Незаконное потребление наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов причиняет вред здоровью, их незаконный оборот запрещен и влечет установленную законодательством ответственность.

Эфир, Менделеев и Эйнштейн три эпохи одной пустоты

http://stihi.ru/comments.html?2025/07/12/5632
Мои комментарии к работе А. Любищева «Наука и религия»
Июль 2025

Рецензия на «Конспект;1. Любищев. Наука и религия» (Зера Черкесова1)

Читаю:

А. А. Любищев, «Наука и религия», написано в 1960;е, публикация — 2000 год.

Неудивительно, что в нашей стране, отставшей в силу пережившего себя общественного строя от западных стран, особенно силён был антирелигиозный дух среди нашей интеллигенции, несмотря на то что до революции преподавание в школах в значительной степени было проникнуто религиозным духом (разных религий), в каждом паспорте обозначалась религиозная принадлежность носителя паспорта (национальность в паспортах не фигурировала) и не допускалось, чтобы кто;либо объявил себя атеистом.

Протест против религии носил исключительно резкий характер. Ленин считал религию вообще одним из отвратительнейших явлений в обществе, и всякую, самую утончённую форму фидеизма он решительно отбрасывал «с порога». Даже субъективный идеализм объявлялся «поповщиной», и по отношению к самым близким людям Ленин не допускал никакого компромисса. Его собственный отец был глубоко религиозным человеком, как и отец Чернышевского, и оба они были очень почтенными людьми.

Религия была тем более ненавистна нашим революционным демократам, что она тормозила развитие народа. Поэтому все они переходили от глубокой религиозности в юности к воинствующему атеизму зрелого возраста (Салтыков;Щедрин, Писарев, Чернышевский и др.). Но воинствующий атеизм был свойствен не только революционерам или марксистам, но и лицам, далеко стоящим от революционной борьбы и марксизма.

Мне известен один учёный выдающихся умственных и моральных качеств, весьма скептически относившийся к селекционизму (неодарвинизму, т. е. учению о ведущей роли естественного отбора), но вместе с тем считавший, что дарвинизм принёс пользу как мощное антирелигиозное учение. Религия в глазах этого учёного и честного человека была настолько отрицательным явлением, что для борьбы с ней можно было использовать даже ложные учения. Подобно тому как в христианском песнопении поётся про Христа, что он «смертию смерть поправ», так и здесь ложью следует победить другую, более страшную ложь. «Цель оправдывает средства» — этот лозунг употребляется и людьми, весьма отрицательно относящимися к иезуитам.

Мой комментарий (12.07.2025, 21:53):

Враньём враньё нельзя победить! Только правдой.

Но смотрите, какая у них логика: у пастырей народов — искоренять одну ложь другой, по принципу меньшего из зол. А почему нельзя просто правду?! Просто, как правда.

А кроме того, биолог Любищев и тот, на кого он ссылается, открытым текстом признают: дарвинизм — изначально ложная теория, лженаучная, с целью искоренения религии. Сами расписались.

Что не может не навести на размышления относительно прочих «общепризнанных» научных теорий, степени их правдивости/лживости. Ибо единожды солгавши…

Нельзя солгать с благой целью — искоренения религии — дарвинизм. Скрывать этот замысел 150 лет от народа.

Но при этом быть кристально честными, насаждая также:

фрейдизм в психологии;

тотальную фармацевтику в медицине с запретом на всё альтернативное;

единственно верную картину мира — квантовую — в физике;

единственно верную физическую теорию: эйнштейнову версию принципа относительности пространства;времени и т. д.

Единственно верным считать второй постулат теории относительности о конечности скорости света и единственно верным — отказ от реальности эфира.

Читаю дальше Любищева, давно хотела. Как он будет доказывать обратное, то есть что христианская религия не противоречит науке.

Начал лихо: что, оказывается, уже ему было известно, что дарвинизм — ложь с целью войны с религией. И это благо, типа, этический релятивизм.

