Рецензии на произведение «Снежный псалом»

Рецензия на «Снежный псалом» (Avi Dan)

Ощущение, что написано на взлете...накал неистовый...снегопад , как соединение небес...здорово это.

Ольга Главацкая   07.09.2008 23:02     Заявить о нарушении
Рецензия на «Снежный псалом» (Avi Dan)

А мне понравилось... И правда про Бога. Хорошо так стало, покойно, когда прочитала. Спасибо за него.

С уважением,

Ирчиэль   06.06.2003 11:47     Заявить о нарушении
Рецензия на «Снежный псалом» (Avi Dan)

О БОГе писать так трудно, правда? У Вас получилось. Чудесные стихи и в них чудо Бога.и Спасибо Вам:))
Таня.

Таня Томаси   05.06.2003 07:19     Заявить о нарушении
О Нем писать невозможно, Татьяна. К Нему можно аппелировать, взывать о помощи, быть с Ним не в ладу, наконец...

Писать О Нем...я бы не взял на себя такой труд.

Спасибо Вам за теплые слова - вижу, что Вам понравилось и я искренне этому рад. : ))

Нежно,

Avi Dan   05.06.2003 11:20   Заявить о нарушении
Спасибо Вам:)0 Приходите!

Таня Томаси   06.06.2003 20:53   Заявить о нарушении
Рецензия на «Снежный псалом» (Avi Dan)

Тут ты, барин, перестарался. Дюже это всё. Так шибко не нода

Null   04.06.2003 20:11     Заявить о нарушении
В смысле - "не надо"?

Дорогой Null, тысячу лет Росия уже "как бы крещена": пятьдесят поколений сменилось - и все "ни в дном глазу". Да и как надо-то?

А им что сову об пень, что пнем по сове...

С уважением,

Avi Dan   04.06.2003 21:58   Заявить о нарушении
Угу. Писать по следам таких мыслей - это тоже, что идти по следу вепря. Толи вепрь будет пьяным, или охотник с него собьётся. Иначе кранты. Вы всё построили на ореоле вокруг мысли о вере, крещении, жизни и прочая. И получилось то, что получилось. Сильный, яркий, но пустоцвет. Такие цветы вызывают условный рефлекс - ими восхищаются, их номинируют, кричат автору о его самопревзошествии, и т.п.
И Вы это знали, и работали именно на это.
Не друмлет лукавый, а уж когда рядится, то рядится именно в одежды херувимов.
Россия крещена, Россия вся сплошь состоит из воинствующих коммунистов, Россия такая, сякая - это геополитические вопросы. Они к духовности вовсе не имеют никакого отношения.

Null   05.06.2003 08:53   Заявить о нарушении
Один поживший и повидавший многое на своем веку человек однажды написал:

"Не такой уж секрет, как вырастить нормального человека. Для этого нужно, чтобы в семье ребенок получал сполна ласку, заботу, внимание, чтобы у родителей было достаточно времени и средств на это, да и просто чтобы имелись сами родители. Чтобы смолоду человеку были привиты элементарные представления о добре и зле, своем и чужом, о святости жизни каждого, о милосердии к слабым, частности и порядочности. А это невозможно в семье, которая столь плохо работает или столь скудно оплачивается, что с
пониманием относится к несунам. Невозможно в семье, где вслух говорят одно, а шепотом другое. В обществе, где радио и газеты ежедневно возглашают ложь и умалчивают правду. Как это важно, чтобы атмосфера семьи
и общества на порождала в человеке отвращения и протеста!

Не я один размышляю о том, как в обществе возродить идеалы и духовные ценности. Чтобы чистая совесть ценилась выше, чем власть, а трезвость и самостоятельность выше, чем слепое послушание. Чтобы завидовали только мастерству и здоровью, а простого достатка было просто достаточно. Чтобы общественное благо не заслоняло самоценной личности, ибо иначе личность восстает против общества и разрушает блага. Чтобы чувство собственного достоинства не позволяло человеку пользоваться тем, что он не заработал.
Чтобы даровые сласти имели горький вкус, а незаслуженные ордена обжигали грудь.

Но такие нормы возможны только там, где власть
не отождествляется с обществом и общественное мнение не покрывается официальным толкованием. И самое важное - чтобы обстановка в обществе не порождала ни в ком чувства бессилия и личной бесперспективности. Чтобы никто не ощущал себя изгоем."

