов» (Вит Балашов)

Кто такие вои и осияне?

Юрий Теза   09.10.2003 18:46     Заявить о нарушении
Вой - воин. Русское, устаревшее. Отсюда "война". Более древнее - кмет, кметь; множественное - кмети (кметы).

Осия'н - причастие прошедшего времени. Озарён, освещён. От сиять, сияние.

Вы всерьёз или это форма самовыражения?

Вит Балашов   11.10.2003 13:31   Заявить о нарушении
Если предмет мне зело интересен - я задаю по нему много наивных и дотошных вопросов. С детства привычка осталась.
Так что, я без задней мысли и намёков.
Всё таки, кто такие гридни?
И откуда это: слоньце тьмою заступиша?

Юрий Теза   11.10.2003 15:57   Заявить о нарушении
"Слоньце тмою заступиша" (именно так, "тмою", без мягкого знака, отсюда числительное "тьма ТЕМ", "темник" - тысячник, тысяцкий) означает "солнце тьмой закрыв (заступив)".

Гридни - личная охрана князя, телохранители. От слова "гридница" - главный покой, зал в княжеском тереме (дворце).

Это всё древнерусский язык, на котором разговаривали наши прапра - сорок раз "пра" - дедушки.

"Слоньце тмою заступиша" цитируется по замечательному памятнику древнерусской литературы "Слово о полку Игореве. Игоря, сына Святославля (Святославова), внука Ольгова (Олегова. Имя Олег заимствовано у скандинавов, звучало "Хельг", на Руси трансформировалось в "Ольг", отсюда "Ольговичи" - сыновья Олега; а не Ольги, как можно было бы подумать невзначай, хотя это то же самое имя, только женский вариант - Хельга.)"
А что, "Слово..." больше в школах не проходят?!

Вит Балашов   11.10.2003 17:48   Заявить о нарушении
Впрочем, спрашивайте, конечно, сочту своим долгом ответить на все вопросы, на которые в силах... Я просто не мог поверить, что кто-то может этого не знать.

Вит Балашов   11.10.2003 17:51   Заявить о нарушении
Слово о полку Игореве.

В 1183-84 годах объединённые русские дружины под общим руководством киевского князя Святослава Всеволодовича провели ряд удачных операций, закончившихся разгромом половецкого хана Кончака. В этих сражениях не смог принять участия новгород-северский князь Игорь Святославич, - он был задержан начавшейся гололедицей, дружина сказала ему, - "мы, дескать, не птицы, летать не умеем" (порядки в то время на Руси были достаточно демократические, и погнать куда-либо дружину без её согласия князю было не так-то просто), и Игорь вынужден был вернуться.
Судя по поведению Игоря в боях, описания которых дошли до нас, а также по отношению к нему пленивших его позднее половцев, относившихся к нему с огромным уважением, мы можем сделать вывод, что полководец он был не из последних; и его, видимо, мучила мысль о том, что в то время как все русские князья поднялись на врага, он остался дома. Не стерпев этой мысли, Игорь решает провести самостоятельный рейд в половецкие степи и, таким образом, реабилитироваться в глазах русского общества.
23 апреля 1185 года Игорь выступает в поход. На соединение с ним выступает Всеволод Трубчевский. "Слово о полку Игореве" рисует нам Всеволода как добродушного богатыря, чем-то похожего на Портоса Дюма. Добр к своим, страшен в бою. "Буй-тур Всеволод" называет его автор "Слова". (Выражение это более нигде не встречается; переводят его как "буйный тур Всеволод", у меня есть предположение, что тут можно прочесть и по-иному, читать не "буй тур", а "бой-тур" и переводить как "боевая башня" (башня - тура, тур, турус), проводя аналогии с некоторыми подобными этому названиями). У Всеволода, видимо, не было желания отправляться в этот поход, тем более у него уже была собрана рать, судя по всему, для решения каких-то проблем с соседями. Но Игорь зовёт его с собой, - и Всеволод отвечает: "Один у меня брат, один свете светлый - ты, Игорю! Оба есве Святославлича (оба мы есть дети Святослава)!"
С ними идут племянник Игоря Святослав Ольгович Рыльский (у князей это ещё не фамилии, это прозвания по городу, в котором они княжат), сын Игоря Владимир Путивльский. В качестве вспомогательного войска идут ковуи (одно из степных племён, служивших русским князьям) под командой воеводы Ольстина Алексеевича Прохорова, присланные тестем Игоря, черниговским князем Ярославом. Жена Игоря, Ярославна (это отчество), остаётся в Путивле.
"Тогда въступи Игорь князь въ златъ стремень
И поеха по чистому полю.
Солнце ему тъмою путь заступаше" (С "слоньцем" это я Вам значит, выше наврал… Вариант "слоньце" - по другим источникам. В походе Игоря застигло солнечное затмение, которое было сочтено многими дурным предзнаменованием. Игорь пресёк разговоры об этом, сказав:
- Братие и дружино! Тайн Божьих никто не ведает. Бог - творец и знамениям, и миру своему. Мы же после увидим, что нам Бог даст - добро или зло".
(Братие, дружино, Всеволоде, княже и т.п. - это всё слова в звательном падеже. Сейчас его у нас нет).
В первой битве Игорь разгромил половецкие войска, и, преследуя их, захватил добычу и полон (пленных). Однако на следующий день русским пришлось иметь дело со всей "отмобилизованной" половецкой ордой под командованием ханов Гзака и Кончака Атраковича (сына Атрака - знаменитого героя "Сказания о траве емшан"), уже спешившей им навстречу.
"Дремлетъ въ поле Ольгово хороброе гнездо.
Далече залетело!
Не было оно обиде порождено, -
Ни соколу,
Ни кречету,
Ни тебе, чръный ворон,
Поганый половчине!
Гзакъ бежит серымъ влъкомъ,
Кончакъ ему следъ правитъ къ Дону великому…