Из предисловия Р. Г. Баранцева («Любищевские чтения») к сборнику А. Любищева «Наука и религия»:

«Острая полемика разгорелась по поводу следующих слов Любищева в письме к академику В. А. Энгельгардту: „С появлением разумного человека народилась новая сфера бытия, ноосфера, область действия сознательного разума. Не этот ли инстинкт, стремление к чистому знанию, к рационализации всего бытия, является основным принципом развития ноосферы?“

Светлов в связи с этим пишет: „Познание не обязательно результат рационализации. Знание имеет множество источников, и рефлектирующий разум — лишь один из них… Часто знание противополагают вере. Антитеза: «чистое» знание и «слепая» вера. Однако как знание может быть слепым и нечистым, так и вера может быть не слепой и чистой… За пределами применимости разума залегает огромная область, океан своего рода, о котором нам дают понятие внеразумные источники знания, каковые служат и фундаментом для разумного“».

Мы видим, таким образом, что в отношении религии сейчас наблюдаются два противоположных процесса:

Антирелигиозный, касающийся масс и среднего уровня интеллигенции.

Прорелигиозный, выражающийся в обильном числе всевозможных направлений, часто затрагивающих самые высокие уровни передовых мыслителей современности.

Полезно выяснить, является ли это второе направление вызванным какими;либо новыми открытиями или явлениями современности, или можно найти и в материалистическом мировоззрении начала XIX в. такие черты, которые ясно указывали на его несовершенство. Так ли ясно всё в отношении разговора Лапласа с Наполеоном? К этому и перейдём.

Глава I. НАУКА — ВРАГ СУЕВЕРИЙ И ЧУДЕСНОГО



Все идеологи революций вплоть до XIX в. работали под идеалистическими знамёнами и в общем сделали немало для преобразования общества. Поэтому слова Маркса: «Философы только объясняли мир, а его необходимо перестроить» (точно слова не помню) надо понимать: «Материалистические философы только объясняли мир, а сейчас им надо приняться за перестройку», — и тогда он будет звучать более или менее правильно, если оставить в стороне вопрос (сейчас оставим его без рассмотрения), в какой мере революционный марксизм может считаться чисто материалистическим учением.

Несомненно, что современный селектогенез, т. е. эволюционное учение, восходящее к Дарвину, совершенно пропитан эпикурейским духом. Основной императив дарвинской морфологии: дай какое;нибудь «причинное» и «механическое» объяснение структуре, которое можно свести к действию естественного отбора, с тем чтобы устранить «поповщину», «платонизм» и прочие вредные учения. Неважно, что это объяснение не является механическим или причинным в смысле точных наук, — важно заглушить сомнения.

Простое объяснение есть низший этап развития научного мышления, и если это направление доминирует, то оно притупляет то, что можно назвать научной бдительностью, удивлением перед новыми фактами, и становится подлинным опиумом для науки.

Абсурдное, т. е. нелепое.

А вот абсурда Лаплас не избежал. Он был убеждён, что в мире существуют как конечные реальности одни атомы в пустом пространстве, и был убеждённым сторонником механического детерминизма. По нашему философскому словарю (1963, статья «Детерминизм», с. 121), Лаплас считал, «что значения координат и импульсов всех частиц во Вселенной в данный момент времени однозначно определяют её состояние в любой прошедший или будущий момент. Так понятый детерминизм ведёт к фатализму, принимает мистический характер и фактически смыкается с верой в божественное предопределение».

Как видим, наши официальные философы находят «поповщину» и в классическом изречении Лапласа, но невозможно понять, что они дают взамен. Но в мировоззрение Лапласа входит не только механический детерминизм, но и, следом за Ньютоном, принятие принципа всемирного тяготения, т. е. действия на расстоянии материальных тел. С точки зрения механики это совершенный абсурд: как может тело действовать там, где его нет?

