Спасительный свет любви. К 60-летию А. Кованова

СПАСИТЕЛЬНЫЙ СВЕТ ЛЮБВИ
К 60-летию поэта Александра Кованова
http://stihi.ru/avtor/geoakela30rus

Судьба его не баловала. А порой и не жаловала. Много чего пришлось хлебнуть на своём веку этому сильному, доброму, всегда ищущему правды и справедливости человеку. За спиной – Афганистан, навечно врезавшийся болью в память, десятилетиями теперь хранящую образы и голоса погибших товарищей… Тяжёлая контузия отразилась на подвижности левой руки, и это мешает ему сегодня научиться игре на гитаре, а ему так бы этого хотелось… А ещё за его спиной, в копилке его личных бед и несчастий, – трагический уход из жизни в девятилетнем возрасте его любимой дочки Маши в 1999 году. Её короткая жизнь навсегда запечатлена в его отцовском сердце, это – одна из самых глубоких и незаживающих ран его… Ей же – многие и многие его стихи: о любви и памяти, об отцовской нежности и горе, о трудных переживаниях и чувстве вины, о безысходности, прощении и смирении, обо всех нас, кому выпало столкнуться с уходом из жизни самых близких и дорогих людей… Да ему и самому пришлось встретиться лицом к лицу со смертельной болезнью, несколько лет отчаянно сражаться – и чудом победить…

Казалось бы, после таких испытаний у человека не останется уже места в сердце для радости, не останется сил на надежду. И, к сожалению, люди действительно нередко ломаются под грузом бед, невзгод и проблем. Но только не наш герой! Кто знаком с Александром Ковановым – а речь именно о нём, – тот знает его как неисправимого романтика, жизнелюба и человека, никогда не впадающего в отчаяние. Именно таким, позитивным и доброжелательным, отзывчивым, иногда совершенно по-детски открытым и в то же время умудрённым жизнью – и увиделся мне Саша, когда я заглянула на его поэтическую страничку на сайте Стихи.ру. А прочитав несколько его стихотворений, немного пообщавшись с ним посредством комментариев, поняла, что не просто встретилась с близкой, родственной душой, но и приобрела друга и единомышленника – пусть и виртуального, но зато совершенно настоящего, честного и верного.

Александр Кованов родился 20 февраля 1966 г. в селе Самарка Алтайского края. После 10-го класса он сразу поступил в Горно-Алтайский педагогический институт (всегда мечтал стать океанологом и географом). В юности увлекался альпинизмом, даже восходил на Белуху – это высшая точка Алтайских гор в Сибири, – а ещё учился делу горноспасателей. Однако судьба совершила внезапный кульбит: на втором курсе в связи с болезнью деда молодой человек принял решение вернуться домой – он перевёлся на заочное отделение и отправился работать в свою же школу учителем географии и истории. Весной 1985 года Саша был призван в армию, где большую часть времени прослужил в войсках космической связи в Якутске. А затем – Афганистан. Середина восьмидесятых прошлого столетия! Это был самый разгар вооружённого конфликта, в котором принимали участие и советские войска (официально – Ограниченный контингент советских войск), против моджахедов, поддерживаемых США и НАТО. Многие мальчишки моего поколения прошли это тяжкое испытание, многие не вернулись с жарких афганских сражений, а те, что выжили, пришли нередко морально покалеченными, не принятыми обществом и не принявшими новую российскую жизнь с её бандитскими 90-ми и полным равнодушием властей (да и обывателей!) к тем, кто проливал кровь по приказу верхнего чиновничьего и военного аппарата…

В Афганистане Александр Кованов служил в отдельной роте боевого охранения, прикрывая вертолётный полк в Газни. За мужество в боях с пакистанскими наёмниками он был награждён орденом «Красной Звезды». Об этом нелёгком времени впоследствии им написано немало пронзительных стихов – о друзьях-товарищах, прошедших с ним плечо к плечу военное лихолетье, о боевом братстве, о горе матерей, о долге и чести.