Мне кажется, этот благородный человек до конца жизни будет искать решения и... не думаю, что найдет. Между тем, решение это существует - это Церковь. Это те самые Десять Заповедей, которые не всякий русский священник помнит наизусть, а если и помнит, то, зачастую, плохо себе представляет в чем их суть. Русское духовенство понятия не имеет, что такое, допустим, недельная проповедь, оно не знакомо со своей паствой, а, зачастую, просто не образовано. Между священником и прихожанами не существует доверительных, сердечных отношений, люди не верят попам и не удивительно, что церкви бывают полны лишь по большим праздникам. Между тем, именно Церковь должна решать проблемы, которые государство решить не в состоянии (да и не обязано их решать); проблемы, которые в русском обществе (поневоле) взвалила на себя литература и публицистика...Чем все это кончилось, скажем, в 1917 году всем известно. И повториться еще не раз, если Церковь своего предназначения не поймет и не начнет, наконец, работать свою тяжелую, ежедневную, и, часто, неблагодарную работу. Пока у человека нет Бога в сердце - он вправе себе позволить любое свинство: это скрытая цитата из романа (как жаль, что не из проповеди). Именно это я и мел ввиду в своей реплике о "некрещеной" России. Все же Ваши домыслы о том, зачем мною написано это стихотворение - пусть останутся на Вашей совести.

С уважением,

Avi Dan   05.06.2003 10:46   Заявить о нарушении
10 заповедей - это всё очень хорошо. И хотя я не верю в бога-творца, но к верующим искренне людям отношусь с уважением, даже если они неграмотны.
Я вовсе о другом говорил.
Вы прочтите о фарисеевой молитве, сопоставьте её со своим стихотворением, моими высказываниями. А на совести - ради всего святого. Не открещиваюсь.
И ещё. Кто Вам сказал, что социальные проблемы так тесно спаяны с духовностью? Когда забываешь всё наносное и просто читаешь то, что писали апостолы - получается какой-то другой Христос. Ему социальное было не нужно. Он ставит выбор - либо молиться Богу, либо писать про молитвы, либо с ним, либо хоронить своих мертвецов.
И что нам до уровне священников православных и паствы их? Вы выше - вот и славно, я вовсе вне паствы.
Однако, побеседуйте хоть с одним священником, которому Вы доверяете. Спросите - нет ли в Вашем стихотворении искушения?
Думайте сами.

Null   05.06.2003 16:55   Заявить о нарушении
Рецензия на «Снежный псалом» (Avi Dan)

Сорри, но меня это стихотворение оставило равнодушным.
А произведения из раздела религиозной лирики мне кажется должны вызывать более яркие эмоции - либо чувтство религиозного вдохновения, либо чувство протеста, либо...
Особенно не понравилось совершенно нелитературное

Бо есть Твои суды

"Бо" - так говорят на базаре в Бессарабии и на Украние,
но в стихах такое по-мему нельзя использовать...

Ну и в целом не вызвало эмоций.

Сорри.

Тем не менее желаю удач!

Геннадий Герасим   04.06.2003 18:24     Заявить о нарушении
Ерунду про "Бо" говорите, милсдарь. "Бо" - это типичное старославянское. Просто тоже "ибо". Использовали все кому не лень, и даже Бродский тоже.
Не спорю - стих написан именно в расчете на то, что он должен всех поразить и всё такое. Стандартный он. Построен в расчете на умственное развитие номинирующих сударынь и сударей. Какие тут эмоции. Кстати, а что Вы порекомендуете из религиозной тематики. что вызывало бы эмоции и мысля чтобы полозила? Я тут не местный, может укажите дурачку?

Null   04.06.2003 20:17   Заявить о нарушении
Больше всего в религиозной лирике мне нравится легкая ирония...
порекомендую (не смущаясь) своё "Осел и Вол" :-)))

http://www.stihi.ru/2002/01/04-71

Геннадий Герасим   04.06.2003 21:02   Заявить о нарушении
Гена, привет!

Ну, это последнее дело, по-моему, - извиняться за свое собственное мнение. Имеешь, кажется, полное право...

С уважением,

Avi Dan   04.06.2003 21:41   Заявить о нарушении
Рецензия на «Снежный псалом» (Avi Dan)

Много незнакомых слов.

Игорь Штайн St   04.06.2003 09:45     Заявить о нарушении
Сочувствую.

Avi Dan   04.06.2003 10:14   Заявить о нарушении
В том числе.

Avi Dan   04.06.2003 10:42   Заявить о нарушении
Это правильно. Никогда не поздно
начинать работать над собой. Поддерживаю.

Игорь Штайн St   04.06.2003 10:58   Заявить о нарушении
Ой, надо мной и (подо мной) уже столько работали, друг мой, что затраченной энергии хватило бы на вскипятить не один чайник. Так что, пойду-ка я лучше чайком побалуюсь...конечно, ежели не возражаешь...