О, Руская земле! Уже за шеломянемъ еси!.." (О, Русская земля! Уже ты за холмом!.. Уже в одной этой строке, повторяющейся, как рефрен, - поэма…).

"Се ветри, Стрибожи внуци, веютъ съ моря стрелами
На хоробрыя плъкы Игореви…

…Яръ туре Всеволоде!
Стоиша на борони,
Прыщеши на вои стрелами,
Гремлеши о шеломы мечи харалужными!
Камо, туръ, поскочяше,
Своимъ златымъ шеломомъ посвечивая,
Тамо лежать поганыя головы половецкыя…

Чръна земля под копыты костьми была посеяна,
А кровью польяна:
Тугою взыдоша по Руской земли…"

Костьми засеяли, кровью полили, а взошёл тот посев горем (тугою - тужить) на Руси…

Игорь со своим полком прорубает половецкое кольцо и вырывается из окружения.
Но в окружении остался Всеволод с пешей дружиной. И Игорь возвращается…

"Что ми шумить,
Что ми звенить
Далече рано предъ зорями?
Игорь плъки заворочаеть:
Жаль бо ему милого брата Всеволода…
Бишася день, бишася другый;
Третьяго дни къ полуднию падоша стязи Игоревы…
Ту ся брата разлучиста на брезе быстрой Каялы;
Ту кроваваго вина не доста;
Ту пиръ докончаша храбрии русичи:
Сваты попоиша, а сами полегоша за землю Рускую…"

Вит Балашов   12.10.2003 09:53   Заявить о нарушении
Благодарю.
Я понял, что это из древнерусских источников. Просто хотел узнать из каких. Школу я закончил ещё при царе горохе, кажется "Дорогой Леонид Ильич" звали, так что "Слово" не помню.Надо найти, почитать.
Вы самый интересный автор, что я видел на этом сайте.

Юрий Теза   12.10.2003 17:42   Заявить о нарушении
Рецензия на «Призвание варягов» (Вит Балашов)

Привет, Вит! Вот по кому действительно скучал за месяцы отсутствия на Стихире, так это по тебе. Заскочил на минутку, схватил первое, что приглянулось по названию - и балдею, довольно мурлыкая. Нет, правда, я лентяй, читаю мало, но мне кажется, так и должны были выглядеть песни бардов на пирах княжеских. Кстати, попутно, вопрос: у тебя нет, для сравнения, чего нибудь от скальдов, с этими, как их... слово больно мудреное... иносказаниями, короче говоря? Интересно, какой там ритм? ;)
З.Ы. Недавно осилил таки твою Белую гвардию. Жене понравилось - она у меня филолог в прошлом,- а я пока перевариваю... :) До видзеня, пану. Буду заглядывать.
Удачи,

