Магнетизм магнолии

Цветёт магнолия в Крыму.
Дворцы-музеи оживают.
Теперь я знаю почему
Мне радостно с приходом Мая:

Цветёт магнолия в саду
Аптекарского огорода.
Её ценю не за листву,
А за цветы иного рода.

Цветёт магнолия в Москве,
Варшаве, в Сочи и Париже,
В Пекине, Кёльне – да, везде!
Цветение не будет лишним.

Оно всех будет привлекать,
Опутывать, как спрут, ветвями…
Всех поразит, наверняка,
И врежется надолго в память.

Пред красотою каждый слаб,
Обезоружен, взят без боя,
Перенесён из мира зла,
И видит Рай перед собою.

Становится так хорошо,
Что больше ничего не надо.
И хочется смотреть ещё,
Как на цветущее когда-то…
_____

Иллюстрация: "Весна в Кёльне" Шишкова Наталия. Масло/холст, 60х80 см., 2008г.


Рецензии
Арина, прочёл «Магнетизм магнолии» — поделюсь впечатлениями.
Стихотворение читается легко: четырёхстопный ямб выдержан, чередование клаузул работает, дыхание ровное. Это техническая основа, и она у Вас собрана.
Но дальше этой основы, мне кажется, текст не очень движется, и я попробую объяснить, где именно для меня он буксует.
Первые три строфы построены как географическое перечисление: Крым, Аптекарский огород, Москва, Варшава, Сочи, Париж, Пекин, Кёльн. Магнолия цветёт везде — это правда, но в стихотворении перечисление рискованно тем, что оно расширяет горизонт за счёт глубины. Чем больше городов, тем менее различимо каждое цветение. Магнолия в Крыму и магнолия в Пекине — это, в сущности, разные сюжеты, и сложив их в один список, текст теряет конкретность. Мне кажется, стихотворение бы выиграло, если бы Вы остановились на одной точке — пусть даже на Кёльне, раз именно «Весна в Кёльне» Шишковой стала иллюстрацией, — и всмотрелись в неё подробнее.
«Опутывать, как спрут, ветвями» — здесь, простите за прямоту, образ работает против текста. Спрут — символ хищного захвата, удушения; в русской и европейской культуре он несёт устойчивую мрачную окраску (от газетных карикатур до фильма «Спрут»). Магнолия же — символ нежности и весны. Соединение этих двух образов в одной строке создаёт диссонанс, который, мне кажется, не входил в Ваш замысел: Вы хотели передать обволакивающую силу красоты, а получился образ удушения. Может быть, стоит подумать над другим сравнением — что-то живое, разветвлённое, но без хищной коннотации.
«Пред красотою каждый слаб, обезоружен, взят без боя» — здесь сама конструкция держится на готовых блоках. «Слаб пред красотой», военная метафора («взят без боя», «обезоружен») применительно к восхищению — ходы, которые в русской лирике были новыми лет двести назад. Сейчас они уже не работают как образ, а только как сигнал жанра: «здесь должна быть восторженная строфа». Стихотворение теряет в этом месте собственный голос.
«Перенесён из мира зла, и видит Рай перед собою» — здесь, на мой вкус, риторика тяжелее самого предмета. Магнолия не настолько драматический цветок, чтобы переносить из мира зла в Рай; такие большие категории требуют большой подготовки в тексте, а у Вас до этого момента шло лёгкое цветение. Контраст «мир зла / Рай» оказывается крупнее, чем контекст, который его держит.
Финал — «И хочется смотреть ещё, как на цветущее когда-то» — мне показался синтаксически неясным. «Как на цветущее когда-то» — то есть как на то, что цвело прежде? Тогда это уже про прошлое, про утраченное, и финал поворачивает стихотворение в элегию. Но всё предыдущее — про настоящее, про «цветёт сейчас, в Москве, в Кёльне, везде». Этот поворот, мне кажется, не подготовлен; либо его нужно усилить и вытянуть в полноценный мотив утраты, либо переписать финал в той же тональности, что и корпус.
И последнее, о рифмах — поскольку Вы в моей рецензии были строги к этой стороне, отвечу симметрично, чтобы разговор был на равных. У Вас в стихотворении двенадцать пар; из них Крыму / почему, слаб / зла, надо / когда-то, ещё / хорошо — рифмы школьного типа, простые. Привлекать / наверняка держится на «наверняка», а это слово в стихах часто становится заполнителем размера. Париже / лишним — натянутая, согласные расходятся. Это не в укор — простые рифмы в лирике имеют своё место, — но если уж мы о банальности рифм говорим, то стандарт стоит держать одинаковый для всех.
Стихотворение в целом — доброе и светлое. Но мне кажется, ему не хватает одной вещи: самой магнолии. Её мясистых кожистых листьев, её тяжёлого сладкого запаха, её гигантских чашевидных цветков, которые ни с чем не спутаешь, её странной доисторической чужеродности в северном воздухе. Вы пишете «цветёт» и «ветви», но эти слова подходят к любому цветущему дереву. Магнолия же узнаваема мгновенно — и эта узнаваемость, мне кажется, стоит того, чтобы её поймать.
Но это уже разговор о том, чего я бы хотел от такого стихотворения, а это — Ваше право решать.
С уважением,😊