: )))

зы А что непонятно-то (конкретно)?



Avi Dan   04.06.2003 12:33   Заявить о нарушении
А пусть эти слова останутся загадкой.
Я не вижу причин их узнавать. Знаешь,
не стараюсь забивать себе голову лишней
инфорамцией.

А чаёк - это неплохо, я думаю.

:)))

Игорь Штайн St   04.06.2003 13:21   Заявить о нарушении
Рецензия на «Снежный псалом» (Avi Dan)

Почему Снежный Псалом?
Псалом Снега - и всё сразу меняется, приобретает совершенно другой оттенок, появляется соответствие тому , что пытается выразить автор в этом стихе, где есть необходимый "библейский набор",
включая и гульголет
-для рифмы что ли?
- А надо ли? да ещё и с разъяснениями на пять строчек. -
Псалом Давида. - Давидовский Псалом.
Блюз дождя - Дождевой блюз.
Вторая строфа - совершенно беспомощна и расплылась, как вода без сосуда.
Оставим в стороне зелени, человекам-снегом - что в зелени тебе моей?- Если нельзя , но очень хочется - можно.
Для чего строфа ? Если она не может существовать сама по себе - значит её надо либо присоединить к чему-то , либо - убрать.
-Бо есть твои сады.
Бо - это на каком, звиняйте, наречии?

Ибо сады Твои там,
Где увижу Тебя.

2.Он покоит меня на злачных пажитях и
ведет меня к водам тихим,

4.Если я пойду и долиною смертной тени,
не убоюсь зла, потому что ты со мною;
Пс.23
Вот где - поэзия!
- Здесь же сплошная декларативность, лозунги какие-то, благовещание -- Боже идет на землю!
On the other hand,
В стихотворение вложен жар страждущей души, доходящий до исступления в ожидании перемен -
"даже когда чреват злобою мир от века," когда зная себе предел всё-таки говоришь :
-Помедли!
Кто из нас не знает, как это тяжело?!
Я не могу сказать "нет" этому стиху, в котором расплавлена душа поэта.
Я говорю ему -- Да!
Успехов,

Alla Gozun   03.06.2003 20:15     Заявить о нарушении
Спасибо, Алла!

Я не могу сказать "нет" этой рецензии (как я ей могу сказать "нет", если это единственная, практически, после номинации рецензия (не считая загадочной фразы Штайна)? Так что, я говорю ей - "Да!" (нужно отдать должное Диме, потому что необходимо же обладать определенной дерзостью (в хорошем смысле этого слова) чтобы номинировать заведомо "непроходное" стихотворение, что говорит, по крайней мере, о нестандартности мышления.) Так что, Алла, я сильно опасаюсь, что твоя реца здесь еще долго будет единственной... % ))

А псалтырь мне цитировать не было необходимости - я его знаю (кусками, но обширными) наизусть, причем в оригинале. Нет в мире лучшей поэзии.

Куда расплывается вторая строфа, я так, честно говоря, и не понял и "сама по себе" (не приведи господь) не существует. Схема здесь следующая. Пьеса, грубо говоря, состоит из трех частей:

1-ые три строфы - предчувствие зимы, постановка Вопроса.
2-ые три - интерлюдия (в некотором смысле), "on the other hand" ; )) - СОБСТВЕННО ПСАЛОМ, ядро.
И, наконец, последние три строфы - "снег пошел", финальный аккорд и кульминация (Ответ).

Каждая из этих"больших частей", в свою очередь дробиться на три. Так как именно первая часть тебя (почему-то) особенно заинтриговала, то ее содержание, буквально, след.:

1-я строфа - "в ожиданиии" зимы. Еще тепло, но приход зимы уже неминуем.
2-я строфа - "заморозки". Уже холодно, но это, собственно, еще не сама зима.
Наконец, 3-я строфа - "у порога". Первое дуновение, переход в зиму.

"Бо" - есть такое русское слово и его никто, кажется, не отменял. ("бо, пространство экономя..." и пр.) Бо ежели мы его подзабыли слегка (в отличие от прочих братьев наших славян), то кто же нам, друг мой, виноват, спрашивается?

"Псалом снега"...этот перл я, извини, комментировать не буду, даже звучит как-то неприлично, ей-богу...

Да, и не "Боже идет на землю", конечно же, а "белая твердь небес" идет на землю. А "боже", во избежание подобных подозрений надежно выделено, кажись, запятыми (на письме) и интонационно (при декламациях, буде таковые поимеют место быть % )) ).