К счастью, Саше, человеку доброму, совестливому и справедливому, удалось удержать внутри себя баланс страстей, удалось справиться с эмоциями, уравновесить свои чувства и остаться в строю в мирной жизни – и психологически, и физически. После армии Александр Кованов переехал в Астраханскую область, где одно время он, не боявшийся никакой работы, трудился в сельском хозяйстве. Затем заочно окончил Астраханский университет и восемнадцать лет проработал в сельских школах Астраханской области. Учителем он был замечательным, и здесь ему здорово пригодились его личные качества – чувство справедливости и вдумчивость, любовь к детям и отличная память, а ещё весёлый нрав и покладистый характер. Так что вполне закономерна и награда: в 2004 году он победил в районном конкурсе на звание лучшего учителя, затем занял 6-е место в областном конкурсе «Учитель года», а уже в 2009 году стал лауреатом первого гранта Президента РФ и вошёл в список «1000 лучших учителей России». Так-то, знай наших!

Так вроде и жил наш герой – потихоньку, толком да ладом, трудясь на ниве педагогики. Но оставалась в сердце Александра непроходящая боль. Где же она, единственная, с которой и старость не страшна, и жизнь имеет самый подлинный, самый что ни на есть истинный смысл? Где она – та, ради которой хочется и звёздочку с неба достать, и самого себя изменить к лучшему, и строчку самую заветную написать? И порой прорывалось в эфир вот такое:

Я рисую небо,
Солнце я рисую,
Колосистым хлебом
Я себя балую.

На зелёных листьях –
Россыпи заката,
Как в далёком детстве
Рисовал когда-то.

Кисточкою нежной
Сердце нарисую,
Океан безбрежный
И тебя... такую...

О какой мечтаю,
О какой пою:
В красках размешаю
Я мечту свою.

Быстро я раскрашу
Ярко-белый лист...
Нарисую... наше!!!
Вот, я оптимист!!!

И тут вдруг – она, Таня. Как озарение. Как надежда на счастье. Как судьба. Немало искренних стихов разместил он на поэтическом сайте Стихи.ру о своей невстреченной родной душе, о своей суженой, которая сейчас где-то – он ни на секунду не сомневался в этом! – живёт одиноко, грустит ночами и тоже о нём ежечасно тоскует. И она – о, чудо! – заметила его на сайте, отозвалась колокольчиком своего голоса (тогда ещё для него – виртуального, ни разу не слышанного, но уже манящего). Она тоже писала стихи и тоже до сих пор не разуверилась в любви, хотя за плечами уже были разочарования и потери, и уже родились внуки от любимой дочери Марины. (Кстати, Марину с младшей внучкой они уже встречали в роддоме вместе, вдвоём.) И началась у них переписка-перекличка – сначала просто как обычное поэтическое знакомство, а потом, постепенно, уже и как общение двух почувствовавших сердечное родство людей, знающих, почём фунт лиха, прошедших не одно испытание на крутых виражах своих судеб.

На сайте, в своих стихах он отмечал каждый день, каждый месяц их встречи, их отношений, их любви. Записывал даты над стихами, посвящёнными милой Татке, как он стал её называть. Она – со своей непростой судьбой. Отец её, Владимир Иванович Соколов, коренной петербуржец, воевал в Великую Отечественную, служил танкистом, был ранен, дошёл до Кёнигсберга. Его танк освобождал Украину – он первым вошёл в Запорожье. После войны работал инженером телевизионной аппаратуры, а уже будучи на пенсии написал несколько автобиографических книг. Одна из них, о детстве и войне, называется «Я ничего не придумал». Танина мама, Паша Львовна Лазарева, родом из Белоруссии. Во время войны она была школьницей, работала в Казахстане в тракторной бригаде, растила хлеб для фронта. В конце войны пылкая, добрая и искренняя девушка половину заработанного отдала в пользу голодающих. Училась заочно, школу окончила экстерном, а после войны тоже стала инженером электронно-лучевых приборов – причём имела много изобретений и патентов, в том числе за рубежом. Именно в годы обучения – в Ленинградском электротехническом институте связи – Танины родители и познакомились. Кстати, оба их ребёнка – Таня и её старший брат Андрей – врачи. Андрей Соколов – педиатр, Татьяна Станчиц – детский кардиолог. Почему-то это совсем не удивляет – кажется, что в такой замечательной семье и профессии должны выбираться особенные, благородные, помогающие людям жить.