Валерий Нестеров 2   26.04.2026 13:26     Заявить о нарушении
Валерий, тронута Вашим вниманием к моему творчеству. Подозреваю в чём причина, но так или иначе разговор содержательный - за это уже спасибо, сама такая.

Насчёт того, КАКИМ должно быть произведение - тупиковое дело. Потому что у каждого есть свой стиль и замысел. У меня - про утерянный для всех Рай на земле. А Вы про что подумали? Так вот, в нашем разделённом мире я увидела цветение, притягивающее к себе всех. Почему именно Магнолия? Да просто она бросается в глаза, крупнее цветков на деревьях не найти не найдёшь. Кстати, в Аптекарском огороде в Москве она не пахла. Но она везде цветёт, и дальше я применяю ассоциации военно-удушающей тематики. Это как в противовес всему, что наполняет нашу жизнь - конфронтация непонимания, пропаганда, злоба и т.д. "Цветущее когда-то" - это возможно упущенное в прошлом. Даже в нашей жизни ещё десяток лет назад всё было иначе... Но это мои ассоциации. Простое по форме стихотворение я не стала утяжелять нарративом. Я просто пыталась передать через это распространение цветения свои чаяния. Ну а читатель делает свои выводы.
Желаете поговорить о рифмах. Предупреждаю - это мой "конёк". Для начала пройдитесь в Маллар Ме по всем темам проекта "Хорошие рифмы" (я участвовала во всех конкурсах и досконально изучила вопрос, а он начался ещё раньше, на другой конкурсной площадке. Здесь был продолжен)). Так будет легче с Вами обсуждать вопрос в дальнейшем. Иначе мы с Вами два полюса - разговор глухонемого со слепым.

А пока покажу своё понимание по данному вопросу (не пожалею времени). Вот все мои рифмы в данном стихотворении:

КрыМУ - почеМУ /неоднородная точная хорошая рифма/
оживАЙут - с приходом мАЙА /обычная, но звучит, конфликтная с усечением последней согласной/
В СаДУ - лиСТВУ /замечательная перестановочная с перестановкой согласных - предложный и дательный падеж созвучны, единственное и множественное число тоже в согласии/
ОГОРОДА - инОГО РОДА /рифма с полным поглощением! Люблю такие/
МоСкве - веЗдЕ /разнородная/
ПаРИЖЕ - ЛИШнИм /разнородная, и хотя конфликтная (на конце нет совпадения Е-И, но звучание близкое, а также с усечением М на конце, звучащая интересная рифма, хорошая/
приВЛЕКАть - наВЕРняКА /Л-Р сонорные, поэтому их выделяю, рифма с усечением на конце, разнородная, рифменты созвучны в словах, шикарная рифма/
веТВЯМИ - В пАМЯТь /перестановочная с усечением на конце, конфликтная, но звучит, хорошая/
СЛАб - ЗЛА /классический образец рифмы с усечением, разнородная, даже с полным поглощением! Блеск!/
беЗ БОЙа - СоБОЙу (без боя - собою звучащая конфликтная рифма, с перестановкой в предударной части\
хороШО - еЩЁ (опорные согласные шипящие, это создаёт созвучие/
когдА-ТО - нАДО (рифма звучит хорошо, разнородная)

Вот такой мой взгляд на рифмы - не одной банально простой. Все звучат! Или у Вас другое мнение?

Шик Арина   26.04.2026 21:11   Заявить о нарушении
Арина, спасибо за развёрнутый ответ — он мне многое прояснил.

Про замысел. Теперь я понимаю Вашу логику: магнолия как образ цветения, пробивающегося сквозь разделённый мир, и военная метафора — как контраст этой разделённости. Замысел красивый. Но я говорил о другом: о том, что́ из этого замысла приходит к читателю через текст. Авторская интенция и её реализация — разные вещи, и моё замечание было именно о реализации. «Спрут» в одной строке с магнолией всё равно тянет на себя коннотацию хищного захвата, как бы Вы её ни задумывали; а финал «как на цветущее когда-то» по-прежнему остаётся синтаксически неясным даже после Вашего пояснения про «упущенное в прошлом» — потому что в самом тексте этого ключа нет. Я говорю это не чтобы переспорить, а чтобы обозначить: когда замысел требует такого комментария, чтобы быть прочитанным, — это сигнал, что текст пока не вытягивает его сам.