Вообще, спасибо, конечно, за потраченное на меня время... Что, думаешь, стоило оно того? ; )))

Нежно,

Avi Dan   04.06.2003 10:09   Заявить о нарушении
Конечно да! Не жалею! Почему бы я должна ?
Не взирая на полное противление сторон, испытываю чувство приязни.
Стих должен отлежаться, для того , чтобы вы смогли посмотреть на него непристрастным взглядом со стороны, из очень дальней стороны.
Sincerely,

Alla Gozun   04.06.2003 23:26   Заявить о нарушении
Рецензия на «Снежный псалом» (Avi Dan)

Мне стихотворение скорее понравилось. Даже настолько, что я готов его номинировать. Но есть моменты, котрые смущают мою номинаторскую душу и, возможно, смутят твою номинируемую. У меня создалось ощущение, что это стихотворение должно было быть или короче, или длиннее. Ты попытался упаковать в текст два смысловых пласта – снежный (описание погоды, описательная сезоная лирика) и релииозный; упаковать технически получилось, а вот органически связать, по-моему, нет. Для такой органической связки просто не хватило места: текст размахивается на куда большее пространство – это видно из двух первых строф, полностью посвященных «границе осени и зимы». Эти две строфы – зачин, занимающий чуть менее четверти всего текста, то есть, слишком значительную его часть. Кстати, только здесь ты позволил фразе не удержаться в границах строфы, тем самым как бы продемонстрировав намерение лететь высоко и долго. Не знаю, почему дальше все пошло не так, как задумывало стихотворение вначале.

Короткий энергичный логаэд в сочетании с разветвленнным синтаксисом твоих предложений просто обязывает расщедриться не менее, чем на тридцать строф, иначе речь сжимается, пресекается – как следствие, теряет внятность. Все мы читали «Ветреный летний день» и знаем, как это должно быть. Если ты хочешь написать небольшое стихотворение (псалмы были невелики), то меняй синтаксис, делай его проще, грубее, лапидарнее. Первый сбой, по моему субъективному ощущению, притаился в четвертой строфе, где меня, читателя, насильно отправили на тропу религиозную, хотя я только начал получать кайф от описательности первых строф. Сделано это было грубо, и обиды я не забыл. Рассуждать об абстрактных категориях жизни и смерти я был еще не готов, поэтому проскочил четвертую строфу взглядом, не особенно вдумываясь в написанное, – это моя читательская месть за насилие. В дальнейшей – философской – части меня неприятно поразила шестая строфа («Слава Твоя всегда…»). Сменив, тему, ты изменил стилистику, и торжественные церковнославянизмы, без сомнения, уместные в русскоязычном псалме, вошли в непоправимое противоречие со «средним штилем» начальных строк. Собственно, нас предупреждали: появление «человеков», «бо» как бы подготавливало читателя к тому, что дальше будет хуже, но мы, среднеинтеллигентные читатели постмодернисткого формата, в общем, уже настолько искушены, что появления отдельных архаизмов не боимся, а раз не боимся, то и предупреждением не считаем. И тут вдруг получаем архаику на трех уровнях: лексическом («ныне», «полымя»), морфологическом («из льда») и синтаксическом («ее во имя»). Шестая строфа – архаический максимум стихотворения, и преодолеть этот максимум непросто. Однако, вскарабкавшись на этот гребень, я вижу перед собой не усиление архаической тенденции, а чрезвычайно удачный, но сильно запаздавший катрен «Даже когда чреват» – это попытка снова вспомнить о снеге, наспех соединить две темы, заявленные в названии, но до сих пор шедшие розно. Предпоследняя строфа – повторный архаический всплеск, поданый уже не как трагедия, а как фарс. Фарсом отдает нарочитость цитаты и последующее заемное «гульголет». Вероятно, ты сможешь объяснить мне смысл этих двух строк, однако без твоей помощи мне с ними не справиться. А раз так, то я вправе, пробежав начало строфы глазами, на время выпасть из стихотворения. Финал очень хорош, но лучше б он был финалом какого-то другого стихотворения. Допустим, такого:

Кончится все ничьей
Музыкой, плеском весел,
Чем-то из тех вещей,
Что оставляет осень

После себя зиме,
Чтобы найти под снегом
Место самой себе,
Зелени, человекам.

Если ненастный день,
Стонут дверные петли;
Зная себе предел,
Мы говорим: “Помедли!”

Даже когда чреват
Злобою мир от века,
Суд Твой да будет свят
За пеленою снега.

Смерти меж нами несть:
Верую я и внемлю;
Белая твердь небес,
Боже, идет на землю.