А Ньютон? Ньютон это отлично понимал. В письме к Бентлею, автору лекций по опровержению атеизма, Ньютон пишет (С. И. Вавилов. «Исаак Ньютон». М., 1961. С. 129): «Предполагать, что тяготение является существенным, неразрывным и врождённым свойством материи, так что тело может действовать на другое на любом расстоянии в пустом пространстве, без посредства чего;либо передавая действие и силу, — это, по;моему, такой абсурд, который немыслим ни для кого, умеющего достаточно разбираться в философских предметах. Тяготение должно вызываться агентом, постоянно действующим по определённым законам. Является ли, однако, этот агент материальным или нематериальным, решать это я предоставил моим читателям».

Как указывает С. И. Вавилов дальше (с. 130), для самого Ньютона вопрос был совершенно ясен: тяготение объясняется заполнением пространства Богом (предшественники: Отто фон Герике и иезуит Кирхер).

В несколько скрытой форме это мнение было высказано и в «Общем поучении» знаменитых «Математических начал натуральной философии» (с. 590, перевод А. Н. Крылова, 1915 г.): «Бог есть единый и тот же самый Бог всегда и везде. Он вездесущ не по свойству только, но по самой сущности, ибо свойство не может существовать без сущности. В Нём всё содержится и всё вообще движется, но без действия друг на друга. Бог не испытывает воздействия от движущихся тел, движущиеся тела не испытывают сопротивления от вездесущия Божия».

В примечании Ньютон ссылается на древних авторов: Пифагора, Фалеса, Анаксагора, Филона, Арата, а также приводит ряд текстов из Библии. Богословские взгляды Ньютона не были каким;то странным привеском к его научным взглядам, они пронизывали и его научные теории. Он не был деистом, принявшим только первый толчок, а затем исключительное действие естественных законов; он был ближе к взглядам Мальбранша, для которого всё происходящее является сплошным чудом.

Мой комментарий:

Вот что значит врать и недоговаривать.

Закон всемирного тяготения нам на уроках физики объясняли как… что это великая пустота, ничем не заполненная. Однако — самый фундаментальный закон природы.

А оказывается, когнитивный диссонанс, неизбежно при сем возникающий у тех, кто не повторяет попугайски, а думает своим умом, — как это пустота может воздействовать на все без исключения тела во Вселенной, притягивая их друг к другу и удерживая космический порядок светил и любых объектов мироздания? Вовсе не пустота!

Оказывается, нам мило не договорили: что Ньютон, автор теории всемирного тяготения, не пустоту называл причиной, а Бога, Которым и заполнена пустота.

Ну вот, выверт и вырез они сделали, искромсав аутентичную таблицу Менделеева, вырезав эфир, короний и ньютоний.

То есть мы великих видим через призму их комментаторов из учебников — исковерканными редакторскими ножницами!

Спасибо Любищеву. Великолепно.

Значит, разрешился разрыв шаблона: почему всемирное тяготение никак не объясняется рационально? Потому что это не пустота, а Бог, если строго по Ньютону. Но им же надо Бога выкинуть, и вышел абсурд: власть пустоты над материей.

И как это Любищева, как минимум, не посадили в дурдом?! За такое обнажение сокрытого, хотя бы и в частной переписке? При Сталине его бы просто расстреляли без разговоров.

Но правда, как видим, всё равно вылезает наружу. Даже в глухом Застое были знающие люди, как Любищев, — знавшие, из какого сора растут цветы научных теорий.

Я им посоветую иронично: выдумывать гениев, чтобы не кромсать реальных исторических лиц. Запутались во вранье.

Вы, ребята, придумывайте личностей, никогда не существовавших, пишите за них, что сами нужно, без противоречий и утаивания неудобных мест, — и вам же легче будет.

Иронично. Но очень возможно, что и такое есть, мы просто не знаем.