Про рифмы. С теорией Маллар Ме знаком, но ... не очень; терминология «перестановочная», «с поглощением», «разнородная», «конфликтная» — рабочая, я её принимаю. Но мы с Вами говорим про разные оси. Я говорил о новизне рифменной пары, Вы — о её звучании. Это не одно и то же. «Слаб / зла» технически действительно даёт поглощение — но это поглощение в паре, которая встречалась у русских поэтов сотни раз. «Надо / когда-то» звучит — но это созвучие, одно из самых частотных в языке. Хорошее звучание не отменяет того факта, что пара использована многократно. Когда я говорю «школьная» — я имею в виду частотность, а не плохое звучание. Это разные критерии оценки, и оба имеют право быть.

Так что разногласие у нас, мне кажется, не в том, кто что лучше слышит, а в том, что мы измеряем разными линейками. Это нормально.

С уважением,🌹🌹🌹🌹🌹

Валерий Нестеров 2   27.04.2026 14:12   Заявить о нарушении
P.S. Я много пишу для детей 3–5 лет — а дети современные рифмы воспринимают плохо, — мой рифменный инструментарий настроен ровно под эту аудиторию.
Чуковский в «От двух до пяти» прямо об этом писал: ребёнку нужна рифма точная, звонкая, ударная, предсказуемая — иначе он не ловит. То, что во взрослой лирике звучит «школьно», в детской поэзии — норма ремесла, и без этой нормы текст просто не работает. И у Маршака было об этом.
По секрету, я с ними не совсем согласен. Но это отдельная тема для спора.

Валерий Нестеров 2   27.04.2026 14:20   Заявить о нарушении
Вернулась, чтобы убрать "зловещего" спрута в Вашем воображении, но потом не стала.
Спрут - это большой осьминог, а по картине Наталии и вообще, как помнится, у этого дерева ветки очень похожи на щупальцы. Они с изгибом и довольно толстые. Ну точно как у спрута. Нам иногда мешают навязанные образы известными фильмами. Не буду менять. Ничего другого не вставляется. Сказала, что хотела...
Кстати, разберитесь, что такое нарратив (по высказыванию в известном нам конкурсе). На Маллар Ме есть Метаморфозы жанра - там выделен жанр Нарративной поэзии. На конкурсе представлено не менее 3 стихов.
Не вся поэзия лирика, не вся пишется от первого лица.

Шик Арина   28.04.2026 02:51   Заявить о нарушении
Арина, спасибо, что вернулись.
Про спрута приму к сведению. Замечу только одно: дело здесь не в фильме (он лишь закрепил то, что уже было), а в самом слове. «Осьминог» в русском языке нейтрален, «спрут» — нет: за ним полтора века публицистической традиции, где он означает хищный захват (спрут-капитал, спрут-мафия, спрут-коррупция). Это не киноассоциация, это словарная окраска. Плюс глагол «опутывать» работает в ту же сторону — он сам по себе про связывание. Но Вы автор, Вам и решать; я свою точку зрения обозначил, дальше не настаиваю.
Про нарратив — позвольте уточнить, потому что мы, похоже, говорим о разных вещах. Слово «нарратив» имеет два употребления. Узкое — литературоведческий термин: повествовательность, сюжет, событийный ряд (это про жанр нарративной поэзии у Маллар Ме). Широкое — связная объяснительная рамка, развёртывание замысла внутри текста. Я (и, кажется, Вы сами в предыдущем сообщении: «не стала утяжелять нарративом») употреблял слово во втором значении. Речь шла не о том, что стихотворению нужен сюжет или первое лицо, а о том, что замысел — про утраченный общий Рай, про цветение поверх разделённости — нуждается в большем развёртывании внутри текста, чтобы прочитаться без авторского комментария. Это другая претензия, не жанровая.
Так что про «не вся поэзия лирика» — согласен полностью, но это ответ не на мой тезис.
С уважением,🌹

Валерий Нестеров 2   28.04.2026 08:32   Заявить о нарушении
P.S. Я благодарен Вам за эту дискуссию. Многому научился благодаря Вам. Не хочу показаться заносчивым графоманом и критиком настоящей поэзии. Но критике своих "шедевров" буду только рад.
Особенно сборничку "Мы с дедом делаем стихи". Он публикуется, а мне хотелось бы, чтобы внучкам настоящая поэзия.
Спасибо за внимание к моим мыслям. 🌹🌹🌹🌹🌹

Валерий Нестеров 2   28.04.2026 08:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.