Выкинув сугубую религиозность, отказавшись от второй темы, очистив первую, я обошел композиционное противоречие (слишком большой зачин, скомканное дальнейшее повествование, искусственную попытку связать две темы на столь малом текстовом пространстве). Между тем, недвусмысленного обращение к Богу и архаически торжественного финала вполне достаточно для того, чтобы считать это небольшое стихотворение псалмом (стилизованным псалмом). Так, на мой коломенский вкус, можно было бы сократить это стихотворение. Что касается его удлиннения, то оно тоже возможно (к сожалению, продемонстрировать это я не в силах).

Дмитрий Коломенский   03.06.2003 11:07     Заявить о нарушении
Рецензия на «Снежный псалом» (Avi Dan)

Привет, Ави.

Хочется мне, исключительно из любви к тебе и твоим стихам покритиковать. Любовь – малопонятное притяжение, и ты, я надеюсь, ты отнесешься к такому ее проявлению снисходительно. В этой критике, понятно, больше моих недостатков, чем недостатков твоих стихов, но, может быть, отблеск истины, тень ее коснется моих строк. А я и этим доволен! Мне давно стало неприятно читать пустые хвалебные отзывы, как и пустую, бездоказательную хулу. И ведь надо еще отвечать – может быть, человек от души комплиментирует. А если ругает бессмысленно, то, как говорил Александр Сергеевич про некоторых критиков - когда мальчишка на улице кидает в тебя грязью нужно не изображать из себя аристократа, а попросту надавать ему тумаков. Когда я был на высоте 5000-5500 тыс. метров – вдыхал изо всей силы, часто, полной грудью, но все равно задыхался. Кислорода мало. Но шерпы – есть такая гималайская народность с первобытным укладом жизни и, соответственно, культурой - чувствуют себя превосходно. Их столица – «Намче базар» - на высоте около 3000 м. А там, где нет хоть какой завалящей, но живой, не штампованной мыслишки или самобытного описания впечатления – слова становятся пусты как горный воздух за той чертой, где уже ничто и никто не живет.

1.«ничьей» - первая строка, еще нет инерции переноса фразы с одной строки в другую (не хочется употреблять дикий термин) и, вместе с этим, компьютерное поколение неизвестно – отвыкнет ли от замены буквы «J»(у меня вот на клавиатуре еJ нет даже) буквой «е». Эффект от этого такой: слово «ничьей» читается как «ничьJй», а сама первая строка, хотя и нет запятой, может нести определенный, совсем не тривиальный смысл и с этим словом. Надо ли тебе это? По моему, такой поворот в чтении создает ненужный смысл и затрудняет чтение, восприятие «течения» стихотворения, спотыканье уже в первой и второй строке.

2. Что такое «ничья музыка»? Я не понимаю. Нечеловеческая музыка – это примерно понятно, божественная – тоже, а ничья? По-моему, ничьей музыки не бывает. Ничьим бывает только хаос. А разве хаос и музыка одно и то же? Музыка хаоса? Но, во первых, может проще так и сказать, а во вторых плеск весел(на понятной речке) и вещи, которые оставляет осень – это совсем не «ничья музыка», не музыка хаоса. Ведь на самом деле эта музыка и пр.(за исключением плеска весел, если жизнь вообще есть, а ведь она все-таки есть, т.е. плеск весел выбивается из смыслового ряда) у тебя – творчество. А творчество всегда лично. Да к тому же см. эпиграф к своему творчеству под классной иерусалимской фоткой.

3. А вообще-то сама метафора, выражающая, может быть: умирая, мы оставляем творчество потомкам, чтобы в них сохраниться и оставить возможность всходов, развития, вообще возможность человеческой жизни, чудесна. И строки музыкальны, полны поэзией, чувством, согревающим холодком трезвой грусти.

4. «Зная себе предел» - не точно, ведь мы точно знаем что есть предел, но точно не знаем – когда, а строка: «Мы говорим: «Помедли!»» именно с временным понятием оперирует, а не с фактом «конца». Может быть, было бы логичнее – «Зная, что скор предел», ну или что-то подобное по смыслу( формально то у меня корявастенько вышло)?

5. Остальное я понять не смог, т.е. отдельные фразы, конечно понятны, но в цельную картину, в логическую цепочку - у меня не складывается. Т.е. понятно, что происходит воодушевление и утверждается вера в то, что смерти все же нет, но близкий мне рационализм двух первых с половиной четверостиший, резко переходящий в мрачную, но вдохновенную религиозность последующих, со смертью, которая как бы все же есть, но сады которой пусты(почему, если она все-таки есть?), самосудом(почему?), Господом именно наших судеб, а не Господом вообще, заканчивается…. Разве мир не всегда чреват злобою?, почему смерти несть – меж нами?(кто такие они? Если Бог, то у него и подавно смерти несть, а если не поэты, скажем, то что это за гордыня?), и какой смысл в том, что твердь небес – белая - идет на землю, в контексте стихотворения (кроме, конечно, самоценного красотой тропа)? Вечная жизнь? И с чего она идет на землю? – в стихотворении ничего до двух последних строк об апокалипсисе не было.