Их отношения развивались, они стали писать друг другу стихи. Объединили их не только общие взгляды на жизнь, но и их одновременное противостояние страшной болезни: Таня боролась со своим недугом в Санкт-Петербурге, Саша – в своём холостяцком бытовании в Астраханской области. И болезнь отступала. И отступила! Болезнь не выдержала натиска любви, её живительного спасительного света, её всепобеждающих лучей. И однажды, это было в 13-м году, Таня написала:

Быть хвоинкой в твоих руках...
Быть песчинкой, одетой в жемчуг.
Не бояться, что «к праху – прах...»,
И не видеть соперниц-женщин.

Не стыдиться того, что шрам
на груди, чуть повыше сердца...
И не думать, что где-то ТАМ
тебя выпрут как иноверца!

Лысым бобиком – по цветам
кувыркаться в июльской неге!
И однажды – красивой стать...
Хоть когда-нибудь! Хоть на небе...

Позабыть эту боль и страх!
И дарить – озорство и нежность...
Быть хвоинкой в твоих руках
где-то в дюнах... На побережье.

Иноверцами ей тогда представлялись все, кто не способен понять её боль, кто холоден к чужому горю, кто равнодушен ко всему, что происходит за пределами его личного мирка. И Саша – единоверец – отозвался:

Будь хвоинкой... хвоинкой будь,
Разодетой в янтарь и негу...
Нет! Тебе не лежать под снегом!
Ты в ладошках моих побудь!

Глажу ёжик смешной... Прости...
И целую тебя в макушку...
Не устану тебя нести
К побережью... На ту... опушку...

И они решили рискнуть. Два взрослых человека из очень разных вселенных решили попытаться соединить свои судьбы. Нырнуть в этот омут. И – вытянули счастливый билет. Так бывает иногда на этом свете: если две чистые души должны соединиться – Господь помогает. И тогда они договорились, что он приедет к ней в Санкт-Петербург. Они встретились на Московском вокзале, обнялись и больше уже не расставались. Это был 2016 год. Отныне они были вместе. Вместе стало всё получаться и спориться, вместе писались стихи и слагались будни. Вместе они даже выпустили две большие совместные книги поэтических диалогов с говорящими названиями – «Вместе» и «Всё наладится...». Теперь они – ячейка нашего российского общества, единое целое, счастливая семья.

В настоящее время Александр Кованов – житель Санкт-Петербурга, работник регистратуры детской поликлиники, где его любимая трудится врачом, счастливый муж, отец и дедушка. И, конечно же, все как один – родители и дети, сотрудники поликлиники – души не чают в отзывчивом и искреннем работнике медучреждения, талантливом поэте и просто замечательно хорошем человеке.

Писать стихи юный Саша пробовал ещё в школе. А во время болезни вдохновение вернулось – как моральная поддержка, как выход из духовного тупика, как осознанная возможность делиться с другими трудным опытом души. На сегодняшний день Александр Кованов издал двенадцать книг, из них две – прозаические. К тому же он активный участник сборников санкт-петербургского литературного объединения «Огни Гавани». Его стихи, замешанные на лучших традициях русской народной и классической поэзии, казалось бы, легки и внешне незатейливы, но в этой простоте – мудрость человеческой мысли, глубина человеческой души. А ещё Саша очень любит многоточия – иногда их даже слишком много, но это его фирменный знак, выстраданный и очень подходящий именно к его стилистике, его манере письма, способу мышления. А мне в его стихах за многоточиями всегда чудятся бесконечные извивы его жизненных дорог, недосказанность и невысказанность боли, прозрений, открытий… Такой вот затейливый, водопадный каскад многоточий, а за ними – годы и годы исканий, труда, лишений, надежд, обретения себя. Путь к любви – через боль и горе, но с мечтой в сердце и неодолимой верой в лучшее.

Я была в гостях у Тани и Саши прошлым летом. В жизни они оказались такими же, как я их и представляла себе – лёгкими на добрый разговор, дружными и счастливыми, душевными, тёплыми и очень хорошими. И вспоминается наш российский многосерийный ситком о семейной паре – он так и назывался «СашаТаня». А у нас на Стихире – свой, настоящий сериал о любви и доверии, о счастье и надежде, о смысле жизни и поиске своей половинки. И это не просто сериал в стихах о жизни и любви, нет – это и есть настоящая жизнь. А пример Саши и Тани словно говорит нам всем: не отчаивайтесь никогда, в конце любого туннеля обязательно есть свет!