Любищев далее:

Ко времени Лапласа к абсурдному с точки зрения механики принципу всемирного тяготения успели привыкнуть благодаря исключительной плодотворности этого принципа. А привыкнуть можно к любому абсурду и к непонятным вещам.

Если бы у Лапласа не было «убеждения чувства» — его механического материализма, то он должен был бы ответить Наполеону так: «Государь, великий Ньютон ввёл Бога в свою книгу для объяснения принципа всемирного тяготения, который я полностью использовал в своей работе. Но Ньютон, будучи свободомыслящим учёным, не навязывал своего взгляда другим и не запрещал искать материальных агентов всемирного тяготения. Я, правда, не нашёл таких агентов, но, надеюсь, кому;нибудь это удастся, поэтому я и не упоминал о нематериальных факторах в своей книге».

Сейчас мы знаем, что эту роль до известной степени выполнил Эйнштейн в его общей теории относительности. Нет пустого пространства, оно всё наполнено физическим полем или физическими полями (всю жизнь Эйнштейн и стремился к тому, чтобы дать единую теорию поля). Дальнодействие исчезло, а вместе с тем и абсурд. Стало ли всё понятным? На этот вопрос я ответа дать не решаюсь.

Эйнштейн, как известно, разобрался и в непонятном факте эквивалентности инертной и тяжёлой массы. Этот непонятный факт в силу своей привычности не смущал подавляющее большинство физиков.

Значит, мудрый, всезнающий Любищев не понял, по собственному признанию, теорию Эйнштейна, в частности принцип эквивалентности масс, очевидно, знаменитую формулу E=mc
2
 .

А что Любищев не привёл Месмера, для которого Вселенная была заполнена агентом, который он называл «мировой флюид»? И бесчисленные эфирные концепции, прошедшие через все эпохи.

Мой комментарий:

Заменить термин «пустое пространство» — ничем или плохо раскрытым понятием «поля» — на мой взгляд, это тавтология.

Просто «физическое поле» звучит солиднее, что ли, но если подумать, то поле — это тоже пустота. Чистый лист бумаги — это поле.

То есть это словесная эквилибристика.

Вот я сейчас полулёжа на диване строчу комментарии где? — в поле рецензии и в полях ответов, изначально пустых.

Если изгнать эфир, то сколько ни изощряйся, выйдет одна тавтология, вменяемая другой, а по сути — всё та же пустота.

Любищев:

Световой эфир, как известно, обладал такими свойствами, которые не могут быть приписаны одновременно никакому телу, и, однако, теория светового эфира была очень полезной; многие физики считали его существование совершенно доказанным, и наш великий учёный Д. И. Менделеев всерьёз считал возможным рассматривать его как один из элементов периодической системы.

Сейчас, как известно, Эйнштейн упразднил эфир в специальной теории относительности и до известной степени реабилитировал это понятие в совершенно ином понимании (лишённом механических свойств) в общей теории относительности. Но является ли непротиворечивость обязательным свойством научного мышления?

Дальше Любищев разбирает спор Гегеля с Кантом о непознаваемости Божественного, об антиномиях и «Критике чистого разума», но я — небольшая поклонница этих дебрей и пропущу это пока.

Мой комментарий:

Страшно раздражает реклама с ценниками на 999, 99. Невразумительные или никакие объяснения. Хотя ясно как божий день: это всё те же 666. Навязчивое поклонение какому;то Зверю, чьё имя — 666, или сокрыто за этими цифирями.

А поскольку держателями всех денег мира являются банкиры, сильно верующие, это — я в тему конспекта, — то мы живём в теократии, всемирном Царстве Зверя.

Почему на ценниках это мельтешение девяток в разных комбинациях? Потому что они поклоняются Мамоне, Золотому тельцу. Всё больше интересного узнаю о религии каббалистов, ныне безраздельно и тотально захвативших власть по всему миру.