Мне не доступен религиозный экстаз, поэтому, наверное, я чего-то не понял, не почувствовал, кроме того, в псалме и не все должно быть понятно, видимо… Но, без сомнения, эти стихи интересны и достойны чтения, вчувствования. И, вероятно, большинству искренне верующих людей они будут интуитивно понятны без нищих умом моих логических разбирательств.

P.S. Почему Петербург не Россия? Далеко не вся Россия, но и Россия после Петра - без Петербурга – не Россия. Леонид, конечно, имел в виду «школу» - как «поэтическое мастерство». А вот влияния на чье-либо творчество стиля и мироощущения Пастернака, как и еще сотен других учителей, включая маму с папой, преувеличивать, наверное, не следовало бы. Самая большая похвала художнику – самобытность, непохожесть, личность, соединенная с лучшим, что было до него. Критерии же лучшего – вне логических исследований и разнятся у каждого плодотворно задумывающегося человека. Школа же в словесности – понятие, применимое для начинающего автора, во всех произведениях которого явно ощущается влияние одного или нескольких «больших» имен. У тебя владение словом и литературная грамотность давно прошли тот этап, когда ты не замечал похожесть выходящего из под пера на кого-то. Если в твоих стихах и есть черты стиля, взглядов того или иного автора, то вероятнее всего - это осознанный прием. Вместе с этим, яркого индивидуального отпечатка, фирменного знака, как, например, в легких, умных, ироничных, изюмистых стихах В.Годлевского, в твоем творчестве нет. Лично мне не хватает в твоих стихах ясности и простоты, жизни, ну и, конечно же, мысли, мысли. Остроумия у тебя, юмора, гибкости, находчивости – на десятерых(да больше)обычных поэтов хватит(это тоже такая редкость!). Знаний тоже, по-моему - море. Но темно. Темнота, по-видимому, идет от бедноты, шаблонности мышления, которое загораживается всяческими прибамбасами, аллюзиями, прочими нагромождениями. Это – главный барьер. Ажурность, витиеватость, образность, «напластованность» настолько освоены русской поэзией, что эту сторону отдельно и разрабатывать не хочется. (Хотя и в этом настоящих мастеров сегодня не видать. Я на досуге перелопатил литературный интернет, современные «имена» - бледно.) А вот «острый галльский смысл» остался далеко позади. Шестовы, Соловьевы и Бердяевы, Мамардашвилли – карлики по сравнению с Августинами, Декартами, Ницшами и т.д. Один из возможных путей - синтез русской музыки языка и европейской философии, да не так, как это делал Бродский, а по-Пушкински, гармонично, сохраняя красоту, ясность, точность, краткость языка, не «размазывая» мысль, но развивая ее. А пуще того – мир настолько изменился даже со времен Бродского, что налицо отсутствие поэтического осмысления, размышления о том, что происходит, нестандартных соображений, да просто даже свежего описания жизни. Мир, судя по всему, в очередном припадке энтропии…. А я в очередном припадке словоблудия))).

С уважением,
Шерпа

Бред   28.02.2003 11:36     Заявить о нарушении
Уважаемый Бред, вот я читаю и не могу отделаться от Бродского. Так потерявши нить Моль говорит холстинка Взгляда не опустить Ниже, чем след ботинка. Размер тот же, интонация та же. Накала того нет. Подобные воспоминания для меня стихо убивают в его, так сказать, утробе - т. е. дальше я его могу воспринимать лишь как упражнение в чистописании. У Вас такого ощущения, видимо, нет. Возможно, автор и не драл с Бродского – ну, так совпало, размеров мало – стихов много. Если содрал, все равно не признается. Но для меня стихо все равно загублено.

Ritas   28.02.2003 12:05   Заявить о нарушении
Здравствуй, Саша!

Мне, как человеку, не способному мыслить оригинально (в отличие от Годлевского) должно быть чрезвычайно лестно получать от тебя очередную простыню с умопомрачительным количеством полезной информации. Спасибо, что называется, уважил старика. Ну-с, приступим...