Смирнов Алексей   24.09.2003 16:43     Заявить о нарушении
забыл добавить: особенно понравилось "...за кару - стократною карой" Мне нравятся в стихах эмоции.
Удачи,

Смирнов Алексей   24.09.2003 17:47   Заявить о нарушении
Рецензия на «Призвание варягов» (Вит Балашов)

Cтройная легенда, хорошо читаемая, даже сценичная. Вас может заинтересовать, в продолжение темы, книга Т. Н. Джаксон "Четыре норвежских конунга на Руси" (серьёзное исследование, построенное на скандинавских и древнерусских источниках). С уважением.

Ирина Сидоренко   11.09.2003 16:41     Заявить о нарушении
Огромная Вам благодарность за ссылку; хотя, уже глядя на название, чувствую, что книга сия ничего, кроме усмешки, не вызовет. Опять перепевки Андерса Стриннгольма и прочих разных. Без значительных археологических работ в районах тогдашнего славянского поморья, включая Рюген и другие ныне немецкие территории, а также проведённой на государственном уровне масштабной сверки летописных сводов Западной Европы, Византии, Скандинавии, арабских источников варяжскую проблему вряд ли удастся разрешить на данном этапе развития исторической науки. Разница в том, что одни (и я в том числе) делают допуск в сторону исконной суверенности Руси, а другие с пеной у рта отстаивают версию "норвежских конунгов", построенную также на умозаключениях, не подтверждённых фактами.
Хочу лишь заметить, что довольно смешно не видеть и чисто филологический аспект проблемы... Если мы обратим внимание, какая ситуация сложилась с языком в Англии после её завоевания норманнами Вильгельма (а в английском языке и по сей день не сложно выделить слова, происходящие из языка завоевателей-норманнов и происходящие из языка побеждённых англосаксов), и сравним с состоянием русского языка на любом его этапе, станет очевидным, что языкового барьера меж славянами-новгородцами и призванными варягами-русью не было... Ergo, русь - племя северных славян... На мой взгляд, убедительно. Причём не противоречит ни одному слову из той же несторовской летописи. Те же норманны (скандинавы), которые находились на Руси, присутствовали во вполне определённом качестве - наёмников. Пока они были нужны - им платили. Верно служили - их чествовали. Начинали зарываться - прогоняли. Многие оставались на Руси и сливались с этносом, но не только ведущей, а даже и сколько-нибудь значительной роли никогда не играли.
____
Спасибо, Ирина, рад встрече с Вами.

Вит Балашов   12.09.2003 00:08   Заявить о нарушении
На Андерса Стриннгольма там ссылок вроде нет. Книга доктора исторических наук усмешки у меня не вызывает. Ваши взгляды на историю отношений славян и скандинавов в этой книге имеют свои документальные подтверждения (археология не исключает источниковедение). Успехов в исследованиях и творчестве :)

Ирина Сидоренко   12.09.2003 12:22   Заявить о нарушении
Рецензия на «Призвание варягов» (Вит Балашов)

Спасибо, вот и побывала на исторической Родине...

Очень и очень понравилось!
Алёна.

Кириллица   05.09.2003 00:37     Заявить о нарушении
Да мы то здесь, то в Марокке...
Но постоянно в коньяке!

;-{)

Вит Балашов   05.09.2003 01:12   Заявить о нарушении
Рецензия на «Призвание варягов» (Вит Балашов)

Спасибо от соценителя и сопочитателя жанра. В десятку. Не отличишь. (отправил Вам мыло).

Жан-Поль Прутков   02.09.2003 00:47     Заявить о нарушении
"Когда в толпе ты встретишь человека"
В цепях вериг,
Бредущего средь буйства века
Под чей-то крик,
В кого хулы, проклятья и каменья
Летят, грозя
Вот-вот прервать несчастного мученья,
Знай - это я!)))))))))
______

Спасибо!
;-{)

Вит Балашов   08.09.2003 15:18   Заявить о нарушении