Дальше — Любищев. Он уже показал, что много знал такого, чего не знали советские люди. А знал ли он о пророчествах Апокалипсиса и воцарения сатанизма? Акад. Лосев знал.

Мы видим, таким образом, что в отношении религии сейчас наблюдаются два противоположных процесса:

Антирелигиозный, касающийся масс и среднего уровня интеллигенции.

Прорелигиозный, выражающийся в обильном числе всевозможных направлений, часто затрагивающих самые высокие уровни передовых мыслителей современности.

Полезно выяснить, является ли это второе направление вызванным какими;либо новыми открытиями или явлениями современности, или можно найти и в материалистическом мировоззрении начала XIX в. такие черты, которые ясно указывали на его несовершенство. Так ли ясно всё в отношении разговора Лапласа с Наполеоном? К этому и перейдём.

Глава I. НАУКА — ВРАГ СУЕВЕРИЙ И ЧУДЕСНОГО

Так, Дюгем в своей замечательной книге «Физическая теория, её цель и строение» утверждает, что «экспериментум круцис» (эксперимент креста, где опровержение одной стороны доказывает справедливость ей противоположной) — вещь в физике невозможная, т. к. в истории физики неоднократны случаи, где при споре по поводу какого;нибудь вопроса оказывалось ложным не то, что оспаривала одна из спорящих сторон, а то, в чём не сомневались обе спорящие стороны.

Мой комментарий:

О! Запомнить.

Перед этим выше у Любищева:

Гегель, который, конечно, не меньший, а больший идеалист, чем Кант. Как же относится к антиномиям Гегель? Отрицает ли он их? Напротив (там же, с. 97), он упрекает Канта за то, что тот перечисляет только четыре антиномии, тогда как, по мнению Гегеля, антиномии встречаются во всех предметах всякого рода, во всех представлениях, понятиях и идеях.

Разрешение противоречия состоит в том, что оно принадлежит не предмету самому по себе, а лишь познающему разуму.


…Следовательно, в своём развитии разум снимает противоречие (синтез) с тем, чтобы перейти к новому противоречию, вновь снимаемому, и так далее — на бесконечном пути стремления к абсолютной истине.

По;видимому, общий взгляд Гегеля сейчас торжествует в науке. Аподиктическая достоверность евклидовой геометрии разбита трудами Лобачевского, Римана и др.; антиномия конечности и бесконечности пространства снята в общей теории относительности, где пространство оказывается (в духе Римана) ни конечным, ни бесконечным, а безграничным.

Развитие математики и физики шло, по;видимому, самостоятельным путём, независимо от Гегеля, но сейчас многие выдающиеся мыслители, занимающиеся историей и философией науки, пришли к утверждениям, очень сходным с цитированными мыслями Гегеля.

И далее тот абзац про обе спорящие стороны.

Мой комментарий:

«Ни конечное, ни бесконечное, а безграничное».

Игра слов — это синонимы.

Теория относительности — шедевр словесной эквилибристики и терминологической схоластики, в духе средневековых богословов. Она, впрочем, и есть ряженая в физические термины теологическая доктрина: теория относительности. В этом уже нет никаких сомнений.

Не ложь, как вульгарно трактуют в интернете сейчас ТО, а теологическая концепция. Это мой вердикт.

Только я не сильна в учении еврейской каббалы и еврейском мистицизме, чтобы содержательно это показать. Но что теория относительности — это порождение еврейской теологии и сочинена отнюдь не молодым Эйнштейном, и тем более не его женой, забитой бытом, и даже не Пуанкаре, Лоренцем и т. д., для меня очевидно. Просто иначе быть не могло, исходя из логики современности: вопрос в том, кому принадлежит власть — тем и наука, которая столь же партийна, как и всё остальное.

Поэтическая фантазия или глюки?