Очень интересно, что ты Бродского упоминаешь, а про "Большую элегию.." ни слова:

Подобье птиц, и он проснется днем.
Сейчас - лежит под покрывалом белым,
покуда сшито снегом, сшито сном
пространство меж душой и спящим телом.
.............................

Но чу! пока я плачем твой ночлег
смущаю здесь, - летит во тьму, не тает,
разлуку нашу здесь сшивая, снег,
и взад-вперед игла, игла летает.
................................

На чье бы колесо сих вод не лить,
оно все тот же хлеб на свете мелет.
Ведь если можно с кем-то жизнь делить,
то кто же с нами нашу смерть разделит?

Дыра в сей ткани. Всяк, кто хочет, рвет.
Со всех концов. Уйдет. Вернется снова.
Еще рывок! И только небосвод
во мраке иногда берет иглу портного.

Иначе говоря, падающий снег, связующий тысячами нитями небо и землю есть (некое подобие скрижалей) физический символ метафизического союза Творца (ИБ стыдливо упоминает слово "небосвод") и человека. И никакого апокалипсиса - скорее, наоборот. Аллюзия, может быть, и не столь прозрачна, как хотелось бы, но - тем не менее...

Пошли дальше."Зная себе предел..." действительно несет в себе "темпоральную" такую смысловую нагрузку, но совершенно необязательно означает "зная свой точный срок". Человек, осознающий свою ограниченность в пространстве и во времени (что, согласись, только делает ему честь, ибо ангелы и животные этого лишены), глядя на умирающую вокруг него природу (а зима - это "сметь в миниатюре") просит об отсрочке. На самом деле, мы делаем это чаще, чем ты думаешь: когда хороним родных, когда попадаем в опасные для жизни ситуации (будь то болезнь, автомобильная катастрофа, война или, скажем, непростая криминогенная ситуация в городе и т.д.). Короче говоря, это то самое "Господи, пронеси!", которое и тебе, я думаю, случалось использовать в своем лексиконе.

На счет "ничьей музыки": ну, здесь совсем просто. Как там, то бишь, у классика: "Сочтемся славою, ведь мы свои же люди?" "Мировые культурные ценности", "всеобщее достояние", "я принадлежу всем" - розановская фраза, кстати, вспоминаешь? То есть, я, когда "Волшебную флейту" слушаю, я же не думаю о Моцарте? "Самое интимное - отдаю всем... Черт знает что такое: можно и убить от негодования, а можно... и бесконечно задуматься". Verstehen? ; )))

Что касается буквы "ё", то, во-первых, она у тебя есть (под Esc'ейпом), а во-вторых, я, практически никогда не пишу, ориентируясь на графику, а почти всегда - на слух (так, ОМ, например, работал "с голоса") и к рифмам это относится в первую очередь.

PS  Под "школой"(литературной) я подразумевал, естественно, не литературный семинар типа "Мастер-класс", а что-то наподобие, скажем, "Новой Венской школы" или, тех же английских метафизиков, ярким представителем которых, кстати, является вышеупомянутый Донн. А у нас что было после Тредиаковского? "Беседа любителей русского слова"? Или, может быть "Арзамас" - школа?! ("Три Пушкина в Москве и все они - поэты!") % )))
Строго говоря, в России существовала своя оригинальная литературная школа - школа "социалистического реализма", но, кажется, на поэзию она мало повлияла. Ну, Клюева и "деревенщиков" (до Рубцова включительно) брать не будем - их объединяла тема, а не концепция. И это - всё! Всё, за три века(!) существования русской поэзии... А в Петербурге царила всегда Европа: классицизм, романтизм и т.д. - до символизма и декаденства. Все сплошь заемное и привозное: отсюда и "не Россия".

PPS  Пару слов, буквально, по поводу, как ты совершенно справедливо заметил, вот именно - энтропии. Потому что если уже ты ее сумел в моих стишках унюхать, то я спокойно и с чувством выполненного долга уже могу к гробовщику идти и мерку с себя снимать, потому что "вполне выразил дух эпохи". За это, действительно, спасибо.

Твой

Avi Dan   28.02.2003 16:31   Заявить о нарушении
Здравствуй, Ави!

…то щетинился как ёж,
он, гад, над нами издевался …
)))

Ёкарный бабай! Точно есть «ё» под Esc`ейпом! Сейчас вспомню… 7 лет - почти ежедневного общения с компом – и не знал! Но все же «ничьёй» - читается. Может это и мелочи. Может это я один так привык «ё» вместо «е» автоматически подставлять, когда по смыслу подходит, а замешал поколение:-). Я может быть и «густопсовая сволочь», но считаю графическое оформление важнейшим составляющим поэзии, вплоть до размера букв, шрифта, и пр. Есть устные жанры, эстрада – но ведь это отдельная песня. Посредством графики, в определенной степени, автор может управлять процессом читательского восприятия, или не управлять. Кому что больше нравится. Но, кажется, я в своем способе чтения и писания не одинок; вот, посмотри, в следующих словах своего ответа мне ты написал «е» вместо «ё»: несет, сочтемся, заемное, ее. Это все до одного слова в твоём ответе мне, где могла быть использована буква «ё». Ни разу ты её не использовал. Почему?