С юбилеем, друг и ровесник, дорогой поэт Саша Кованов! Будь – твори, люби, живи! Несись на всех парусах к мечте! И не сбавляй скорости, пожалуйста! А мы все – твои друзья – будем на тебя равняться.
–––––––––––––––––––––––––

Несколько стихотворений Александра Кованова:

ЕСЛИ ЖИВ ХОТЬ ОДИН РЯДОВОЙ

Ну, никак не поймут господа
в европейских столицах холёных,
что ходить на Россию – беда
для солдат бундесвера хвалёных.

Их не встретят букетами роз,
не обнимет приветственно кто-то.
За Россию воюют мороз
и деревья, и пни, и болота.

И в народе не зря говорят:
на колени Россия не встанет,
если русским зовётся бурят,
если русский у нас дагестанец.

Крестоносцев, впадающих в шок,
настигал недвусмысленный морок:
нас пытаясь стереть в порошок,
получали отличнейший порох.

Эти дурни с открытым огнём
забирались, не ведая страха,
в погреба. И сгорали живьём,
удобряя поля своим прахом.

Знаю точно: враги не пройдут
и набьют, как положено, шишки,
если дом, как последний редут,
с топором защищают мальчишки!

Непорядок у вас с головой.
Вам Россия давно показала:
если жив хоть один рядовой,
значит, русская крепость не пала.

3 февраля 2026 г.

БЕЗУСЛОВНОЕ

Татке

Сердечным гулом кровотока
одною связаны судьбой.
Беречь друг друга пуще ока
давай условимся с тобой!

Давай условимся дыханьем
делиться, хлебом и водой,
делиться словом и молчаньем,
вдвоём идти – ладонь в ладонь.

Идти вперёд, навстречу ветру,
не отступая ни на шаг,
считая вместе километры,
в пути рассеивая мрак.

Мы нашей общей родословной
не будем клясться на крови –
и это будет безусловной
победой истинной любви.

17 сентября 2024

ОТВАГА

Отвага – не значит бросаться
и голову попросту бить.
Отвага – солдату остаться
в живых. И врага победить.

В бою побеждает сноровка.
И выживет весь батальон,
когда не заклинит винтовка,
когда не промокнет патрон.

В бою побеждает портянка,
не трущая ногу бойца.
И встанет боец против танка,
и будет стоять до конца.

Назад не отступит ни шагу,
не будет пощады просить…
Но всё же медаль «За отвагу»
живому приятней носить.

ПОГОДНОЕ. КОЛОКОЛЬЧИКОВОЕ

Татке

За окошком мороз-стекольщик
полирует поверхность луж.
Ты смеёшься, как колокольчик.
Я несу о погоде чушь.

А зима началась бесснежно.
Задувают ветра в окно.
Ты мне даришь любовь и нежность.
Я дурачусь... И мне смешно

оттого, что мороз-стекольщик
не затмит в наших душах свет.
Ты смеёшься, как колокольчик.
Я тебе хохочу в ответ.

МЫ ЕЩЁ ЖИВЫ...

Мы ещё живы, мы ещё живы.
В мае распустятся белые сливы,
яблони будут стоять, как невесты.
В жизни счастливой солдату есть место.

Мы ещё живы, хоть и седые.
Главное, что мы душой молодые.
Нянчим внучат и стихи сочиняем,
и по-хорошему жизнь принимаем.

Мы ещё живы, солдаты Афгана.
И помирать нам пока ещё рано.
Есть ещё повод к работе и жизни,
и послужить, как и прежде, Отчизне.

6 марта 2024


Рецензии
Валерия, как трогательно и с любовью Вы написали
о Кованове Александре, прекрасном, светлом Человеке
и талантливом Поэте, стихи которого мне очень нравятся!
Я его тоже поздравляю с Днём рождения и желаю ему с Татьяной
счастья, любви, долгих лет жизни и творческих успехов!

Николай Лещёв   20.02.2026 13:30     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.