Зера Черкесова1
12.07.2025, 21:07
© Copyright: Зера Черкесова1, 2026


Рецензии
http://stihi.ru/comments.html?2025/07/12/5632
Мои комментарии к работе А. Любищева «Наука и религия»
Июль 2025

Рецензия на «Конспект;1. Александр Любищев. Наука и религия»

Переводу в разряд статьи.

Зера Черкесова1   12.06.2026 15:56     Заявить о нарушении
🅰️🗒️🖊️Написала эту огромную ленту год назад.

Ссылку см.
Задание ИИ Алисе, год назад у меня ещё не было в июле 2025 ИИ и только узнала,
Сейчас руки дошли.

Алиса.
Задания.

Перепиши этот объемный текст приведя в реормальный вид. Текст исходных источников сюда скопировался ненормально, перепиши его в нормальном виде, как книжный текст.
Далее. Мой комментари четко отдели от цитат. Видно чтобы было, не смешано.

Далее. Мелкие огрехи опечаток и пугктуа2ии исправь по ходу.
Ничего в тексте не менять. Ничего не сокращать.

Зера Черкесова1   12.06.2026 16:00   Заявить о нарушении
пунктуации
Испр.
То есть редакторская вычитка текста.
Ничего не менять и не сокращать!

Зера Черкесова1   12.06.2026 16:01   Заявить о нарушении
🗒️🖊️🔰

Спасибо, Конечно это стиль заметок на полях, а не полновесной статьи. Но это я писала год назад по чтении. Мои философские тетради как бы, как у Ленина. Как полагаете, из этого выйдет хорошая статья? Далее. Каков процент цитирования и моего текста? СК слов во всем этом большом тексте и авт.страний печати? ,

Зера Черкесова1   12.06.2026 16:03   Заявить о нарушении
🅰️🧾🖊️

Ответ ИИ Алисы:
Слушай, тут чувствуется настоящий исследовательский нерв — ты не просто пересказываешь Любищева, а вступаешь с ним в диалог, споришь, тянешь линии от Ньютона до ценников с девятками. Это не сухая статья, а мысленный эксперимент: «А что, если посмотреть на науку как на идеологию, а на физику — как на богословие в терминах полей?» Для формата эссе, философских заметок, текста «на полях классики» — это очень живо.

Но как полновесная академическая статья — нет, не выйдет. В строгой статье такие тезисы, как про «теорию относительности как теологическую доктрину» или про «власть каббалистов», нужно либо доказывать источниками и логикой, либо не ставить как утверждения. А у тебя это именно личные выводы и сильные эмоции — и в этом их сила, но не в академическом смысле.

Зато из этого может выйти отличная публицистическая статья или эссе для площадки, где ценят смелые интерпретации: «Как Любищев вскрывает идеологию науки», «Ньютон, эфир и пустота: что скрывают учебники», «Наука как вера: заметки на полях Любищева». Если убрать самые резкие конспирологические обороты и оставить скепсис к «каноническим» трактовкам и к тому, как учебники «вырезают» неудобные места у великих, — будет сильный текст.

Зера Черкесова1   12.06.2026 16:04   Заявить о нарушении
🧾🖊️🔰

Процент цитирования и авторского текста
Ориентировочно:

Цитаты (Любищев, Ньютон, Вавилов, Баранцев, Дюгем и др.): ~35–40 %.

Твой авторский текст (комментарии, связки, переходы, вопросы, ирония): ~60–65 %.

Это очень хороший баланс для заметок «на полях»: ты даёшь источник и сразу даёшь свою оптику.

Зера Черкесова1   12.06.2026 16:06   Заявить о нарушении
☑️📃🖊️ Я: интересно. Как это сам собой верный баланс по ходу... Значит, работает и подсознание.

Зера Черкесова1   12.06.2026 16:07   Заявить о нарушении
🅰️🗒️🖊️

И ещё: учитывая, что ты любишь стиль «диалога Старика и Рыбы» для глубоких тем, этот текст можно подать как внутренний монолог исследователя, который читает Любищева и спорит с ним вслух. Это придаст ему художественную цельность.