Явной связи у тебя с этими хорошо известными мне стихами И.Б. в стихотворении нет(разве что в твоём собственном восприятии стихотворения), несмотря на образ снегопада и тему. Зима-смерть – слишком распространённая ассоциация. А в образе снегопада в последних строках у тебя ведь фактически - небо «идёт на землю». Это может означать – скорее всего(!), - вместе с наваливающей, наступающей интонацией, что на земле наступает царство небесное. Взгляни не как автор, а как читатель - отстранённо.

"Зная себе предел..." действительно совершенно необязательно означает "зная свой точный срок". Но запросто может означать и это! Я к чему – появление лишнего смысла! То же самое, что и в первой строке, но по другому – в силу неточности формулировки. Ведь ты ничего, кроме как «зная, что умрем, зная, что есть предел» сказать не хотел, а получилось, что сказал то, что хотел плюс нечто ненужное. Вот так «туман» и получается.

Помню тот разговор. Но ведь «всеобщее достояние» и пр. – ровно наоборот «ничьему». Только в совдепии была такая вороватая подмена – народное(а у поэзии есть только этот шанс на сохранение при потере авторства)=ничьё.

Кстати, говоря про Моцарта, ты затронул интересную мысль: лиши «Волшебную флейту» в нашем сознании авторства Моцарта – она будет восприниматься по-другому. Авторство Моцарта - факт сам по себе значимый для восприятия. Т.е. авторство – серьёзная составляющая произведения искусства.

P.S. Ну и что? Пусть в России не было «литературных школ» в любом понимании. К чему восклицательные знаки? Разве наличие каких-нибудь школ имеет какое-то принципиальное значение? Пускай питерцы самоназывались какими угодно …иками, …истами. Большие наши(да вообще все большие) художники, пройдя через них(или минуя), становились просто самими собой – русскими писателями. В этом смысле литературный Петербург – абсолютно русский, настолько, насколько русская литература в лучших проявлениях вообще самобытна, насколько Россия вообще есть, насколько русский отличим от нерусского. Факт её(р.литературы) самобытности, как и факт существования России и русских отрицать тяжело (не права была Ахматова, утверждая, что исследователем творчества Пушкина нельзя быть без знания французского – это всего-то одна грань, один из истоков его творчества, но никому не дано охватить всю полноту). Поэтому Петербург – Россия.

P.P.S .Может, не спешить с мерками? Ведь, как правильно заметил И.Б., «Есть мистика…». Не унюхал я в твоих стихах энтропии, и не говорил, что ты не способен оригинально мыслить – эти домыслы безосновательны. Я гораздо лучшее ))))))))))). И дух эпохи в наших руках, а не мы в его, какой изобразим – такой эпоха и останется для людей навеки (если хорошо(не правдиво, поскольку у каждого своя правда, а ловко – убедительно и интересно) изобразим, конечно).

С уважением,
Саша.

Бред   02.03.2003 09:02   Заявить о нарушении
Рецензия на «Снежный псалом» (Avi Dan)

Чудесно, Ави (сын своего отца)! Рад встрече с Вами. Загляните еще раз ко мне. Обратите внимание на "Квадратуру круга". Тогда Вам и мой "Снег" станет понятней. Еще раз: чудесно. Чистый, точный язык. Чувствуется Школа, где одним из Учителей был, вероятно, Пастернак.
Спасибо!

Леонид Марголис   10.02.2003 10:23     Заявить о нарушении
Слегка зарапортовался. Ави - мой отец. Кстати, в том цикле, куда я предлагаю Вам заглянуть, есть стихотворение "Урок иврита".

Леонид Марголис   10.02.2003 18:33   Заявить о нарушении
Спасибо, Леонид!

"Школ" в русской словестности нет, к сожалению (если не считать Петербурга, но это не Россия), каждый гребет собственным баттерфляем, а там - как получится... Мне остается только надеяться, что пока получается.

С уважением,

Avi Dan   10.02.2003 21:05   Заявить о нарушении
"словестности", а? Похоже, что приплыли уже... % )))

Avi Dan   10.02.2003 21:08   Заявить о нарушении