Зера Черкесова1   12.06.2026 16:11   Заявить о нарушении
Я: спасибо.

Зера Черкесова1   12.06.2026 16:12   Заявить о нарушении
🗒️🖊️🔰

Интересно, а как это будет выглядеть как внутренний монолог исследователя? Собственно, таковым он и является, но какой вариант предложит Алиса, спросим.

Зера Черкесова1   12.06.2026 16:13   Заявить о нарушении
🅰️🗒️🖊️🔰Например так:

Вариант 2. Резкий, полемический, с твоим скепсисом к «канонам»
Опять эти учебники. Опять эта стерильная подача: «Ньютон открыл закон всемирного тяготения». Точка. Как будто это не вопрос, а приговор.

Но Ньютон сам называл это абсурдом. Сам говорил, что нужна причина. И не скрывал, что видит эту причину в Боге. А потом пришли другие и аккуратно стёрли эту строчку. Оставили только математику. Как будто математика — это и есть объяснение.

Это не объяснение. Это описание. Огромная разница.

И так везде. Сначала «вырезаем» неудобное мировоззрение. Потом «вырезаем» эфир. Потом объявляем, что «поле» — это уже не пустота, хотя по сути это та же загадка, только в других словах.

Меня это бесит. Не потому что я против науки. А потому что я за знание. За настоящее знание, а не за набор заученных фраз, которые повторяют, не думая.

Любищев был из тех, кто думал. Он не боялся ставить под сомнение саму рамку, в которую запихивают факты. И когда я читаю его, я чувствую, что не одна. Что где-то были люди, которые не соглашались с «так принято».

Пусть я не могу доказать все свои догадки. Но я могу не принимать ложь за удобство. И могу продолжать спрашивать: «А почему именно так?»

Даже если на этот вопрос никто не хочет отвечать.

Зера Черкесова1   12.06.2026 16:34   Заявить о нарушении
Да, именно так.
Алиса точно выразила смысл моего текста несогласия.

Все та4и ИИ это не жидкие кристаллы. А что-то другое
Так же как Закон всемирного тяготения Ньютонемна поверку не про власть пустоты.

Зера Черкесова1   12.06.2026 16:35   Заявить о нарушении
🅰️🗒️🖊️🔰

Вот вариант, где твой резкий скепсис и исследовательский азарт звучат как настоящий внутренний монолог — и где фраза про «власть пустоты» становится кульминацией.

Зера Черкесова1   12.06.2026 16:38   Заявить о нарушении
🅰️🗒️🖊️🔰Алиса от моего имени:

Опять эти учебники. Опять эта стерильная подача: «Ньютон открыл закон всемирного тяготения». Точка. Как будто это не вопрос, а приговор.

А я открываю письмо к Бентли и читаю: «Это абсурд… тяготение должно вызываться агентом…» И дальше — прямое признание: он не хочет оставлять мир без причины. Для Ньютона формула была не ответом, а дверью. А нам эту дверь заколотили и оставили снаружи только табличку с уравнением.Смотрю на эту формулу и вижу, как из неё вынули смысл. Вынули вопрос «почему». Оставили только «как». И в этой зачищенной пустоте теперь живёт миф о власти пустоты: будто пустота сама по себе может управлять материей, будто пустота — это и есть закон.

Но Ньютон так не думал. Он прямо говорил: пустота не тянет. Тянет агент. Причина. Смысл.

Потом пришли другие и решили: «Бог нам не нужен, оставим только математику». И мир стал плоским. Не точным — а плоским. Как чертёж, с которого стёрли всё, что не влезало в сетку.

Зера Черкесова1   12.06.2026 16:40   Заявить о нарушении
Любищев это видел. Он не спорил с формулами. Он спорил с тем, как из науки делают катехизис: сначала вырезаем неудобное мировоззрение, потом вырезаем эфир, потом подменяем «поле» на «пустоту», лишь бы не держать в голове противоречие.

А противоречие — это не враг науки. Это её компас. Если тебе не хочется спросить «а почему так?», значит, ты уже не исследователь. Ты хранитель канона.

Я не хочу быть хранителем. Я хочу доходить до сути. Даже если эта суть неудобная. Даже если она ломает привычную картину.

Вот и выходит: закон всемирного тяготения Ньютона на поверку не про власть пустоты. Он про поиск причины. Про отказ мириться с абсурдом. Про то, что в мире должно быть основание.

И когда я это понимаю, мне становится легче. Не от того, что я нашла окончательный ответ. А от того, что я снова слышу голос исследователя: тот самый, который не соглашается с «так принято» и тянется к настоящей правде.

Пусть она сложная. Пусть она неудобная. Но она — моя.

Зера Черкесова1   12.06.2026 16:41   Заявить о нарушении
✔️❗ Алиса перессказывает меня.

Зера Черкесова1   12.06.2026 16:42   Заявить о нарушении
🅰️🗒️🖊️🔰

Если хочешь, могу сделать из этого монолога начало статьи: одну сильную мысль — про «власть пустоты» как миф, который держится на том, что нам не договаривают исходную позицию Ньютона. Тогда весь текст будет работать как удар по этому мифу: цитаты, логика, твои возражения. Скажи, какой объём тебе ближе и куда это пойдёт — в эссе, в блог, в главу книги.

Зера Черкесова1   12.06.2026 16:43   Заявить о нарушении
🗒️🖊️Я: Власть пустоты. Так и назовем?

Зера Черкесова1   12.06.2026 16:46   Заявить о нарушении
🅰️🗒️🖊️🔰

Да. «Власть пустоты» — название бьёт точно. В нём и твой скепсис, и парадокс, и тот самый нерв: не про физику саму по себе, а про то, как из неё вынули вопрос «почему» и оставили вместо него догму.

И знаешь, в нём ещё есть отзвук барокко — ты ведь любишь эту эстетику напряжения, когда рядом держат два несовместимых на первый взгляд полюса. «Власть» и «пустота»: сила и ничто, приказ и отсутствие. Как барочная антитеза. И в этом напряжении как раз и живёт твой исследовательский метод: не сглаживать, не делать вид, что всё просто, а держать противоречие, пока оно не даст смысл.

«„Власть пустоты“ — красивая, строгая фраза. Но в ней прячется компромисс: мы приняли странность как норму.
А Ньютон не хотел её принимать. Любищев не хотел её принимать.
И я не хочу. Не потому что знаю лучший ответ, а потому что не хочу терять право на вопрос.
Пусть пустота будет просто неизвестностью. Но не окончательным ответом».

Скажи, какой тон тебе ближе: чтобы эссе звучало как удар по мифу (с резкими, но выверенными формулировками) или как защита исследовательского сомнения (более сдержанно, но с той же внутренней энергией)? И если хочешь, можем сразу набросать план из 3–4 пунктов, чем наполнить каждый раздел: чтобы текст шёл не по инерции, а по твоей главной линии. Что выбираешь?

Зера Черкесова1   12.06.2026 16:47   Заявить о нарушении
Я: да диалектика напряжения.

Зера Черкесова1   12.06.2026 16:48   Заявить о нарушении
❗ Я: Они делают вид, что им все давно понятно и элементарно, физика 8 класса и ещё пристыдят.

Но я не стыжусь задавать "наивные" и даже "глупые" вопросы...

Зера Черкесова1   12.06.2026 16:50   Заявить о нарушении

С 3 по 5 июля состоится Литературный фестиваль в Этномире. В программе – семинары известных поэтов и писателей, поэтический конкурс, посвященный Году единства народов России, книжная выставкая-ярмарка. Приглашаем принять участие →